Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ (НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦИИ)'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ (НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦИИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
356
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ / КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ / ОПЫТ / ПЕРСПЕКТИВЫ / TAX SYSTEM / FOREIGN COUNTRIES / INDIRECT TAXES / PERSPECTIVE EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баташев Р.В., Бупаев Р.Р.

Косвенные налоги являются ключевым элементом налоговой системы РФ, выполняя фискальную и регулирующую роль в экономике. При этом функциональный потенциал НДС и акцизов должен соответствовать особенностям социально-экономического развития, что требует анализа возможных путей реформирования. Таким образом целью исследования является анализа зарубежного опыта косвенного налогообложения для определения возможных параметров использования отдельных элементов в налоговой системе РФ. Установлено, что французская модель налогообложения добавленной стоимости отличается гибкостью по отношению к субъектам, осуществляющим инновационную деятельность, и имеет более ярко выраженную социальную направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE USE OF INDIRECT TAXATION IN DOMESTIC AND FOREIGN PRACTICE (EXAMPLE OF FRANCE)

Indirect taxes are a key element of the Russian tax system, playing a fiscal and regulatory role in the economy. At the same time, the functional potential of VAT and excise taxes should correspond to the specifics of socio-economic development, which requires an analysis of possible ways of reform. Thus, the purpose of the study is to analyze the foreign experience of indirect taxation to determine the possible parameters for the use of individual elements in the tax system of the Russian Federation. It has been established that the French model of value added taxation is flexible in relation to the entities engaged in innovative activities and has a more pronounced social orientation.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ (НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦИИ)»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ

(НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦИИ)

Р.В. Баташев, старший преподаватель Р.Р. Бупаев, магистрант Чеченский государственный университет (Россия, г. Грозный)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10877

Аннотация. Косвенные налоги являются ключевым элементом налоговой системы РФ, выполняя фискальную и регулирующую роль в экономике. При этом функциональный потенциал НДС и акцизов должен соответствовать особенностям социально-экономического развития, что требует анализа возможных путей реформирования. Таким образом целью исследования является анализа зарубежного опыта косвенного налогообложения для определения возможных параметров использования отдельных элементов в налоговой системе РФ. Установлено, что французская модель налогообложения добавленной стоимости отличается гибкостью по отношению к субъектам, осуществляющим инновационную деятельность, и имеет более ярко выраженную социальную направленность.

Ключевые слова: налоговая система, зарубежные страны, косвенные налоги, опыт, перспективы.

Привлекательность налоговой системы Франции объясняется тем, что именно в данной стране впервые был разработан и внедрен в практику налогообложения НДС. Характеризуя налоговую систему Франции, следует исходить из того, что она традиционно относится к странам с высоким уровнем налогообложения (самый высокий в мире), в результате чего государственный бюджет на 90% формируется за счет налоговых поступлений [4, с. 26].

Налоговая система Франции включает в себя налоги двух уровней: местного и федерального. Выделяют три основных блока налогов, действующих в налоговой системе Франции: налоги на потребление (косвенные налоги), налоги с прибыли и дохода, налоги на собственность.

Среди главных черт французской налоговой системы следовало бы выделить такие, как социальная направленность, преобладание косвенных налогов, особая роль подоходного налога, учет территориальных аспектов, гибкость системы в сочетании со строгостью, широкая система льгот и скидок, открытость для международных налоговых соглашений. Следует отметить,

что налоговая система Франции нацелена на обложение потребления [1, с. 96-97].

Система косвенного налогообложения Франции включает в себя три налога: налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины. Следует отметить, что косвенное налогообложение Франции играет ключевую роль в формировании доходов бюджета государства. Элементы косвенных налогов законодательно прописаны в Налоговом кодексе Франции.

Налог на добавленную стоимость. НДС во Франции был введен впервые в 1954 году. НДС в Франции - это общий налог на потребление, взимаемый с товаров и услуг, находящихся во Франции. На долю НДС приходится до 50% всех поступлений от косвенных налогов, а в общем объеме налоговых поступлений государственного бюджета Франции он составляет до 45% [4, с. 185]. Уплата налога на добавленную стоимость зависит от характера совершаемой операции и не зависит от платежеспособности налогоплательщика. Как и в российской модели в налогооблагаемую базу НДС включаются кроме розничной цены суммы всех сборов и пошлин. Предусмотрена система налоговых

вычетов в виде уплаченных при приобретении у поставщиков сырья и полуфабрикатов сумм НДС.

Обязанность по плате НДС возникает у организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют поставки и реализацию продукцию, подлежащую налогообложению на территории Франции. Объектом налогообложения признается любая реализации, в том числе и на безвозмездной основе (реализация предприятия в целом, промышленных прав и пр.). Как и в Российской Федерации для отдельных предприятий предусмотрено освобождение от уплаты НДС. Если российская модель НДС предусматривает освобождение от уплаты налога организаций и ИП, размер выручки которых от реализации продукции за три предыдущих последовательных календарных месяца не превышает 2 млн. руб. без учета НДС, то во Франции от уплаты налога освобождаются малые предприятия, чей оборот по реализации товаров не превышает 76 тыс. евро и 26 тыс. евро при реализации услуг). Малые предприятия, отвечающие указанным критериям, могут не регистрироваться в качестве плательщиков НДС. Налоговая база формируется с учетом фактической цены реализации. Налоговая база

увеличивается на сумму уплаченных комиссионных, страховых платежей, уплаченных процентов, связанных с реализацией товаров, работ и услуг. При налогообложении экспортно-импортных операций налогооблагаемая база определяется с учетом уплаченных таможенных пошлин и таможенной стоимости товаров.

Конечная сумма НДС, уплачивая в бюджет, определяется как разница между суммой налога, начисленной на собственные операции, и суммой входного НДС [3].

Налоговые ставки дифференцированы по видам налогооблагаемых товаров (рис. 1). Налоговое законодательство Франции предусматривает стандартную налоговую ставку по НДС в размере 19,6%. На предметы роскоши установлена повышенная налоговая ставка в размере 22%. Для товаров социального характера предусмотрены пониженные налоговые ставки. Например, на товары культурного обихода установлена ставка в размере 7%. Самая низкая ставка в размере 5,5% предусмотрена для товаров и услуг первой необходимости (продукты питания, медикаменты, грузовые и пассажирские перевозки).

Ставки НДС

Рис. 1. Налоговые ставки НДС во Франции

Следует отметить, что налоговая политика Франции в настоящее время ориентируется на постепенное снижение налого-

вых ставок путем перехода к двум основным - 19,6 и 5,5%.

Отдельные виды деятельности и операций полностью освобождены от налога на

добавленную стоимость. К ним относятся: страхование, лотерея, казино, а также экспортные операции. Учитывая, что во Франции действует инвойсный метод расчета и уплаты НДС, лица, совершающие экспортные операции, могут воспользоваться правом на возмещение уплаченных внутри страны сумм НДС. Импортные операции подлежат налогообложению на общих основаниях.

При налогообложении добавленной стоимости предусмотрен широкий пере-

чень налоговых льгот. Так, налоговые преференции предоставляются предприятиям, которые занимаются финансированием различных инвестиционных проектов. Льготы предоставляются в виде вычетов из НДС сумм, которые направляются на инвестиции. Круг предоставления таких льгот ограничен малыми предприятиями.

Более развернуто налоговые льготы по НДС представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Виды освобождений от НДС во Франции

В отличии от российской модели НДС во Франции предусмотрено исчисление налога в отношении отдельных категорий налогоплательщиков налоговыми органами (при упрощенном учета). В остальных случаях налог рассчитывается налогоплательщиками самостоятельно.

Уплата налога производится ежемесячно на основе налоговой декларации. Также предусмотрены квартальные и годовые сроки уплаты НДС в зависимости от объема товарооборота.

Акцизы. В числе косвенных налогов на ряду с НДС во Франции взимаются акцизы, которыми облагаются потребляемые товары. Акцизы традиционно считаются ключевым источником формирования налоговых доходов государственного бюджета Франции. По налоговому законодательству обязанность по уплате акцизов возлагается на предприятия, которые за-

нимаются производством и реализацией подакцизных товаров. К подакцизной относится следующая продукция: табачные изделия, алкогольная продукция и пиво, минеральные воды, зажигалки, спички, кондитерские изделия, летательные аппараты и некоторые виды транспортных средства.

Порядок определения налоговой базы по акцизам аналогичен порядку, предусмотренному в Российской Федерации, -отдельно по каждому виду подакцизного товара исходя из установленных налоговых ставок. При взимании акцизов по специфическим ставкам, налоговая база рассчитывается исходя фактического объема реализованного или переданного подакцизного товара в натуральном выражении. Применение процентных ставок предполагает определение налоговой базы по стои-

мости реализованной подакцизной продукции без учета НДС и акцизов.

Таможенные пошлины. Налог на добавленную стоимость и акцизы дополняются таможенными платежами. Таможенные пошлины уплачиваются участниками внешнеэкономической деятельности с товаров, которые перемещаются через таможенную границу. Налоговая база определяется двумя способами: в стоимостном или натуральном выражении.

Как и в России во Франции таможенные пошлины выступают важным инструментом государственного регулирования экономических отношений. Основное предназначение таможенных пошлин - охрана внутреннего рынка, сельскохозяйственной отрасли и промышленности.

Выводы. Рассмотрев особенности системы косвенного налогообложения во Франции, можно сделать вывод о том, что она отличается от российского опыта косвенного налогообложения по отдельным элементам. В первую очередь это касается НДС. Как и в России во Франции НДС относится к числу бюджетообразующих налогов. Принципиальное отличие российской модели налогообложения добавленной стоимости от французской заключается в особенностях формирования налоговой базы. В РФ налоговой базой является не только прибыль и заработная плата, а также акцизы и таможенные пошлины, не имеющие отношения к добавленной стоимости. На практике выходит, что одним

чего налог на добавленную стоимость отходит от своего природного содержания и превращается в налог с продаж.

Также следует заметить, что французская модель налогообложения добавленной стоимости отличается более гибкой структурой. Это связано с наличием широкого круга налоговых преференций и налоговых льгот. В целом есть схожие черты льготного налогообложения по НДС в России и Франции: например, от уплаты налога освобождены экспортные операции, медицинские услуги, страхование и пр.

При рассмотрении возможности использования французского опыта налогообложения добавленной стоимости необходимо исходить из того, что его нельзя слепо копировать в силу того, что Россия и Франция - совершено разные страны со своими особенностями построения экономики и налоговой системы.

На наш взгляд, наиболее приемлемыми мерами применения французского опыта являются следующие:

- установление льготного налогообложения для предприятий, осуществляющих инвестиционную деятельность, в первую очередь для предприятий, осуществляющих инновационную деятельность и вложения в наукоемкие отрасли экономики;

- введение более льготного режима налогообложения в части снижения налоговых ставок на товары первой необходимости.

налогом облагается другой. В результате

Библиографический список

1. Алиев Б.Х. Налоговые системы зарубежных стран: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» (степень - магистр), специальностям / профилю «Финансы и кредит», «Мировая экономика» и «Налоги и налогообложение» / Б.Х. Алиев, Х.М. Мусаева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 215 с.

2. Алиев Б.Х., Велиев М.Ш. Зарубежный опыт исчисления и уплаты бюджетообразующих налогов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2017. - № 6 (часть 1) - С. 131-134.

3. Лыкова Л.Н. Налоговые системы зарубежных стран: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л.Н. Лыкова, И.С. Букина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2018. - 309 с.

4. Попова Л.В. Налоговые системы зарубежных стран: учеб.-метод. Пособие / Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, Б.Г. Маслов. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело и Сервис 2011. - 432 с.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE USE OF INDIRECT TAXATION IN DOMESTIC AND FOREIGN PRACTICE (EXAMPLE OF FRANCE)

R.V. Batashev, Senior Lecturer R.R. Bupaev, Graduate Student Chechen State University (Russia, Grozny)

Abstract. Indirect taxes are a key element of the Russian tax system, playing a fiscal and regulatory role in the economy. At the same time, the functional potential of VAT and excise taxes should correspond to the specifics of socio-economic development, which requires an analysis of possible ways of reform. Thus, the purpose of the study is to analyze the foreign experience of indirect taxation to determine the possible parameters for the use of individual elements in the tax system of the Russian Federation. It has been established that the French model of value added taxation is flexible in relation to the entities engaged in innovative activities and has a more pronounced social orientation.

Keywords: tax system, foreign countries, indirect taxes, perspective experience.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.