Научная статья на тему 'РОЛЬ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА ГОСУДАРСТВА'

РОЛЬ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / АКЦИЗЫ / КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ / ФИСКАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / TAX SYSTEM / VALUE ADDED TAX / EXCISE TAXES / INDIRECT TAXES / FISCAL FUNCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дышекова А.А.

Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования любого государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Экономические преобразования в современной России закономерно обусловили формирование системы налогов. Российская налоговая реформа 1991-1992 гг. учитывала, что на пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. Они призваны формировать основу доходной части бюджета, ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию и т.д. Кроме того, создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей соблюдение социальной справедливости, законодательной ответственности, прав налогоплательщиков, а также повышение эффективности производительной деятельности - одно из ключевых условий преодоления кризиса российской экономики. Основную роль в российской налоговой системе играют косвенные налоги, к которым относятся НДС, акцизы, налог с продаж и таможенные пошлины, занимающие определяющее место в доходах бюджета. Наиболее существенным из применяемых в России косвенных налогов является налог на добавленную стоимость. НДС - один из самых молодых налогов (предложен экономистом M. JIope в 1954 году). Необходимость применения такого показателя как добавленная стоимость в качестве объекта налогообложения в европейских странах была обусловлена построением общего рынка. В частности, Римский договор 1957 года о создании Европейского экономического Сообщества (ЕЭС) предусматривал разработку, и применение мер, направленных на гармонизацию систем косвенного налогообложения стран-членов, а наличие НДС в налоговой системе стало обязательным условием вступление в ЕЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INDIRECT TAXES IN FORMATION OF STATE BUDGET

Tax collection is the most ancient function and one of the basic conditions for the existence of any state, the development of society on the path to economic and social prosperity. Economic transformations in modern Russia naturally led to the formation of a tax system. Russian tax reform 1991-1992. considered that on the way to a market economy, taxes are becoming the most effective tool for regulating new economic relations. They are designed to form the basis of the revenue side of the budget, limit the spontaneity of market processes, influence the formation of the production and social infrastructure, tame inflation, etc. In addition, the creation of a rational tax system that ensures the observance of social justice, legislative responsibility, the rights of taxpayers, as well as increasing the efficiency of productive activities is one of the key conditions for overcoming the crisis of the Russian economy. The main role in the Russian tax system is played by indirect taxes, which include VAT, excise taxes, sales tax and customs duties, which play a decisive role in budget revenues. The most significant indirect tax applied in Russia is value added tax. VAT is one of the youngest taxes (proposed by economist M. JIope in 1954). The need to use such an indicator as value added as an object of taxation in European countries was due to the construction of a common market. In particular, the 1957 Treaty of Rome on the Establishment of the European Economic Community (EEC) provided for the development and application of measures aimed at harmonizing the indirect taxation systems of member countries, and the presence of VAT in the tax system became an obligatory condition for joining the EEC.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА ГОСУДАРСТВА»

УДК 336

Дышекова А. А.

Dyshekova A. A.

РОЛЬ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА ГОСУДАРСТВА

THE ROLE OF INDIRECT TAXES IN FORMATION OF STATE BUDGET

Взимание налогов — древнейшая функция и одно из основных условий существования любого государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Экономические преобразования в современной России закономерно обусловили формирование системы налогов. Российская налоговая реформа 1991-1992 гг. учитывала, что на пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. Они призваны формировать основу доходной части бюджета, ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию и т.д. Кроме того, создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей соблюдение социальной справедливости, законодательной ответственности, прав налогоплательщиков, а также повышение эффективности производительной деятельности -одно из ключевых условий преодоления кризиса российской экономики.

Основную роль в российской налоговой системе играют косвенные налоги, к которым относятся НДС, акцизы, налог с продаж и таможенные пошлины, занимающие определяющее место в доходах бюджета. Наиболее существенным из применяемых в России косвенных налогов является налог на добавленную стоимость. НДС - один из самых молодых налогов (предложен экономистом М. Лоре в 1954 году). Необходимость применения такого показателя как добавленная стоимость в качестве объекта налогообложения в европейских странах была обусловлена построением общего рынка. В частности, Римский договор 1957 года о создании Европейского экономического Сообщества (ЕЭС) предусматривал разработку, и применение мер, направленных на гармонизацию систем косвенного налогообложения стран-членов, а наличие НДС в налоговой системе стало обязательным условием вступление в ЕЭС.

Tax collection is the most ancient function and one of the basic conditions for the existence of any state, the development of society on the path to economic and social prosperity. Economic transformations in modern Russia naturally led to the formation of a tax system. Russian tax reform 1991-1992. considered that on the way to a market economy, taxes are becoming the most effective tool for regulating new economic relations. They are designed to form the basis of the revenue side of the budget, limit the spontaneity of market processes, influence the formation of the production and social infrastructure, tame inflation, etc. In addition, the creation of a rational tax system that ensures the observance of social justice, legislative responsibility, the rights of taxpayers, as well as increasing the efficiency of productive activities is one of the key conditions for overcoming the crisis of the Russian economy.

The main role in the Russian tax system is played by indirect taxes, which include VAT, excise taxes, sales tax and customs duties, which play a decisive role in budget revenues. The most significant indirect tax applied in Russia is value added tax. VAT is one of the youngest taxes (proposed by economist M. JIope in 1954). The need to use such an indicator as value added as an object of taxation in European countries was due to the construction of a common market. In particular, the 1957 Treaty of Rome on the Establishment of the European Economic Community (EEC) provided for the development and application of measures aimed at harmonizing the indirect taxation systems of member countries, and the presence of VAT in the tax system became an obligatory condition for joining the EEC.

Ключевые слова: налоговая система, налог Key words: tax system, value added tax, excise

на добавленную стоимость, акцизы, косвенные taxes, indirect taxes, fiscal function. налоги, фискальная функция.

Дышекова Альбина Аскерхановна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел: 8 967 422 75 55 E-mail: kantik1608@mail.ru

Dyshekova Albina Askerhanova

Сandidate of Economic Sciences, associate Professor of Finance, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel: 8 967 422 75 55 E-mail: kantik1608@mail.ru

Введение. Актуальность темы статьи предопределена степенью теоретической разработки квинтэссенции косвенных налогов как органической составной части налоговой системы государства в условиях становления институциональной экономики Доминантой, определяющей внутренние связи данной системы, их объективный характер, качественную и количественную характеристику, является налог как категория финансовых отношений государства Его генезис и развитие обусловлены необходимостью удовлетворения растущих потребностей государства Экономика изначально и на всех этапах своего развития функционирует в мире ограниченных ресурсов, поэтому финансовое обеспечение потребностей страны проявляется через бюджетные ограничения Данный императив обусловливает необходимость использования косвенных форм налога как налога на потребление с целью масштабного и устойчивого формирования бюджетных доходов Эмпирически он воспринимается как юридически обусловленный способ изъятия части располагаемого дохода подданных государства, использующий цену товара и услуги, входящих в стадию потребления посредством обмена На поверхности финансовых отношений данный вид налога предстает как законодательно обусловленная надбавка к цене В результате внутреннее содержание косвенных налогов внешне реализуется в превращенной форме, создающей видимость оплаты цены, а не налога В реальной действительности это выражается в более высокой степени институциональных конфликтов между налогоплательщиком и государством, что проявляется в различного рода схемах уклонения от выполнения налоговых обязательств, лоптимизации

платежей и других нелегитимных явлениях в налогообложении, а также в росте трансакци-онных и административных издержек

Результаты исследования. Поступление НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, составило 2 657 395,3 млн. рублей, что на 20 663,6 млн. рублей, или на 0,8%, больше сумм, учтенных в уточненном прогнозе. Первоначальным прогнозом поступление НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, установлено в сумме 2 592 763,5 млн. рублей. С учетом изменений данные доходы предусмотрены в сумме 2 636 731,7 млн. рублей, что на 43 968,1 млн. рублей, или на 1,7%, больше первоначального прогноза.

Перевыполнение уточненного прогноза в основном обусловлено увеличением объема ВВП, а также изменением структуры налоговой базы, при росте сумм налоговых вычетов по ввозимым товарам, в результате увеличения объемов импорта и роста сумм налоговых вычетов по товарам, реализуемым по ставке 0 процентов, в результате увеличения объемов экспорта.

По сравнению с 2015 годом объем поступления налога увеличился на 209 046,9 млн. рублей, или на 8,5%. Рост поступлений НДС в основном обусловлен следующими факторами: ростом объема ВВП в номинальном выражении в IV квартале 2015 года и в ЫП кварталах 2016 года на 3% относительно соответствующих периодов 2014-2015 годов, снижением доли налоговых вычетов в сумме исчисленного налога на 0,18 процентного пункта (с 93,16% в 2015 году до 92,98% в 2016 году), что связано со снижением инвестиционной активности (сокращением расходов на капи-

тальное строительство и финансирование инвестиционных проектов, за исключением нефтегазового комплекса и отдельных инвестиционных проектов), а также улучшением налогового администрирования. При этом темп роста начисленного НДС превышает темп роста налоговых вычетов. По состоянию на 1 января 2017 года темп роста начисленного налога составил 105,7%, темп роста налоговых вычетов - 105,5%.

Вместе с тем увеличился объем возмещения сумм НДС из бюджета. По состоянию на 1 января 2017 года возмещение НДС составило 2 156 358,0 млн. рублей, в том числе возмещено в соответствии со статьей 1761 «Заявительный порядок возмещения налога» Налогового кодекса Российской Федерации до завершения проводимой на основе налоговой декларации камеральной налоговой проверки 1 030 053,4 млн. рублей. На 1 января 2016 года объем возмещения составлял 1 977 025,2 млн. рублей и 816 125,9 млн. рублей соответственно. Увеличение объема возмещения обусловлено реализацией основных инвестиционных проектов в нефтегазовом комплексе и проектов инфраструктурного значения.

Необходимо отметить, что количество проводимых налоговыми органами контрольных мероприятий, в ходе которых проверяется вопрос обоснованности возмещения сумм НДС,

снижается. Так, за 2016 год по вопросу обоснованности возмещения налога было проведено 104 096 камеральных проверок (1,4% общего количества камеральных проверок по НДС) и 3 513 выездных проверок (18,3% общего количества выездных проверок по НДС). В 2015 году таких проверок было проведено 122 916 (1,7%) и 4 711 (19,9%) соответственно.

Анализ результатов контрольной работы налоговых органов по вопросу обоснованности возмещения НДС свидетельствует, что доля проведенных в 2016 году проверок, по результатам которых возмещение НДС признано необоснованным, составила 18,3% (в 2015 году - 16,8%), сумма налога, возмещение которой признано необоснованным, - 49 237,1 млн. рублей (в 2015 году - 63 656,5 млн. рублей). При этом 26,7 % (в 2015 году - 23,7 %) указанной суммы признано к возмещению вышестоящими налоговыми органами и арбитражными судами после принятия налоговыми органами решения о необоснованности возмещения.

Динамика соотношения доли НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в доходах федерального бюджета и отношение величины вычетов к сумме начисленного НДС в 20142016 годах представлены на следующей диаграмме.

Рисунок 1 - Доля НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, в доходах федерального бюджета и отношение величины вычетов к сумме начисленного НДС

Поступление налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, составило 1 913 565,9

млн. рублей, что на 3 338,8 млн. рублей, или на 0,2%, больше сумм, учтенных в уточненном прогнозе. Первоначальным прогнозом

поступление НДС на товары (работы, услуги), ввозимые на территорию Российской Федерации, установлено в сумме 1 817 143,7 млн. рублей. С учетом изменений данные доходы предусмотрены в сумме 1 910 227,1 млн. рублей, что на 93 083,5 млн. рублей, или на 5,1%, больше первоначального прогноза.

Перевыполнение уточненного прогноза в основном обусловлено увеличением объемов налогооблагаемого импорта при снижении курса доллара США по отношению к рублю по сравнению с прогнозными значениями. По сравнению с 2015 годом поступление этих доходов увеличилось на 128 346,1 млн. рублей, или на 7,2 %, что в значительной степени обусловлено ростом курса доллара США по отношению к рублю и соответственно ростом рублевой стоимости импорта, в том числе ростом объема импорта товаров из стран ЕА-ЭС в рублевом эквиваленте.

Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, составило 632 156,3 млн. рублей, что на 8 926,6 млн. рублей, или на 1,4%, больше сумм, учтенных в уточненном прогнозе. Первоначальным прогнозом поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, установлено в сумме 523 923,6 млн. рублей. С учетом изменений данные доходы предусмотрены в сумме 623 229,7 млн. рублей, что на 99 306,1 млн. рублей, или на 19%, больше первоначального прогноза в результате роста облагаемых объемов реализации табачной продукции, дизельного топлива, автомобилей легковых.

По сравнению с 2015 годом поступление акцизов увеличилось на 104 266,9 млн. рублей, или на 19,8%, в основном за счет индексации ставок акцизов (по табачной продукции, автомобилям легковым, спирту этиловому из всех видов сырья), увеличения объемов реализации табачных изделий, а также зачисления с 1 июня 2016 года акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет по нормативу 12%, в бюджеты субъектов Российской Федерации - по нормативу 88% (в 2015 году акцизы на нефтепродукты зачис-

лялись в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100%).

В 2016 году в общем объеме поступлений акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, основная доля приходилась на акцизы на табачную продукцию - 73,9%, акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% -15,6%, акцизы на природный газ, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, - 6,6%, акцизы на нефтепродукты - 5,7%, акцизы на автомобили легковые и мотоциклы - 1,5%, акцизы на этиловый спирт из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальва-досный, висковый, - 0,1%.

Поступление акцизов на табачную продукцию составило 466 951,7 млн. рублей, что на 6 137,1 млн. рублей, или на 1,3%, больше сумм, учтенных в уточненном прогнозе. Первоначальным прогнозом поступление данных акцизов установлено в сумме 414 556,8 млн. рублей. С учетом изменений данные доходы предусмотрены в сумме 460 814,6 млн. рублей, что на 46 257,8 млн. рублей, или на 11,2%, больше первоначального прогноза.

Превышение первоначального и уточненного прогноза обусловлено изменением объемов реализации табачной продукции относительно объемов, учтенных при формировании бюджета на 2016 год и внесении в него изменений (объем реализации сигарет составил 283,5 млрд. штук, тогда как первоначальный прогноз доходов был рассчитан исходя из 246,8 млрд. штук, уточненный - из 272,0 млрд. штук).

По сравнению с 2015 годом указанные доходы увеличились на 87 845,8 млн. рублей, или на 23,2%, что в значительной мере обусловлено повышением ставок акцизов на табачную продукцию и ростом потребительских цен на нее. С 1 января 2016 года специфическая ставка акциза на сигареты и папиросы увеличена по отношению к ставке, применявшейся в 2015 году, в 1,3 раза; адвалорная составляющая комбинированной ставки акциза на сигареты и папиросы увеличена с 11% к стоимости сигарет, исчисленной в максимальных розничных ценах, до 12% максимальной розничной цены. Цены на табачные

изделия, по данным Росстата, в январе-декабре 2016 года возросли по сравнению с январем-декабрем 2015 года на 22,1%.

Поступление акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% составило 98 849,3 млн. рублей, что на 2 962,2 млн. рублей, или на 3,1%, больше сумм, учтенных в уточненном прогнозе. Первоначальным прогнозом поступление данных акцизов установлено в сумме 76 722,2 млн. рублей. С учетом изменений данные доходы предусмотрены в сумме 95 887,0 млн. рублей, что на 19 164,8 млн. рублей, или на 25%, больше первоначального прогноза.

Перевыполнение уточненного прогноза доходов обусловлено уплатой доначислений по результатам контрольных мероприятий. По сравнению с 2015 годом поступление указанного вида акцизов увеличилось на 21 838,7 млн. рублей, или на 28,4%, что обусловлено увеличением налогооблагаемых объемов реализации алкогольной продукции на 21,2% (с 27,8 млн. дкл. (без учета объемов, уточненных по итогам контрольных мероприятий и представления уточненных деклараций) до 33,7 млн. дкл. безводного этилового спирта), а также уплатой доначислений по результатам контрольных мероприятий.

Поступление акцизов на легковые автомобили и мотоциклы составило 9 433,7 млн. рублей, что на 716,3 млн. рублей, или на 7,1%, меньше сумм, учтенных в уточненном прогнозе. Первоначальным прогнозом поступление данных акцизов установлено в сумме 15 858,1 млн. рублей. С учетом изменений данные доходы предусмотрены в сумме 10 150,0 млн. рублей, что на 5 708,2 млн. рублей, или на 36 %, меньше первоначального прогноза.

Недовыполнение прогноза доходов обусловлено изменением структуры облагаемого оборота в результате перераспределения объемов реализации легковых автомобилей в разрезе мощностей (снизилась доля объемов реализации автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 150 л.с. (с 9,9% до 9,3%), облагаемых по более высокой ставке, что не было учтено в прогнозе макроэкономических показателей при составлении уточненного прогноза [3, 2].

По сравнению с 2015 годом указанные доходы снизились на 1 880,8 млн. рублей, или

на 16,6%, в результате снижения объемов реализации легковых автомобилей на 9,4% -с 878,5 до 795,9 тыс. штук (2016 год - без учета реализации легковых автомобилей, произведенных на территории Калининградской области), в том числе автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 150 л. с. на 36,9% - с 111,7 до 70,5 тыс. штук.

С 1 июня 2016 года в соответствии с Федеральным законом от 23 мая 2016 г. № 145-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 6 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 30 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» осуществляется зачисление в федеральный бюджет акцизов на автомобильный бензин, пря-могонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации (далее - акцизы на нефтепродукты), по нормативу 12%.

Поступление акцизов на нефтепродукты составило в общей сумме 3 5 970,2 млн. рублей, что на 2 329,5 млн. рублей, или на 6,9%, больше уточненного прогноза. Уточненным прогнозом данные доходы предусмотрены в сумме 33 640,7 млн. рублей. При этом по данному доходному источнику прогноз доходов первоначально не устанавливался.

Перевыполнение уточненного прогноза доходов обусловлено увеличением объемов реализации нефтепродуктов (в основном облагаемых объемов реализации дизельного топлива) относительно объемов, учтенных в расчетах к бюджету [1, 4]. Поступление акцизов на природный газ, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, составило 41 828,7 млн. рублей, что на 2 026,9 млн. рублей, или на 4,6%, меньше уточненного прогноза. Первоначальным прогнозом поступление указанных акцизов установлено в сумме 48 650,5 млн. рублей. С учетом изменений данные доходы предусмотрены в сумме 43 855,6 млн. рублей, что на 4 794,9 млн. рублей, или на 9,9%, меньше первоначального прогноза.

Невыполнение обусловлено снижением объема реализации газа относительно параметров, учтенных в уточненном прогнозе доходов. Так, при формировании уточненного прогноза поступлений данного вида акцизов цена реализации природного газа для дальнего зарубежья прогнозировалась на уровне 165,2 доллара США за тыс. куб. м, объем реализации - 13,7 млн. куб. м, фактически цена реализации газа сложилась на уровне 167,7 доллара США за тыс. куб. м, объем реализации газа 13,0 млн. куб. м.

По сравнению с 2015 годом поступления уменьшились на 31 336,5 млн. рублей, или на 42,8 %, что обусловлено снижением экспортных цен на природный газ для дальнего зарубежья на 35,8% (с 261,2 до 167,7 доллара США за тыс. куб. м) и объемов реализации природного газа по магистральному газопроводу «Голубой поток» на 16,7% (с 15,6 до 13,0 млн. куб. м (по данным ФНС России).

В соответствии со статьей 200 Налогового кодекса Российской Федерации суммы акцизов, исчисленные при совершении операций, указанных в подпунктах 25-27 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиком, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, и суммы акциза, начисленные при получении авиационного керосина налогоплательщиком, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат (свидетельство) экс-плуатанта, при предоставлении документов в соответствии с пунктами 20 и 21 статьи 201 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат вычету, умноженному на повышающий коэффициент.

Уточненным прогнозом было запланировано возмещение акцизов на бензол, паракси-лол, ортоксилол в сумме 7 115,2 млн. рублей и акцизов на авиационный керосин - в сумме 14 660,4 млн. рублей. Фактически по итогам 2016 года из федерального бюджета возвращено платежей на сумму 21 565,5 млн. рублей, в том числе акцизов на бензол, паракси-лол, ортоксилол - 7 616,6 млн. рублей, акцизов на авиационный керосин - 13 948,9 млн. рублей. При этом акцизов на бензол, пара-ксилол, ортоксилол возвращено на 501,4 млн. рублей, или на 6,6% больше, чем планировалось, в связи с ростом объемов бензола, пара-

ксилола, ортоксилола, использованных в нефтехимической промышленности. Возмещение акцизов на авиационный керосин не достигло планируемого уровня на 711,5 млн. рублей, или на 4,9%, в связи со снижением объемов авиационного керосина, использованного налогоплательщиками, включенными в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющими сертификат (свидетельство) эксплуатанта, для заправки воздушных судов, на 13,6% (с 6 575,6 до 5 680,4 млн. тонн) относительно параметров, учтенных в уточненном прогнозе.

Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации, составило 62 086,6 млн. рублей, что на 5 331,9 млн. рублей, или на 9,4%, больше уточненного прогноза. Первоначальным прогнозом поступление указанных акцизов установлено в сумме 58 053,0 млн. рублей. С учетом изменений данные доходы предусмотрены в сумме 56 754,7 млн. рублей, что на 1 298,3 млн. рублей, или на 2,2%, меньше первоначального прогноза.

Основной причиной перевыполнения является превышение объемов ввоза основных подакцизных товаров (табачной продукции, легковых автомобилей, алкогольной продукции, винам) над параметрами, принятыми при расчете прогноза доходов.

Физические объемы ввоза основных подакцизных товаров в 2016 году превысили прогнозные значения, рассчитанные на основании прогноза социально-экономического развития, подготовленного Минэкономразвития России в сентябре 2015 года, и сезонных тенденций предыдущих лет для легковых автомобилей, - на 13,2%, для крепких спиртных напитков - на 16%, сигарет - на 18%, вин и шампанских вин соответственно на 2,6 и 8,2%. Объем импорта пива сократился по отношению к прогнозируемым значениям на 4%.

По сравнению с 2015 годом доходы увеличились на 8 111,8 млн. рублей, или на 15%, что в значительной степени обусловлено увеличением с 1 января 2016 года акцизов на подакцизные товары (на сигареты - от 9% до 30%, на вина - на 13%, на пиво - от 11% до 19%, на дизельное топливо - на 20%), а также ростом объемов импорта подакцизных товаров (в 2016 году по отношению к 2015 году количественные объемы импорта основных

подакцизных товаров выросли, в том числе легковых автомобилей - на 3%, вин и шампанских вин - на 7%, пива - на 21%, сигарет -на 98%).

Область применения результатов: бюджетная система Российской Федерации.

Выводы. В налоговой системе страны косвенные налоги занимают особое место, так как обеспечивают поступление значительных финансовых средств в бюджет и существенно влияют на выбор и предпочтения потребителя. Контроль гражданского общества за процессом формирования и расходования налоговых доходов при этом во многом ослаблен в силу особенностей косвенных налогов как налогов на потребление. Поэтому они постоянно генерируют противоречия между налогоплательщиком и государством, которые в практике проявляются в нарушении законодательства, порождают необходимость в его постоянном изменении и обновлении, что

приводит к росту трансакционных, экономических и административных издержек налогообложения. В то же время нестабильность законодательной базы не способствует процессу формирования законопослушного налогоплательщика и снижает эффективность налоговой системы.

Значительный прирост налоговых доходов в относительном и абсолютном выражении в последние годы идет опережающими темпами за счет прямых налогов. Доходы от косвенных налогов растут более медленными темпами при двух-трех кратном превышении прироста выставляемых сумм к возврату их основного и масштабного налога - НДС. Такое состояние косвенного налогообложения в стране свидетельствует не только о несовершенстве механизма его функционирования, но и недостаточном знании его экономической природы, причин генезиса и развития.

Литература

1. Казова З.М. Федеральная политика межбюджетных отношений и направления ее совершенствования // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. № 1(4). С. 262-267.

2. Казова З.М. Эффективность применения современных технологий в работе налоговых органов: в сборнике «Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста» // Материалы VI международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет». ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», 2014. С. 172-175

3. Казова З.М. Анализ исполнения федерального бюджета по доходам: в сборнике «Экономическая наука в 21 веке: вопросы теории и практики» // Сборник материалов 6-й международной научно-практической конференции. Махачкала, 2014. С. 64-66.

4. Казова З.М. Международный опыт оптимизации бюджетных расходов // Научные Известия. 2015. № 1. С. 77-80.

References

1. Kazova Z.M. Federal'naya politika mezh-byudzhetnyh otnoshenij i napravleniya ee sover-shenstvovaniya // Innovacionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. 2014. № 1(4). S. 262-267.

2. Kazova Z.M. Effektivnost' primeneniya sovremennyh tekhnologij v rabote nalo-govyh organov: v sbomike «Sovershenstvovanie nalo-gooblozheniya kak faktor ekonomicheskogo rosta» // Materialy VI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. FGAOU VPO «Seve-ro-Kavkazskij federal'nyj universitet». FGBOU VPO «Dagestanskij gosu-darstvennyj universitet», 2014. S. 172-175

3. Kazova Z.M. Analiz ispolneniya fede-ral'nogo byudzheta po dohodam: v sbornike «Ekonomicheskaya nauka v 21 veke: voprosy teorii i praktiki» // Sbornik materialov 6-j mezh-dunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Mahachkala, 2014. S. 64-66.

4. Kazova Z.M. Mezhdunarodnyj opyt op-timizacii byudzhetnyh raskhodov // Nauchnye Izvestiya. 2015. № 1. S. 77-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.