Научная статья на тему 'Роль креативных решений в деятельности менеджера'

Роль креативных решений в деятельности менеджера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
738
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / РОЛЬ / ПАРАМЕТРЫ / МЕНЕДЖЕР / КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / CREATIVITY / ROLE / OPTIONS / MANAGER / CREATIVE THINKING AND DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зельдович Борис Захарович, Метельникова Елена Камилевна

Рассматривается роль креативных идей, определенные критерии креативности менеджера, а так же приводятся конкретные примеры развития креативного мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CREATIVE SOLUTIONS IN THE ACTIVITIES MANAGER

This paper deals with the concept of the role of creative ideas, certain criteria manager of creativity, as well as concrete examples of the development of creative thinking.

Текст научной работы на тему «Роль креативных решений в деятельности менеджера»

УДК: 338.24

РОЛЬ КРЕАТИВНЫХ РЕШЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕНЕДЖЕРА

Зельдович Борис Захарович

профессор кафедры экономиким и менеджмента медиабизнеса, кандидат экономических наук Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А zeld1804@mail.ru

Метельникова Елена Камилевна

студентка института коммуникаций и медиабизнеса Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А metelnikova97@mail. гы

Аннотация. Рассматривается роль креативных идей, определенные критерии креативности менеджера, а так же приводятся конкретные примеры развития креативного мышления.

Ключевые слова: креативность, роль, параметры, менеджер, креативное мышление, развитие.

Креативность — творческие способности индивида, характеризующиеся определенной готовностью к порождению новых, необыкновенных мыслей, отклоняющихся от обычных либо установленных схем мышления и входящих в структуру одаренности в качестве самостоятельного фактора, а так же умение разрешать трудности, образующиеся внутри статичных систем.

Аспекты креативности можно характеризовать следующим образом:

• создание нового с применением того, что уже имеется, при этом отказ от стандартного мышления;

• гибкость и неповторимость ума;

• восприимчивость — способность видеть необычные детали, неопределенности и противоречия, быстрая переключаемость с одной мысли на другую;

• склонность к синтезу и анализу;

• метафоричность — готовность работать в необычных условиях, склонность к ассоциациям, способность замечать в сложном простое, и наоборот;

• способность ощутить правильное течение мысли подсознательно;

• способность создавать собственные мысли в деталях;

• удовлетворенность — итог деятельности творческого мышления.

Креативность зачастую оценивают как что-то противоположное обыденности, предполагающее необычные подходы. Ч. Спирмен полагал, что это «влияние человеческого интеллекта, создающее новое содержание посредством перемены и формирования новых взаимосвязей». У. Симпсон характеризовал креативность как «умение к разрушению общепризнанного, обыкновенного распорядка следования мыслей в ходе мышления».

Основные характеристики креативности:

• беглость — умение производить огромное количество мыслей за определенную единицу времени;

• эластичность — умение применять различные стратегии при преодолении трудностей, переходить с одной идеи на другую;

• своеобразие — умение воссоздавать необычные, оригинальные идей, отличающиеся от общепринятых;

• разработанность — умение подробно создавать образовавшиеся идеи.

• Роль креативности в поведении менеджера:

• умение замечать проблемы и способность переместить их в ситуации и в возможности развития. Понимание возможностей развития предполагает владение как делами, так и человеческими взаимоотношениями, умение сосредоточиться на совместной работе;

• самобытность (особенность). Позитивное своеобразное руководство обозначает развитие необыкновенных идей, гибкость мышления и адаптацию при необходимости к мыслям других. Формирование необычных мыслей потребует также самостоятельности и временной независимости от авторитетов. К креативному подходу в управлении относится также упорство в исполнении управленческих решений. Формирование в креативном подходе начинается тогда, когда при неуспехе введения идеи мы не виним других, а ищем предпосылки в себе;

• обильность мышления. Креативные люди готовы предложить большое количество идей. Известно, что число порождает качество: из большого числа альтернативных предложений можно с большей вероятностью найти верное решение;

• способность к риску. Иногда большое количество людей, в частности менеджеров, испытывает страх перед экспериментом, они не отваживаются претворять в жизнь желательные для себя решения.

Достаточно часто менеджеры прибегают к обычным решениям, считая, что так надежнее. В то же время усовершенствование себя как личности и формирование организации требуют, чтобы время от времени принимались новые решения и налаживалась абсолютно отличная от прежней деятельность;

• умение замечать общую выгоду. Оптимизация общего означает, что в связи с частными решениями менеджер обязан замечать и общую выгоду, к примеру, для организации в целом;

• умение получать данные и сохранять связи с другими. Креативные руководители много читают и поддерживают взаимосвязи с другими людьми. Они в хорошем смысле любопытны и объективно относятся к новым ситуациям. В то же время творческие руководители могут формулировать собственные идеи понятно и доходчиво как письменно, так и устно;

• воля. Все характерные особенности творческой личности будут совершенствоваться в случае, если есть мотивация к применению своих знаний и умений в организации. Каждый руководитель должен узнать для себя, в какой степени он готов приобщиться к целям организации и мотивироваться в соответствии с ними.

Большинство исследований проводимых на настоящее время в сфере изучения творческих способностей человека, сконцентрировано в исследовании влияния окружающей среды на развитие креативности. Результаты проведенных исследований П. Торренса по развитию креативности свидетельствуют:

• формирование креативности никак не определяется генетически, а находится в зависимости от влияния окружающей среды;

• модель культуры воздействует на тип креативности, ход ее развития и, следовательно, вероятный инструментарий развития;

• не существует непрерывности в формировании креативности. Ее спад можно объяснить только за счет того, в какой степени проявлены новые требования, с которыми встречается человек, т.е. с изменившимися аспектами его деятельности;

• упадок формирования креативности возможно преодолеть в любом возрасте посредством применения эффективных способов обучения. Креативность основывается на прикладном воображении, умственных способностях, находчивости и самообучении. Три необходимых компоненты креативности:

• компетенция: знания, способности, навык;

• творческое мышление: гибкость, находчивость и упорство при поиске решения, применение способов творческого мышления;

• мотивация: внутренняя — личный интерес в разрешении трудностей, стремление к самореализации и применению личных знаний; внешняя —

материальные поощрения и продвижения по службе. При этом для креативности более значимую роль играет внутренняя мотивация. Таким образом, руководитель должен осознавать, что креативность мышления его работников во многом может помочь компании оставаться конкурентоспособной. Значит, данное свойство необходимо развивать и совершенствовать.

Наконец, креативное мышление — это один из главнейших инструментов современного менеджера, исполняющего основные функции управления (составление плана, организация, мотивация и контроль). Одновременно данный механизм весьма деликатный, требующий внимания, а главное — направленного обучения.

Способность к креативному мышлению не является сверхспособностью отдельных людей. Направленные исследования деятельности менеджеров показали, что творческие возможности можно формировать посредством тренировки скорости, эластичности и прогностичности интеллекта.

Скорость интеллекта — это способность в единицу времени найти решение такому количеству задач, с каким в состоянии справиться при случайной выборке примерно 40 из 100 исследуемых. Эластичность — это способность стремительно меняться и отказываться от освоенных прежде шаблонов. Прогностичность предполагает способность человека предугадать наступление определенных событий (регресса либо роста производительности труда, перемены конъектуры, увеличения стоимости и т.д.). Скорость и эластичность достаточно хорошо тренируются с помощью специализированных теоретических процедур.

Креативное мышление предполагает прокладывание новых путей к цели, которые до того были неизвестны субъекту деятельности. Данные пути могут быть сотканы из совершенно новых компонентов мысли, а также подобраны в обновленные цепочки с ранее уже встречавшимися структурами. Креативное мышление подразумевает интеллектуальное сосредоточение на проблеме и концентрацию на ней умственных усилий. Оно также предполагает присутствие у субъекта деятельности конкретных познаний и навыков.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Любарт Т. Психология креативности. — M.: ИН-ФРА-М, 2011.

2. Флорида Р. Креативный класс. — М.: ИНФРА-М, 2015. — 384 с.

3. Микало М. Рисовый штурм. — M.: ИНФРА-М, 2015. — 416 с.

4. Чиксентмихайи М. Креативность. Поток и психология открытий и изобретений. — M.: Карьера Пресс, 2013. — 528 с.

THE ROLE OF CREATIVE SOLUTIONS IN THE ACTIVITIES MANAGER

Boris Zakharovich Zeldovich

Moscow State University of Printing Arts 127550 Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2A

Elena Kamilevna Metelnikova

Moscow State University of Printing Arts 127550 Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2A

Annotation. This paper deals with the concept of the role of creative ideas, certain criteria manager of creativity, as well as concrete examples of the development of creative thinking.

Keywords: creativity, role, options, manager, creative thinking and development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.