Научная статья на тему 'Массовое политическое сознание в условиях общественных трансформаций'

Массовое политическое сознание в условиях общественных трансформаций Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

481
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / СОЦИЕТАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / MASS CONSCIOUSNESS / POLITICAL CONSCIOUSNESS / SOCIETAL TRANSFORMATION / SOCIAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Беспалов Ю. В.

статья посвящена проблеме изучения массового политического сознания в переходный период. Предпринята попытка рассмотрения массового политического сознания переходного общества как особого типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article is devoted to the problem of mass consciousness in the context of social changes. The author makes an attempt to examine mass consciousness in transitional period as a specific type.

Текст научной работы на тему «Массовое политическое сознание в условиях общественных трансформаций»

СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 321.01(470)

МАССОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Ю. В. Беспалов

Воронежский государственный технический университет

Поступила в редакцию 29 мая 2009 г.

Аннотация: статья посвящена проблеме изучения массового политического сознания в переходный период. Предпринята попытка рассмотрения массового политического сознания переходного общества как особого типа.

Ключевые слова: массовое сознание, политическое сознание, социетальная трансформация, общественное сознание.

Abstract: the article is devoted to the problem of mass consciousness in the context of social changes. The author makes an attempt to examine mass consciousness in transitional period as a specific type.

Key words: mass consciousness, political consciousness, societal transformation, social consciousness.

Проблема массового сознания и его политического сегмента в последнее время сравнительно часто становится объектом политологического исследования. Такая ситуация способствовала развитию разнообразных направлений в рамках политологии — политической социологии, политической психологии, политической лингвистики [1—5]. В то же время возникает необходимость рассмотреть массовое сознание как целостный феномен. В связи с этим интересна попытка построения модели массового сознания на принципе минимального универсума (ПМУ). Так, на основе этого принципа в социуме выделяются три уровня: информационный (массовая психология, общественное сознание), функционально-организованный (социальные институты и организации) и вещественно-энергетический (социальные общности) [6]. Ведущие причины любых социальных событий, в том числе и процессов социетальной трансформации, лежат на информационном уровне социума, т.е. в сфере массового сознания. Так как массовое сознание принадлежит к информационному уровню социума, то в нем, в первую очередь, выделяют рациональные и эмоциональные элементы. Они пронизывают семь слоев, каждый из которых представляет своеобразный ценностный уровень [7, с. 30—31]. Первый уровень

— когнитивный: он включает в себя когнитивные элементы ценностных ориентаций, существующих в массовом сознании. Второй уровень — аффективный, содержащий эмоциональные компоненты ценностных ориентаций. Оба этих уровня обычно осознаются и фиксируются при изучении обще© Беспалов Ю. В., 2009

ственного мнения. Здесь происходит совмещение индивидуальных и массовых компонентов. Они представляют массовое сознание в его идеальном, осознаваемом виде. Следующие уровни выступают как массовое бессознательное. Третий уровень характеризует ценностные ориентации относительно социальных институтов власти, транслирующих социальные нормы и ценности относительно тех социальных субъектов, с которыми люди связаны отношениями подчинения. Четвертый уровень содержит ценностные ориентации, выражающие исторически сложившееся отношение к своей семье, роду и, соответственно, к различным элементам социальной структуры общества, в которые включен данный индивид как представитель соответствующих социальных общностей. Пятый уровень включает ориентации относительно ключевых моментов бытия, таких как смысл жизни, отношение к смерти. На шестом уровне представлены архетипы коллективного бессознательного. Седьмой уровень массового сознания содержит эмоциональные ценности, проявляющиеся в существовании ориентаций на ценностные переживания [8, с. 14].

Нетрудно заметить, что именно первые три уровня массового сознания в наибольшей степени подвержены политическому воздействию, а значит, они и должны в основном охватывать содержание массового политического сознания. В то же время в условиях социетальной трансформации именно эти три уровня подвергаются наибольшим деформациям, что ведет, в свою очередь, к активизации более глубинных уровней массового сознания, связанных с культурной матрицей того или иного общества, что зачастую не осознаваемо самими носителями [9].

ВЕСТНИК ВГУ СЕРИЯ: ЛИНГВИСТИКА И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. 2009. № 2

21*

Так как массовое политическое сознание является частью массового сознания, то оно имеет во многом схожие с ним характеристики. Во-первых, это наличие рациональных и эмоциональных элементов, а во-вторых, схожая структура уровней. При этом для изучения массового политического сознания особенно важен третий уровень, где формируются ценностные ориентации относительно социальных институтов власти, транслирующих социальные нормы и ценности, относительно тех социальных субъектов, с которыми люди связаны отношениями подчинения. Во время такого перехода в массовом сознании будет наблюдаться смещение рациональных типов сознания (целе- и ценностно-рациональных) к иррационально-аффективным. Для массового политического сознания переходного периода характерно существование двух достаточно больших и относительно подвижных типов сознания по способу освоения действительности. Это, во-первых, существование реалистического сознания, носящего по преимуществу локус интернального контроля, т.е. ориентация на самого себя и свои поступки. Вторым типом, проявляющимся наиболее ярко в период социальных потрясений, является магическо-утопическое сознание. Для него характерна мифологизация социальной реальности, представление, согласно которому можно достичь всего и сейчас посредством неких ритуальных действий. Следовательно, массовое сознание переходного периода будет отличаться своей иррациональностью, где на первый план выходят его наиболее подвижные компоненты — настроения и мнения. Этот процесс обычно сопровождается либо массовой политизированностью общества, либо социальной апатией, что дает право говорить о третьем типе массового политического сознания — аполитичном сознании [10, с. 12].

В данной ситуации в массовом сознании ведущим становится обыденный уровень, где обыденные суждения превращаются в аксиомы, из которых впоследствии формируются следствия, служащие побудительным мотивом к действию. Особенно явно это проявляется при политических кризисах, в ходе радикальных изменений социально-политической системы. В такие периоды происходит изменение логически организованной системы политических ценностей, ориентаций и приоритетов, фиксирующих некоторые существенные характеристики, которые присущи определенной группе исторически сложившихся структур политического сознания, т.е. происходит разрушение того, что определяет тип политического сознания [11, с. 46].

В результате массовое политическое сознание вступает в состояние, которое можно назвать измененным [12, с. 43—44]. Оно характеризуется изменением поля сознания, где происходит перемена круга устойчивых повседневных состояний, сохранявших

свою значимость «точки отсчета», на некий новый набор устойчивых состояний. Такой слом сопровождается резким рассогласованием идей, убеждений, ценностей, императивов поведения, что ведет к когнитивному диссонансу и является причиной фрустраций. Полный переход в другое состояние характеризуется обретением новой законченной картины окружающей действительности.

В политическом плане это означает нахождение новой социально-политической картины, значимой для большинства членов данного социума и, следовательно, принимаемой ими как в целом, так и в качестве соответствующих политико-психологических основ, необходимых для ее функционирования. В случае, когда такая картина или хотя бы некий комплекс идеологем не находятся, массовое сознание в целом и массовое политическое сознание в частности приобретают нестабильный характер, для которого характерны не относительно ясно выделяемые типы сознания, а скорее некий достаточно широкий спектр флуктуирующих типов, отличающихся своей нестабильностью. Часть из них будет относиться к прошлому устойчивому состоянию сознания, характерного для представителей данного социума, часть

— к будущему, еще не устоявшемуся состоянию.

Однако оба эти состояния, по отношению друг к другу, будут являться измененными, в результате чего сознание как отдельных индивидов, так и общества в целом может иметь весьма своеобразное содержание, где происходит не просто взаимодействие между когнитивно-рациональными и аффективно-иррациональными компонентами, характерными для одного устойчивого состояния сознания, а одновременное сочетание различных элементов, характерных для двух различных состояний сознания. Такое взаимодействие будет порождать «клиповое» содержание массового сознания, в результате чего в нем могут уживаться порой несовместимые ценности, понятия и убеждения, которые, взаимодействуя между собой, образуют в итоге достаточно рациональную и логически непротиворечивую картину [13].

Это типичное состояние транзита, когда общественное сознание в условиях перехода и деструктивного развития приобретает различные формы деформированного, искаженного восприятия действительности с последующим превращением их в аномальные виды неадекватного, противоречивого, отклоняющегося поведения, затрагивающего как все аспекты общественной жизни, так и отдельные ее сегменты [14]. Такие глубокие, качественные изменения можно назвать метаморфозами. Метаморфозы могут отражать как отдельные сдвиги и изменения, происходящие в сознании, так и самое причудливое их сочетание [15, с. 4]. Они являются результатом деформации общественного сознания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шестопал Е. Б. Психологический профиль российской политики / Е. Б. Шестопал. — М., 2000.

2. Дилигенский Г Г Социально-политическая психология / Г. Г. Дилигенский. — М., 1996.

3. Башкирова Е. И. Трансформация ценностей российского общества / Е. И. Башкирова // Полис. — 2000.

— № 6.

4. Туманов С. В. Современная Россия : массовое сознание и массовое поведение / С. В. Туманов. — М., 2000.

5. Качанов Ю. Л. Опыты в поле политики / Ю. Л. Качанов. — М., 1994.

6. Немировский В. Г. Неклассические и постнеклас-сические подходы в современной российской социологии / В. Г. Немировский // Социология. — 2005. — № 2.

7. Немировская А. В. Ценности в массовом сознании : структура и динамика / А. В. Немировская. — Красноярск, 2005.

8. Немировский В. Г. Массовое сознание и бессознательное как объект постнеоклассической социологии /

Воронежский государственный технический университет

Беспалов Ю. В., старший преподаватель кафедры философии

E-mail: [email protected] Тел.: (4732) 25-78-37

В. Г. Немировский // Социологические исследования. — 2006. — № 2.

9. Сикевич З. В. Социальное бессознательное /

З. В. Сикевич, О. К. Крокинская, Ю. А. Поссель. — СПб., 2005.

10. Громова Р. К. Типологии политического сознания россиян // Р. Громова // Мониторинг общественного мнения. — 1999. — № 2.

11. Современное политическое сознание в США / под ред. А. В. Баталова. — М., 1980.

12. Спивак Д. Л. Измененные состояния массового сознания / Д. Л. Спивак. — М., 1998.

13. Тощенко Ж. Т. Пародоксальный человек / Ж. Т. Тощенко. — М., 2001.

14. Штомпка П. Социальные изменения как травма / П. Штомпка // Социологические исследования. — 2001.

— № 1.

15. Тощенко Ж. Т. Фантомы общественного сознания и поведения / Ж. Т. Тощенко // Социологические исследования. — 2004. — № 12.

Voronezh State Technical University Bespalov Y. V., Senior Lecturer of the Philosophy Department

E-mail: [email protected] Tеl.: (4732) 25-78-37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.