УДК 159.9
Психолого - педагогические науки
Григорян Кристина Гнеловна, магистрант ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет "
АНАЛИЗ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ КАК НОВОГО СЕКТОРА
МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация: Статья посвящена анализу влияния креативных индустрий на экономику государств, в частности, их влияние на экономику РФ. В статье рассмотрены предпосылки становления креативного сектора экономики. Автор рассматривает тенденции воздействия креативного сектора экономики государств на общемировую экономическую картину.
Ключевые слова: креативные индустрии, креативный сектор, глобализация, креативное мышление, культура.
Abstract: the Article is devoted to the analysis of the influence of creative industries on the economy of States, in particular, their impact on the economy of the Russian Federation. The article deals with the preconditions of the formation of the creative sector of the economy. The author considers tendencies of influence of creative sector of economy of the States on the world economic picture.
Key words: creative industries, creative sector, globalization, creative thinking, culture.
В современной мировой практике особым пластом выделяется креативная экономика, фундаментом которой является креативный сектор, занимающий третье место в мире по созданию рабочих мест после индустрии строительства и общественного питания.
Мировые правительства не только признают высокое значение «креативных индустрий», но и делают упор государственной политики на данный сектор экономии [6]. Самое определение сектора «креативных» отраслей разнится от государства к государству. Некоторые страны придерживаются определения, что это только искусство и культура, а некоторые определяют понятие шире, закладывая в него, например, сферу питания и гастрономии. Другие страны включают в понятие такие отрасли как издательство, программное обеспечение, реклама. Общемировой тенденцией является то, в XXI веке интеллектуальная собственность приобретает более ценный характер, нежели производство товаров. Так, например, Китайская Народная Республика в своем пятилетнем плане развития определила переход от производства к разработке - одной из ключевых тем, а правительство Великобритании столкнулось с дилеммой при разработке и расположении в своих структурах политику творчества, в сектор экономики, промышленности, культуры, образования или отразить ее сразу везде?
В современных реалиях нет смысла рассматривать экономическую ценность креативных индустрий в отрыве от социальной и культурной ценности. Сейчас развитие креативного сектора имеет самый быстрый темп в его истории, при этом являясь важным процессом не только в постиндустриальных государствах, но и по всему миру. Коллаборация между сферами культуры, творчества и экономики, призванная создавать интеллектуальный капитал, новые рабочие места и экспорт, параллельно способствует социальной интеграции и культурному развитию [2].
Сегодня, креатиные индустрии помогают создавать городам и странам новые визитные карточки, ведь именно сочетание экономики и творчества может создать исключительный образ [4]. Уже сегодня население стран отдают
предпочтения не признанным культурным объектам, а новым культурным районам, где происходит сочетание искусства и коммерции, где есть пространства, предприятия, кафе и клубы, которые предоставляют возможность реализации проектов, проведение фестивалей, воркшопов, открытие новых лотф-пространств.
Создание креативного сектора экономики будет способствовать разрешению неизбежных проблем XXI века, а именно, автоматизация рабочих мест, которая приведет к высокому уровню безработицы. Последние исследования Nesta показывают, что четверную промышленную революцию нам не избежать. Она повлечет за собой необратимые процессы, которые окажут значительное влияние на мировую занятость. Так, в США 47% рабочих мест будут автоматизированы, в Великобритании - 35%, робототехника и искусственный интеллект «захватят» привычные для нас рабочие места. Самое незначительное влияние этот феномен окажет на креативный сектор, здесь показатели риска потерь рабочих мест минимальны, 86% работников креативного сектора в США и 87% в Великобритании. Это показатель того, что даже самые маленькие но быстрорастущие творческие предприятия обеспечат трудовые места и развитие карьеры миллионам людей [1].
Для Российской Федерации креативная экономика - новое, но перспективное явление, которое сможет помочь РФ составить на мировом рынке весомую конкуренцию [5]. В нашей стране, как и в большинстве стран мира, стоит важная проблема непонимания процесса взаимодействия предпринимателей, деятелей культуры и государственный сектор. Но специфика нашей страны заключена в её истории. Если анализировать период СССР, то там все процессы в стране, в том числе и в области культуры, администрировались и финансировались только государством. Для креативного сектора того времени это означало тотальный контроль, что исключало свободу творчества, а как следствие и свободу для удовлетворения духовных потребностей в области культуры. Сейчас творческому сектору эта свобода предоставлена в полной мере, однако, есть пробелы в процессе
государственного и негосударственного финансирования культуры [8]. Здесь идет разделение на массовую культуры и высокую, где финансирование первой значительно больше финансирования второй.
Сегодня, в 2019 году в РФ креативный сектор приобретает особые масштабы, почти в каждом большом городе есть креативные арт-пространства или лофт-пространства [3]. С 2014 года в РФ стал проходить творческий форум «Таврида», который дает возможность трансформировать свой творческий потенциал в денежный эквивалент по средствам грантовой деятельности, а с 2019 года форум приобретет круглогодичный характер и станет новым ресурсом для творческого развития потенциала нашей страны. Программа форума приобрела масштабный характер начиная от волонтерского корпуса и медиакоманды форума, заканчивая проектным офисом центра «Арт-резиденции «Таврида» [9].
Говоря о культурном секторе столицы РФ, нужно отметить, что только в креативном секторе действует 153 тысячи фирм. Все они расположены в многочисленных креативных пространствах, таких как Центр дизайна Artplay, Дизайн-завод «Флакон», Центр современного искусства «Винзавод», Центр творческих индустрий «Фабрика», Арт-пространство завода «Кристалл» и многие другие. Давайте на примере Центра современного искусства «Винзавод» проследим историю становления этих пространств.
Так, «Винзавон» располагается и творит на территории бывшего московского завода «Московская Бавария», которая основана была в 19 веке. Почти все время своего существования завод рос и процветал принося прибыль своим хозяевам. С течением времени, в 1889 году пивоваренная фабрика превратилась в комбинат виноградных и десертных вин. В советское время комбинат быстро развивался и стал производить до 170 наименований вин. Но в конце 20 века, на фоне политических, социальных и экономических процессов комбинат закрыл свое производство. Новую жизнь в «Винзавод» вдохнул 2007 год, когда на территории бывшего завода открылся центр современного искусства, который сейчас является центром творческого
производства [7]. Таких примеров рационального применения сооружений промышленной революции огромное количество, именно они наиболее наглядно демонстрируют смену приоритетов, переход от создания продуктов к созданию смыслов.
Библиографический список:
1. Creative industries are driving economic growth across the UK, on track to create one million new creative industries jobs between 2013 and 2030 // NESTA, 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nesta.org.uk/news/creative-industries-are-driving-economic-growth-across-the-uk-on-track-to-create-one-million-new-creative-industries-jobs-between-2013-and-2030/.
2. How cultural and creative industries can drive human development in the 21st century // Thangavel Palanivel, 2019. [Электронный ресурс]. URL: http://hdr.undp.org/en/content/how-cultural-and-creative-industries-can-power-human-development-21 st-century.
3. Ермакова Л.И., Суховская Д.Н. Роль креативной среды российского города в формировании ценностных ориентаций личности горожанина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 10 (72). С. 86-89.
4. Ермакова Л.И., Суховская Д.Н. Концепт пространства в определении сущности социально-философской категории «креативное пространство поселения» // В сборнике: ГЛОБАЛИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ПРОЦЕССОВ Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 15-17.
5. Ермакова Л.И., Суховская Д.Н., Горохова А.Е. Специфика формирования креативного пространства в моногородах // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2017. № S5. С. 19-23.
6. Зеленцова Е., Гладких Н. - Творческие индустрии: теории и практики. - М.: «Классика - XXI», 2010. - 240 с.
7. История ЦСИ ВИНЗАВОД. [Электронный ресурс]. URL: http: //www.winzavod.ru/history/.
8. Суховская Д.Н. Креативное пространство российских городских поселений и его влияние на формирование ценностных ориентаций личности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Краснодарский университет Министерства внутренних дел РФ. Краснодар, 2015.
9. «Таврида — АРТ» — первый фестиваль творческих сообществ в России. [Электронный ресурс]. URL: https://tavridafest.art/festival.