УДК 332.1:330.341(470.6) ББК 65.046.1(235.7)-551 К 37
Н.П. Кетова
Заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой маркетинга и коммуникаций в бизнесе Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону. Тел.: (903)401-93-98, e-mail: hmih2012@mail.ru. В.Н. Овчинников
Заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор, про-фессор-консулътант кафедры управления развитием пространственно-экономических систем Южного федерального университета, г.Ростов-на-Дону. Тел.: (918)558-39-98, e-mail: ovn@aaanet.ru.
РОЛЬ КРУПНЫХ КОРПОРАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА
( Рецензирована )
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ: «Разработка концепции, структурной модели институциональной среды и интегрированных стратегий капитализации
инновационных ресурсов периферийных регионов России в системе императивов развития национальной экономики и глобальных рынков» (проект №13-02-00122)
Аннотация. В статье отражено значение крупных корпоративных структур для развития инновационной системы российских регионов; изложены результаты исследования влияния корпораций на инновационно ориентированные взаимодействия в бизнесе. На примере ряда крупных корпоративных структур Юга России показано их воздействие на развитие инфраструктуры, предпринимательства, IT-технологий, генерирование научных и технологических новаций.
Ключевые слова: корпорации, инновационная система региона, косорциумы, драйверы инновационного роста, инновационно ориентированные компании, «Корпорация «Глория Джине», торговая сеть «Магнит», КЗ «Ростсельмаш».
N.P. Ketova
Honored Worker of Science, Doctor of Economics, Professor, Head of Marketing and Business Communications Department, the Southern Federal University, Rostov-on-Don. Ph.: (903) 401-93-98, e-mail: kmik2012@mail.ru. V.N. Ovchinnikov
Honored Worker of Science, Doctor of Economics, Professor, Professor-Consultant of Development Management of spatio-economic systems Department, the Southern Federal University, Rostov-on-Don. Ph.: (918) 558-39-98, e-mail: ovn@aaanet.ru.
LARGE CORPORATIONS' ROLE IN THE FORMATION OF THE REGIONAL INNOVATION SYSTEM
Abstract. The paper reflects the value of large corporate structures for the development of the innovation system of the Russian regions. It presents the results of the exploration corporate influence on innovation-oriented cooperation in business. The authors reveal their influence on the development of infrastructure, business, IT-technology, generation of scientific and technological innovations based on a number of large corporate structures of the South of Russia.
Keywords: corporation, innovation system in the region, consortiums, innovation drivers of growth, innovation-oriented companies, Corporation «Gloria Jeans», trading network «Magnit», «Rostselmash».
Значение современных корпораций для инновационного развития экономики регионов.
Корпоративные структуры представляют собой стратегические альянсы, формируемые для сотрудничества двух или более организаций, в которых участники используют свои сильные стороны и конкурентные преимущества для достижения общих стратегических целей.
P.A. Фатхутдинов дает следующее определение корпорации: «добровольное объединение независимых предприятий, научных, проектных, конструкторских и др. организаций с целью повышения эффективности любого вида деятельности на основе коллективного предпринимательства» [1].
В России корпорации существуют как собственно «корпорации», как «финансово-промышленные группы (ФПГ)», «холдинги», «консорциумы», «транснациональные корпорации (ТНК)», «стратегические альянсы (CA)» и др. В инновационной сфере действуют практически все формы корпоративных образований. В последние десятилетия появились такие организационные формы корпоративных структур, как «технопарки» и «технополисы».
Формирование корпораций в каждом случае происходит вследствие конкретных причин. При этом преследуются конкретные цели. Так, Н.Конина характеризует причины создания стратегических альянсов в наукоемких отраслях следующим образом: усиление монопольного положения компаний, увеличение рыночного влияния; появление доступа к новым необходимым ресурсам и технологиям; приобретение крупных контрактов; расширение доступа к информации; сокращение управляющего и обслуживающего персонала; конвергенция традиционной и виртуальной торговли; получение дополнительного роялти за лицензию на использование патентов, торговых марок и др. [2].
Вышеперечисленные позитивные стороны деятельности корпораций, достигаемые ими стратегически значимые цели, получение высоких совокупных результатов, превышающих сумму выгод отдельно действующих компаний, а также многолетний положительный опыт присутствия их на рынках инновационных товаров и услуг во многих странах дают основание
для гипотезы о том, что крупные корпоративные структуры способны выступать в качестве драйверов инновационного роста экономики регионов.
Данное понимание их значимости было неоднократно высказано авторами в ряде публикаций в серьезных научных журналах, например, в журнале Института народнохозяйственного прогнозирования РАН «Проблемы прогнозирования» [3]: в качестве инновационных драйверов социально-экономического комплекса Юга России правомерно рассматривать крупные корпоративные структуры в сферах промышленности, АПК, торговли, транспортной инфраструктуры, банковского и страхового комплекса и т.д.; компании-«газели», способные посредством собственного инновационного потенциала влиять на экономическую ситуацию в макрорегионе в целом и позитивно изменять ее; а также интегральные субъекты макро-региональной инновационной среды.
Для подтверждения данного положения было выполнено исследование, целью которого стало выявление возможностей «запуска» импульса ускорения движения экономики регионов России по инновационной траектории при более активном включении в этот процесс корпораций.
Крупные корпоративные структуры Юга России как базис инновационной системы регионов.
Одной из важнейших задач корпораций в современных условиях является разработка и реализация крупных проектов, связанных с развитием инновационной деятельности. При этом корпорации выполняют важную роль — составляют базу региональных инновационных систем (РИС), под которыми правомерно понимать совокупность институтов, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом обусловливают разработку и распространение инноваций в пределах конкретного региона. В рамках РИС ассоциируются рыночные и ресурсные факторы, факторы взаимодействия инновационно-ориентированных компаний, исследовательских систем, генерирующих научные и технологические новации, а также образовательных центров, играющих ведущую роль в капитализации интеллектуальных ресурсов, стимулировании инновационных компетенций.
Система управления такого рода корпораций должна обеспечивать следующее:
— усиление целевого характера деятельности, направленной на повышение конкурентоспособности;
— возрастание роли инновационной и финансово-экономической функций, активизацию работы соответствующих подразделений управления посредством их ориентации на выбор и реализацию решений в сфере инноваций и коммерческих идей, усиление роли подразделений, ориентированных на выход на новые рынки, в первую очередь, департаментов сбыта и служб маркетинга, в направлении активизации деятельности корпорации как на российском, так и на мировых рынках;
— проведение эффективной политики по привлечению инвестиций в инновационные проекты и т.д. [4].
Инновационная деятельность корпораций характеризуется высокой степенью непредсказуемости, т.к. заранее ее результаты неизвестны, ибо на начальных этапах неясно, какой будет отдача от вложенных средств, насколько будет востребован на рынке новый продукт или услуга.
Свойства непредсказуемости успеха той или иной инновации характерны практически для всех отраслей и сфер деятельности. Принято считать, что инновации реализуются преимущественно в высокотехнологичных отраслях. Однако, реально инновационная деятельность осуществляется и в низко-, и в среднетех-нологичных отраслях. В таблице 1 представлены корпоративные структуры Юга России, ориентированные на инновации. Наиболее распространенными из их числа выступают компании, действующие в АПК, пищевой промышленности и торговле. Это вполне согласуется с аграрной ориентацией макрорегиона.
Но наиболее значимой и динамично развивающейся корпорацией является «Глория Джине», выступающая в качестве базовой для формирующегося в Ростовской области текстильного кластера. Это — вертикально интегрированный производитель и ритейлер, специализирующийся на производстве и торговле модной одежды, обуви и аксессуаров для покупателей всех возрастов.
Четкую инновационную ориентацию имеет «Компания «Органика-Юг» (Рос-
товская область), выступающая оптовым поставщиком фармацевтической и медицинской продукции, изделий медицинского назначения и техники.
Сформировались на Юге России также компании, выполняющие, наряду с техническими операциями, проектные и инжиниринговые работы. Так, ОАО «Эникс» (Краснодарский край) осуществляет полный комплекс проектных, монтажных и пусконаладочных работ на энергообъектах.
ООО «Производственная компания «СТАНК» занимается, наряду с инженерным проектированием, производством металлических и пластмассовых узлов и деталей, используемых в оборудовании для АПК.
Такого рода крупные компании, несомненно, выступают драйверами инновационного роста экономики региона. Появилось специальное выражение, которое корреспонденты применяют, например, для характеристики КЗ «Ростсельмаш»: «паровозить» рынок, т.е. разогревать, «ускорять» продажи комбайновой техники, а за ним и производство, логистику, инфраструктуру и т.д. Такой успех «Рост-сельмаша» обеспечивается, несмотря на нестабильную экономическую ситуацию в последние годы.
В немалой степени это обусловлено тем, что КЗ сделал ставку на продажи комбайнов и другой производимой техники за рубеж (Казахстан, Киргизия, Белоруссия и др.). По итогам 2014—2015 гг. сельскохозяйственного года экспорт техники возрос примерно на треть. На российском же рынке зерноуборочных машин доля «Ростсельмаша» превышает 50% [6].
Для оценки роли крупных компаний в экономике Юга России был сделан их отраслевой анализ. В таблице 2 представлена отраслевая структура рейтинга 250 крупнейших компаний ЮФО по их совокупной выручке в 2014 г. в сравнении с 2013 г.
Приведенные данные дают основание для ряда выводов.
1. При том, что многие крупнейшие российские компании в 2014 г. показали снижение выручки, 250 крупных компаний Юга России обеспечили убедительный ее прирост — 12,5%. Основной вклад в данный прирост обеспечили торговля (главным образом, за счет таких сегментов,
Крупные корпоративные структуры Юга России, ориентированные на инновации, имеющие высокую динамику роста [5]
Название корпорации Отрасль Регион Темпы прироста продаж с 2008 г. по 2012 г., % Выручка от продаж 2012 г., млрд р. Чистая прибыль 2012 г., млрд р. Выручка от продаж, 2015 г., млрд р. (оценка)
ЗАО «Корпорация «Глория Джине» Легкая промышленность Ростовская область 44,3 22,2 1,8 35,7
ООО «Птицекомбинат» АПК Ставропольский край 70,9 9,3 од 14,5
ОАО «Энекс» Строительство Краснодарский край 42,2 6Д 0,5 11,7
ООО «Компания « Органика-Юг » Оптовая торговля Ростовская область 42,5 4,2 0,1 7,1
ЗАО «Ставропольский винно-коньячный завод» Пищевая промышленность Ставропольский край 51,3 3,9 0,8 7,1
ООО «Производственная компания «СТАНК» Машиностроение для АПК Краснодарский край 218,9 3,5 од 5,8
ООО «Тихорецк-нафта» Транспорт Краснодарский край 59,1 2,8 од 4,1
ЗАО «Невинномысский маслоэкстракционный завод» Пищевая промышленность Ставропольский край 98,3 2,6 од 5,2
Отраслевая структура 250 крупнейших компаний ЮФО, по их совокупной выручке (2014 г.) [7]
Отрасль Выручка 2014, млрд р. Выручка 2013, млрд р. Доля в совокуп. выручке рейтинга, 2014,% Всего компаний, 2014 Из них новых
Торговля, всего 1 850,3 1 522,3 48,5 104 30
Розничная торговля 1 090,4 829,9 28,6 23 3
Оптовая торговля 760,1 692,3 19,9 81 27
Нефтяная и нефтегазовая промышленность 633,4 537,1 16,6 13 1
АПК и пищевая промышленность 269,9 265,3 7,1 33 9
Транспорт 211,7 162,7 5,6 18 7
Строительство 157,8 245,4 4,1 15 4
Чёрная металлургия 155 135,9 4,1 8 1
Электроэнергетика 128,2 125,7 3,4 10 0
Машиностроение 122,1 117,5 3,2 8 0
Сервисные компании 60,1 35,2 1,6 7 2
Химическая промышленность 50 50,2 1,3 8 1
Промышленность строительных материалов 45,3 54,6 1,2 8 0
Лёгкая промышленность 27,8 27,5 0,7 1 0
Табачная промышленность 26,3 20,5 0,7 2 0
ЛХЛ|Л 22,3 18,2 0,6 5 1
Банки 22,5 22,4 0,6 3 1
Угольная промышленность 11,9 3,4 0,3 3 2
Цветная металлургия 9,7 8,8 0,3 2 0
Деревообрабатывающая промышленность 4,0 3 од 1 0
Стекольная промышленность 2,9 2,6 од 1 0
СИ СИ 2
со H
N
в
■я
s
Ü
I
«
л
■е
S
S 1
о о
ы
i g
* «
я >
3
как сетевая розница, топливо и зерно), а также нефтяная и нефтегазовая промышленность.
2. Торговля, в целом, обеспечила 48,5% совокупной выручки по всем 250 компаниям, вошедшим в рейтинг, причем розничная торговля дала 28,6%, а оптовая
— 19,9%. Следует отметить, что двузначный рост совокупной выручки по торговле обеспечен всего одной компанией — торговой сетью «Магнит». Эта быстрорастущая сеть имела выручку в 763,5 млрд р., что в три раза превышает показатели ее ближайшего преследователя. Такой показатель обеспечил ей «газельную» динамику увеличения доходов — более 30%.
3. Нефтяная и нефтегазовая промышленность имела также солидный рост выручки — 96,3 млрд р., занимая при этом 16,6% от общей выручки по всем 250 компаниям, попавшим в выборку. АПК и пищевая промышленность, транспорт, строительство, черная металлургия, электроэнергетика и машиностроение занимали более скромные показатели в рейтинге
— от 7,1 до 3,2%, что свидетельствует об их гораздо более скромной роли среди отраслей экономики макрорегиона.
4. Традиционные для Юга России отрасли — АПК и пищепром — несмотря на серьезный стимул для роста в виде программы импортозамещения и достаточно серьезных дополнительных мер господдержки, в 2014 году имели весьма незначительный рост выручки — 4,6 млрд р. (для сравнения: по России в целом в 2014 г. производство сельхозпродукции возросло на 3,7%, а объем продукции пищепрома увеличился на 9,3%.). Однако, анализ деятельности участников рейтинга показывает, что 14 крупнейших южнороссийских компаний, действующих в сферах АПК и пищепрома, имели динамику роста свыше 30%, что способствовало количественному росту всей сферы агропрома, развитию экономики Юга России в целом.
Другой аспект проведенного анализа
— территориальный. Он выполнен в целях выявления концентрации крупных компаний по регионам Юга России, что гипотетически свидетельствует о сосредоточении производства и капиталов, их распределении по территории макрорегиона. Результаты анализа представлены в таблице 3.
Приведенные показатели свидетельствуют о том, что крупный бизнес Юга России все более сосредоточивается в Краснодарском крае. За 2014 г. совокупная выручка крупных компаний здесь возросла с 1752,6 млрд р. до 2060,9 млрд р. Этот показатель существенно выше, чем в других регионах, в т.ч. в Ростовской области — ближайшей по показателям.
Важнейшим фактором развития экономики Краснодарского края, да и Юга России в целом в последние годы и особенно в 2014 г. стали олимпийские стройки, выполнившие роль «двигателя» многих отраслей — транспорта, жилищного строительства, логистических комплексов, туризма, связи, 1Т-систем и др. Они были мощными объектами притяжения банковского капитала, создания крупнейших торговых и развлекательных центров. Особую роль в активизации экономического развития края сыграли Олимпийские игры — 2014, явившиеся знаковым событием, имевшим серьезные спортивные, политические, инвестиционные, социально-экономические последствия.
Однако, в Краснодарском крае ускоренными темпами развиваются и такие отрасли, которые напрямую не связаны с олимпийским «импульсом». В их числе — нефтяная, нефтегазовая, розничная и оптовая торговля. Среди крупнейших компаний ЮФО — ООО «Нефтегазиндустрия-Инвест», ООО «Нефтегазиндустрия», ООО «РН-Туапсинский нефтеперерабатывающий завод», ООО «Газпром добыча Краснодар» и др., которые, несомненно, играют важную роль в наращивании объемов производства, обеспечении топливом, горючесмазочными материалами, а также в диверсификации южнороссийской экономики. Несомненно, положительную роль играет и создание рабочих мест, требующих высококвалифицированных работников.
Несомненным двигателем экономики не только Краснодарского края, но и Юга России, да и страны в целом стал ПАО «Магнит», имевший в 2014 г. более 62 млрд р. прибыли. Значительная ее часть пошла на приобретение транспорта, создание логистических и торговых центров, расширение собственных теплиц, животноводческих хозяйств и др. Это, несомненно, имеет пролонгированный эффект стимулирования экономической
Региональная структура рейтинга крупнейших компаний ЮФО в 2014 г.
Регион Совокуп. выручка, млрд р., 2014 Совокуп. выручка, млрд р., 2013 Прирост совокуп. выручки, млрд р. Доля в совокуп. выручке, % 2014 Колич. компаний, 2014
Краснодарский край 2 060,9 1752,6 308,3 54 123
Ростовская область 839,7 821,9 17,8 22 76
Волгоградская область 757,1 654,3 102,8 20 41
Астраханская область 144,5 136,6 7,9 3,8 8
Республика Адыгея 5,5 8,0 -2,5 од 1
Республика Калмыкия 4,3 2,9 1,4 од 1
деятельности во многих отраслях южнороссийской экономики [8].
Проведенное исследование позволяет сделать важный вывод: гипотеза, сформулированная в его начале относительно того, что крупные корпоративные структуры выступают драйверами инновационного роста экономики региона, подтвердилась.
Достигается такой рост за счет высокой концентрации капитала и инвестиций, высокотехнологичного производства, обеспеченности 1Т-технологиями, которые «переливаются» и в другие, менее развитые бизнес-структуры региона. Играют роль также значительные размеры компаний, предопределяющие их способность оказывать влияние на рынок в целом и конкретные целевые группы потре-
бителей, а также конкурентоспособность производимых товаров и оказываемых услуг, наличие развитых логистических систем, инновационной инфраструктуры и т.д. Это, несомненно, способствует модернизации экономики региона, на которую оказывают влияние такие корпорации, стимулирует формирование инновационно-ориентированного производства, поднимает общий уровень персонала, повышает готовность компаний реализовы-вать новые проекты. Тем самым создается «волна», которая «расходится» от крупных инновационных компаний, вовлекая в свою траекторию и других — средних и небольших. Несомненно, выстоять в этих условиях могут только те, кто готов перестраиваться и тоже идти вперед и вверх.
России в целом.
Примечания:
1. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер, 2008. С. 81.
2. Конина Н. Стратегические альянсы наукоемких корпораций США // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 4. С. 96-103.
3. Кетова Н.П., Колесников Ю.С., Овчинников В.Н.Экономика Юга России: особенности функционирования, реальные угрозы, инновационные драйверы, перспективы развития // Проблемы прогнозирования. 2015. № 4. С. 102.
4. Индикаторы инновационной деятельности, 2015: стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2015. 320 с.
5. Рейтинг самых динамично растущих компаний Юга России // Эксперт Юг. 2014. № 10-12 (299-301). С. 24-25.
6. Донские комбайны «паровозят» рынок // Эксперт Юг. 2015. № 47-50 (387-390). С. 30.
7. Крупнейшие компании ЮФО // Эксперт Юг. 2015. № 47-50 (387-390). С. 14.
8. Реалии российской экономики и упущенные шансы // НЫазведка. URL: http://hraz-vedka.ru/guru?
References:
1. Fatkhutdinov R. A. Innovation management. SPb.: Peter, 2008. P. 81.
2. Konina N. Strategic alliances of high-tech corporations in the United States // Problems of theory and management practice. 2006. № 4 Pp. 96-103.
3. Ketova N. P., Kolesnikov Yu.S., Ovchinnikov V.N. The economy of the South of Russia: features of functioning, credible threats, innovation drivers, development prospects // Problems of forecasting. 2015. № 4. P. 102
4. Indicators of innovation: 2015. Stat. coll. M.: HSE, 2015. 320 pp.
5. The ranking of the most dynamically growing companies of the South of Russia // Expert Yug. 2014. № 10-12 (299-301). Pp. 24-25.
6. Don harvesters «push» market // Expert Yug. 2015. № 47-50 (387-390). P. 30
7. The largest companies of the southern Federal district // Expert Yug. 2015. № 47-50 (387-390). P. 14.
8. The realities of the Russian economy and the missed chances // HRazvedka. URL:http:// hrazvedka.ru/guru/re alii-rossijskoj-ekonomiki-i-upushhennye-shansy.html.