Научная статья на тему 'Роль корпоративного волонтерства в развитии компании'

Роль корпоративного волонтерства в развитии компании Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1504
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ДУХОВНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Палт Екатерина Александровна, Корецкая Ирина Александровна

В представленной работе описываются актуальное развитие корпоративного волотерства в России, вопросы мотивации волонтеров, анализируются задачи корпоративного волонтерства в рамках системы корпоративной социальной ответственности (КСО) и корпоративной культуры. Обсуждается соотношение мотивов волонтерского движения и развития духовного интеллекта, альтруизма и эффектов личностного роста и саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Палт Екатерина Александровна, Корецкая Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CORPORATE VOLUNTEERING IN THE DEVELOPMENT OF A COMPANY

The article describes the current development of corporate volunteering in Russia, motivation of volunteers, analyzes the objectives of corporate volunteering within the corporate social responsibility (CSR) and corporate culture. The article dwells on the correlation between the motives of the volunteer movement and the development of spiritual intelligence, between altruism and the phenomena of personal growth and self-development.

Текст научной работы на тему «Роль корпоративного волонтерства в развитии компании»

Е.А. Палт И.А. Корецкая

Ekaterina Palt Irina Koretskaya

УДК 159.99

РОЛЬ КОРПОРАТИВНОГО ВОЛОНТЕРСТВА В РАЗВИТИИ КОМПАНИИ

Аннотация. в представленной работе описываются актуальное развитие корпоративного волотерства в России, вопросы мотивации волонтеров, анализируются задачи корпоративного волонтерства в рамках системы корпоративной социальной ответственности (КСО) и корпоративной культуры. Обсуждается соотношение мотивов волонтерского движения и развития духовного интеллекта, альтруизма и эффектов личностного роста и саморазвития.

Ключевые слова: корпоративное волонтерство, корпоративная социальная ответственность, корпоративная культура, духовный интеллект.

THE ROLE OF CORPORATE VOLUNTEERING IN THE DEVELOPMENT OF A COMPANY

Annotation. The article describes the current development of corporate volunteering in Russia, motivation of volunteers, analyzes the objectives of corporate volunteering within the corporate social responsibility (CSR) and corporate culture. The article dwells on the correlation between the motives of the volunteer movement and the development of spiritual intelligence, between altruism and the phenomena of personal growth and self-development.

Keywords: corporate volunteering, corporate social responsibility, corporate culture, spiritual intelligence.

Волонтерство (добровольничество) во всем мире становится неотъемлемой частью жизни юношества и молодежи, лиц среднего возраста и даже пенсионеров. В нашей стране это общественное движение находится только в начале своего пути. Однако мы можем видеть, что социальное и корпоративное волонтерство сегодня все больше воспринимается как особый стиль жизни и основа общественного прогресса. Наблюдая за современным развитием волонтерской деятельности можно отметить возросшую роль организаций в развитии этого движения. При всем многообразии форм деятельности организации волонтерское движение становится частью корпоративной культуры в виде социальной ответственности организации.

Корпоративное волонтерство - это программа, дающая возможность сотрудникам инвестировать свои рабочие часы, свои интеллектуальные возможности или финансовые средства в социально-значимые проекты. Активно развивается практика «pro bono» - оказание профессиональной помощи благотворительным и общественным организациям, а также частным лицам, которые не могут подобную помощь оплатить. Подобная практика популярна в США и Европе, чаще всего реализуется в предоставлении юридических услуг [1]. К примеру, в США практика pro bono включена в профессиональный кодекс юристов, а компании, подписывавшие соответствующую декларацию, обязуются посвящать бесплатной помощи от 60 до 100 часов в год в расчете на одного юриста. Практика pro bono подразумевает любые действия работодателя, направленные на поощрение и поддержку деятельности сотрудников в местных сообществах на безвозмездной основе.

Корпоративное волонтерство следует отличать от благотворительности. На сегодняшний момент термин «добровольничество» еще не имеет юридического статуса, но в общем смысле добро-вольничество является формой проявления благотворительности в деятельности компании по поддержке какого-либо общественно-значимого проекта. Благотворительность как часть корпоративной социальной ответственности подразумевает, в первую очередь, финансовую и другую материальную помощь нуждающимся; волонтерство - это особая форма человеческой деятельности, основанная на бескорыстных мотивах. Волонтерское движение в большей степени предполагает поддержку социальных проектов с помощью людей? работающих в данной организации.

© Палт Е.А., Корецкая И. А., 2014

Согласно данным мониторинга НИУ ВШЭ [4], компании имеют различный стаж волонтерского движения, от нескольких месяцев до нескольких лет. Самые длительные волонтерские программы в российских организациях существуют около 10 лет. Эксперты считают [4], что мощное развитие корпоративного волонтерства парадоксально наметилось после экономического кризиса 2008 г. Большинство компаний было вынуждено сокращать расходы на благотворительность и социальную деятельность, и только корпоративное волонтерское движение при отсутствии серьезных финансовых затрат позволяло поддерживать стандарты корпоративной социальной ответственности. Волонтерская деятельность организации продолжала реализовывать долгосрочные обязательства, например, оказывая помощь в адаптации воспитанников детских домов.

Развитие корпоративного волонтерства связано и с развитием гражданского общества, активной гражданской позицией самих сотрудников. По данным мониторинга около 40 % опрошенных компаний начали заниматься корпоративным волонтерством по инициативе своих же сотрудников. Таким образом, корпоративное волонтерство основывается на ответственном отношении наиболее активных групп граждан и одновременно становится мощной опорой для развития гражданских инициатив в самой организации.

Цели корпоративного волонтерства понимаются достаточно широко. По отношению к деятельности компании можно выделить адаптивные (экономические, утилитарные, прагматические, корыстные) и интегративные (корпоративные) цели волонтерского движения (см. рис.).

Цели КВ

По

По отношению к отношению

организации к

сотруднику

Личные

Адаптация: Интеграция: мотивы

организация организация волонтерской диалога с работы с деятельности

обществом сотрудниками в

организации

Рис. Цели корпоративного волонтерства (КВ)

Мотивы оказания помощи, решения социальных проблем

Экономические цели корпоративного волонтерства позволяют компании адаптироваться к внешней среде - в обществе и государстве. Проекты корпоративной социальной ответственности (КСО) позволяют поддерживать репутацию компании как ответственного производителя и работодателя, участвовать в жизни местного сообщества. Участие в реализации социальных проектов позволяет организации расширить социальные связи, приобрести значимых социальных партнеров [7]. Так, например, юридические проекты pro bono повышают конкурентоспособность компании, способствуют привлечению новых клиентов и укреплении связей с уже существующими, работают на повышение доверия клиентов к фирме. По данным американских исследователей [цит. по 1], наличие действующей программы pro bono является важным фактором для привлечения молодых юристов, когда они рассматривают различные компании при выборе места работы. Критики концепции КСО и корпоративного волонтерства отмечают лишь прочное экономическое обоснование подобных программ, поскольку корпорации получают многочисленные преимущества от своей социальной деятельности в долгосрочной перспективе. Тем не менее, экономические, утилитарные цели корпоративного волон-терства не являются единственными.

Вторую группу целей принято называть интегративными: волонтерское движение позволяет укрепить корпоративную культуру в компании, повысить внутреннюю лояльность сотрудников, развить в них дух социальной ответственности, укрепить командообразующие связи. При этом интегрирующие внутриорганизационные процессы и отношения способствуют внешней адаптации компании

[5].

Корпоративное волонтерство становится неотъемлемой частью организационных процессов. В отличие от большинства исследователей, определяющих организацию как общность людей, объединенных единой целью, А.Н. Занковский подчеркивает противоречивый характер сути организации. Организация понимается им как противоречивый процесс взаимодействия людей, обладающих различными, а порой и противоположными целями, интересами, потребностями и взглядами [2, с. 4]. При таком подходе организационная власть через ряд соответствующих механизмов формирует единое видение, обеспечивает согласование основных организационных целей сотрудников и топме-неджмента компании.

В данном контексте корпоративная культура выступает механизмом воспроизведения целей организации, формируя диапазон социально и организационно приемлемых поведенческих возможностей сотрудников. Участие в программах корпоративного волонтерства помогает работникам организации убедиться в реальности постулируемых в корпоративном кодексе ценностей организации, искренней приверженности этим ценностям руководства компании. В процессе реализации каких-либо социальных проектов, волонтерских программ сотрудники приобретают индивидуальный и личный опыт, формируя при этом свои смысловые системы, в которых отражено отношение к миссии организации, качеству труда и производительности, деловой этике предприятия, кооперации, самореализации, осознание времени и т.д. Программы корпоративного волонтерства также становятся инструментом формирования приверженности новых членов организации, нивелируя ценностное влияние предыдущего профессионального опыта новичка. Волонтерское движение становится той социальной ситуацией развития, в рамках которой происходит направленная интериоризация корпоративных смыслов и ценностей организации.

Волонтерские программы также ориентированы на сплочение коллектива, поскольку участие в волонтерских акциях надолго запоминается, сотрудники связывают свои эмоции и ощущения о приятном или полезном времяпрепровождении с кругом своих коллег и компанией-работодателем. Создается неформальная сеть рабочих контактов, новички и «старожилы» компании из разных отделов знакомятся между собой. Сотрудники также отмечают, что такие волонтерские программы оказываются для них более полезными и значимыми, чем однообразные «тренинги командообразова-

ния» [3]. Кроме того, участие в волонтерских акциях позволяет улучшить и уже существующие отношения с коллегами, в результате чего рабочие вопросы решаются гораздо быстрее, чем того требуют внутренние процедуры.

Развитие корпоративного волонтерства для организации также связано со стремлением максимально раскрыть возможности сотрудников, их лидерские качества. Волонтерская практика становится одним из мероприятий по обучению и развитию сотрудников. Например, работа над определенными социальными проектами становится тренажером для развития проектной деятельности сотрудников. При этом участие сотрудников, будущих руководителей в социальных проектах дает возможность оценить их как лидерские, так и человеческие качества (чуткость, эмпатичность), умения принимать решения и координировать действия группы, лояльность к организации. Зачастую, разработка и внедрение в практику компании какого-либо социального проекта становится вызовом для сотрудников, входящих в кадровый резерв компании. К примеру, для молодых юристов оказание услуг pro bono является единственной возможностью поработать с реальными клиентами, так как по коммерческим делам им в ближайшие годы предстоит лишь работать с бумагами.

Как уже было отмечено выше, наравне с мотивами оказания помощи, волонтеры отмечают и другие личные цели участия в волонтерских программах: личностный рост, знакомство с новыми людьми, уважение со стороны коллег, желание возвратить обществу гражданский долг и соответствовать высшим образцам этического поведения и т.д. Таким образом, источником волонтерского движения становятся духовные, наивысшие потребности в эмпатии, сострадании, добродетельного поведения. Важным для человека становятся стремление реализовать свои способности к преображению мира вокруг себя, ориентация на общественное благополучие и получение опыта в преодолении серьезных проблем общества и государства.

Многие современные авторы (Х. Гарднер, Р. Эммонс, К. Нобл, Д. Зохар и Я. Маршалл) связывают духовность с проявлением духовного интеллекта. Духовный интеллект, по мнению Р. Эммонса, в отличие от духовности, представляет собой ряд инструментов, делающих жизнь осмысленней: продуктивнее, счастливее. Эммонс определяет духовный интеллект как «адаптивное использование духовной информации, способствующее повседневному решению задач и достижению целей» [цит. по 6].

Также в структуре духовного интеллекта выделяют и высокий уровень самосознания, готовность к принятию страдания и боли и совладание с ним, открытость и готовность искать ответы на фундаментальные вопросы бытия, а также готовность брать на себя ответственность за ознакомление других людей с высшими ценностями. Проявлением духовного интеллекта можно назвать широту и открытость ума, творческое отношение к действительности и креативность. Такова, по мнению авторов термина, связь между развитием духовного интеллекта и личностным ростом, саморазвитием и самоактуализацией [6].

Итак, можно говорить о том, что потребности и способности, лежащие в основе волонтер -ства, являются проявлением духовного интеллекта. Претворяя в жизнь программы корпоративного волонтерства, организация помимо утилитарных целей, предоставляет сотрудникам возможность почувствовать уверенность в своих силах, осознать значимость собственного вклада в развитие общества, подчеркнуть значение человека в служении ближнему. Таким образом, духовные стремления людей, определяя их мотивацию и поступки в отношении корпоративного волонтерства, влияют на их поведение и принятий решений, в том числе и в профессиональной сфере.

Еще один аспект корпоративных задач в области волонтерства лежит в области коррекции и баланса основных задач корпоративной культуры организации. Не секрет, что многие организации имеют достаточно жесткую корпоративную культуру, направленную на достижение высоких показателей эффективности, при этом развитие личности специалиста понимается достаточно утилитарно,

однонаправленно. По мнению О.В. Решетникова, социальное служение позволяет преодолеть навязанную рекламой стратегию потребления, отказаться от гонки увеличения материальных благ и обратить внимание на идеи созидания и конструктивного преобразования. Корпоративное волонтерство, обогащаясь за счет индивидуального добровольчества, позволяет организовать системное решение каких-либо социальных задач, приложить больше ресурсов для оказания помощи на другом уровне, как материальном, так и информационном. Как отмечает О.В.Решетников, «эффект от благотворительного вклада компании многократно усиливается, если к нему прикладываются талант, усилия, жертва свободного времени сотрудников» [7].

Таким образом, корпоративное волонтерство играет огромную роль в развитии организации. Наличие в организации волонтерских программ позволяет продемонстрировать как обществу, так и своим сотрудникам пример духовного лидерства, служения и реализации своего предназначения. Сотрудники становятся более лояльными, прикладывают больше усилий для эффективной профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Арчакова Т.О. Альтруизм с удовольствием: психология добровольчества [Электронный ресурс] // Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru. - 2011. - № 1. - Режим доступа: http://psyjournals.ru/pj/2011/n1/33048.shtml (дата обращения: 11.10.2014).

2. Занковский А.Н. Организационная психология / А.Н. Занковский. - Москва, Форум, 2009.

3. Корецкая И.А., Манухина С.Ю. Влияние этики на профессиональную деятельность // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 8.

4. Краснопольская И. Корпоративное волонтерство в России: основные характеристики // Корпоративное волонтерство в России. Сборник лучших практик. - М., 2012.

5. Лапидус А., Сучкова М. Социальная ответственность юриста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.advgazeta.ru/rubrics/10/114 (дата обращения: 11.10.2014).

6. Ожиганова Г.В. Зарубежные концепции духовного интеллекта // Психология интеллекта и творчества. -М.: ИПРАН, 2010.

7. Решетников О.В. Корпоративное добровольчество. Научно-методическое пособие / О.В. Решетников. -М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.