Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА СИСТЕМЫ СПО В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ НЕБОЛЬШИХ ГОРОДОВ (на примере г. Канска Красноярского края)'

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА СИСТЕМЫ СПО В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ НЕБОЛЬШИХ ГОРОДОВ (на примере г. Канска Красноярского края) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ / УДАЛЕННЫЙ ГОРОД / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SOCIAL AND CULTURAL SITUATION / A REMOVED TOWN / INTEGRATION PROCESSES / LIBRARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каракулова Лариса Габидуловна

Описаны современная социокультурная ситуация г. Канска и роль Красноярского краевого библиотечного техникума в подготовке специалистов в области культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каракулова Лариса Габидуловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern social and cultural situation in a removed town Kansk and the role of the Krasnoyarsk Regional Library School in training of specialists in the field of culture are described.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА СИСТЕМЫ СПО В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ НЕБОЛЬШИХ ГОРОДОВ (на примере г. Канска Красноярского края)»

БИБЛИОСФЕРА, 2011, № 1, с. 14-17

Библиотека в контексте культуры

УДК 021 (571.51) + 023.5 ББК 78.3р (2Рос-4Крн)

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА СИСТЕМЫ СПО В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ НЕБОЛЬШИХ ГОРОДОВ (на примере г. Канска Красноярского края)

© Л. Г. Каракулова, 2011

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Красноярский краевой библиотечный техникум 663606, г. Канск, ул. 40 лет Октября, 62/2

Описаны современная социокультурная ситуация г. Канска и роль Красноярского краевого библиотечного техникума в подготовке специалистов в области культуры.

Ключевые слова: социокультурная ситуация, удаленный город, интеграционные процессы, библиотечное образование.

The modern social and cultural situation in a removed town Kansk and the role of the Krasnoyarsk Regional Library School in training of specialists in the field of culture are described.

Key words: social and cultural situation, a removed town, integration processes, library education.

Социокультурная ситуация - это многомерное социокультурное пространство, в котором обитает человек и которое отражает всю совокупность условий его жизнедеятельности [1, с. 50].

Социокультурная ситуация - это окружающие человека материальные, социальные, институциональные и духовные условия его формирования, развития и самореализации [1, с. 51].

Город, удаленный от мегаполисов, относится к социально-территориальной общности, социокультурная ситуация которой имеет свои особенности. Они во многом определены всей городской средой, окружающим человека социальным миром, включающим в себя материальные и духовные условия становления, существования, развития и деятельности людей, которые вовлечены в общественные связи (рисунок).

Аспекты, влияющие на социокультурные ситуации удаленного города

Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет «город» как крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный центр.

Большая советская энциклопедия, давая определение понятию «город», связывает его с конкретными формационными рамками: «Город - крупный населенный пункт, жители которого заняты главным образом в промышленности и торговле, а также в сферах обслуживания, управления, науки, культуры» [2, с. 321].

Юридическая энциклопедия дает следующее определение: «Город - это населенный пункт, имеющий статус города, характеризующийся, как правило, значительной численностью населения, основную часть которого составляют рабочие, служащие и члены их семей, занятые вне сельскохозяйственного производства» [3, с. 120].

В соответствии с российским законодательством к категории «город» относятся населенные пункты с преобладанием несельскохозяйственной деятельности, при этом в населенном пункте должно проживать не менее 10 тыс. жителей, из которых не менее двух третей должно быть занято в сфере несельскохозяйственного производства.

Город представляет собой обычно административный и культурный центр окружающего района. Основными критериями отнесения населенного пункта к категории город, служат численность его населения и функции, которые он выполняет: промышленного производства, организационно-хозяйственные, культурно-политические и административные, функции организации отдыха и лечения. Для города характерны повышенная плотность заселения и компактность застройки. Отнесение

населенного пункта к категории «город» обычно оформляется в определенном законом порядке и сопровождается установлением его городской черты и городских земель [2, с. 322].

Не менее значимой стороной, обеспечивающей процессы саморазвития, являются процессы интеграции социальных групп внутри города. Интеграционные процессы идут на различных уровнях, имеющих собственную сущность, собственную природу взаимодействия их элементов (табл. 1). Например, на социокультурном уровне - это толерантность городской культуры, создающей условия преодоления родовых, этнических и социально-классовых барьеров, на пути взаимодействия между различными группами и слоями населения [4, с. 21].

Города различают по времени возникновения, численности и демографической структуре населения, народно-хозяйственному профилю и перспективам изменения производственного потенциала, региональному положению. Показатель численности населения существенно сказывается на степени развития производительных сил и на инфраструктуре города в целом [5, с. 13].

По критерию численности населения г. Канск Красноярского края относится к средним городам, так как численность населения города составляет 97,3 тыс. человек (табл. 2).

Анализируя типологические признаки классификации городов, г. Канск можно отнести к городам, где показатели занятости в промышленно-транспортной сфере и в промышленности, соответственно, ниже средне-российских показателей, то есть является городом непромышленным.

Т а б л и ц а 1

Процессы интеграции социальных групп в условиях города

На психологическом уровне Процессы психологической самоидентификации населения с городом, его названием, местоположением, историей

На социально-психологическом уровне Единство объективной и актуально переживаемой населением миссии предназначения города

На экономическом уровне Единое пространство кооперации труда, рынка трудовых ресурсов, внутригородского рынка товаров и услуг

На социальном уровне Единство процессов воспроизводства рабочей силы, определенный тип рекреативной среды города

На политическом уровне Процессы самоуправления и распределения власти

На ландшафтно-географическом уровне Единство территории местообитания городского социума

На социокультурном уровне Толерантность городской культуры, создающей условия преодоления родовых, этнических и социально-классовых барьеров, на пути взаимодействия между различными группами и слоями населения

БИБЛИОТЕКА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ

Т а б л и ц а 2

Распределение городов по численности населения

Группа городов Население, тыс. чел.

Города-миллионники Свыше 1 000

Крупнейшие города 500-1 000

Крупные города 250-500

Большие города 100-250

Средние города 50-100

Малые города Менее 50

Город Канск выделяется еще одним признаком регионального положения - признаком удаленности от крупных городов и административных центров. Особенностью всего Сибирского региона и, в частности, Красноярского края, является небольшая плотность населения. Соответственно, расстояния между различными населенными пунктами измеряются порой сотнями километров. Между городами Красноярского края эти расстояния чаще всего 300-500 км. Так, г. Канск удален от краевого центра почти на 300 км, а от таких крупных городов как Новосибирск, Кемерово, Барнаул -на 800-1000 км.

Социокультурная ситуация удаленного города является ключевой в технологии социокультурного проектирования в силу того, что она поддается изменению, преобразованию. Оказывая решающее воздействие на развитие и формирование личности, среда в то же время изменяется, преобразуется под влиянием творческой активности человека, благодаря которой потенциалы среды становятся реальными возможностями развития личности, условиями ее самореализации.

В 2007 г. в рамках повышения качества жизни населения Красноярского края, за счет усиления роли культуры как фактора социально-экономического развития региона, был разработан региональный национальный проект «Культура».

Крупнейший культурный регион России насчитывает более 4 тыс. объектов культуры. В крае работают 9 государственных, 5 муниципальных театров, краевая филармония, Красноярский государственный академический симфонический оркестр, государственный академический ансамбль танца Сибири им. М. С. Годенко, 9 организаций творческих союзов и обществ, художественный фонд Красноярской организации ВТОО «Союз художников России», отделение Урал, Сибирь, Дальний Восток Российской академии художеств, 38 музеев, картинных галерей и выставочных залов, 1136 библиотек, 1336 учреждений клубного типа. На государственной охране находится 1854 памятника истории и культуры.

Для квалифицированного управления и организации деятельности вышеперечисленных учреждений Красноярского края в проекте «Культура» выделен такой раздел как кадровый потенциал отрасли [6, с. 113-114].

Система воспроизводства кадрового потенциала края состоит из 118 детских школ искусств, 6 средних специальных учебных заведений, 2 высших учебных заведений, научно-учебного центра кадров культуры.

Среди средних специальных учебных заведений Красноярского края особое место занимает Красноярский краевой библиотечный техникум, осуществляющий подготовку специалистов в области культуры. Выпускники техникума успешно работают в самых различных учреждениях культуры края и за его пределами.

В настоящее время наблюдаются значительные перемены в обществе при наличии определенных стабилизационных процессов. Это позволяет достаточно оптимистично оценивать современное состояние и перспективы различных сфер общественной жизни, в том числе и тех, к которым относятся библиотека и библиотечная профессия. Признание особой роли библиотек и библиотечной профессии, их значимости свидетельствует о том, что они нашли свое место в новом общественном развитии, доказали свою необходимость. Именно поэтому возникла необходимость соединения инновационных проблем библиотечной среды, ее обучающего и функционирующего аспектов. Эти и другие факторы во многом определяют сегодня деятельность Красноярского краевого библиотечного техникума [8, с. 63].

В ноябре 1936 г. в г. Канске был открыт библиотечный техникум. Так, в географическом центре России появилось учебное заведение, которое на протяжении десятков лет участвует в формировании культуры в огромном Сибирском регионе. В 1939 г. техникум выпустил первых 25 специалистов. За 70 лет подготовлено более 20 тыс. библиотекарей, 80% выпускников работают в библиотеках Красноярского края. Сегодня техникум сохраняет свой профиль и по-прежнему отдает предпочтение специальности «Библиотековедение» [7, с. 2].

Реализация базовых национальных программ развития библиотечного дела в стране - Программы ЛИБНЕТ и Программы сохранения библиотечных фондов - напрямую зависит от уровня профессиональной готовности работников библиотек к решению поставленных программами задач. Исходя из этого, кадровое обеспечение программной деятельности в отрасли диктует необходимость модернизации национальной системы высшего, среднего и дополнительного профессионального библиотечно-информационного образования с учетом не только перехода на европейскую систему

образования в рамках Болонского процесса, но и реалий библиотечной практики в контексте реализуемых национальных программ.

Одной из главных целей непрерывного биб-лиотечно-информационного образования в современных условиях, по мнению Т. Я. Кузнецовой, должно стать создание согласованной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации библиотечно-информа-ционных кадров, владеющих знаниями, умениями и навыками работы в режиме функционирования национальной компьютерной библиотечно-инфор-мационной сети, но при этом ориентированных на сохранение и приумножение документного культурного наследия, хранящегося в библиотечно-информационных центрах страны [9, с. 18-19].

Техникум, решая многие проблемы, опираясь на определенные достижения, готов с учетом новейших образовательных технологий к выпуску конкурентоспособного специалиста, востребованного в современных информационно-библиотечных учреждениях. Педагогический коллектив понимает, что изменение социокультурного пространства формирует новые требования к уровню подготовки кадров и объему интеллектуального багажа, которые могли бы гарантировать выпускникам конкурентоспособность в современных условиях. Поэтому в новой профессионально-образовательной политике в области подготовки библиотечных кадров необходимо уделить внимание реформированию образовательной системы техникума на основе расширения номенклатуры профессиональных специализаций подготовки кадров, использованию образовательных стандартов, реализации принципа непрерывности библиотечного образования. Это даст возможность педагогическому коллективу активно углублять и обновлять теоретические и практические направления обу-

чения в соответствии с новыми требованиями к молодым специалистам, главным мотивом обучения рассматривать приоритет развивающейся личности.

При подготовке специалистов библиотечного дела техникум содействует реализации общегосударственных и региональных национальных проектов, внедряя в учебно-воспитательный процесс обновленное содержание специальностей в соответствии с потребностями общества и образовательного стандарта.

Список литературы

1. Марков А. П., Бирженюк Г. М. Основы социокультурного проектирования: учеб. пособие для вузов. -СПб. : ИГУП, 1998. - 361с.

2. Большая советская энциклопедия. В 30 т. Т. 7. - 3-е изд. - М., 1972. - 607 с.

3. Большой юридический словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2000. - 703 с.

4. Нещадин А., Горин Н. Феномен города: социально-экономический анализ. - М., 2001. - 239 с.

5. Перцик, Е. Н. География городов (геоурбанистика). -М. : Высш. школа, 1991. - 319 с.

6. Приоритетные национальные проекты. Красноярский край. 2006. Итоги и перспективы. - Красноярск : Платина, 2006. - 119 с.

7. Борисова Г. М., Русских Т. И., Колесникова И. В. Библиотечному техникуму г. Канска 70 лет // Специалист. - 2006. - № 9. - С. 2-3.

8. Файзулина Н. С. Библиотечные кадры: новое качество профессии и библиотечного образования // Развивающаяся библиотека в информационном обществе : материалы Первой регион. конф. «Красноярье -2008» (с. Парная, Шарыповский район, Красноярский край, 16-20 июня 2008 г.). - Красноярск, 2008. -С. 63-68.

9. Кузнецова Т. Я. Кадровое обеспечение национальных библиотечных программ: новые задачи непрерывного профессионального образования // Науч. и техн. б-ки. - 2008. - № 2. - С. 18-24.

Материал поступил в редакцию 12.11.2010 г.

Сведения об авторе: Каракулова Лариса Габидуловна - преподаватель специальных дисциплин, e-mail: klg78@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.