Научная статья на тему 'Управление креативностью и построение системы менеджмента в медиаорганизации'

Управление креативностью и построение системы менеджмента в медиаорганизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ / СИСТЕМА "КАЙДЗЕН" / CREATIVITY / DEVELOPMENT OF THE PERSONNEL / CONDITION OF FORMATION OF CREATIVITY / KAYDZEN SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зельдович Б.З., Белова А.Ю.

В статье рассматривается понятие креативности, его сущность и содержание. Названы маркеры креативности. Сформулированы условия формирования креативности и методы активизации социальной активности персонала. Особое внимание уделено зарубежному опыту развития креативного потенциала - системе «кайдзен».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of creativity and creation of system of management in the mediaorganization

In article the concept of creativity, its essence and the contents is considered. Creativity markers are called. Conditions of formation of creativity and methods of activization of social activity of the personnel are formulated. The special attention is paid to foreign experience of development of creative potential kaydzen system.

Текст научной работы на тему «Управление креативностью и построение системы менеджмента в медиаорганизации»

УДК 338.512:338.45 УДК 331.101+37.032

Управление креативностью и построение системы менеджмента в медиаорганизации

Б.З. Зельдович, А.Ю. Белова

Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550, Москва, ул. Прянишникова,2А e-mail: zeld1804@mail.ru.

В статье рассматривается понятие креативности, его сущность и содержание. Названы маркеры креативности. Сформулированы условия формирования креативности и методы активизации социальной активности персонала. Особое внимание уделено зарубежному опыту развития креативного потенциала - системе «кайдзен».

Ключевые слова: креативность, развитие персонала, условия формирования креативности, система «кайдзен».

В современных условиях ведения бизнеса будущее компаний, желающих занять лидирующие позиции в сложной конкурентной среде, зависит от активного стремления к долгосрочному развитию, эффективному управлению инновациями, достижению слаженных и профессиональных действий каждого работника организации. В решении этих задач определяющая роль принадлежит креативности персонала.

Креативность - это процесс создания нового в прикладном, социальном аспекте. Здесь продукт процесса овеществлен, опредме-чен, а также социально ориентирован - всегда интерактивен, обращен на социум, коммуникативен по своей природе.

46

Общей теории креативности в завершенном виде пока не создано. Можно выделить основные направления, определяющие методологическую основу такой теории:

• философско-теологическая и экзистенциональная теория;

• психоаналитический подход;

• интеллектуальная теория.

Философско-теологическая теория основана на идеях Платона, Аристотеля, Августина о божественном творчестве, плодом которого является мироздание, идеях о способности человека возвыситься до духовного совершенства в процессе творческого акта и др. Теория экзистенциальной креативности делает различие между псевдо-креативностью, которая способствует только поверхностному, эстетствующему переживанию, и определенной «настоящей» креативностью. Последняя создает такое «новое», в котором соединяется внутренний мир индивида и окружающая среда. А «интенсивность» такого соития определяет общую степень креативности.

Экзистенциональная теория креативности оппонирует психоаналитическим взглядам на этот предмет, в которых креативность рассматривается как сублимация вытесненных инстинктов. Экзистенци-оналисты подчеркивают в качестве необходимого условия креативности открытое восприятие и отсутствие эгоцентрической ориентации.

Основателем интеллектуальной теории креативности является один из самых значительных исследователей креативности американский психолог П.Дж. Гилфорд. В 1950 г. он представил научный доклад «Creativity», в котором был описан данный термин, раскрытего психологический и социальный смысл.

Под креативом понимаются следующие категории:

• креативность как свойство личности, а также характеристика малой и большой социальной группы;

• креативность как принцип организации системы (организации, экономики, общества);

• креатив как процесс создания нового и оригинального;

• креатив как продукт креативного процесса.

Если рассматривать креатив как свойство социальной группы, то в этом контексте креативность изучается в рамках общей, социальной, экономической психологии, а также в рамках отдельных направлений философии, социологии, экономики и менеджмента.

По мнению П.Дж. Гилфорда, творческий индивидуум мотивирован интеллектуальным стремлением искать проблемы и находить пути их оптимального решения. Маркерами креативности названы:

• повышенная «чувствительность» к проблемам, чуткость и динамичность мышления;

• высокая продуктивность (производство продукции и новых идей);

47

• умственная гибкость, включая способность к изменению мыслительных систем;

• хорошие синтетические и аналитические способности, определяющие возможность наиболее выгодных и эффективных решений;

• сложность понятийной и символической структур и владение ими [1].

Применительно к социальным группам креативность рассматривается как важное свойство группы. В этом случае наиболее релевантной является социально-психологическая парадигма, а также экономико-психологические, этнопсихологические и социологические концепции.

В. Мюллер указывает, что современные крупные организации с их жесткими границами и узкоспециализированными подразделениями не приспособлены для ведения бизнеса в постсовременном мире [2]. Для эффективного управления организации должны стать мобильными и гибкими.

Такую креативную управленческую концепцию авторы называют «менеджментом многообразия». Возникает новая креативная концепция менеджмента, получившая название «тойотизм» - производное от названия крупнейшего японского производителя автомобилей, впервые внедрившего новые креативные принципы управления. В отличие от индустриального «фордизма» в узком смысле слова, тойотизм предполагает участие работников в обсуждении производственных и социально-экономических проблем. Таким образом происходит активизация социальной активности.

В работах отечественных и зарубежных ученых методами активизации креативной деятельности называются: погружение в проблему, эмоциональную вовлеченность, столкновение противоположных понятий, образов и идей [3, 4].

Дж. Гилфорд выделяет следующие способы стимулирования творческой активности работника [5]:

• обеспечение благоприятной атмосферы в коллективе;

• доброжелательность со стороны руководителей, отказ от жестких авторитарных форм управления способствует проявлению креативного мышления работников;

• создание креативной среды в организации с целью максимизации креативных способностей персонала;

• мотивация процесса генерирования креативных идей;

• широкое применение креативного мышления работников для решения управленческих проблем;

• использование личного примера руководителя.

Большинство исследований, проводимых в настоящее время в области изучения креативных возможностей человека, сосредо-

48

точено на изучении влияния внешней среды на формирование креативности. Так, И.А. Имшенецкая отмечает, что креативность актуализируется окружающей средой, что предполагает соблюдение следующих условий:

• творческую направленность деятельности;

• отсутствие требований регламентированного поведения;

• возможность подражания креативному человеку;

• социальное признание креативного поведения работников [6].

В.С. Соколов и С.А. Михайлов обращают внимание на то, что, несмотря на данную человеку от природы способность к творчеству, каждый может реализовывать ее по-своему, на разных уровнях [7].Только целенаправленный процесс развития персонала, который, в первую очередь, предусматривает его обучение, даст возможность обеспечить развитие креативности кадров. При этом необходимо внимательно подходить к выбору методик обучения, так как устаревшие стереотипы могут привести к подавлению креативных способностей работников.

Таким образом, процесс формирования креативности персонала поддается управлению.

Формирование креативности возможно только при условии комплексного использования современного инструментария, одним из которых является японская система «кайдзен» (от японских слов kai -«изменение» и zen - «хороший», «к лучшему»).

Система «кайдзен» - это постоянное стремление к совершенствованию, воплощенное в конкретные формы, методы и технологии. Эту систему широко используют зарубежные корпорации: Toyota, Nissan, Canon, Honda, Komatsu.

Использование системы «кайдзен» предполагает выполнение работы по непрерывному совершенствованию, в которую должен быть вовлечен весь персонал, от рабочих до менеджеров. Особенно важным в этой системе является построение организационной культуры организации.

Создание креативной среды способствуют формированию креативности каждого работника, повышает эффективность труда и возможности саморазвития. Благоприятный для творческой самореализации климат приводит к изменению социального статуса работника, формированию ценностной ориентации персонала, повышению престижа творческого мышления, что, в итоге, приводит к развитию креативных способностей.

Библиографический список

1. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. - М.: Прогресс, 1965. - 14 с.

2. Mueller B. InternationalAdvertisign. Dalian. 2008. - P. 18.

49

3. Реут Д.В. Сладкое проклятие креативности. Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC'2001). Труды 1-й международной конференции. - Москва, 11-12 октября 2001 г. - Т. 3. - М.: Институт проблем управления РАН. - С. 93.

4. Тоггапсе E. Can we teach children to think creatively? Journal of Creative Behavior. - 1972. - № 6. - P. 114-143.

5. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. - М.: Прогресс, 1971. - 14 с.

6. Имшенецкая И.А. Мастерская рекламы. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2008. - 130 с.

7. Соколов В.С, Милайлов С.А. Периодическая печать соединенных штатов Америки. - СПб., 2008. - С. 121.

50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.