БИБЛИОСФЕРА, 2011, № 3, с. 98-99
Юбилеи
УДК 023.5 : 37 ББК 78.3р
БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЙ
К 75-летию со дня создания КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО БИБЛИОТЕЧНОГО ТЕХНИКУМА
Современная парадигма развития местного сообщества - это построение общества знаний. Культура становится стратегическим приоритетом современной экономики развитых стран именно потому, что сумела генерировать в себе мощный сектор творческих индустрий. В таких условиях происходит трансформация социального статуса библиотекаря и становится необходимым непрерывное образование, направленное на формирование умения качественно и оперативно получать, воспринимать и продуктивно использовать новые знания и информацию. Библиотека будущего способствует внедрению в общественную практику современных информационных технологий и необходимых навыков поиска, освоения оценки и переработки документированного знан тем самым стимулирует обращение знания, наращивает социальный познавательный фундамент формируемого общества, обеспечивает ускорение процесса пространственной диффузии документированного знания и его сохранение. Специалистов в этой области на протяжении 75 лет готовит КГБОУ СПО Красноярский краевой библиотечный техникум.
Исторически сложилось так, что ссузы культуры и искусства Красноярского края сосредоточены не только в краевом центре, но и в городах края. На востоке - это Красноярский краевой библиотечный техникум в г. Канске (единственное на всем географическом пространстве от Омска до Владивостока учебное заведение, готовящее специалистов - библиотекарей среднего звена).
Созданный в 1936 г. по специальному постановлению правительства он, за свою 75-летнюю историю, переживал разные времена.
Первый выпуск состоялся в 1939 г. За годы своей работы учебное заведение подготовило около 25 тыс. библиотекарей. Выпускники техникума составляют основу библиотечных кадров Красноярского края. Из 2509 библиотечных работников 1442 - выпускники техникума, что составляет 57%. Причем выпускников техникума в библиотеках восточного региона - 71% от числа библиотечных работников; западного региона - 54%; центрального - 55%; южного - 55%; северного - 52%.
С 1993 г. техникум активно работает по системе непрерывного образования, тесно сотрудничая с Кемеровским государственным университетом культуры и искусств. Таким образом, выпускники имеют возможность дальнейшего обучения в этом вузе и получения высшего библиотечного эразования. Это тем более важно, что в крае нет высшего учебного заведения, готовящего библиотечных специалистов.
КГБОУ СПО Красноярский краевой библиотечный техникум переживает свое второе рождение. С первого сентября 2010 г. занятия в техни-е начались в совершенно новых условиях. Образовательный процесс осуществляется в типовом здании учебного заведения, в котором есть все необходимые условия для организации учебного процесса, внедрения современных технологий. Огромная заслуга в этом принадлежит депутатскому корпусу Законодательного собрания Красноярского края и лично министру культуры Красноярского края Геннадию Леонидовичу Рукше.
Укрепление материально-технической базы учебного заведения - это тоже важнейшая составляющая кадровой библиотечной политики, так как
вера в будущее профессии, ее престижность и привлекательность для молодых специалистов напрямую зависит от уровня автоматизации образовательных процессов и технологий, от комфортности условий, в которых им предстоит обучаться, поэтому имея хорошую материально-техническую базу, техникум расширяет круг специальностей, по которым идет профессиональная подготовка. В настоящее время введена специальность, обеспечивающая кадровый творческий потенциал отрасли культуры, - социально-культурная деятельность и народное художественное творчество (специализация: «Постановка театрализованных представлений»).
С 1 сентября 2011 г. техникум приступает к освоению образовательных стандартов третьего поколения по данным специальностям. Кроме этого, впервые через много лет мы вновь начинаем набирать студентов не только на базе полного среднего образования, но и на базе основного общего. Это даст возможность наиболее творческим студентам постигать будущую профессию в течение более длительного времени, что позволит интенсифицировать процесс освоения библиотечной науки. Огромная заслуга в том, что техникум работает долгие годы и продолжает активно развиваться, принадлежит людям, которые трудились здесь в разное время.
Первым директором техникума была Анна Андреевна Власова, проработавшая на этом посту до окончания Великой Отечественной войны. Это время стало самым тяжелым в истории существования техникума, о чем свидетельствует сохранившийся архив почти ежедневно представленных событий. Десятки преподавателей, сотрудников, студентов в годы войны ушли на фронт и не вернулись. В техникуме создан исторический музей, в экспозиции которого представлены документы и фотографии тех, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю библиотечного техникума -Кисловские Юрий Рафаилович и Евгения Константиновна, Кузьмины Павел Георгиевич и Лидия Ивановна, Бруер Екатерина Васильевна и мн. др.
Педагогический коллектив техникума - это сплав молодости и опыта. В техникуме работают опытнейшие преподаватели Жидкова Мария Петровна, Ткачева Валентина Ивановна, Голикова Валентина Кузьминична, Огурцова Людмила Петровна, Гульцева Екатерина Николаевна, Гернега Галина Максимовна, Файзулина Накия Саляховна и мн. др. Рядом с ними трудится молодое поколение преподавателей, смело внедряющих современные приемы, формы и методы педагогического труда: это Киреева Елена Михайловна, Пенизева Елена Валентиновна, Каракулова Лариса Габиду-
ловна, Винокурова Елена Олеговна, Спиченкова Евгения Ивановна, Ставерова Елена Евгеньевна, Тарасова Елена Анатольевна и др. Умело возглавляют различные направления работы заместители директора техникума Колесникова Ирина Владимировна и Русских Татьяна Ивановна.
В коллективе создана атмосфера уюта и внутреннего комфорта для тех, кто учится и работает. Слаженность преподавателей и сотрудников рождает дух творчества, позволяет выявить интеллектуальный потенциал студентов.
В техникуме работает Научное общество студентов (НОС), которое, действительно, говоря словами известной поговорки, «сует свой нос в любой вопрос». Научно-исследовательская деятельность данного общества представлена пятью секциями -словесность, журналистика и издательская деятельность, общественные науки, информационные технологии, краеведение.
Студенты техникума много внимания уделяют участию в молодежных фестивалях, художественных ярмарках, что позволяет формировать положительный имидж учебного заведения.
На сегодняшний день к важнейшим особенностям обучения в техникуме можно отнести адекватность профессионально-образовательных программ, академическую мобильность, непрерывное обновление содержания, форм и методов профессионального обучения.
Среди позитивных достижений в осуществлении обучения будущих специалистов библиотечного дела наиболее значимы: многоступенчатость подготовки библиотечных кадров, индивидуализация обучения, увеличение доли самостоятельной работы студентов, широкое использование методов активизации познавательной деятельности (в том числе с применением компьютеров), консолидация теоретической части обучения с практической.
Современный этап развития библиотечного техникума характеризуется тщательной подготовкой студентов, стремлением к индивидуализации процесса обучения и унификации требований, предъявляемых к современному библиотечному специалисту, активным введением новых курсов и дисциплин, расширением современной библиотеч-но-информационной проблематики в учебно-исследовательской работе.
Борисова Галина Максимовна, директор КГБОУ СПО Красноярского краевого библиотечного техникума, тел.: (39161) 3-20-71, e-mail: [email protected]