Научная статья на тему 'РОЛЬ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ СЕЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИЯ'

РОЛЬ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ СЕЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / CORPORATE CULTURE / AGRICULTURE / HUMAN RESOURCES / MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафонов Алексей Юрьевич

В статье раскрыты особенности существующие в сельском хозяйстве, такие как тесная взаимосвязь экономических и демографических процессов, специфика процесса производства. Определен ряд функций которые выполняет Корпоративная (организационная) культура. В материале охарактеризован вклад корпоративной культуры в систему управления мотивационным процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CORPORATE CULTURE IN HUMAN RESOURCES MANAGEMENT

The article reveals the features existing in agriculture, such as the close relationship of economic and demographic processes, the specifics of the production process. A number of functions that Corporate (organizational) culture performs are defined. The material describes the contribution of corporate culture to the motivation process management system.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ СЕЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИЯ»

Роль корпоративной культуры в управлении персоналом сельхозпредприятия The role of corporate culture in human resources management

l\ f "f МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ лЛ ЖУРНАЛ

УДК 331.44 DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10310 Сафонов Алексей Юрьевич,

к.э.н., доцент кафедры менеджмента, Факультет экономики и информационных технологий, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, 614990, Пермь, ул. Петропавловская, 23, E-mail: [email protected]

Safonov Aleksei Yurevich, CSc, Management Department, Faculty of Economics and Information Technologies, Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov. 614990. Perm, st. Petropavlovskaya, 23

Аннотация. В статье раскрыты особенности существующие в сельском хозяйстве, такие как тесная взаимосвязь экономических и демографических процессов, специфика процесса производства. Определен ряд функций которые выполняет Корпоративная (организационная) культура.

В материале охарактеризован вклад корпоративной культуры в систему управления мотивационным процессом.

Summary. The article reveals the features existing in agriculture, such as the close relationship of economic and demographic processes, the specifics of the production process. A number of functions that Corporate (organizational) culture performs are defined.

The material describes the contribution of corporate culture to the motivation process management system.

Ключевые слова: корпоративная культура, сельское хозяйство, человеческие ресурсы, система управления.

Keywords: corporate culture, agriculture, human resources, management system.

Введение. Общие теоретические принципы корпоративной культуры применимы в управлении любым производственным предприятием. В то же время практические механизмы реализации должны строиться с учетом специфики конкретной отрасли экономики. В частности, известно, что в сельском хозяйстве существуют несколько иные, чем в других отраслях, методы организации процесса бизнеса.

Исследование. Процесс агробизнеса характеризуется территориальной рассредоточенностью, природно-климатической и биологической обусловленностью. Это связано с тем, что главным средством производства является земля, а в качестве предметов труда выступают живые организмы и растения. Они развиваются на основе биологических, а не экономических законов. Поэтому сельское хозяйство представляет собой способ производства особого рода, так как к механическому и химическому процессам здесь присоединяется органический процесс. [5].

В сельском хозяйстве существует тесная взаимосвязь экономических и демографических процессов. Во-первых, в силу особых потребительских свойств сельскохозяйственная продукция составляет материальную основу человеческой жизни. Продовольствие и продукты переработки сельскохозяйственного сырья занимают значительное место в фонде потребления домохозяйств. «На этом базируется органичная связь сельского хозяйства с процессом воспроизводства человека, а значит с домашним хозяйством и семьей - первичными ячейками любой социальной организации» [4]. Во-вторых, «в силу пространственной рассредоточенности сельскохозяйственного производства и связанной с ней относительно мелкой системой расселения людей сельскохозяйственные предприятия «вынуждены» выполнять часть функций по социальному обслуживанию населения в целях обеспечения равного с городом уровня удовлетворения потребностей в социальных услугах» [7].

В сельском хозяйстве свою специфику имеет и процесс производства. Большое влияние на него оказывает территориальная рассредоточенность. Она, как отмечает А. Чаянов, вызвана отчасти тем, что «человек не может солнечные лучи, падающие на сто десятин, собрать в одну» [10].

Следующей специфической особенностью сельхозпредприятия является сезонная загруженность. Процесс использования человеческих ресурсов во многом определяется сезонностью деятельности и разной степенью занятости работников в разные времена года. В отдельные периоды значительно возрастает напряженность труда работников предприятия и увеличивается продолжительность рабочего дня, в другие периоды нужно занять работников.

Грамотные руководители, учитывая эти особенности, в подходах к управлению персоналом, пользуются таким эффективным инструментом как корпоративная культура.

На предприятии с развитой корпоративной культурой у работников происходит формирование сопричастности, личной ответственности за успех предприятия и, как следствие, устойчивой лояльности работников к предприятию. Культура помогает и быстрой адаптации новых работников.

Корпоративная культура включает не только глобальные нормы и правила, но и текущий регламент деятельности. Ей органично присущи типовые особенности, формирующиеся под прямым воздействием набора факторов внутреннего и внешнего характера. Большое количество типологий говорит о факте многоаспектности ее исследования; выбор того или иного типа с целью охарактеризовать действующую организацию всецело зависит от восприятия данной проблемы конкретным менеджером и, порой, приводит к выработке собственной типологии, так как идеального совпадения характеристик на практике не встречается.

Несмотря на методологические трудности, проблема развития корпоративной культуры является чрезвычайно актуальной в настоящее время. Формирование культуры выведет любое предприятие на новый уровень развития, характеризующийся максимально эффективным использованием как материальных, так и трудовых ресурсов.

Корпоративная культура - это формализованная (кодекс) или неформализованная система ценностей, норм общения, стандартов, традиций, существующих в организации. Корпоративная культура включает в себя не только условия труда работников и уровень заработной платы, но и корпоративные ценности предприятия, систему информирования работников, в том числе цепочку обмена информацией между руководителем и работником, культурный досуг работников предприятия.

Корпоративная культура может быть формализована в виде свода ценностей или корпоративного кодекса.

Корпоративная (организационная) культура выполняет целый ряд функций:

1. Охранная функция состоит в создании барьера,ограждающегоорганизацию от нежелательных внешних воздействий.

2. Интегрирующая функция-усиливает систему социальнойстабильности в организации. Корпоративная культура - своего рода социальный клей, который помогает сплачивать организацию, обеспечивая присущие для нее стандарты поведения.

3. Регулирующая функция-является средством,с помощью которогоформируются и контролируются формы поведения и восприятия, целесообразные с точки зрения данной организации.

4. Ориентирующая функция культуры направляет деятельностьорганизации и ее участников в необходимое русло.

5. Мотивационная функция-усиливает вовлеченность в делаорганизации и преданность ей. выражается в чувстве общности всех членов организации.

6. Функция имиджа организации,формирует определенный имиджорганизации, отличающий ее от любой другой. [1]

Корпоративная культура создается не в один день, это затратный по времени и ресурсам процесс. Но это очень важный процесс, так как он вносит очень серьезный вклад в систему управления мотивационным процессом. Совершенствование которого может идти с различной степенью детализации. Расширенный набор элементов, входящих в систему управления мотивацией, приведен на рисунке 1.

Методология мотивации

Система управления

I

I Подсистемы *

V

Процесс мотивации

Структура мотиваторов

Элементы системы управления

Техника

- Цели и задачи - Коммуникации - Функциональные - Компьютерная

структуры и оргтехника

- Законы, теории. - Схема процесса потребностей - Офисная мебель

Принципы. - Схемы организаци-

оных отношений

- Разработка и - Факторные схемы - Сети связи

- Методы и функции реализация мотиваторов

решений

- Технолога» и -Корпоративная Профессионализм - Система

практика мотивации культура персонала документирования

Управленческая деятельность

Механизм управления

Рисунок 1. Структура элементов системы управления мотивацией

Методология мотивации включает цели, законы и теории, функции, методы, технологии мотивации и практику. Процесс мотивации представляет систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение. Структура мотиваторов включает функциональную и организационную структуру, схему организационных отношений, факторные схемы мотиваторов и профессионализм персонала.

Техника управления включает компьютерную и организационную технику, офисную мебель, сети связи (внутренние и внешние, типа интернет), систему документооборота.

В свою очередь, методология и процесс управления формируют управленческую деятельность, а структура и техника мотивации - механизм управления; состояние элементов системы мотивации работников непосредственно отражается на эффективности фунционирования организации в целом.

Весьма «прибыльным» делом является создание комфортных условий для производительного труда. Помимо эффекта, получаемого от уменьшения текучести кадров, повышается среднегодовая производительность труда, а также улучшается жизненный тонус в целом. Другой подкласс составляют факторы, обеспечивающие позитивное отношение к труду и к его результатам. Среди них: улучшение социально-психологического климата; совершенствование материального и морального стимулирования; формирование ценностных ориентации, воспитание бережливости к собственности, активности работников в трудовой сфере; повышение престижности и привлекательности аграрного труда; обеспечение культурного досуга.

О действенности этих факторов на мотивацию свидетельствуют многие исследования. Достаточно сказать, что лишь позитивный социально-психологический климат в коллективе повышает эффективность производства на 15-18%. А формирование бережливого отношения к средствам производства, повышение ответственности людей за результаты труда позволили бы сберечь ежегодно в среднем 40 млн тонн зерна, 3-4 млн. тонн картофеля, 28-30 млн тонн кормов в кормовых единицах в год [3].

Следует отметить, что структура внешних мотиваторов труда весьма динамична, каждый отдельный фактор имеет свой уровень проявления, а соответственно, и управления. Социально-психологический климат, например, формируется в основном в первичном коллективе, а повышение дисциплины - слагаемые усилий не только трудового коллектива, но и предприятия, создание социальных условий - государства. Поэтому для практического использования факторов мотивации необходимы их более

детальные группировки, которые должны учитывать отраслевую специфику и уровень их использования, а также их ситуационные комбинации.

Выводы. Почему это важно именно в сельхозпредприятии?

- Персонал сельхозпредприятия состоит из работников разного уровня подготовки и образованности - от узких специалистов до рабочих

- территориальная разрозненность подразделений сельхозпредприятия

- сезонность труда

Корпоративная культура является объединяющим и скрепляющим элементом для управления большим разрозненным предприятием.

Список литературы

1. Аксакова А. Н. Организационная культура корпоративных стандартов: понятие, структура, особенности. // Управление персоналом. 2009. № 13 (215) С. 53-56.

2. Гулимова А. Корпоративная культура: создать нельзя, исправить // Управление персоналом. 2010. № 9.

3. Жидких Е.И. Роль руководителей и специалистов в формировании корпоративной культуры сельскохозяйственных предприятий. // Вестник Алтайского государственного аграрного университета №4 2004.

4. Лепке О. Б. Вопросы формирования экономико-правового механизма регулирования земельных отношений.

5. Медведев Е., Свеженцев И. Проблемы теории и практики управления// Повышение эффективности управления предприятия за счет процессно-ориентированного подхода к управлению. 2014. № 5. С. 103.

6. Моргунов Е. Организационная культура: единство и множественность // Управление персоналом. 2010. № 6 (232) С. 26-30.

7. Петриков А. В. Специфика сельского хозяйства и современная аграрная реформа в России.

8. Титов К.В. Оценка эффективности корпоративной культуры в сельскохозяйственном предприятии. Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем 21 века. Ачинский филиал Красноярский государственный аграрный университет.

9. Тихомирова О. Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка: учебное пособие для студентов вузов / О. Г. Тихомирова. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 151 с.

10. Чаянов А. В. Основные идеи и методы работы общественной агрономии. - М.: «Наука», 1991. - 451 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.