Научная статья на тему 'Формирование креативного мышления молодежи'

Формирование креативного мышления молодежи Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
6155
564
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
креативность / креативное мышление / креативная молодежь / творческая деятельность

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Хашаева А. Б.

В настоящее время молодые люди России в большей степени стремятся быть креативными(творческими), создавать новые идеи в различных областях человеческой деятельности. Возрастающаяпотребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно икачественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, какследствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Хашаева А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование креативного мышления молодежи»

Обобщенные результаты социологического исследования свидетельствуют, что ситуация по изучаемым вопросам достаточно проблематичная. Как видно из приведенных данных, наиболее благополучная ситуация, по оценке молодых людей, только в сфере общего образования. В сфере оказания медицинской помощи населению, транспортного обслуживания, благоустройства населенных пунктов и особенно услуг ЖКХ неудовлетворенных предоставляемыми муниципальными услугами заметно больше, чем удовлетворенных. Нельзя не обратить внимания на тот факт, что менее половины молодых людей республики выражают удовлетворенность деятельностью органов местной власти и их открытостью перед населением. Многие молодые люди не смогли даже выразить свое определенное отношение к тем органам местной власти, которые призваны оказывать все муниципальные услуги населению на должном уровне.

ХАШАЕВА А. Б.

ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

Аннотация: В настоящее время молодые люди России в большей степени стремятся быть креативными (творческими), создавать новые идеи в различных областях человеческой деятельности. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

Ключевые слова: креативность, креативное мышление, креативная молодежь, творческая деятельность.

В современных условиях жизни креативная личность становится более востребованной обществом. Огромные изменения в разных отраслях и стремительный скачок технического прогресса в нашей стране за небольшой отрезок времени настоятельно требуют от молодого поколения качеств, позволяющих креативно и продуктивно подходить к любым ее проявлениям. Креативность дарит молодежи поистине широкие возможности. Особенно это ценно для той категории молодых людей, которые не боятся брать на себя ответственность и вносить революционные изменения в жизнь окружающих. Например, молодежи, занимающейся предпринимательской деятельностью, креативное мышление позволяет идти непроторенным путем, что очень перспективно. Даже если со временем их ниша заполняется конкурентами, они могут придумать еще что-то новое. Писателям креативное мышление позволяет находить оригинальные сюжеты, от которых трудно оторваться, психологам - помогает изобретать новые способы взаимодействия с клиентом, чтобы как можно полнее удовлетворить его запросы. В науке креативность помогает нестандартно решать научные проблемы, вносить в нее инновационные идеи и подходы.

Креативность - (от англ. creativity) - уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем креативности. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует креативности. В настоящее время креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик. [4;65]

Креативность - творческие способности индивида - способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Креативность характеризуется готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входит в структуру одаренности как независимый фактор. Среди интеллектуальных способностей личности креативность выделена в особый тип.

Понятие «креативность» появилось только к началу 50-х годов XX века благодаря Дж. Гилфорду. Он одним из первых попытался сформулировать понятие креативность. Ученый считал, что оно связано с доминированием в нем четырех особенностей:

1. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других, решение.

2. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

3. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения, стороны.

4. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продублировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Согласно А. Маслоу, креативность - это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

Согласно П. Торренсу, креативность включает в себя:

1) повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний;

2) действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения.

Для оценки креативности применяются различные тесты дивергентного мышления, опросники личностные, анализ результативности деятельности. Изучение факторов творческих достижений ведется в двух направлениях:

1) анализ жизненного опыта и индивидуальных особенностей творческой личности - личностные факторы;

2) анализ креативного мышления и его продуктов - факторы креативности: беглость, четкость, гибкость мышления, чувствительность к проблемам, оригинальность, изобретательность, конструктивность при их решении. [5,42]

Российский ученый Л.С. Выготский о проблеме творчества писал: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Всякая такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения». [2; 97]

Мозг человека, по утверждению этого исследователя, не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган, комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит это прошлое.

Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Например, П. Торренс определил креативность как процесс проявления чувствительности к проблемам, к дефициту или дисгармонии имеющихся знаний; определения этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; проверок, изменений и перепроверок гипотез; и, наконец, формулирования и сообщения результата решения. Рассмотрение креативности как процесса позволяет выявить ее структуру (как способности), условия, стимулирующие этот процесс, а также оценить творческие достижения. В тестах креативности, разработанных Торренсом, использованы модели творческих процессов, отражающие их сложность в различных сферах деятельности: словесной, изобразительной, звуковой, двигательной. Тесты оценивают креативность в показателях беглости, гибкости, оригинальности и разработанности идей.

Креативность - важный фактор, способствующий успеху во многих областях жизни. Поэтому логичным и естественным выглядит желание, как можно больше узнать о формировании креативного мышления.

Формирование креативного мышления напрямую связано с жизненным опытом, уровнем знаний, образом жизни человека, с его межличностными взаимоотношениями. Расширив свой кругозор - став больше читать, путешествовать, общаться с интересными людьми - молодые люди делают большой шаг в сторону развития креативности своего мышления. Ведь креативное решение - это, по сути, результат сплетения различных знаний, опыта, навыков.

Если у человека небольшой запас знаний либо они сильно поверхностны, либо что еще хуже - если весь багаж знаний сосредоточен лишь в одной сфере, то шансы на рождение креативных мыслей и принятие креативных решений очень малы. Поэтому очевидно, что креативность не является единичной способностью - это совокупность качеств личности и особенностей ее интеллекта. Следовательно, желая развить креативное мышление надо:

• воспринимать себя как человека творческого и разносторонне развитого;

• быть человеком независимым и уметь противостоять внешним требованиям;

• быть способным оспорить чужие предположения;

• быть любознательным, восприимчивым, непредубежденным, готовым к чему-то новому;

• быть энергичным человеком, легким на подъем;

• иметь проницательность и наблюдательность;

• уметь совмещать несовместимое;

• уметь преподнести свои идеи и мысли, убедить человека;

• обладать чувством юмора и игривостью.

Многие из нас слышали такое понятие, как креативное мышление. Каждый человек способен мыслить креативно, но, к сожалению, большинство людей сдерживают это самое креативное мышление, создавая мысленные барьеры. Некоторые люди полагают, что всегда есть только одно правильное мышление.

Креативное мышление - это очень важный инструмент любого менеджера, который осуществляет основные функции управления. Также креативное мышление является весьма деликатным инструментом, который заслуживает особого внимания, но самое главное - креативное мышление нуждается в целенаправленном воспитании, развитии.

Креативное мышление доступно всем, но его надо развивать, тренируя гибкость, быстроту и прогностичность ума. Особенно это важно, думается, для молодых начинающих ученых.

Процесс формирования креативного мышления - это долговременный, непрерывный процесс, важнейшим этапом которого является период получения образования. Очевидно и то, что современное образование пока не в состоянии обеспечить условия для реализации креативной личности в процессе обучения и воспитания. Привычная репродуктивная образовательная модель продолжает транслировать знания, формировать репродуктивные умения и навыки и контролировать их овладение. Безусловно, на выходе мы получаем определенный процент людей с креативным мышлением, но этого не достаточно.

В школьной практике очень много внимания уделяется логическим процессам. На протяжении долгого периода времени господствовало мнение, что формирование логического мышления происходит на основе вытеснения генетически более ранних (низших) видов мышления: наглядно-действенного и образного. [1,89]. Однако, что даёт нам именно наглядно-образное (правополушарное), креативное мышление?

- Это новые изобретения, свежая мысль;

- Это духовный подъем;

- Это вдохновение и новые идеи;

- Это шанс сдвинуть с места все привычные вещи и получить новую форму их развития;

- Это шанс ближе подойти к успеху, самореализации и гармонии.

Левое полушарие мозга отвечает за обработку вербальной информации (речь, способность к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание), за логику и анализ, числа и математические символы, за последовательную поэтапную обработку информации - все это довольно легко поддается компьютерному моделированию и замещению.

Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах, дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Правое полушарие отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству. Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа.

Конечно, есть люди, обладающие таким талантом с детства. Как правило, они отличаются открытостью, инициативностью. Как минимум, такой человек - незаурядная личность и творческая натура. Все дети очень креативны - это подтверждают многие тесты. Но со временем вырабатывается стереотипность мышления, которая сводит способности нестандартного поведения на «нет». Поэтому главная задача для развития креативного мышления - уход от привычного поведения.

В ходе исследований учеными креативного мышления были выявлены условия, которые способствуют или препятствуют быстрому нахождению решения творческой задачи. Вот эти условия в обобщенном виде:

1. Если в прошлом определенный способ решения человеком некоторых задач оказался достаточно успешным, то это обстоятельство побуждает его и в дальнейшем придерживаться данного способа решения. При встрече с новой задачей человек стремится применить его в первую очередь.

2. Чем больше усилий было потрачено на то, чтобы найти и применить на практике новый способ решения задачи, тем вероятнее обращение к нему в будущем. Психологические затраты на обнаружение некоторого нового способа решения пропорциональны стремлению использовать его как можно чаще на практике. [3,75]

Как научиться мыслить более творчески? В ответ на этот вопрос можно предложить целый ряд рекомендаций. Многие психологи советуют записывать все приходящие в голову идеи, как хорошие, так и плохие. Если вы будете стараться выдвигать только хорошие идеи, это может привести, с одной стороны, к “ухудшению” потенциально плодотворных мыслей, а с другой - к постоянному чувству

неудовлетворенности.

Когда вы занимаетесь творческой работой, не стоит упражняться в развитии критического мышления (оценка высказанных суждений и создание обоснованного вывода). Дайте себе побольше времени на размышления. Некоторые психологи советуют разыграть решаемую задачу в лицах или нарисовать ее схему, чтобы создать о ней более наглядное представление. Они рекомендуют разговаривать вслух с самим собой и, разыгрывая задачу в лицах, проходить через все ее решения. Всегда полезно идти по стопам известных творчески мыслящих людей и проявлять упорство. Несколько советов по развитию креативности:

Сознательно прилагайте усилия к тому, чтобы проявлять оригинальность и выдвигать новые идеи.

Не беспокойтесь о том, что о вас могут подумать люди.

Старайтесь мыслить широко при этом не обращая внимания на запреты, накладываемые культурными традициями.

Если вы ошиблись при первой попытке, рассмотрите другие варианты и попробуйте найти новые пути.

Будьте всегда открыты для дискуссии и проверяйте свои предположения.

Ищите объяснения странных и непонятных вещей.

Преодолевайте функциональную фиксированность и ищите необычные способы применения обычных вещей.

Откажитесь от привычных методов деятельности и попробуйте поискать новые подходы.

Чтобы выдать “на-гора” как можно больше идей, используйте метод мозгового штурма.

При оценке идей старайтесь быть объективным. Представьте, что они принадлежат не вам, а другому человеку.

К примеру, если мы привыкли ходить домой одной и той же дорогой, можно однажды попробовать пойти другим путем, и каждый день потом находить новые варианты. Полезно бывать в новых местах, изучать что-то, принципиально отличное от того, что нам уже было известно. Для развития креативности отлично подходят перемены в рационе питания. Можно придумать новое меню или попробовать голодание (только без фанатизма и риска для здоровья. Другой способ развития креативного мышления - увлечение искусством. Например, игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику пальцев. От них поступают импульсы в головной мозг. Вот поэтому и было замечено, что музыканты очень сообразительны. Это в равной степени относится и к тем, кто умеет вышивать, вязать и пользоваться клавиатурой компьютера. Спортивные нагрузки, танцы, прогулки на свежем воздухе способствуют развитию творческого воображения. Кстати, наши фантазии полезно периодически тренировать. Рисуйте желаемые образы, играйте в ассоциации, визуализируйте свои мечты - это приносит не только удовольствие, но и пользу в виде исполнения желаний и развития креативного мышления.

Несмотря на различные трактовки в научной литературе креативности, многие ученые отмечают, что для развития креативного мышления необходимо развитие умения решать творческие задачи, предполагающие систематично и последовательно преобразовывать действительность, соединять несовместимое, опираться на субъективный опыт, что составляет основу системного, диалектического мышления, произвольного, продуктивного, пространственного воображения, применение эвристических и алгоритмических методов организации творческой деятельности. 1

1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. М. Просвещение. 1973. с. 89

2. Выготский Л.С. Психологические основы творческой деятельности // Свободное развитие личности школьника: Философские и психолого-педагогические основы образования / Сост. В. И. Аксенова, Р. Г. Карандашова. Ставрополь. СКИПКРО. 2000. с. 97

3. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления. Москва. Прогрессю 1965. 75 с.

4. Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону. «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. с. 65.

5. Словарь практического психолога. М. АСТ. Харвест. С. Ю. Головин. 1998. с. 42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.