Научная статья на тему 'РОЛЬ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

РОЛЬ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
514
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CREATIVE INDUSTRIES / CREATIVE ECONOMY / CULTURAL PRODUCT / CULTURAL ENTREPRENEURSHIP / КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / КУЛЬТУРНЫЙ ПРОДУКТ / КУЛЬТУРНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мартиросян Артем Эмильевич

В статье представлен анализ роли креативных индустрий как инструмента развития предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

УДК 330

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Мартиросян Артем Эмильевич, магистрант, ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет "

РОЛЬ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА РАЗВИТИЯ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация: В статье представлен анализ роли креативных индустрий как инструмента развития предпринимательства.

Ключевые слова: креативные индустрии, креативная экономика, культурный продукт, культурное предпринимательство.

Abstract: The article presents an analysis of the role of creative industries as a tool for entrepreneurship development.

Keywords: creative industries, creative economy, cultural product, cultural entrepreneurship.

Значительные изменения в глобальной экономике и информационных технологиях сопровождались трансформацией характера и процесса производства и распространения знаний. Такие концепции, как экономика знаний или креативная экономика, были сформулированы с учетом новых и сложных тенденций в области креативности, экономики и технологии [4, с. 2].

Креативная экономика признана значительным сектором и значимым поставщиком национального валового внутреннего продукта. Это стимулировало инновации и передачу знаний во всех секторах экономики и является критически важным сектором, способствующим инклюзивному развитию. Она имеет как коммерческую, так и культурную ценность. Признание этой двойной ценности побудило правительства во всем мире расширять и развивать свою креативную экономику в рамках стратегий

диверсификации экономики и усилий по стимулированию экономического роста, процветания и благосостояния.

В рамках этого творческие отрасли приносят доход за счет прав на торговлю и интеллектуальную собственность и создают новые возможности, особенно для малых и средних предприятий.

Творческая работа продвигает основные права, такие как уважение человеческого достоинства, равенство и демократия, и все это необходимо для того, чтобы люди жили вместе в мире [6].

На сегодняшний день предприниматели не могут использовать только те инструменты, которые были инновационными 10 лет назад, для того чтобы быть лидером в своей сфере, необходимо постоянно генерировать и реализовывать креативные идеи. Отсюда возникает вопрос, кто будет движущей силой творческого процесса? Ричард Флорида, американский экономист, географ и социолог, выдвинул теорию о креативном классе - тех самых инноваторах, которые за короткий временной промежуток смогут достичь высокого уровня качества, результативности и профессионального развития [8, с. 121]. Креативный класс - ядро компании, которых следует, поощрять карьерным ростом и общественным признаем [7, с. 7]. Существование и развитие данного социального класса влияет на динамику развития экономики и культуры, в частности это происходит в городах, в которых можно найти подходящие условия, чтобы думать, планировать и использовать все творческие возможности.

Довольно часто именно мегаполисы - это «креативные города», которые концентрируют внутри своей городской среды людей, занятых в сфере науки и инженерии, архитектуры и дизайна, образования, искусств, музыки и индустрии развлечений - тех специалистов, чья главная задача - создание новых идей, новых технологий или нового контента [5, с. 20]. В связи с этим, развитие креативной экономики происходит неравномерно по регионам и возникает необходимость разработки новой экономической политики.

Креативная экономика отличается от других секторов экономики, в частности, ее организационными формами и рыночным риском, связанными с новыми продуктами. Микропредприятия чаще встречаются в этом секторе, чем в других, особенно в развивающихся странах; тем не менее, даже там можно выделить три слоя: небольшие независимые производители; квази-независимые дочерние компании, обслуживающие крупные фирмы; и очень крупные компании (часто транснациональные) в таких областях, как кинопроизводство и издательская деятельность.

Креативная экономика одновременно связана с общественностью, некоммерческим и неформальным секторами таким образом, что делает ее сложным гибридом. Кроме того, только один аспект творческой экономики выражается в информации о ценах и доходах, в то время как другие критические параметры ее успеха в большей степени связаны с внутренними ценностями и идентичностями. Таким образом, его управление требует осознания сложности, которая затрагивает целый ряд аспектов.

Новые производители, которые стимулируют инновации, очень отличаются от крупномасштабных учреждений на которые все еще направлена большая часть культурной политики и которые получают субсидии и поддержки.

Поскольку креативная экономика сложна в управлении и очень рискованна, более крупным организациям, которые могут распределить риски по портфелю продуктов и услуг, будет легче процветать [1]. С физическими товарами огромная экономия от масштаба обеспечивается производством и контролем систем распределения, и является существенным барьером для входа. В большинстве видов творческой экономики реальный доход приходит от оптовых продаж, а мелким и новым участникам очень трудно проникнуть на устоявшиеся рынки. Другими словами, культурные и творческие индустрии своеобразны и извлекают выгоду из динамики несовершенной конкуренции.

Ситуация в РФ с креативным предпринимательством развивается как внутри страны, так и на международном уровне. Экспорт творческих товаров

Российской Федерации почти удвоился с 1,2 млрд. долл. США в 2005 году до 2,29 млрд. долл. США в 2014 году. Наибольшую долю экспорта составили экспорт ювелирных изделий (790 млн. долл. США), дизайн интерьера (230 млн. долл. США) и публикации (книги и журналы) на 941 млн. долл. США. Импорт творческих товаров, который составил 8,9 млрд долларов, был сосредоточен в аудиовизуальном секторе и секторе дизайна, что привело к дефициту торгового баланса в 6,6 млрд долларов в 2014 году.

Основными рынками назначения для экспорта творческих товаров Российской Федерации были Азия (62%), затем Европа (33%), Африка (3%) и Северная и Южная Америка (2%). В 2014 году Российская Федерация торговала в основном со своими соседями. В первую десятку партнеров по экспорту творческих товаров Российской Федерации вошли Объединенные Арабские Эмираты, Казахстан, Индия, Беларусь, Швейцария, Германия, Турция, Бангладеш, Украина и Китай. Экспорт творческих услуг в 2014 году составил 11,2 млрд долларов США, при этом основная доля составляла реклама, исследования рынка и опросы общественного мнения (4,3 млрд долларов), за которыми следуют архитектурные, инженерные, научные и другие технические услуги (3,5 млрд долларов) и компьютерные услуги (2,6 долл). млрд).

По данным Британского совета, после распада Советского Союза новое поколение предпринимателей, динамичных культурных деятелей, начало пересматривать творческую и культурную самобытность Российской Федерации [1]. В бывших промышленных зонах (Стрелка, Винзавод) появились новые культурные пространства, в том числе несколько успешных кластеров и узлов в основных городах (Digital October и ArtPlay в Москве, таежное пространство Санкт-Петербурга, краснодарская крыша, екатеринбургский Клейстер и т. д.) [2, с. 336].

Политика, основанная на фактических данных - особенно на региональном / городском уровне, в таких местах, как Красноярск, Пермь, Ульяновск - начала помогать развитию сектора и связывать его с более

широкими программами цифровых инноваций. Цифровой / ИТ-сектор является одним из наиболее динамичных: он растет ежегодно примерно на 35% с 2005 по 2014 год. Правительство поддержывает создание нескольких Технопарков и разрабатывает «дорожную карту» для государственных монополий, для того, чтобы постепенно увеличивать использование ими отечественных технологических решений / программного обеспечения.

Цифровые креативные продукты / услуги также демонстрируют рост (одни только игры росли с ошеломляющей годовой скоростью в 24,2%) благодаря растущему местному спросу. Российская Федерация, без сомнения, является одним из крупнейших мировых культурных рынков в мире.

Креативная экономика обеспечивает условия для диверсификации экономики, предлагая решения для компаний и сельских поселений, а также способствует вовлечению малого и среднего бизнеса в экономику. В настоящее время креативная экономика оценивается в 0,5% ВВП, но к 2025 году ее доля может увеличиться в несколько раз.

В современных реалиях российские креативные индустрии не только облагораживают городские ландшафты, обосновываясь на заброшенных территориях, но и предоставляют предпринимателям аренду помещений по цене ниже среднерыночной. При этом учитывается специфика креативного класса, которым, как правило, необходимы небольшого размера помещения, приспособленные для творчества, рядом, в пешей доступности, должны быть кафе и рестораны, которые обеспечивают максимально комфортную социализацию. К примеру, дизайн-завод «Флакон» имеет площадь 25 000 кв. м. и более 200 арендаторов, квартал ARTPLAY имеет более 300 арендаторов на площади 75 000 кв. м., на территории АРМА, «Фабрика» и «Винзавод» в совокупности расположилось более 150 арендаторов [3].

Москва является центром страны, не только соединяющим многочисленные регионы России с внешним миром, но и связывающим их между собой. Столица претендует на звание «двадцатимиллионник» (размер среднестатистической европейской страны), однако творческий капитал города

- это гораздо больше, чем просто его гигантский человеческий потенциал. В России нигде больше все жизненно важные компоненты творческого прорыва не совпадают в одном месте: культурный талант и институциональная поддержка, либеральное образование, комфортная городская среда, социальная активность, открытая культура, диверсификация экономики. Наиболее значимыми участниками последнего всплеска креативной экономики города стали образовательные учреждения, готовящие специалистов для инновационного сектора. От Института медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка" до Московской киношколы и Школы современной музыки имени М. И. Глинки новое поколение независимых образовательных стартапов формирует огромный пул талантов и знаний, который уже кардинально меняет творческий ландшафт города.

В 2017 Фонд Calvert 22 выделил 8 российских городов, помимо Москвы, которые вносят огромный вклад в развитие креативных индустрий на региональном уровне и способствуют росту соответствующих отраслей [3]. В их числе Санкт-Петербург, Казань, Краснодар, Екатеринбург, Нижний Новгород, Новосибирск, Тюмень, Воронеж.

Считающийся самым европейским городом России, Санкт-Петербург является домом для уникального собрания классических музеев, театров и дворцов. Он также широко известен как модная столица России с бесконечными экспериментальными барами и творческими кварталами. Сегодня авторитетные петербургские университеты и крупные IT-компании, всемирно известные культурные учреждения и огромные пустующие промышленные здания создают процветающий креативный сектор, хотя город критикуют за его консерватизм. Многие проекты и стартапы относятся к Санкт-Петербургу, как к полигону перед переездом в Москву, где сосредоточены финансирование и инвесторы. Сегодня, мода индустрия - это бурно развивающийся рынок в Санкт-Петербурге, медленно, но верно местные бренды — от уличной одежды до женского белья ручной работы выходят за пределы творческих ниш и становятся доступными для массового потребителя.

Казань была официально признана "третьей столицей России" в 2009 году. За последнее время город пережил два сейсмических события: свой тысячелетний юбилей и XXVII летнюю Универсиаду (международное событие для университетских спортсменов), которая обеспечила Казань рядом новых автомагистралей, пятизвездочными гостиничными сетями, ремесленными пивными барами и независимыми кофейнями. В прошлом году Республика Татарстан (столицей которой является Казань) приступила к масштабной модернизации своих городских парков и Набережных. Наиболее перспективным творческим проектом в Татарстане, является Иннополис — современный переосмысленный советский наукоград, расположенный в сорока минутах езды от Казани и рассчитанный на размещение около 150 000 человек, занятых преимущественно в высокотехнологичном секторе.

Краснодар - это одна из самых быстрорастущих региональных экономик страны, и каждый год она привлекает тысячи мигрантов из других регионов России. Одна из причин - сельское хозяйство: после введения санкций местные фермеры взялись за расширение своего производства, чтобы заменить запрещенный импорт. Чуть более чем за год они добились колоссальных успехов и показали, что регион сможет стать Меккой гастрономического туризма в ближайшие годы. Помимо прекрасного климата и вкусной еды, его культурные предложения разнообразны: от одного из самых интересных центров современного искусства в России, и исторических общественных, до его близости к Ростову-на-Дону, Кавказу и Крыму. В совокупности эти факторы делают Краснодар одним из самых богатых, перспективных и динамично развивающихся регионов России.

Получивший название "столица Сибири", Новосибирск - это молодой город с точки зрения своей истории и своих жителей, многие из которых являются студентами родом из соседних городов. Сегодня это полноценный мегаполис с населением почти 1,5 миллиона человек. Он получил название "город ученых", за научно-образовательный центр, построенный под эгидой Академии Наук СССР, а также "город предпринимательства" — немногие

регионы могут похвастаться такими же успешными предпринимателями, как основатели компании 2GIS и авиакомпании S7, или такими же хорошими разработчиками ИТ, как те, кто стоит за виртуализацией программного обеспечения Parallels, которое используется во всем мире. Действительно, Новосибирск - многогранный город, который привлекает как туристов, так и предпринимателей. Развитие города всегда определялось человеческим капиталом, а не доходами от продажи нефти, и это часто рассматривается как его главное преимущество.

Несмотря на то, что Тюмень является промышленным городом с природно-ресурсной экономикой, здесь также находится одно из крупнейших театральных зданий - Тюменский драматический театр, а также более двадцати любительских театральных коллективов. От современного театра до экстремальных видов спорта, творческая сцена города растет в последнее десятилетие. В городе получили развитие местные спортивные бренды одежды, такие как Homles Clothing или Moloko. Moloko сегодня расположились в Fabric Loft - клубе, который включает в себя концертное пространство, лекционный зал и мастерскую. В городе реализуется проект скейт-парка SibSub, который дал возможность развиваться различным субкультурам и экстремальным спортивным сообществам.

Воронеж, центр аграрного региона, в 2015 году был выбран в качестве культурной столицы СНГ - это статус отражает культурный прорыв, который город совершил за последние несколько лет. С 2011 года в городе проводится ежегодный Платоновский фестиваль искусств, программа которого может соперничать с любым Московским фестивалем. Идею популяризации современной культуры в Воронеже отстаивал известный режиссер и продюсер Эдуард Бояков, который отвечал за "Воронежский пульс" - исследование местной культурной среды, проведенное группой воронежских деятелей культуры и приглашенных экспертов.

Исторически Екатеринбург привлекал смелых и оппортунистических людей, которые наделяли город своим духом свободы и протеста. Именно этот

дух вдохновил пионеров русского авангарда на создание самого большого в мире ансамбля конструктивной архитектуры в глубине лесов Урала. Сегодня та же самая атмосфера независимости породила поколение рок-музыкантов, стоявших за последней волной в русской музыке. По сей день, город охвачен творческой лихорадкой, которая заставляет его дизайнеров, художников, музыкантов и предпринимателей постоянно двигаться и внедрять инновации.

Таким образом, креативные индустрии сегодня становятся движущей силой современного предпринимательства. Люди не только в мегаполисах, но и маленьких городах приобретают возможность реализации своих идей, появляются новые рабочие места в креативных пространствах. Но, развитие креативного сектора происходит неравномерно, в связи с этим, необходимо разработать государственную программу, которая будет удовлетворять современным реалиям.

Библиографический список:

1. Creative economy report [Электронный ресурс] // Widening local development pathways 2013, URL: http://www.unesco.org/culture/pdf/creative-economy-report-2013.pdf.

2. Ermakova L.I., Sukhovskaya D.N. Creative industries and areas as tools of global crisis management // Contributions to Economics. 2017. № 9783319606958. С. 335-340.

3. Meet the new generation of Russian innovators from Moscow to Yekaterinburg [Электронный ресурс] // URL: https://uplanddevelop.ru/creative-clasters.

4. Yun-shiuan (Viola) Chen (2016) Translation, the Knowledge Economy, and Crossing Boundaries in Contemporary Education, Educational Philosophy and Theory, №48: 1-14.

5. Ермакова Л.И., Суховская Д.Н., Горохова А.Е. Специфика формирования креативного пространства в моногородах // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № S5. С. 19-23.

6. Creative economy outlook [Электронный ресурс] // Trends in international trade in creative industries 2002-2015. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/ditcted2018d3_en.pdf.

7. Суховская Д.Н. Креативное пространство российских городских поселений и его влияние на формирование ценностных ориентаций личности // автореферат дис. ... кандидата философских наук / Краснодарский университет МВД РФ. Краснодар, 2016.

8. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. -М.: классика-XXI, 2011. - 254 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.