Рогова А.С.
Уральская государственная архитектурно-художественная академия E-mail: [email protected]
ОБРАЗ В ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЕ
Состояние и содержание культуры, а именно ее нравственные и ценностные аспекты складываются из осмысления эстетического восприятия образов форм материального и духовного мира. В этом контексте, с целью творческого и этического преобразования действительности, проектная культура актуализирует тему противоположную созиданию эстетических и художественных форм - их создание. Образ, как категория искусства, с присущими ему эстетическими и нравственными возможностями воздействия на общественное сознание, раскрывается через проектную культуру в качестве средства данного процесса преображения.
Ключевые слова: образ, образное мышление, образ пространства, культура, эстетика, дизайн.
Вся история культуры (факты и явления) в представлении общества отражена через материальные и духовныеносители, априори наделяя пространство многочисленнымизнаками, символами и сообщениями различных эпох.В современной быстро меняющейся, мигрирующей среде, в которой сжимаются и время и пространство, стираются границы, информационное пространство символов в его глобальном, интегрированном сочетании, пространство виртуальное заполняют наше сознание опосредованными образами, сформированными на основе временных ценностей эпохи. В такой конъюнктурной среде совокупность окружающей информации является лишь дискретным представлением многогранного исторического, художественного и эстетического опыта, и происходит замещение и потеря истинных ценностей культуры.
Исторически сложилось, что вопросами гармонизации отношений «человек - мир» занималась такая область, как эстетика, но при этом эстетическая составляющая никогда ранее не рассматривалась в качестве действенного инструмента в решении конкретных задач. Связано это в первую очередь с тем, что эстетическое зачастую трактовалось как прерогатива искусства, области, весьма далекой от решения насущных проблем [1].
Между тем, эстетическая миссия как искусства, так и дизайна занимается вопросами реконструирования мира в рамках художественной реальности. Иными словами, дизайн содержит в себе установку на формирование «нового сознания эстетической формы» [2], и как следствие - нового образа окружающего мира. «Проектной культуре впервые придан понятийный смысл, возводящий «феномен проектности» к
особому типу культуры, а не сводивший его только к одной из функций или средству системно организованной деятельности» [3]. При этом актуализируется значение дизайна как одного из важнейших средств формирования культуры, как инновационной междисциплинарной деятельности, направленной на активное духовно-практическое освоение мира. Все это позволяет говорить о художественном проектировании в контексте моделирования современного образа жизни, и даже образа мысли.
Поэтому вопросы о легитимности проектирования в культуре разворачиваются вокруг изучением методов и особенностей взаимодействий художественности и проектности на всех этапах проектирования, выявляя закономерно-стиформирования и создания художественновыразительных форм и воздействия их эстетических ценностей на общественное сознание.
При этом, многие положения в эстетике и художественном проектировании сопряжены с такой категорий искусства, как «образ». В этой связи, вопросы образав дизайне, методически можно разделитьна несколько этапов. В первом случае, образ (как перцепция) рассматривается в качестветеоретического метода проектной деятельности, участвующего в организации образного/профессионального мышления.Во втором - практическом- метод композиционного формообразования, художественно-образного моделирования.Втретьем, образ (как знак) -является средством социокультурной коммуникации, где определяются такие связи, как «автор - адресат» и «объект - субъект».
Образное ассоциативное мышление является основой творчества в дизайнерской деятельности. Складывается, во-первых,из эмоционально-чувственного восприятия окружаю-
щей действительности с помощью слуховых, зрительных, обонятельных, осязательных органов чувств. Во-вторых - из комплексной оценки суммарного ощущения от состояния и качества воспринимаемого. Образ предмета или явления возникает на уровне подсознания, является субъективным представлением действительности в сознании человека, эмоциональным индивидуальным ассоциативным переживанием- перцепцией.
При этомобразное мышление для дизайнера имеет боле глубокие корни,чем просто анализ и синтезотдельных свойств и качеств окружающей действительности. Понимание первичности образного эмоционального над рациональным формулирует значимость личностного предвосхищения для любой деятельности сравнимым с состоянием влюбленности.
Эмоционально-чувственное и духовное переживание присуще как дизайну, так и искусству. По словам Д. С. Лихачева искусство «играет все большую и большую роль в познании мира» [4]. Возможность искусства - не предавать мир «в отпечатке», а как бы ставить эксперимент, создавать ситуацию и творить «второй мир» - свой собственный - мир иллюзий и фантазий. В дизайне мы чаще всего оперируем проблемами. А это значит, должны работать в области того, что на данный момент не существует. Только благодаря мышлению и воображению возможно перемещаться в область незнания. В этом и есть специфика образного мышления. Воображение в дизайне имеет первостепенное значение, так как знание ограничено, а воображение безгранично. Легко можно представить, насколько смелыми могут быть идеи в воображаемом этом мире, насколько широкий и безграничный потенциал возможностей при решении абсолютно реальных задач.
Можно сказать, что образное мышление помогает спроектировать, как в идеальных условиях, объект или ситуациюв сознании дизайнера, наделяя их оптимальными свойствами и качествами. В данном контексте имеет смысл говорить о проектном образе, как идеальном представлении об объекте. Транслируя ментальный образ в мир, дизайнер придает ему определенные материальную и духовную форму, и он начинает жить самостоятельной жизнью независимо от дизайнера.
При этом«отнесение пережитого к другому есть обязательное условие продуктивного вживания и познавания и этического и эстетического» [5].Созданный дизайнером образ является отражением определенного пространства и социокультурной реальности, их культурных и эстетических ценностей. Также как скульптурное тело овладевает пространством, воплощая пространство, заполняя пространство скульптурным образом [6], все созданные дизайнером формы и их образы заполняют и воплощают только свое неповторимое пространство.
Дизайн, включаясь в познавательные процессы действительности, может транслировать существующие идеалы или создавать новые. Сочетая в себе не только образное мышление художника, но и системное мышление ученого, инновационное мышление изобретателя и другие типы мышления (экологическое, экономическое и пр.),дизайн становится «мостиком» с другими дисциплинами, синтезирует и резуль-тирует знания различных областей. Результаты системных, междисциплинарных и синер-гийных исследований способствуют адекватному отражению условий действительности в определенной культурной среде и обеспечению обратной связи в системе «концепция - воплощение», соотнося корректные и перспективные образы с предметными формами.
Авангард начала XX века стер противоречия между вещью и знаком, определив тем самым новый этап существования материального и нематериального мира, в целом, обозначив его как мир разделяемых людьми символов. «Переход образа в символ придает ему смысловую глубину и смысловую перспективу» [7].Для дизайнера возникла необходимость осваивать технологии трансляции этих символов, совершенствуя эстетический и этический и, конечно, коммерческий язык дизайна.
С ценностной же точки зрения, следует рассматривать закрепленность образовза определенной территорией, на которой происходят процессы коммуникации.Соответственно все образы субъективно воспринимаемые связаны с определенным пространством: предметнопространственной средой, историческим пространством, виртуальным пространством, временным и пр. С точки зрения осознания эстетической значимости образов пространства, наиболее полное представление этих образов скла-
дывается через пространство культурное.«Со-вокупность образов, система художественных высказываний, сложившаяся в художественное сообщение, представляет собой художественный текст, который ...выполняет функцию диалога между дизайнером и реципиентом в реализации духовного содержания произведения дизайна» [8].Производимый коллективным или индивидуальным сознанием конструкт в результате прочтения предлагаемых текстов иллюстрирует ценностные характеристики территории, ее культуры, уровень эстетического и нравственного развития людей. Зачастую в среде инвестиционного климата и коммерческих предложений технологии создания знаков сводятся к установке «купи-продай», истребляя идеи гуманизма, самобытности, идентичности и возводя потребление в ранг высшей человеческой ценности мирового уровня. Масштабы таких предложений уже не ограничиваются размерами вещи - теперь товаром, которому также необходимо иметь знаковое лицо, являются целые пространства: регионы, виртуальные пространства, предоставляя огромный спектр услуг. А технологии по созданию брендов товаров и услуг, имиджей и позиционирования таких пространств обретают невероятную популярность - это целые системы образов, знаков и смыслов. В действительности в основе таких технологий лежат сложные междисциплинарные исследования, анализ множества эмпирических и теоретических данных. Дизайн как синтетическая дисциплина может предложить адекватные варианты синтеза огромного спектра информации, конвертируя их в визуальные, вербальные и ментальные образы, проводя через систему «дизайнер-знак-потребитель» необходимые смыслы, ценностные и эстетические установки.
Выявление закономерностей воздействия образов пространства на социокультурное сознание ведет к пониманию механизмов этого воздействия. Образы пространства могут рассматриваться как средство или «фактор изменения реальности в конкретной культуре - как один из рычагов влияния на традицию осмысления этой реальности» [9]. Анализ исторического потенциала, природно-географических особенностей,
мифологии и традиций и пр. позволят выявить позитивные тенденции исторических эпох, черты уникальности и привлекательности территории, которые могут восприниматься как своеобразные «реперные точки» для создания гармоничного видения территории. Целью такой деятельности может стать, с одной стороны, восполнение культурно-исторического опыта в современном сознании, с другой - создание новой культурной парадигмы эпохи. Единство многообразных образов Урала представляет собой своеобразный метаязык - ключ к пониманию культурного кода, определяющий данную парадигму. Реминисценции культуры и истории могут найти отражение в пространственной концепции территории, в создании единого культурного пространства, атмосферы, интегрированных в современную жизнь.
Ценностно ориентированный дизайн предстает в качестве эстетической рефлексии на окружающий нас мир, апеллируя к идеям истинности бытия, гармонии жизни и творчества. Культурологическая рефлексия проектных мотиваций сместилась в сторону осознания значимости культурных ценностей. «Сберечь культурную среду - задача не менее важная, чем сохранение окружающего нас растительного мира. Если природа необходима человеку, прежде всего, для его биологической жизни, то культурная среда - для жизни нравственной» [10].
С целью отвечать современным тенденциям эпохи и стремлениям к гармоничному образу жизни дизайн занимает ответственную нишу в формировании концепций и прогнозов в отношении функционального и эстетического преобразования среды. «Хотели бы мы или нет, но разговор о проектной культуре заведомо включен в контекст размышлений о недавней истории и будущей судьбе и надеждах нашего общества, культуры, человека» [11].В широком понимании данная деятельность направлена на создание «новой культуры» или «нового образа» культуры будущего - целостного, гармоничного и перспективного.
Вопросы, связанные о роли дизайна в культуре или о сторонах соприкосновения дизайна и культуры продолжают оставаться актуальными, приобретая все новые оттенки.
14.04.2014
Список литературы:
1. Мигалева, А.И. Дизайн для условий Севера: проектно-методический принцип уральской школы дизайна: дис на соискание акад. степени «магистр дизайна» / А.И. Мигалева. - Екатеринбург, 2011.
2. Глазычев, В.Л. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе [Электронный ресурс] / В.Л. Глазычев // Сайт «Библиотека Гумера». - 2009. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Glaz/ 1Мех.рЬр (дата обращения: 24.05.2013).
3. Сидоренко, В.Ф. Идея проектной культуры / В.Ф. Сидоренко // Проблемы дизайна - 6: сборник статей. М. Пинакотека, 2011. - С. 49.
4. Лихачёв, Д.С. Очерки по философии художественного творчества / Д.С. Лихачёв. - СПб., 1996. - С. 9-35.
5. Бахтин, М.М. Автор и герой в эстетической деятельности / М.М. Бахтихин. - С. 25-26.
6. Хайдеггер, М. Время и бытие / М. Хайдеггер. - Москва : Республика, 1993. - С. 312-316.
7. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М. : Искусство, 1979. - С. 361.
8. Жердев, Е.В. Метафора в дизайне / Е.В. Жердев // Учеб.пособие. Издание 3-е. - М. :Архитектура-С, 2012. - С. 149.
9. Замятин, Д.Н. Геокультура: образ и его интерпретации [Электронный ресурс] / Д.Н. Замятин. - Режим доступа: Ы±р:// www.perspektivy.info/print.php?ID=35978 (дата обращения: 08.05.2013).
10. Мильчик, М.И. Дмитрий Сергеевич Лихачев и актуальные проблемы культурного наследия [Электронный ресурс]/ М.И. Мильчик. - Режим доступа: http://www.kenozerje.17-71.com/milchik-lihabout.htm
11. Сидоренко, В.Ф. Идея проектной культуры / В.Ф. Сидоренко // Проблемы дизайна - 6: сборник статей. - М. : Пинакотека, 2011. - С. 43.
Сведения об авторе:
Рогова А.С., аспирант кафедры индустриального дизайна Уральской государственной архитектурно-художественной академии 620075 г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 23, ауд. 424, е^аИ: [email protected]