6. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. - Киев: София, 2001.
7. Мечников И.И. Этюды о природе человека. - М., Изд-во АН СССР, 1961.
8. Мордовцева Т.В. Идея смерти в культурфилософской ретроспективе. - Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2001.
9. Моуди Р. Жизнь после жизни. ЦКЪ: http://www.gumer.info/bibliotek Викв/Си11иге/Моиё1/Моиё1 1 пёех.рЬр
10. Налчаджян А. Загадка смерти. Очерки психологической танатологии. - Ереван, 1998.
11. Постнов О.Г. Смерть в России Х-Х1Х вв.: историкоэтнографический и социокультурный аспекты. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001.
12. Седов Л. Типология культур в зависимости от отношения к смерти // Синтаксис. - 1989. - № 26.
13. Торчинов Е. А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. - СПб: Азбука-классика, 2007.
14. Фрейд З. ЦЕЬ: http://www.zigmund.ru/transactions.php
15. Хен Ю.В. Современные мифы о смерти // Идея смерти в российском менталитете. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1999.
16. Хофманн А. ЛСД - мой трудный ребенок. ЦЕЬ:
http://lib.aldebaran.ru/author/hofmann albert/hofmann albert ls d moi trudnvi rebvonok/hofmann albert lsd moi trudnvi reb yonok 0.html
17. Шпильрейн С. Деструкция как проблема становления // Логос. - 1994. - №5. - С. 207-236. URL: http://spielrein.ru/site/node/6
18. Юнг К. Обзор теории комплексов. URL: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Psihol/Yung/obzor.php
19. Юнг К. Психология и религия. URL: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Psihol/Yung/psih rel.php
20. Vovelle M. La Mort et l'Occident de 1300 a nos jours. Paris, Gallimard, 2001.
Изотова И.С. - аспирантка кафедры истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Izotova I.S. - post-graduate of department of history and theory of world culture of philosophy faculty of M.V. Lomonosov Moscow State University.
E-mail: izotova.irina. [email protected]
УДК 101.1:316
Л.А. Ермолина
РОЛЬ КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ДИЗАЙНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воздействие человеческого фактора является значимым в системе «природа-человек-вещь». Деятельность человека привела к нарушению взаимодействия компонентов данной системы, восстановление функционирования которой связано с развитием духовно-эстетического потенциала людей, основанном на лучших культурно-эстетических образцах. Переосмысление существующих ценностей современного человека, в т.ч. дизайнера и потребителя, его культурное и духовное обогащение будут способствовать созданию и потреблению высококачественной продукции, а личность при этом станет гармонично взаимодействовать со средой, в которой живет.
Ключевые слова: система, дизайн, дизайнер, потребитель, продукция, вещь, деятельность, культура, образование, эстетика, духовность.
L.A. Yermolina
THE IMPORTANCE OF THE CULTURAL-AESTHETIC DEVELOPMENT OF PEOPLE
IN DESIGN ACTIVITY
Influence of the human factor is significant in the system “Nature - person - thing”. The activity of the person has led to infringement of the interaction of the components of the given system, restoration of functioning of which is connected with the development of spiritual-aesthetic potential of the people, based on the best cultural-aesthetic samples. Reconsideration of the existing values of a modern person, including the designer and the consumer, their cultural and spiritual enrichment, will promote creation and consumption of high-quality production, and the person will harmoniously co-operate with the nature, in which he lives.
Key words: system, design, designer, consumer, production, thing, activity, culture, formation, aesthetics, spirituality.
Различные современные философские, социально-психологические исследования фиксируют негативные тенденции снижения духовнокультурного уровня человека, его нравственной устойчивости, способности к творчеству, толерантному, гуманному отношению к другим членам социума. Сегодня традиционное образование отстает от реальных потребностей современной науки и производства, не может отвечать на исторические вызовы в процессе глобализации и социальных изменений. Данная статья посвящена конкретным проблемам дизайна и решению задач для амортизации этих проблем.
Обратимся к истокам дизайнерской деятель-
ности. Человек с древнейших времен производит различные вещи, которые помогают ему в процессе жизнедеятельности. Создавая различные объекты, человек-творец проходил следующие этапы проектной деятельности: замысел вещи, подготовка материала для ее создания, подготовка инструментов, с помощью которых будет создана вещь, создание вещи по определенной технологии, а также использование изготовленной вещи по назначению. Ремесленники изготавливали свою продукцию не только для себя, своей семьи, но и для обмена на другие товары. Готовая вещь становилась объектом торговли, в связи с этим возникала новая задача - реализовать то-
вар, чтобы он был нужен другим людям, имел привлекательный вид, приносил как можно больше пользы потребителю и наносил как можно меньше вреда окружающей среде. В историческом процессе ремесленное производство превратилось в мануфактурное, затем произошел быстрый рост и развитие фабрик и заводов, что привело к массовому производству товаров.
Для XXI в. характерно движение, ускоренный темп развития не только высоких технологий, создания материалов, разработки грандиозных планов, но и новая своеобразная культура потребления, порожденная связями в системе «природа-человек-вещь», такими как «человек (потребитель)-вещь», «дизайнер-проект-предмет-вещь», «дизайнер-потребитель».
Внешняя привлекательность изделия, расширение его функциональных способностей стали залогом успешной реализации продукции. Разработка и проектирование вещей - обязанность дизайнера. Современный дизайнер должен многое знать и уметь: он должен владеть основами экономики, психологии, социологии, конечно, эргономики и прочими отраслями знания. Он как человек с особенным творческим мышлением должен быть в современном мире не только проектировщиком, но и знатоком человеческих потребностей, предвестником моды, носителем культуры и искусства, быть многогранным, а значит - открытым к принципиально новому проектированию.
Создание предметно-вещественной среды обитания во все времена является сложным и ответственным делом, поскольку творец не только отвечает определенным потребностям человека, но и формирует его поведение, образ действий, эмоциональное состояние, эстетическое восприятие и т.п. Независимо от воли и желания создатель «вкладывает» в вещь информацию о себе, своем развитии. Дизайнерский продукт отражает и воплощает уровень индивидуальных способностей, вкусов, знаний, мировоззренческих установок, а также уровень развития культуры и цивилизации, техники и технологии, методов и навыков, отношение культуры к природе; может выступать носителем культурных символов и ценностей.
Дизайн в наше время - это все то предметное пространство, которое окружает человека, он стал новым этапом развития цивилизации со времени появления промышленности. Производство товаров сейчас стало более конструктивным, появляются все новые и новые формы, материалы, технологии, в связи с этим возможность обширного выбора возростает в разы. При полной обеспеченности материалами духовная составляющая неизменно должна присутствовать в
объектах промышленного дизайна, одновременно духовный мир самого дизайнера должен быть насыщенным и богатым, ведь он несет полную ответственность за жизнь своего детища - промышленного изделия.
Важнейший компонент человеческой деятельности - дизайнерская деятельность, в процессе которой формируется предметная среда, окружающая человека. Она обладает огромной силой обратного воздействия на людей, формируя определенное отношение к миру вещей и отношение людей друг к другу через посредство вещей. Дизайн в процессе своего развития превратился в одно из действенных средств формирования этих ценностных отношений, которые под влиянием сложной системы факторов могут приобретать как гуманистическую, так и антигуманную направленность.
Очевидна значимость деятельности дизайнера: он должен грамотно разрабатывать концепцию, четко определять цель проектирования, его задачи и методы. Для достижения цели необходимо учитывать все факторы - технические характеристики изделия, его экономичность, качество материалов, экологичность, утилитарность, удобство транспортировки, хранения, эксплуатации.
Дизайнеру нужно подходить к проектировке изделия с позиции высокообразованного культурного человека, гармонично сосуществующего с природой, однако реализации этого мешает множество проблем.
Дизайнер невольно зависит от общественного положения, ему предписывают определенные правила и стандарты, без которых немыслима жизнь в системе социума. Его творчество сдерживают потребности, шкала пространственных и временных ценностей, предпочтения, материальная сторона заказчиков-потребителей, т.к. он работает для людей, а не только для собственного удовлетворения и реализации своих творческих замыслов.
Низкий уровень эстетического развития людей, который может стать выше в результате существенных изменений эстетического сознания человека-потребителя, прививая последнему богатство эстетического отношения к миру, стремление к гармонии, совершенству, красоте, идеалу прекрасного.
Стандартные приемы, применяемые дизайнерами, оказываются порой не соответствующими реальным потребностям адресатов и, будучи недостаточно осмысленными и нетворческими, задают «низкую планку» уровня развития дизайнера. Вместо одухотворенного дизайна, ориентированного на решение социально значимых задач в целях повышения качества жизни людей и совершенствования социально-культурных отношений в обществе, все больше распространяются
ремесленничество, заимствования и подражание тому, что считается модным и престижным на Западе; бездушное формотворчество, лишенное глубинной мотивации, содержательности. Дизайнерское решение, внешне эффектное, привлекающее внимание потребителей необычностью модных приемов компоновки, декора, отделки, обеспечивающее формальную новизну оригинальных сочетаний материалов и применяемых технологий, направляет развитие дизайна по ложному пути. Также недопустимо соглашаться с обезличенными, усредненными, общепринятыми формами, значение которых может находиться в явном противоречии со смыслом традиционных мотивов, национальных образов, угрожать десакрализацией значений вещей и, в конечном счете, - разрушением ядра традиции, форм духовной продукции и жизнедеятельности, позволяющих человеку гармонично вписаться в Бытие.
Выявляется и недостаточная осведомленность представителей среднего и малого бизнеса в области проектно-дизайнерской культуры и технологий создания дизайнерской продукции. В связи с нежеланием некоторых компаний вкладывать денежные средства в эстетизацию и повышение качества дизайнерской продукции отсутствует включенность новейших дизайнерских разработок, инновационных решений, оригинальных задумок в отечественный дизайн. Возникает проблема дороговизны качественных вещей, оснащенных западными технологиями с применением дорогостоящих материалов. Все более размываются представления о границах дизайна, его специфике, искажаются критерии оценки результатов дизайнерского творчества, снижается требовательность самих дизайнеров к своим разработкам, происходит падение общего уровня культуры и художественного вкуса в стремлении угодить нередко низкопробным запросам заказчиков.
Дизайнер из творца гармоничного предметного мира и его компонентов - вещей разного вида, а в идеале - всей прекрасной, целесообразной комфортной «второй природы», создаваемой им вместе с другими специалистами предметного художественного творчества, в существующих условиях превращается в модного стилиста, одновременно являясь выразителем индивидуальных амбиций ради личного самоутверждения и преуспевания, обслуживая в основном элиту общества и систему бизнес-проектов.
Потребительский рынок наполняется подделками известных марок, товарами низкого качества, которые наносят вред потребителям и искажают эстетическое восприятие действительности.
Человек перестает прислушиваться к природе, в настоящее время он вывел далеко из диапазона
своей деятельности идею жизни в гармоничном сосуществовании с природой, друг с другом и со всем «космосом». Можно привести следующие примеры: 100-этажные дома, в которых человеку трудно находиться, так как на последних этажах у него теряется связь с землей, нарушается биоритм; одежда, которую мы носим, превращается в металлическую конструкцию или в некую кольчугу из сплава синтетических материалов, в которой кожа «не дышит», вызывает раздражение и аллергию; мебель, находящаяся в наших квартирах, выглядит эпатажно, вызывающе, креативно, но пользоваться такой мебелью человеку не очень удобно и даже дискомфортно, а эксперименты с дизайном интерьера превращают жилье в «черный квадрат Малевича»; посуда, из которой мы едим, часто сделана из пластмассы, которая оказывает неблагоприятное воздействие на продукты питания и, следовательно, на здоровье человека.
Главная цель создания и планирования вещей, дизайна - создание функциональной вещи, продуманной, удобной в использовании, сообразной с законами красоты и гармонии бытия. Но в наше время связь «природа-человек-вещь-
природа» все более ослабевает, потому что ослабло звено «природа-человек». Утрачивая важную связь с природой, со своей историей, традициями и культурой, человек сам себя уничтожает.
Развитие общечеловеческой коммуникации между людьми, преодоление одиночества индивидуума, раскрытие потенциала каждого человека, вовлечение его в различные сферы жизнедеятельности, в т.ч. и в сферу дизайна, культурнообразовательная поддержка со стороны государства и социальных структур помогут укрепить связи «природа-человек», «дизайнер-потребитель», «человек-вещь».
Современный дизайнер при разработке продукции не должен сосредотачиваться только на экономической выгоде или утилитарной пользе, приносимой этим изделием, но обратить внимание в первую очередь на основную идею, вкладываемую в вещь, на культурную составляющую продукта, экологическую и природную сообразность и отсутствие какого-либо вреда от производимого продукта. Перечисленные компоненты, заложенные в произведенной вещи, будут формировать вкус потребителя дизайнерской продукции и смогут удовлетворить культурную, духовную, психологическую, моральную потребности человека. Ведь взаимодействие и коммуникация людей строятся не только на экономической основе, но и на множестве других - социальной, культурной, моральной, духовной, и т.д., которые взаимосвязаны и создают фундамент функционирования личности.
Чувство красоты природы, окружающих лю-
териально-вещественную среду обитания человека, то есть в структуры, которые складывались на протяжении столетий.
У каждого человека должна быть целостная картина мира, творческий подход к работе над проектами, художественное чутье, тогда он будет совершенно по-другому действовать, и вещи, создаваемые им, будут органично вписываться в мир.
Потребитель должен раскрыть творческий потенциал дизайнерских вещей, красоту окружающего его пространства, а дизайнер - оценить ответственность, возложенную на него при преобразовании предметной среды, быть способным не только говорить и творить, но и слушать. При этом современная научно-техническая информационная цивилизация будет сохранять культуру, базовые ценности и духовные идеалы, контролируя развитие новых технологий и промышленного производства.
Литература
1. Быстрова Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль: введение в философию дизайна. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. - С.96.
2. Неменский Б.М. Познание искусством. - М.: УРАО, 2000. - 192 с.
3. Эстетическое сознание и процесс его формирования / Ин-т философии АН СССР. - М.: Искусство, 1981.
4. Материалы форума Стратегия 2020. Региональная
проекция»: Воронеж, 29 января 2010 г. URL:
http ://actualcomment.ru/done/451/
Ермолина Лидия Анатольевна, аспирантка очной формы обучения кафедры философии МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Yermolina Lidiya Anatolievna, post-graduate student of department of philosophy of N.E. Bauman Moscow Technical University.
E-mail: [email protected]
УДК 930.85 (725.945)
А.А. Качемцева
ТРАДИЦИИ НЕКРОКУЛЬТУРЫ КАК ФОРМА СОХРАНЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
В статье сформулированы основные принципы создания теории отечественной некрополистики. Рассматриваются традиции и стереотипы некрокультуры как формы сохранения социально-исторической и культурной памяти. Раскрывается механизм развития, трансляции и наследования информации в некрокультуре.
Ключевые слова: некрокультура, региональная некрополистика, феномен некрополя, социально-историческая память, культурогенез, культурные традиции, идентификация, социокод.
A.A. Kachemtseva
NECROCULTURAL TRADITIONS AS THE FORM OF THE CONSERVATION OF SOCIAL
AND HISTORICAL MEMORY
The article describes the main principles of creation of the theory of necropolistics. Traditions and stereotypes of necrocuture are considered as forms of preservation of social, historical and cultural memory. The author exposes the mechanism of development, translation and inheritance of information in necroculture.
Key words: necroculture, regional necropolistics, phenomenon of necropolis, social and historical memory, cultural genesis, cultural traditions, identity, social code.
дей, вещей создает в человеке особые эмоциональные состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Б.М. Неменский выделил следующие особенности: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, всю общественную жизнь, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры личности...» [2, с.76].
Приобщая детей дошкольного, школьного возраста, студентов технических вузов к богатейшему опыту человечества, накопленному в культуре, можно воспитать высоконравственного, образованного, всесторонне развитого современного человека и специалиста.
При обучении студентов технических специальностей, разрабатывая учебные программы, необходимо гармонично соединить знания по начертательной геометрии, сопротивлению материалов, теории машин и механизмов, компьютерную графику, математическое моделирование, промышленное конструирование и другие технические дисциплины со знаниями по рисунку, живописи, композиции, истории искусств, эстетике, философии, культурологии, экологии. Тогда промышленная продукция, созданная ди-зайнерами-инженерами будет красивой, удобной, экологичной, сообразной культуре. В случае с подготовкой специалистов по дизайну это особенно важно, поскольку дизайн проникает в ма-