Библиографический список
1.Архивы России/ [сайт], URL: http://guides.rusarchives.ru. (дата обращения: 28 марта 2001 г.)
2. Волкова В.Н. Сибирское предпринимательство в области книжного дела (вторая половина XIX века). Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН/ [сайт], URL:: http://www.omsu.omskreg.ru. (дата обращения: 4 мая 1997 г.)
3. Издательства и издающие организации СССР. Указатель идентификаторов. Справочное издание. М.: Издательство «Книжная палата», 1991. 80 с.
4. Книги Восточно-Сибирского книжного издательства за 50 лет: Справочник. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1982. 68 с.
5. Книжная культура Бурятии // Материалы II региональной научно-практической конференции. Ч. I. Улан-Удэ: Изда-тельско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2000. 234 с.
6. Курбатская Л.С. Издание бурятской детской книги //Книжное дело в Сибири и на Дальнем Востоке в последней четверти ХХ века: Сб. науч. тр. Новосибирск, 1990. С.118-129.
7. Перепись населения: Свободная энциклопедия Википе-дия/ [сайт], URL:: http://ru.wikipedia.org/wiki. (дата обращения: 4 августа 2011 г.)
УДК 820+6259 (380)
ДИЗАЙН В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА Н.А.Руш1, В.В.Есипов2
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассматриваются вопросы роли дизайна в формировании культурного пространства. Раскрываются базовые элементы понятия «дизайн», анализируются специфические особенности эстетического восприятия и потребления объектов дизайнерской деятельности, определяются особенности отношения человека к объектам дизайна и исследуются теоретико-методологические основания анализа дизайна как явления культуры. Библиогр. 10 назв.
Ключевые слова: дизайн; культурное пространство; предметная среда; художественное творчество.
DESIGN IN CULTURAL SPACE FORMATION N. A. Rush, V.V. Esipov
National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The article discusses the issues of the design role in cultural space formation. It reveals the basic elements of the concept of "design", analyzes specific features of aesthetic perception and consumption of objects of design, determines the features of people's relationship to the objects of design, and studies the theoretical and methodological bases for the analysis of design as a cultural phenomenon. 10 sources.
Key words: design; cultural space; object environment; artistry.
Актуальность нашего исследования определяется общим для современного направления культурологической науки стремлением к углубленному изучению культурных истоков и традиций художественно-утилитарных форм человеческой деятельности по созданию культурного пространства, которое играет особенно важную роль в культуроформирующих процессах жизнедеятельности людей в период радикальных преобразований социально-экономической сферы и общественного сознания в XXI веке.
Взгляды на культурное пространство и суждения о нем во многом зависят от экономического, социально-культурного уклада общественной системы. Изменение последнего неизбежно влечет за собой изменение представлений о культуре и культурном пространстве. Современные концептуальные взгляды на культурное пространство могут рассматриваться как научное направление исследований комплексного явления,
возникающее на стыке наук и отраслей знаний, искусства, в его широком понимании, и факторов культуры.
Крупные изменения, происходящие в настоящее время в предметной оснащенности человеческого существования, являются важнейшими показателями развития дизайна, неисчерпаемого многообразия его феноменов и активного воздействия на человека. Значимость современного социального прогресса во многом обусловлена достижениями дизайна. Это обстоятельство качественно изменяет роль дизайна в современном обществе и, вместе с тем, неизмеримо усложняет, расширяет спектр дизайнерской деятельности. Необходимость культурологического осмысления дизайна как культурно-эстетического феномена в значительной степени обусловлена его ролью в истории культуры и современности.
Дизайнер культурного пространства всегда ориентирован на нормативную систему художественной
1Руш Наталия Александровна, аспирант, тел.: (3952) 405076. Rush Natalya, Postgraduate, tel. (3952) 405076.
2Есипов Владислав Витальевич, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой искусствоведения. Esipov Vladislav, Doctor of History, Professor, Head of the Department of Art History.
культуры, на принципы своей художественной программы, потребитель - на реальности массового потребления культуры. Средством такого превращения является композиционное формообразование, в процессе которого дизайнер культурного пространства моделирует обширное поле связей «человек - объект - среда - культура» [1 ,С.4-6].
Дизайн культурного пространства представляет собой многоплановое явление, что и определило не только многообразие подходов к его изучению, но и их взаимосвязь и взаимодополняемость. Представленная работа, таким образом, подчинена не последовательному рассмотрению одних проблем за другими, а вовлечению в круг анализа все большего числа исследовательских задач.
Исследование сущности дизайна культурного пространства предполагает необходимость анализа специфических особенностей эстетического восприятия и потребления объектов дизайнерской деятельности. Рассматривая восприятие как чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на человека, представляется возможным определить ряд функций восприятия в процессе познания: отражение отдельных отношений, присущих процессам культурного пространства; выделение целостного предмета из окружающего фона; отображение его формы, величины, фактуры поверхности, положения в пространстве. Эти функции являются основой для формирования сложных представлений. Восприятие представляет собой многоуровневый процесс, который находится в сложной смысловой зависимости от культурных систем, включающих субъект и объект. На уровне проектирования культурного пространства дизайнер не только решает проблему моделирования объекта, но и моделирует предполагаемую ситуацию.
Отношение человека к предметам дизайна характеризуется рядом особенностей. В.С. Потапов на основе этих особенностей выделил следующие типы восприятия [2,С.177-179]:
- ситуативный тип, при котором цель восприятия исчерпывается одномоментным отношением к объекту в определенной ситуации; для такого восприятия характерна сосредоточенность на ценности некоего переходящего состояния; эстетическая ценность в сознании субъекта связывается при этом с особой эстетической ситуацией, а объект выступает как средство ее осуществления;
- эстетизированный тип, который проявляется в таких высказываниях, как « красиво - некрасиво», «прекрасно - безобразно»; его характеризует соотнесение объекта с эстетической ценностью и идеалом;
- прагматический тип, связанный с установкой на объект, как средство удовлетворения определенной потребности; на первый план выступает полезность вещи для субъекта в конкретной ситуации;
- профессиональный тип, противоположный по своему характеру прагматическому, поскольку не связан с обладанием объектом; предметом оценки оказываются приемы организации и формообразования,
функции, конструктивная структура, символическая значимость; объект соотносится с контекстом среды, аналогами и прототипами; такое восприятие обращено к памяти, контексту культуры.
Исходя из этой характеристики типов восприятия, следует подчеркнуть, что каждый из них, проявляясь в различных ситуациях потребления и в известной степени формируя их, опирается на непосредственное знакомство с образцом объекта и опосредованный опыт, полученный в результате усвоения ценностных установок и форм поведения.
К основным условиям, влияющим на оценку объекта в предметно-пространственной культурной среде, относятся: базовая установка потребителя; состояние сознания, эмоциональная установка в конкретной ситуации. Вместе с тем, в современной ситуации этого оказывается недостаточно. Необходима новая методика, помогающая дизайнеру моделировать состояние субъекта - формировать его вкусы. Деятельность дизайнера продолжает деятельность художника в иной плоскости бытия культуры. Культурный смысл деятельности художника заключается в создании образа, который может стать нормой эстетического восприятия действительности. Культурный смысл деятельности дизайнера определяется преобразованием предметно-пространственной среды в нечто эстетически значимое.
В практике часто упускается этот смысл и возникает ориентация дизайнера на создание отдельных вещей, или на создание самоценного художественного образа. Углубленный анализ этой проблемы представляется целесообразным проводить, исходя из ситуации деятельности, что является предметом проводимых нами исследований. Следует отметить, что художник отыскивает новый способ восприятия уже данной действительности, которую он по-своему видит и отображает, а дизайнер ставит под сомнение материальные и организационные формы этой действительности, опираясь на функционирующие в культуре нормы и оценки. Если в искусстве элементы предметно-пространственной среды являются объектами изображения, то в дизайне они рассматриваются в качестве объектов художественной организации.
Выявление теоретических аспектов дизайна культурного пространства - это выявление места дизайна в культурном пространстве, в системе человеческой деятельности, что позволяет понять его как явление культуры.
Вся история науки свидетельствует о том, что культурология, в основном, была сосредоточена на изучении художественного творчества. В меньшей мере осуществлялся философский анализ закономерностей художественно-утилитарных форм человеческой деятельности. В их системе особое место занимают те, которые имеют своим объектом не собственно человека, его физическое и духовное преобразование, а предметно-пространственный мир, который обеспечивает жизнедеятельность, культуроформиру-ющие процессы.
Универсальность взаимодействия различных видов художественного творчества как предметной сто-
роны культуры с человеческой деятельностью феноменальна. В полной мере она раскрывается в системе законов взаимодействия природы и общества. Соотношение искусства и деятельности в современных условиях определяет необходимость по-новому решать известные проблемы. На наш взгляд, осмысление многих закономерностей, проявляющихся в формировании культурного пространства, и места дизайна в этом процессе представляется актуальной и своевременной научной задачей.
Созданные дизайнером композиционные формы культурного пространства несут информацию, способствующую устойчиво поддерживать типы поведения, закрепляющие традиции культуры. В этих формах могут быть воплощены образы, несущие большие социально-культурные и нравственные идеи современного общества. Необходимо отметить, что закономерная упорядоченность окружения человека должна удовлетворять присущие человеку эстетические потребности.
Рассмотрим теоретико-методологические основания анализа дизайна как явления культуры.Дизайн выступает специфическим явлением культуры, возникающим как результат развитой технической цивилизации, приведшей к новым технологиям. Известно, что слово дизайн происходит от итальянского disegno -понятия, которым в эпоху Возрождения обозначали проекты, рисунки, идеи, лежащие в основе произведения. Слово design, появившееся в английском языке в XVI веке, обозначало рисунок, узор, замысел, чертеж. Сегодня термин дизайн принято использовать для характеристики процесса художественно-технического проектирования. Такого рода проектирование выделилось в самостоятельный вид деятельности к началу XIX века, когда, в связи с развитием машинного производства, появились предметы, изготовленные промышленным способом. Это обстоятельство, как считают исследователи дизайна, явилось истоком его появления [3,С.189]. Возникновение новых предметов выявило проблему их внешнего оформления. Возросший интерес к форме стимулировал авангардные течения в живописи начала XX века и утверждение эстетики функционализма.
Творческие биографии великих мастеров - основоположников практического дизайна начала двадцатого столетия тоже свидетельствуют о связи дизайна с искусством. Ван де Вельде был живописцем, Петер Беренс - художником-прикладником, архитектор-дизайнер Ле-Карбюзье (совместно с А. Озанфаном) основал пуризм.
Однако уже первые попытки теоретического осмысления дизайна и специфики дизайнерской деятельности зафиксировали ряд противоречий. Так, Г.Рид в 1934г. в своей книге «Искусство и промышленность», посвященной анализу дизайна, рассматривает дизайн как высшую форму искусства. В этом же 1934г. в книге «Объяснения промышленного искусства» Дж. Глоаг рассматривает дизайн как техническую операцию в процессе производства, находящуюся в одном ряду с любой другой операцией инженерного характера [3, С.207].
Отказ от отнесения дизайна к искусству, понимание его как проектирования предметных условий общественной жизни (предметной среды) сформулированы в 1920г. теоретиком производственного искусства Б. Арватовым. Несмотря на то что дизайн и произошел от «искусства», однако само искусство, считали теоретики-производственники, должно раствориться в жизни , прежде всего - в производстве.
Противоположные суждения о дизайне зафиксированы и в отношении понимания роли дизайна в культуре. Итальянский дизайнер Джио Понти видит задачу дизайна в создании новых и прекрасных форм вещей, раскрывающих истинный характер нашей цивилизации. Напротив, Томас Мальдонадо исходит из того, что предмет потребления не может выполнять функции художественного произведения: «Дизайн -это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей среды человека, которая обусловлена промышленным производством» [3,С.211].
В.Л. Глазычев, один из крупнейших отечественных исследователей дизайна, в своей работе «О дизайне» в качестве главного результата дизайна в целом выдвигает потребительскую ценность продукции: «Дизайн - форма организованности художественно-проектной деятельности, производящая потребительскую ценность продуктов материального и духовного массового потребления» [4,С.74].
Началом истории дизайна можно считать 1919г. -год основания Баухауза. Однако некоторые исследователи дизайна отмечали тот факт, что влияние Баухауза на общую товарную продукцию современной ему Европы было невелико. Только начавшийся в 1929г. всемирный экономический кризис выявил возможности дизайна стать реальной коммерческой силой. В любом случае история дизайна неразрывно связана с эволюцией машинной индустрии по совершенствованию предметного окружения человека. В настоящее время практика дизайна чрезвычайно широка: в его сферу попадают выставочный дизайн, ландшафтный, полиграфический, компьютерный, непредметный дизайн. В связи с этим возникает вопрос о роли дизайна в проектировании культурного пространства для общества.
В [4,С. 124; 5,С.56-59] содержатся суждения об особой связи дизайна с социальной сферой. Дизайн представляется в качестве особой сферы социальной деятельности, как системная организация всего предметного мира человека.
Воронов Н.В., выводя дизайн за пределы предметной среды, предлагает следующий вариант понимания дизайна: « дизайн возможен в любой области. Если говорить о дизайне в целом - это особый метод..., это особая комбинаторная направленность мышления, а не область деятельности». Исходя из
этого определения, можно сделать вывод о том, что такому расширенному представлению противостоит понимание дизайна как инженерного проектирования. Вероятно, возможно уточнение трактовки дизайна за счет феноменологического описания дополнительных целей, функций, объектов дизайна.
Бестужев-Лада видит специфику дизайна как процесса проектирования в использовании художественных методов и средств, т.е. в художественном конструировании, художественно-образном проектировании. Он пишет: «дизайн - это проектная деятельность, где импульс дается интуицией, образом, под который подводятся дальнейшие изыскания, что позволяет создавать качественно новые продукты или традиционные продукты с качественно новыми характеристиками».
К 80-м годам XX века формулируется профессиональное определение дизайна: дизайн - это «проектная художественно-техническая деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами, по формированию гармоничной предметной среды жилой, производственной и социально-культурной сфер. Объекты дизайна - промышленные изделия, элементы и системы городской, производственной, жилой среды; визуальная информация; функционально-потребительские комплексы и пр. Соответственно, различают дизайн промышленных изделий, среды, графики, социально-культурной сферы»[7, С. 134]. Существует множество других определений дизайна. Представленные выдержки свидетельствуют о том, что по мере становления дизайна уточнялось и его понимание. Анализ массива определений позволяет зафиксировать свойственные дизайну черты, определяющие его сущность - проективность, функциональность, художественность, интерпретативность, смысловую наполненность, зависимость от социального контекста. Данная совокупность свойств дизайна позволяет нам предположить возможность обращения к комплексной методологии, отказавшись от односторонности частнонаучных подходов.
Применительно к исследованию дизайна принцип единства социального и культурного означает понимание произведения дизайнерского творчества как того, что имеет не только утилитарное значение, но и обладает возможностью выражения некоторых общекультурных интенций, смыслов, ценностей и субъективных значений. Взаимопроникновение социального и культурного можно рассматривать, как подчеркивает А.С. Ахиезер [8,С. 29 -31], «как цель и одновременно как результат, как содержание человеческой активности, действий, мысли, всей жизнедеятельности». Таким образом, ключевой категорией, позволяющей преодолеть частичность и узкоспециальную ограниченность рассмотрения дизайна, выступает категория
деятельности. Несомненным достоинством обращения к этой категории является ее универсальность и всеобщность. По мнению методолога науки Э.Г. Юдина [9,С.240], данная категория соединяет «эмпирическую достоверность с теоретической глубиной и методологической конструктивностью».
Деятельность, понимаемая как продуктивная деятельность, - это преобразование реальности в мир объектов. Дизайн, безусловно, является родом такой предметной деятельности, поскольку создает многообразную систему вещей. Такое понимание предметности деятельности позволяет нам определять дизайн не только как совокупность некоторых действий, но и как сложный синтез процесса деятельности и ее результата. Тождество субъективной и объективной сторон предметной деятельности превращает ее во всеобщую форму человеческого развития через деятельное присвоение универсальной человеческой культуры. Идея взаимопорождения объекта и субъекта приводит к пониманию предметности как «реальной идеальности всех всегда вещественных средств порождения, возрождения, совершенствования и расширенного воспроизводства родовой общности людей» [10, С.26].
Понимание деятельности как всеобщего способа отношения сообщества людей к условиям своей жизни позволяет сформировать системно-целостное представление о такой специфической деятельности, как дизайн культурного пространства, описать его роль и функции. Но «культуролог, какой бы теоретической позиции он ни придерживался, вынужден объяснять генезис, функционирование и развитие культуры как специфически человеческое и самобытно-этническое»[11,С.123]. Отсюда следует задача наших дальнейших исследований - рассмотреть дизайн культурного пространства в исторической, социальной и культурной перспективе.
В заключение подведем некоторые итоги. Идея целенаправленного переустройства мира человеком изначально заложена в дизайне как художественно-проектной деятельности. Представляя собой специфическую профессиональную деятельность по художественному проектированию вещей, дизайн функционально направлен на гармонизацию материальной среды существования человека. Но как исторически конкретный вид предметной деятельности дизайн культурного пространства является моментом реализации универсального специфического способа жизни и должен рассматриваться в единстве всех сторон деятельности человека, как сложный синтез процесса деятельности и ее результата. Такой подход позволяет расширить область дизайн-проектирования до всего пространства социального и культурного существования человека.
Библиографический список
1. Белов А.А., Гвоздев Е.М. История дизайна. СПб,1993; 3. Глазычев В.Л. О дизайне. Очерки по теории и практике Потапов В.С. Типы восприятия // Эстетические ценности дизайна на Западе. М.:Мир,1970.
предметно-пространственной среды. М.: 1990. 4. Воронов Н.В., Шестопал Я.С. Эстетика техники. Очерки
2. Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория. М.: 2007. истории и теории. М., 1972.
5. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.:Наука,1993.
6. Основные термины дизайна. Словарь-справочник. М.,1988.
7. Ахиезер А.С. Философские основы социокультурной теории и методологии // Вопросы философии, 2000.
8. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.,1997.
9. Михайлов Ф.Т. Предметная деятельность.чья?// Вопросы философии, 2001. №3.
10. Драч Г.В. Каковы роль и место культурологии в системе гуманитарного знания?// Культурология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 2003.
УДК 796.035
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЛЁГКИХ
л
Г.К.Хомяков1
Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.
Предлагается план тренировочного процесса профилактики заболеваний лёгких. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы оценивается через индекс эффективности кровообращения (ИЭК). Разработан детальный алгоритм тренировочного процесса. Приведены результаты спирографии физкультурников. Ил. 1. Табл. 3. Библиогр. 3 назв.
Ключевые слова: спортивная тренировка; контроль состояния сердечно-сосудистой системы; алгоритм.
RATIONAL PLANNING OF THE TRAINING PROCESS UNDER LUNG DISEASES G.K. Khomyakov
Irkutsk State University of Railway Engineering, 15, Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074.
A plan of the training process preventing lung diseases is proposed. The functional state of the cardiovascular system is evaluated through the index of blood circulation efficiency (IBCE). A detailed algorithm of the training process is developed. The spirography results of athletes are given. 1 figure. 3 tables. 3 sources.
Key words: athletic training; control of the cardiovascular system state; algorithm.
Для восстановления функции лёгких необходимо годовое планирование занятий оздоровительной физкультурой. Эпизодический порядок тренировки приносит временное облегчение в состоянии здоровья. Принцип постепенности в увеличении физической нагрузки, регулярности занятий даёт ощутимый результат в оздоровлении организма. При этом необходимо адекватно состоянию здоровья динамично увеличивать или уменьшать нагрузку. Сердечнососудистая система чётко реагирует на предлагаемую нагрузку. Одним из критериев реакции является индекс эффективности кровообращения.
Интегральный индекс эффективности кровообращения (ИЭК) показывает, какое количество (объём) крови выталкивается из левого желудочка на один удар пульса и обеспечивает организм кислородом.
Предложенный индекс эффективности кровообращения определим частным от деления пульсового давления на частоту сердечных сокращений:
Пульсовое давление
ИЭК =-,
частота сердечных сокращений
Пульсовое давление = АДтж — АДт^ , АДтах — максимальное артериальное давление, АДтПп - минимальное артериальное давление.
Предлагаемый способ контроля реакции сердечно-сосудистой системы на выполненную тренировочную нагрузку позволяет:
- объективно определять соответствие тренировочной нагрузки возможностям организма;
- проводить своевременную коррекцию микроциклов нагрузки в тренировочном процессе;
- определять границы перехода выполнения объёмной нагрузки к интенсивной в цикловом плане тренировки.
Понижение индекса кровообращения свидетельствует о гипоксемии организма.
В первый полугодовой общеподготовительный цикл закладываются аэробные способности организма. В этот период тренировочная работа проводится при ИЭК = 0.6. При этом необходимо следить, чтобы нагрузка сопровождалась нормотоническим типом реакции сердечно-сосудистой системы на предложенную нагрузку.
Базовый подготовительный период предполагает развитие дыхательной мускулатуры. Большое внимание необходимо уделять развитию мышц брюшного пресса, увеличению подвижности диафрагмы. При максимальной нагрузке ИЭК может колебаться от 0,4 до 0,6. Восстановительный период между выполнени-
1Хомяков Геннадий Константинович, Заслуженный врач России, кандидат медицинских наук, доцент кафедры физической культуры, судья республиканской категории, e-mail: [email protected]
Khomyakov Gennady, Honored Doctor of Russia, Candidate of Medical sciences, Associate Professor of the Department of Physical Education, Judge of the Republican Category, e-mail: [email protected]