Научная статья на тему 'Образ в проектной культуре'

Образ в проектной культуре Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
362
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ / ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ОБРАЗ ПРОСТРАНСТВА / КУЛЬТУРА / ЭСТЕТИКА / ДИЗАЙН / IMAGE / FIGURATIVE THINKING / IMAGE OF SPACE / CULTURE / ESTHETICS / DESIGN

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Рогова А. С.

Состояние и содержание культуры, а именно ее нравственные и ценностные аспекты складываются из осмысления эстетического восприятия образов форм материального и духовного мира. В этом контексте, с целью творческого и этического преобразования действительности, проектная культура актуализирует тему противоположную созиданию эстетических и художественных форм их создание. Образ, как категория искусства, с присущими ему эстетическими и нравственными возможностями воздействия на общественное сознание, раскрывается через проектную культуру в качестве средства данного процесса преображения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE AND DESIGN SUMMERY

The article considers different images concepts in design process.Image as the category of art and means of design, participates in moral, esthetic and ethical transformation of the environment. But it also provides an exceptional opportunity to re-discover the creative potential of territory and re-construct its own image.

Текст научной работы на тему «Образ в проектной культуре»

Рогова А.С.

Уральская государственная архитектурно-художественная академия E-mail: [email protected]

ОБРАЗ В ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЕ

Состояние и содержание культуры, а именно ее нравственные и ценностные аспекты складываются из осмысления эстетического восприятия образов форм материального и духовного мира. В этом контексте, с целью творческого и этического преобразования действительности, проектная культура актуализирует тему противоположную созиданию эстетических и художественных форм - их создание. Образ, как категория искусства, с присущими ему эстетическими и нравственными возможностями воздействия на общественное сознание, раскрывается через проектную культуру в качестве средства данного процесса преображения.

Ключевые слова: образ, образное мышление, образ пространства, культура, эстетика, дизайн.

Вся история культуры (факты и явления) в представлении общества отражена через материальные и духовныеносители, априори наделяя пространство многочисленнымизнаками, символами и сообщениями различных эпох.В современной быстро меняющейся, мигрирующей среде, в которой сжимаются и время и пространство, стираются границы, информационное пространство символов в его глобальном, интегрированном сочетании, пространство виртуальное заполняют наше сознание опосредованными образами, сформированными на основе временных ценностей эпохи. В такой конъюнктурной среде совокупность окружающей информации является лишь дискретным представлением многогранного исторического, художественного и эстетического опыта, и происходит замещение и потеря истинных ценностей культуры.

Исторически сложилось, что вопросами гармонизации отношений «человек - мир» занималась такая область, как эстетика, но при этом эстетическая составляющая никогда ранее не рассматривалась в качестве действенного инструмента в решении конкретных задач. Связано это в первую очередь с тем, что эстетическое зачастую трактовалось как прерогатива искусства, области, весьма далекой от решения насущных проблем [1].

Между тем, эстетическая миссия как искусства, так и дизайна занимается вопросами реконструирования мира в рамках художественной реальности. Иными словами, дизайн содержит в себе установку на формирование «нового сознания эстетической формы» [2], и как следствие - нового образа окружающего мира. «Проектной культуре впервые придан понятийный смысл, возводящий «феномен проектности» к

особому типу культуры, а не сводивший его только к одной из функций или средству системно организованной деятельности» [3]. При этом актуализируется значение дизайна как одного из важнейших средств формирования культуры, как инновационной междисциплинарной деятельности, направленной на активное духовно-практическое освоение мира. Все это позволяет говорить о художественном проектировании в контексте моделирования современного образа жизни, и даже образа мысли.

Поэтому вопросы о легитимности проектирования в культуре разворачиваются вокруг изучением методов и особенностей взаимодействий художественности и проектности на всех этапах проектирования, выявляя закономерно-стиформирования и создания художественновыразительных форм и воздействия их эстетических ценностей на общественное сознание.

При этом, многие положения в эстетике и художественном проектировании сопряжены с такой категорий искусства, как «образ». В этой связи, вопросы образав дизайне, методически можно разделитьна несколько этапов. В первом случае, образ (как перцепция) рассматривается в качестветеоретического метода проектной деятельности, участвующего в организации образного/профессионального мышления.Во втором - практическом- метод композиционного формообразования, художественно-образного моделирования.Втретьем, образ (как знак) -является средством социокультурной коммуникации, где определяются такие связи, как «автор - адресат» и «объект - субъект».

Образное ассоциативное мышление является основой творчества в дизайнерской деятельности. Складывается, во-первых,из эмоционально-чувственного восприятия окружаю-

щей действительности с помощью слуховых, зрительных, обонятельных, осязательных органов чувств. Во-вторых - из комплексной оценки суммарного ощущения от состояния и качества воспринимаемого. Образ предмета или явления возникает на уровне подсознания, является субъективным представлением действительности в сознании человека, эмоциональным индивидуальным ассоциативным переживанием- перцепцией.

При этомобразное мышление для дизайнера имеет боле глубокие корни,чем просто анализ и синтезотдельных свойств и качеств окружающей действительности. Понимание первичности образного эмоционального над рациональным формулирует значимость личностного предвосхищения для любой деятельности сравнимым с состоянием влюбленности.

Эмоционально-чувственное и духовное переживание присуще как дизайну, так и искусству. По словам Д. С. Лихачева искусство «играет все большую и большую роль в познании мира» [4]. Возможность искусства - не предавать мир «в отпечатке», а как бы ставить эксперимент, создавать ситуацию и творить «второй мир» - свой собственный - мир иллюзий и фантазий. В дизайне мы чаще всего оперируем проблемами. А это значит, должны работать в области того, что на данный момент не существует. Только благодаря мышлению и воображению возможно перемещаться в область незнания. В этом и есть специфика образного мышления. Воображение в дизайне имеет первостепенное значение, так как знание ограничено, а воображение безгранично. Легко можно представить, насколько смелыми могут быть идеи в воображаемом этом мире, насколько широкий и безграничный потенциал возможностей при решении абсолютно реальных задач.

Можно сказать, что образное мышление помогает спроектировать, как в идеальных условиях, объект или ситуациюв сознании дизайнера, наделяя их оптимальными свойствами и качествами. В данном контексте имеет смысл говорить о проектном образе, как идеальном представлении об объекте. Транслируя ментальный образ в мир, дизайнер придает ему определенные материальную и духовную форму, и он начинает жить самостоятельной жизнью независимо от дизайнера.

При этом«отнесение пережитого к другому есть обязательное условие продуктивного вживания и познавания и этического и эстетического» [5].Созданный дизайнером образ является отражением определенного пространства и социокультурной реальности, их культурных и эстетических ценностей. Также как скульптурное тело овладевает пространством, воплощая пространство, заполняя пространство скульптурным образом [6], все созданные дизайнером формы и их образы заполняют и воплощают только свое неповторимое пространство.

Дизайн, включаясь в познавательные процессы действительности, может транслировать существующие идеалы или создавать новые. Сочетая в себе не только образное мышление художника, но и системное мышление ученого, инновационное мышление изобретателя и другие типы мышления (экологическое, экономическое и пр.),дизайн становится «мостиком» с другими дисциплинами, синтезирует и резуль-тирует знания различных областей. Результаты системных, междисциплинарных и синер-гийных исследований способствуют адекватному отражению условий действительности в определенной культурной среде и обеспечению обратной связи в системе «концепция - воплощение», соотнося корректные и перспективные образы с предметными формами.

Авангард начала XX века стер противоречия между вещью и знаком, определив тем самым новый этап существования материального и нематериального мира, в целом, обозначив его как мир разделяемых людьми символов. «Переход образа в символ придает ему смысловую глубину и смысловую перспективу» [7].Для дизайнера возникла необходимость осваивать технологии трансляции этих символов, совершенствуя эстетический и этический и, конечно, коммерческий язык дизайна.

С ценностной же точки зрения, следует рассматривать закрепленность образовза определенной территорией, на которой происходят процессы коммуникации.Соответственно все образы субъективно воспринимаемые связаны с определенным пространством: предметнопространственной средой, историческим пространством, виртуальным пространством, временным и пр. С точки зрения осознания эстетической значимости образов пространства, наиболее полное представление этих образов скла-

дывается через пространство культурное.«Со-вокупность образов, система художественных высказываний, сложившаяся в художественное сообщение, представляет собой художественный текст, который ...выполняет функцию диалога между дизайнером и реципиентом в реализации духовного содержания произведения дизайна» [8].Производимый коллективным или индивидуальным сознанием конструкт в результате прочтения предлагаемых текстов иллюстрирует ценностные характеристики территории, ее культуры, уровень эстетического и нравственного развития людей. Зачастую в среде инвестиционного климата и коммерческих предложений технологии создания знаков сводятся к установке «купи-продай», истребляя идеи гуманизма, самобытности, идентичности и возводя потребление в ранг высшей человеческой ценности мирового уровня. Масштабы таких предложений уже не ограничиваются размерами вещи - теперь товаром, которому также необходимо иметь знаковое лицо, являются целые пространства: регионы, виртуальные пространства, предоставляя огромный спектр услуг. А технологии по созданию брендов товаров и услуг, имиджей и позиционирования таких пространств обретают невероятную популярность - это целые системы образов, знаков и смыслов. В действительности в основе таких технологий лежат сложные междисциплинарные исследования, анализ множества эмпирических и теоретических данных. Дизайн как синтетическая дисциплина может предложить адекватные варианты синтеза огромного спектра информации, конвертируя их в визуальные, вербальные и ментальные образы, проводя через систему «дизайнер-знак-потребитель» необходимые смыслы, ценностные и эстетические установки.

Выявление закономерностей воздействия образов пространства на социокультурное сознание ведет к пониманию механизмов этого воздействия. Образы пространства могут рассматриваться как средство или «фактор изменения реальности в конкретной культуре - как один из рычагов влияния на традицию осмысления этой реальности» [9]. Анализ исторического потенциала, природно-географических особенностей,

мифологии и традиций и пр. позволят выявить позитивные тенденции исторических эпох, черты уникальности и привлекательности территории, которые могут восприниматься как своеобразные «реперные точки» для создания гармоничного видения территории. Целью такой деятельности может стать, с одной стороны, восполнение культурно-исторического опыта в современном сознании, с другой - создание новой культурной парадигмы эпохи. Единство многообразных образов Урала представляет собой своеобразный метаязык - ключ к пониманию культурного кода, определяющий данную парадигму. Реминисценции культуры и истории могут найти отражение в пространственной концепции территории, в создании единого культурного пространства, атмосферы, интегрированных в современную жизнь.

Ценностно ориентированный дизайн предстает в качестве эстетической рефлексии на окружающий нас мир, апеллируя к идеям истинности бытия, гармонии жизни и творчества. Культурологическая рефлексия проектных мотиваций сместилась в сторону осознания значимости культурных ценностей. «Сберечь культурную среду - задача не менее важная, чем сохранение окружающего нас растительного мира. Если природа необходима человеку, прежде всего, для его биологической жизни, то культурная среда - для жизни нравственной» [10].

С целью отвечать современным тенденциям эпохи и стремлениям к гармоничному образу жизни дизайн занимает ответственную нишу в формировании концепций и прогнозов в отношении функционального и эстетического преобразования среды. «Хотели бы мы или нет, но разговор о проектной культуре заведомо включен в контекст размышлений о недавней истории и будущей судьбе и надеждах нашего общества, культуры, человека» [11].В широком понимании данная деятельность направлена на создание «новой культуры» или «нового образа» культуры будущего - целостного, гармоничного и перспективного.

Вопросы, связанные о роли дизайна в культуре или о сторонах соприкосновения дизайна и культуры продолжают оставаться актуальными, приобретая все новые оттенки.

14.04.2014

Список литературы:

1. Мигалева, А.И. Дизайн для условий Севера: проектно-методический принцип уральской школы дизайна: дис на соискание акад. степени «магистр дизайна» / А.И. Мигалева. - Екатеринбург, 2011.

2. Глазычев, В.Л. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе [Электронный ресурс] / В.Л. Глазычев // Сайт «Библиотека Гумера». - 2009. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Glaz/ 1Мех.рЬр (дата обращения: 24.05.2013).

3. Сидоренко, В.Ф. Идея проектной культуры / В.Ф. Сидоренко // Проблемы дизайна - 6: сборник статей. М. Пинакотека, 2011. - С. 49.

4. Лихачёв, Д.С. Очерки по философии художественного творчества / Д.С. Лихачёв. - СПб., 1996. - С. 9-35.

5. Бахтин, М.М. Автор и герой в эстетической деятельности / М.М. Бахтихин. - С. 25-26.

6. Хайдеггер, М. Время и бытие / М. Хайдеггер. - Москва : Республика, 1993. - С. 312-316.

7. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М. : Искусство, 1979. - С. 361.

8. Жердев, Е.В. Метафора в дизайне / Е.В. Жердев // Учеб.пособие. Издание 3-е. - М. :Архитектура-С, 2012. - С. 149.

9. Замятин, Д.Н. Геокультура: образ и его интерпретации [Электронный ресурс] / Д.Н. Замятин. - Режим доступа: Ы±р:// www.perspektivy.info/print.php?ID=35978 (дата обращения: 08.05.2013).

10. Мильчик, М.И. Дмитрий Сергеевич Лихачев и актуальные проблемы культурного наследия [Электронный ресурс]/ М.И. Мильчик. - Режим доступа: http://www.kenozerje.17-71.com/milchik-lihabout.htm

11. Сидоренко, В.Ф. Идея проектной культуры / В.Ф. Сидоренко // Проблемы дизайна - 6: сборник статей. - М. : Пинакотека, 2011. - С. 43.

Сведения об авторе:

Рогова А.С., аспирант кафедры индустриального дизайна Уральской государственной архитектурно-художественной академии 620075 г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 23, ауд. 424, е^аИ: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.