УДК 316.477
DOI 10.18522/2227-8656.2023.1.15 EDN NTEMHZ
Тип статьи в журнале - научная
РОЛЬ КОНЦЕПТА ЭКОЛОГИЗМА В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО КОДА ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЫХ КРЫМЧАН
© 2023 г.
М. Г. Магомедов * В. И. Мукомель**
* Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Россия ** Институт социологии Федерального центра теоретической и прикладной социологии Российской академии наук
Цель исследования заключается в обосновании роли концепта экофильно ориентированного поведения в обеспечении социокультурного синтеза как условия социальной адаптации молодых крымчан.
Методологическая база исследования
представлена междисциплинарным социокультурным подходом как гносеологическим комплексом познавательных средств, направленных на обоснование роли концепта экофильно ориентированного поведения в обеспечении социокультурного синтеза как условия социальной адаптации молодых крымчан.
Результаты исследования. В статье проанализирован недостаточно разработанный в отечественной социологии аспект проблемы использования потенциала концепта экофильно ориентированного поведения в обеспечении социокультурного синтеза как
THE ROLE OF THE CONCEPT
OF GREENING IN THE FORMATION OF THE SOCIO-CULTURAL CODE OF BEHAVIOR OF YOUNG CRIMEANS
© 2023 M. G. Magomedov* V. I. Mukomel**
* Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia ** Institute of Sociology of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences
Objective of the study is to substantiate the role of the concept of ecophilically oriented behavior in ensuring sociocultural synthesis as a condition for the social adaptation of young Crimeans.
The methodological basis of the research is presented by an interdisciplinary sociocultural approach as an epistemological complex of cognitive means aimed at substantiating the role of the concept of ecophilically oriented behavior in ensuring sociocultural synthesis as a condition for social adaptation of young Crimeans.
Research results. The article analyzes the aspect of the problem of using the potential of the concept of ecophilically oriented behavior in providing sociocultural synthesis as a condition for the social adaptation of young people, which has not been sufficiently developed in Russian
условия социальной адаптации молодежи. Выявлены типичные формы молодежных социальных практик, способствующие преодолению барьеров, препятствующих смене парадигмы ценностной ориентации молодых россиян с потребительской на экофи-льно-креативную, гармонизации этнокон-фессиональных отношений.
Перспективы исследования связаны с углубленной разработкой теоретико-концептуальных оснований решения актуальной научной проблемы формирования модели обеспечения органами государственной власти и институтами гражданского общества в Российской Федерации перехода к акценту на сознательно-ответственный тип экологического поведения молодежи как условия ее социальной адаптации в процессе участия в созидании инновационного экологичного технологического уклада.
Ключевые слова: молодежь; экофильность; социокультурный синтез; этноконфессиона-льные традиции; экологическое поведение; экологичный техноуклад.
sociology. Typical forms of youth social practices are identified that contribute to overcoming barriers that prevent the paradigm shift of the value orientation of young Russians from consumer to ecophilic-creative, harmonization of ethno-confessional relations.
Prospects of the study are related to the in-depth development of theoretical and conceptual foundations for solving the actual scientific problem of forming a model for ensuring the transition by state authorities and civil society institutions in the Russian Federation to an emphasis on a consciously responsible type of environmental behavior of young people as a condition for their social adaptation in the process of participating in the creation of an innovative environmentally friendly technological structure.
Keywords: youth; ecophilicity; sociocultural synthesis; ethno-confessional traditions; environmental behavior; eco-friendly technology.
Введение
В свете вызовов специальной военной операции, обостривших значимость усилий российского сообщества по углублению гармонизации межэтнических отношений, вновь возникает необходимость обратиться к фундаментальным положениям теории социокультурного синтеза, нашедшим свое обоснование как в трудах корифеев социологии и этнологии П. А. Сорокина (Сорокин, 1997; Сорокин, 2006) и Л. Н. Гумилёва (Гумилёв, 2003), так и их современных последователей (Андреев и др., 2003; Экософия права, 2016). Активизация враждебных происков политических элит так называемого «золотого миллиарда», ярко проявившаяся в их усилиях по подрыву этноконфессионального согласия как в пределах всего ареала постсоветского пространства, так особенно в тех регионах России, как, например, в недавно воссоединившемся с нею Крыму, в которых еще полностью не преодолен определенный «осадок» в восприятии и оценке частью представителей населяющих их этносов драматических и трагических событий советского прошлого, которые оставили глубокий и довольно болезненный след в их исторической памяти, требует от российских обществоведов адекватного ответа для обеспечения
комплексного подхода по осуществлению стратегии патриотического и интернационального воспитания. При этом одним из ключевых аспектов указанного процесса является использование в качестве консолидирующего фактора «позитивной поляризации» социокультурных субъектов экологизационного формата их взаимоотношений.
О такого рода акценте в гармонизации межнациональных отношений, как отметил, например, выдающийся кавказовед Ю. А. Жданов в работе «Государство-континент», высказался еще автор ноосферной теории В. И. Вернадский (Авдулов, 2014). Именно он и заложил традицию органичного соотнесения социальной и природной реальности как критерия обоснования субъектной ответственности человечества за обеспечение здоровой целостности биосферы.
Актуальные особенности решения проблемы обеспечения социокультурного синтеза как условия социальной адаптации молодых крымчан в процессе созидания инновационного
экологичного техноуклада Для Крымского региона возможность применения вышеуказанного подхода вполне естественно укладывается в особенности нетривиального формата взаимодействия тех этносов, которые численно доминировали в течение многих веков на территории полуострова, - русского, армянского, греческого и крымскотатарского. Впрочем, в отечественной научной литературе, содержащей богатый эмпирический и аналитический материал по этноконфессиональной проблематике (Дробижева, 2013; Касьянов, 2015; Российская идентичность в условия трансформации... 2005), еще недостаточно исследован именно «крымский аспект».
Учитывая эти обстоятельства, полагаем, что выявление крымской специфики в контексте обобщения опыта гармонизации этноконфессио-нальных отношений на современном этапе развития страны, наряду с учетом общероссийских наработок в плане данной проблематики, позволит существенно продвинуться, в частности, в аспекте понимания путей социальной адаптации молодого поколения крымчан к процессу их интеграции в социально-правовое пространство Российской Федерации. При этом значимым является уточнение особенностей этноконфессиональ-ного взаимодействия в регионе на основе представления о вкладе в данный процесс разных крымских этносов и включения их, в креативную совместную деятельность на почве заботы о сохранении и приумножении курортно-рекреационного потенциала полуострова.
Вышеуказанное, в частности, актуализируется в контексте попыток, проникнутых идеями национальной исключительности украинцев современных политических кругов Украины вкупе с западными горе-
геополитиками использовать для дестабилизации межнационального согласия в Республике Крым так называемой «проблемы коренных народов Крыма». Об этом свидетельствуют усилия указанных политических кругов по законодательному оформлению «положения о коренных народах Украины», в котором таковыми определяются крымские татары, крымчаки, караимы. Подобные псевдоправовые новеллы нацелены на провоцирование недоверия между этническими общинами, исторически сформировавшимися на территории Крымского полуострова и всей своей современной деятельностью доказывающими рациональную толерантность. Но в целом, бесспорно, что как и указанные провокационные действия, обречены на провал и попытки в целях деформации процесса формирования у молодых крымчан достоверной исторической памяти использовать антироссийскую псевдоидеологему о необходимости для россиян признать свою вину перед жертвами политических репрессий из числа ряда крымских этносов, фальсифицирующую смысл комплекса мер, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации в аспекте реабилитации субъектов этнического переселения из Крыма в 1944 г.
Ныне к указанным обстоятельствам в условиях разворачивающейся специальной военной операции добавились и подрывные действия спецслужб Украины и их западных кураторов с целью дисгармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений на территории Республики Крым, особо направленные на инициирование противоправных про-тестных акций среди молодежи призывного возраста.
Концептуальное обоснование решения проблемы
Складывающаяся в данных условиях ситуация, оказывая неоднозначное влияние на динамику настроения особенно молодых крымчан, обусловливает необходимость перестраивать воспитательный процесс с ними на основе внедрения экокультурных императивов. Концептуальный смысл такой направленности воспитания молодежи региона как раз и состоит в том, чтобы интегрировать ее вокруг реализации целей национального развития РФ на основе подобных объединяющих весь крымский социум экокультурных императивов и задач. Это открывает возможности для концептуально-методологического обновления всей образовательной системы региона на экофильных основаниях. Искомые условия трансформации мировоззрения прежде всего ее участников - педагогов и их воспитанников - в данной связи позволят достичь желаемого результата -обеспечить консолидацию усилий государственных и общественных институтов вокруг общей для них цели: внедрения в молодежной среде региона, ее социальной практике общезначимых экокультурных императивов поведения. Это в полной мере согласуется с положениями
федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России».
Практическая результативность данного подхода состоит в использовании естественных ресурсов креативности молодых людей, выражающихся в их предрасположенности к творческому самовыражению. Показательной в этом смысле является практика использования в молодежной среде экокультурных инициатив.
Одним из примеров использования воспитательного потенциала указанных практик является, в частности, совместная работа институтов государственной власти Крымского региона по всей вертикали субординации их органов, но прежде всего Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым, Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Дом дружбы народов», с институтами гражданского сообщества крымчан, включая разнообразные форматы студенческого самоуправления крымских вузов, и этническими общинами Крыма. Комплексность этому сотрудничеству придает особый формат общения заинтересованных участников данного процесса, организованного на ментальной площадке фестиваля «Дружбы народов Крыма». Эта работа носит системный, непрерывный характер, включая определенные этапы подготовки его молодых участников к финальным мероприятиям, которые проходят каждый год в конце апреля. При этом одним из «сквозных» организационных элементов совокупности присущих ему тематических аспектов выступает именно экологический компонент. Он находит отражение в содержании озвучиваемых молодыми исполнителями художественных, в частности, литературных и музыкальных произведений, представлении танцевальных номеров, презентациях научных сообщений в рамках студенческой конференции и конкурсах ремесленного мастерства и кулинарии, которые в своей совокупности раскрывают чувство любви этносов к природе родного края, императив гармонии социума и экосферы как условия благополучия всех форм жизни, представленных биогеоценозами полуострова. За счет привлечения к подготовке и проведению отдельных элементов фестиваля, но особенно целевых экологических акций, родных и близких студентов обеспечивается поддержание традиции связи поколений крымчан, более того усиливается доверие представителей разных этноконфессиональных групп друг к другу. Порой ментальное сближение разных по этническим корням семей в рамках столь длительного процесса целенаправленного взаимодействия выливается в создание молодых межэтнических семей.
Значимым вкладом в это направление экофильной деятельности стали масштабные молодежные акции по защите прав животных, не только
домашних, но и обитающих в заповедных зонах региона. Системные мероприятия, направленные на сохранение природной флоры и фауны полуострова, в которых участвуют крымские студенты и школьники, не только способствуют обеспечению экологического здоровья среды обитания крымчан, но и делают край привлекательным как для тех, кто посещает его с познавательными целями, например для туристических групп, но и для тех, кто посещает регион в целях оздоровления. Такие вдохновляющие патриотические цели экокультурных акций объединяют в едином эмоциональном порыве студентов и школьников разных этнических групп, позволяя им осознать свою ответственность за обеспечение собственного здоровья, благополучия близких и друзей, но и за здоровье как природы, так и будущих поколений, которым они таким образом передают эстафету экокультурных традиций, выступающих значимой составной частью формируемого ценностного потенциала личности. Все это значимо для того, чтобы преодолеть пока все еще доминирующую в социуме тенденцию потребительского отношения к природе, о чем справедливо пишет Ю. Г. Волков, отмечая, что «экологизм до сих пор является модой и не представляет продуманной социальной стратегии» (Волков, 2017. С. 26).
Координация усилий в этом воспитательном аспекте органов законодательной, судебной и исполнительной власти региона, местного самоуправления и институтов крымского гражданского сообщества, включая актив этноконфессиональных общин, но особенно всех субъектов культурной инфраструктуры (театры, дворцы и дома культуры, библиотечная и музейная сеть и пр.) и природоохранных организаций, крайне необходима сейчас, когда в молодежной среде крымчан ощутимо присутствие разнообразных и разновекторных факторов воздействия, формирующих разные по смысловому этноконфессиональному наполнению тренды восприятия задач, наиболее актуальных с точки зрения использования эко-культурного потенциала молодежи. При этом, осуществляя работу в данном направлении, следует добиваться, чтобы в сознании молодых людей прочно закреплялись императивы восхищения жизнью как высшей ценностью, сочетающиеся с переориентацией их с отжившей парадигмы потребительства и покорения природы, безудержной эксплуатации ее ресурсов, включая и человеческие, на парадигму экологической мудрости, соотносимой с многоликими проявлениями подлинного экологического творчества жизни, основанного на следовании жизнеутверждающей логике, уходящей корнями в соответствующие идеологемы даосизма и буддизма, моральные каноны христианства и ислама.
Такой экокультурный акцент в организации воспитательной работы с крымской молодежью позволяет, не оскорбляя чувств адептов разных
религий, учитывать формирующий личность их потенциал, тем самым способствуя его включению в запускаемую всей системой региональных субъектов воспитания структуру взаимодействующих компонентов модели социокультурной интеграции в полиэтническом и поликонфессиональном измерениях. Без реализации такого акцента вряд ли возможно осуществить адекватную программу социальной адаптации молодых крымчан как патриотов России и родного края к новым реалиям жизни страны и региона и возникшим в этой связи совершенно новым потребностям и возможностям личностного самовыражения.
Очевидно, что креативный потенциал крымских этносов, воплощенный в творческом использовании присущих им качеств экологичности и гуманизма, создает уникальную для их молодой генерации возможность проявить эти качества сейчас, когда так востребовано прочное идейное единство многонациональной общности крымчан, представляющее жизнеутверждающую основу деятельности в сфере социальной адаптации их молодого поколения в целях вовлечения юношей и девушек в созидание инновационного экологичного уклада жизни населения региона.
При этом межпоколенческие связи старшего и молодого поколений жителей полуострова, опирающиеся на общность исповедуемых ими эко-культурных императивов и общее видение путей гармонизации на их основе этноконфессиональных отношений, во многом приобретут характер искомого гармоничного экообщения. В его основе находим так называемый сорокинский принцип «позитивной поляризации» социокультурных субъектов. Действие этого принципа ярко проявляется в солидарном творчестве, обеспечивающем устойчивость многоликому в этноконфес-сиональном отношении сообществу благодаря позитивно-раскрываемым чертам носителей разных типов религиозности, но прежде всего их предрасположенности к конструктивной социокультурной интеграции, включая искренние чувства восхищения красотой природных ландшафтов родного края, уважения заслуг старших поколений, трепетного отношения как к отцовскому, так и материнскому началам семьи, беззаветную заботу о родственниках и нуждающихся в сочувствии представителях недостаточно социально защищенных слоев населения, а также всего спектра репрезентантов фауны и флоры. Речь идет о экогуманистичных традициях буддизма, ислама и христианства, исходящих из императивного следования нравственно-высоким предписаниям их священных книг, но особенно связанным с перенесением акцента с чувства бережного отношения к матушке-Природе и своей матери на любовь к женщине и детям, семье, равно как и к родному краю, так и большой Родине вообще.
Выводы
Вышеизложенное позволяет убедиться в том, что в процессе реализации социокультурного синтеза одним из ключевых факторов является использование потенциала концепта экофильно ориентированного поведения.
Практика развертывания социокультурной интеграции в Республике Крым на почве использования потенциала концепта экофильно ориентированного поведения показывает, что представители молодого поколения крымчан посредством реализации воспринятых экокультурных императивов способны, преодолев в данной связи путь благотворной социальной адаптации, превратиться в субъектов креативной деятельности и преодолеть барьеры провоцируемой извне межнациональной конфликтности. Такой акцент в воспитательной работе государственных и общественных институтов создаст основания для позитивной мобильности молодежи и утверждения в ее сознании императивов этноконфессиональной толерантности. А это будет способствовать ее социальной адаптации к вызовам динамично меняющихся федеральных и региональных реалий уже в качестве субъектов созидания нового экологичного уклада жизнедеятельности.
Литература
Авдулов Н. С. Ю. А. Жданов о культуре. Ростов-на-Дону: ГЮР, 2014. 176 с. // Гуманитарий Юга России. - 2014. -Том 0. - № 1. - С. 146-152.
Андреев Э. М. Социально-философские основания концепции формирования эко-целостной личности (в контексте идейного наследия П. А. Сорокина) / Э. М. Андреев, А. В. Миронов, С. В. Шефель // Социально-гуманитарные знания. - 2003. - № 1. -С.229-241.
Волков Ю. Г. Креативность: социальный диагноз современного общества / Ю. Г. Волков. - Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2017. - 46 с. - ISBN 978-5-9500183-8-1.
Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилёв. - Санкт-Перебург: Кристалл, 2001. - 638 с. - ISBN 5-30600157-2.
Дробижева Л. М. Этничность в социально-политическом пространстве Российской Федерации. Опыт 20 лет / Л. М. Дробижева. - Москва: Новый хронограф,
References
Avdulov N. S. Yu. A. Zhdanov about culture. Rostov-on-Don: GYUR, 2014. 176 p. // Humanities of the South of Russia. - 2014. - Vol. 0. -No. 1. - Pp. 146-152.
Andreev E. M. (2003) Socio-philosophical foundations of the concept of the formation of an eco-integral personality (in the context of the ideological heritage of P. A. Sorokin) / E. M. Andreev, A. V. Mironov, S. V. Shefel // Socio-humanitarian knowledge. - No. 1. - Pp. 229-241.
Volkov Yu. G. (2017) Creativity: a social diagnosis of modern society / Yu. G. Volkov. - Rostov-on-Don: Foundation of Science and Education. -46 p. - ISBN 978-5-9500183-8-1.
Gumilev L.N. (2001) Ethnogenesis and the biosphere of the Earth / L. N. Gumilev. - St. Petersburg: Kristall. - 638 p. - ISBN 5-306-00157-2.
Drobizheva L. M. (2013) Ethnicity in the socio-political space of the Russian Federation. Experience of 20 years / L. M. Drobizheva. - Moscow: Novy Chronograph. - 336 p. - (Russian Society. Modern research). - ISBN 978-5-94881-211-3.
Russian identity in the conditions of transformation: the experience of sociological analysis
2013. - 336 с. - (Российское общество. Современные исследования). - ISBN 978-594881-211-3. - EDN PVJALN.
Российская идентичность в условиях трансформации: опыт социологического анализа / М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова,
A. Л. Андреев [и др.]. - Москва: Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книгораспро-странительский центр Российской академии наук «Издательство «Наука», 2005. - 396 с. -ISBN 5-02-033642-4. - EDN SDCPER.
Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени / П. А. Сорокин; [пер. с англ., послесл. и прил. Т. С. Васильевой; Российская академия наук, Ин-т социологии]. - Москва: Наука, 1997. - 350 с. - ISBN 5-02-013649-2.
Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика: исслед. изм. в больших системах искусства, истины, этики, права и обществ. отношений / П. А. Сорокин; пер. с англ.
B. В. Сапова. - Санкт-Петербург: Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. ин-та, 2000. - 1054 с. -(Социология: Университет. б-ка / Ин-т социологии РАН, Междунар. ин-т Н. Кондратьева - П. Сорокина). - ISBN 5-88812-117-7.
Формирование духовной идентичности современного российского общества в условиях этноконфессиональной разнородности / В. В. Касьянов, М. Ю. Попов,
B. В. Ратиев [и др.]. - Москва : Редакция журнала «Социально-гуманитарные знания», 2015. - 166 с. - ISBN 978-5-91604031-9. - EDN UHQWHR.
Экософия права: монография / [Ше-фель С. В., Бургарт Т. И., Захарова В. А., Якимова С. И.; под общей редакцией
C. В. Шефеля]. - Симферополь: Ариал, 2016. - 377 с. - ISBN 978-5-906877-60-4.
(2005) / M. K. Gorshkov, N. E. Tikhonova, A. L. Andreev [et al.]. - Moscow: Academic Scientific Publishing, Production, Printing and Book Distribution Center of the Russian Academy of Sciences "Publishing House "Nauka". - 396 p. - ISBN 5-02-033642-4.
Sorokin P. A. (1997) The main trends of our time / P. A. Sorokin; [transl. from English, afterword and adj. by T. S. Vasilyeva; Russian Academy of Sciences, Institute of Sociology]. - Moscow: Nauka. - 350 p. - ISBN 5-02-013649-2.
Sorokin P. A. (2000) Social and cultural dynamics: Research changes in large systems of art, truth, ethics, law and societies. relations / P. A. So-rokin; transl. from English by V. V. Sapov. - St. Petersburg: Publishing House of Russian Christian humanitarian In-t. - 1054 p. - (Sociology: University library / Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences, N. Kondratiev - P. Sorokin International. in-t). - ISBN 5-88812-117-7.
Formation of the spiritual identity of modern Russian society in conditions of ethnoconfessional heterogeneity (2015) / V. V. Kasyanov, M. Y. Popov, V. V. Ratiev [et al.]. - Moscow: Editorial Office of the journal "Social and Humanitarian Knowledge". - 166 p. - ISBN 978-5-91604-031-9.
Ecosophy of law: monograph (2016) / [She-fel S. V., Burgart T. I., Zakharova V. A., Ya-kimova S. I.; under the general editorship of S. V. Shefel]. - Simferopol: Arial. - 377 p. - ISBN 978-5-906877-60-4.
Для цитирования: МагомедовМ. Г., Муко-мель В. И. Роль концепта экологизма в формировании социокультурного кода поведения молодых крымчан // Гуманитарий Юга России. - 2023. - Т. 12. -№ 1(59) -С. 202-211.
История статьи:
Поступила в редакцию - 09.01.2023 Получена в доработанном виде -
31.01.2023 Одобрена - 04.02.2023
DOI 10.18522/2227-8656.2023.1.15 EDN NTEMHZ
Сведения об авторах
Магомедов Магомед Гасанханович
Доктор социологических наук, профессор, проректор по социальным вопросам Донского государственного технического университета, председатель Первичной профсоюзной организации работников ДГТУ
344006, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, д. 1, e-mail: [email protected]
Мукомель Владимир Изявич
Доктор социологических наук, главный научный сотрудник Института социологии Федерального центра теоретической и прикладной социологии Российской академии наук, Институт социологии ФНИСЦ РАН
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5, e-mail: [email protected]
Information about authors
Magomed G. Magomedov
Doctor of Sociological Sciences, professor, Vice-Rector for Social Affairs of the Don State Technical University, Chairman of the Primary Trade Union Organization of DSTU Employees
344006, Rostov-on-Don, Gagarin Square, 1, e-mail: [email protected]
Vladimir I. Mukomel
Doctor of Sociological Sciences, Chief Researcher at the Institute of Sociology of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences
117218, Moscow, Krzhizhanovskogo str., 24/35, room 5, e-mail: [email protected]