Научная статья на тему 'Роль Красноярского краевого библиотечного техникума в системе подготовки специалистов в области культуры'

Роль Красноярского краевого библиотечного техникума в системе подготовки специалистов в области культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / SOCIOCULTURAL APPROACH / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ / SOCIOCULTURAL SITUATION / БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО / LIBRARY SCIENCE / ВОСПРОИЗВОДСТВО КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА / REPRODUCTION OF PERSONNEL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каракулова Лариса Габидуловна

В статье рассматривается влияние географических и социокультурных особенностей г. Канска Красноярского края на деятельность учреждения среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каракулова Лариса Габидуловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Krasnoyarsk regional librarian technical college in the preparation system of specialists in the field of culture

The article is devoted to the influence of geographical and sociocultural features of Kansk, town of Krasnoyarsk Region, on the activity of institution of secondary professional education.

Текст научной работы на тему «Роль Красноярского краевого библиотечного техникума в системе подготовки специалистов в области культуры»

УДК 021(571.51) Л. Г. Каракулова

РОЛЬ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО БИБЛИОТЕЧНОГО ТЕХНИКУМА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

Ключевые слова: социокультурный подход, социокультурная ситуация, библиотечное дело, воспроизводство кадрового потенциала.

Эффективность государственного управления библиотечным делом зависит от многих факторов, но в качестве определяющего исследователи, как правило, выделяют качество социокультурной связи библиотек и местного сообщества, библиотек и государства (его представителей на местной территории). Исследования социокультурной ситуации и определяемых ею особенностей социального управления проводятся и в духе философско-социологических традиций М. Вебера, поставившего в центр понимания социокультурной ситуации этическую проблематику. В результате социологического исследования ценностной системы людей в 1994 г. Н. И. Лапин [1] применительно к современному российскому обществу ввел понятие «универсальный социокультурный кризис», которое объемлет как совокупность социальных отношений, так и культуру, т. е. совокупность способов и результатов деятельности людей [2]. Другая особенность современной социокультурной ситуации — российской общество есть не только кризисное, но и реформируемое — это кризисно-реформируемое общество [3]. Реализуя потенциалы среды, изменяя связи и отношения человека со средой его обитания, совершенствуя деятельность учреждений или создавая новые, управление социокультурными процессами должно обеспечить рост качественных параметров образа жизни человека, создать дополнительные возможности для развития и самореализации личности. В этом и заключается основной смысл и целевая установка управления социокультурным развитием. Представляет интерес методология исследования общественных процессов, получившая название «социокультурный подход», которая может быть применена в государственном управлении социокультурным развитием. Социокультурный подход наиболее адекватен характеру проблем современной российской социокультурной трансформации, так как обеспечивает понимание общества как единства культуры и социальности, образуемых деятельностью человека. Под культурой в данном случае понимается совокупность как способов, так и результатов деятельности человека (материальных и духовных), а под социальностью — совокупность отношений каждого человека и коллективного социального субъекта с другими субъектами во всех сферах бытия — экономической, социальной, идеологической, политической, которые возникают под влиянием интересов и потребностей людей и формируются в процессах деятельности коллективного субъекта на основе существующих в обществе культурных традиций [4]. С позиции социокультурного подхода трансформация общества предстает как весьма динамическая, сложная и многоаспектная проблема, а ее вектор тем менее определен, чем радикальнее ее характер и чем на более ранней стадии она находится [5]. При включении культуры в социальное управление важно, чтобы изучение культурных фактов, их динамики, многообразия феноменов культуры учитывалось при анализе проблем общества в целом и управления его развитием.

Таким образом, социокультурное развитие представляет собой закономерное, целенаправленное изменение социокультурной ситуации под воздействием обоюдного влияния общества и культуры как программы его развития. Цели и задачи

такого изменения определяются культурной и социальной политикой государства. Социокультурная ситуация, выступая в качестве объекта государственного управления социокультурным развитием, включает в себя социокультурную среду (поля) жизнедеятельности и соответствующие сферы жизнедеятельности, где формируются и реализуются основные составляющие образа жизни различных социокультурных субъектов (ценности, мотивы и цели деятельности, человеческий потенциал и др.)

Социокультурная ситуация небольшого города является ключевой в технологии социокультурного проектирования в силу того, что она поддается изменению, преобразованию. Оказывая решающее воздействие на развитие и формирование личности, среда в то же время изменяется, преобразуется под влиянием творческой активности человека, благодаря которой потенциалы среды становятся реальными возможностями развития личности, условиями её самореализации.

В 2007 году, в рамках повышения качества жизни населения Красноярского края за счет усиления роли культуры как фактора социально-экономического развития региона, разработан региональный национальный проект «Культура».

В настоящее время крупнейший культурный регион России насчитывает более 4 тысяч объектов культуры. В крае работают 9 государственных, 5 муниципальных театров, краевая филармония, Красноярский государственный академический симфонический оркестр, государственный академический ансамбль танца Сибири им. М. С. Годенко, 9 организаций творческих союзов и обществ, художественный фонд Красноярской организации ВТОО «Союз художников России», отделение «Урал, Сибирь, Дальний Восток» Российской академии художеств, 38 музеев, картинных галерей и выставочных залов, 1136 библиотек, 1336 учреждений клубного типа. На государственной охране находится 1854 памятников истории и культуры.

В связи со сложившейся ситуацией в Красноярском крае в проекте «Культура» выделен такой раздел, как кадровый потенциал отрасли [6, с.113-114].

Система воспроизводства кадрового потенциала края состоит из 118 детских школ искусств, 6 средних специальных учебных заведений, 2 высших учебных заведений, научно-учебного центра кадров культуры.

Среди средних специальных учебных заведений Красноярского края особое место занимает КГБОУ СПО «Красноярский краевой библиотечный техникум», осуществляющее подготовку специалистов в области культуры. Выпускники успешно работают в самых различных учреждениях культуры края и за его пределами.

В настоящее время наблюдаются значительные перемены в обществе при наличии определённых стабилизационных процессов. Это позволяет достаточно оптимистично оценивать современное состояние и перспективы различных сфер общественной жизни, в том числе и тех, к которым относится библиотека и библиотечная профессия. Признание особой роли библиотек и библиотечной профессии, их значимости свидетельствует о том, что они нашли своё место в новом общественном развитии, доказали свою необходимость. Трансформация библиотечной профессии прямо пропорциональна изменениям, происходящим в библиотечной деятельности. Именно поэтому возникла необходимость соединения инновационных проблем библиотечной среды, её обучающего и функционирующего аспектов. Эти и другие факторы во многом определяют сегодня деятельность Красноярского краевого библиотечного техникума [8, с. 63], начавшего свою деятельность в ноябре 1936 года. Так в географическом центре России появилось учебное заведение, которое на протяжении десятков лет участвует в формировании культуры в огромном Сибирском регионе. В 1939 году техникум выпустил первых 25 специалистов. За 70 лет подготовлено более 20 тыс. библиотекарей, 80 % выпускников работают в библиотеках Красноярского края. Сегодня техникум сохраняет свой профиль и по-прежнему отдает предпочтение специальности «Библиотековедение»[7, с. 2].

Реализация базовых национальных программ развития библиотечного дела в стране — Программы ЛИБНЕТ и Программы сохранения библиотечных фондов — напрямую зависит от уровня профессиональной готовности работников библиотек к решению поставленных программами задач. Исходя из этого, кадровое обеспечение программной деятельности в отрасли диктует необходимость модернизации национальной системы высшего, среднего и дополнительного профессионального библиотечно-информационного образования с учетом не только перехода на европейскую систему образования в рамках Болонского процесса, но и реалий библиотечной практики в контексте реализуемых национальных программ.

Одной из главных целей непрерывного библиотечно-информационного образования в современных условиях, по мнению Кузнецовой Т. Я., должно стать создание согласованной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации библиотечно-информационных кадров, владеющих знаниями, умениями и навыками работы в режиме функционирования национальной компьютерной библиотечно-информационной сети, но при этом ориентированных на сохранение и приумножение документного культурного наследия, хранящегося в библиотечно-информационных центрах страны.[9, с. 18-19]

Техникум, решая многие проблемы, опираясь на определённые достижения сегодня готов с учётом новейших образовательных технологий к выпуску конкурентоспособного специалиста, востребованного в современных информационно-библиотечных учреждениях. Педагогический коллектив понимает, что изменение социокультурного пространства формирует новые требования к уровню подготовки кадров и объёму интеллектуального багажа, которые могли бы гарантировать выпускникам конкурентоспособность в современных условиях. Поэтому главную задачу в новой профессионально-образовательной политике в области подготовки библиотечных кадров техникум видит в реформировании образовательной системы техникума на основе расширения номенклатуры профессиональных специализаций подготовки кадров, в использовании образовательных стандартов, в реализации принципа непрерывности библиотечного образования. Это даёт возможность педагогическому коллективу активно углублять и обновлять теоретические и практические направления обучения в соответствии с новыми требованиями к молодым специалистам, главным мотивом обучения рассматривать приоритет развивающейся личности.

При подготовке специалистов библиотечного дела техникум содействует реализации общегосударственных и региональных национальных проектов, внедряя в учебно-воспитательный процесс обновленное содержание специальностей в соответствии с потребностями общества и образовательного стандарта. Моделирование новых квалификационных требований потребовало расширения перечня учебных курсов, обновления содержания традиционных дисциплин, поиск современных форм проведения занятий.

На пороге 75-летнего юбилея коллективом техникума проведена работа по аккумулированию и обобщению его деятельности, одним из важнейших результатов которой стал библиографический указатель «Красуйся, град Библиотечный!». В него включены материалы из книг и периодических изданий об истории техникума, отдельных направлениях работы в образовательном учреждении, о выпускниках учебного заведения, публикации педагогов и студентов, освещающих актуальные вопросы преподавания отдельных предметов, научно — исследовательской и методической деятельности.

Материал в пособии расположен в соответствии со специально разработанной системой. В нем выделены четыре раздела: раздел 1 «Я хочу, чтобы Вы были всегда...» (публикации о Красноярском краевом библиотечном техникуме общего характера); раздел 2 «Среда формирования специалиста» (публикации преподава-

телей техникума); раздел 3 «Навигаторы знаний: будущее библиотечной и информационной профессий» (публикации студентов); раздел 4 «Образование — шаг к карьере» (публикации о выпускниках техникума).

В пособие включено 280 библиографических записей документов, представленных в сплошной нумерации. Библиографическое описание документов составлено в соответствии с ГОСТом 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание: общие требования и правила составления». При составлении записи применяется сокращение слов и словосочетаний согласно ГОСТ 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила». В тех случаях, когда один и тот же источник имеет отношение к нескольким разделам, он помещается в данных разделах.

Библиографический указатель составлен на основе каталогов и картотек библиотеки и методических кабинетов КГБОУ СПО «Красноярский краевой библиотечный техникум», отдела экскурсионно-краеведческой информации им. Ю. Р. Кисловского ЦГБ им. А. П. Чехова МУК «ЦБС г. Канска», отдела краеведческой информации ГУНБ Красноярского края. Хронологический охват материала — с 1984 года по 2010 год.

Библиографическое пособие снабжено именным указателем для оперативного поиска информации по фамилиям авторов и составителей документов, а также упоминаемых в публикациях лиц (персоналии). Номера записей, относящихся к фамилии лиц, отраженных по признаку персоналии, приводятся в круглых скобках.

Библиографический указатель будет интересен преподавателям, студентам библиотечных факультетов, библиографам, библиотековедам, библиотекарям, и всем, тем, кто интересуется развитием библиотечного образования в Красноярском крае и позволит совмещать традиции и инновации в подготовке специалистов нового поколения в области культуры.

Библиографический список

1. Динамика ценностей населения реформируемой России / Лапин, Н. И. и др. - М.: Эдито-риал УРСС, 1996. - С. 10.

2. Иванов, В. Н. Социальные технологии /

B. Н. Иванов, В. И. Патрушев. - М., 2004. -357 с.

3. Молодых-Нагаева, Е. Г. Социокультурное развитие северного региона: современное состояние, тенденции и перспективы: Дис. ... канд. социол. наук. - Тюмень, 2004.

4. Добрынина, В. И. Социокультурный подход как базисное основание современных социальных технологий / В. И. Добрынина, Т. Н. Кухте-вич // Социально-технологическая культура как феномен XXI века. - Белгород, 2006. - Т. 1. -

C. 35.

5. Малиев, И. В. Социокультурные основания современного управления: Дис. . канд. социол. наук. - Москва, 2004. - С. 23.

6. Приоритетные национальные проекты. Красноярский край. 2006. Итоги и перспективы. - Красноярск: Платина, 2006. - 119 с.

7. Борисова, Г. М. Библиотечному техникуму г. Канска 70 лет [Текст] / Г. М. Борисова, Т. И. Русских, И. В. Колесникова // Специалист. - 2006. - № 9. - С. 2 - 3.

8. Файзулина, Н. С. Библиотечные кадры: новое качество профессии и библиотечного образования / Н. С. Файзулина // Развивающаяся библиотека в информационном обществе: матер. Первой регион. конф. «Красноярье -2008» (с. Парная, Шарыповский район, Красноярский край, 16-20 июня 2008 г.). - Красноярск, 2008. - С. 63 - 68.

9. Кузнецова, Т. Я. Кадровое обеспечение национальных библиотечных программ: новые задачи непрерывного профессионального образования / Т. Я. Кузнецова // Научн. и техн. б-ки. - 2008. - № 2. - С.18 - 24.

Каракулова Лариса Габидуловна - соискатель ГПНТБ СО Дата поступления статьи

РАН, преподаватель специальных дисциплин КГБОУ СПО в редакцию:

Красноярский краевой библиотечный техникум 03.04.2010

© Л.Г. Каракулова, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.