УДК 330
Г.И. Тажиева
РОЛЬ КОНТРОЛЛИНГА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ
В статье раскрывается сущность контроллинга как современной концепции управления деятельностью нефтяных предприятий, которая координирует и работу различных служб и подразделений в направлении к поставленным целям. Рассматривается роль контроллинга в работе современных предприятий и его отличие от менеджмента.
Ключевые слова: контроллинг, эффективное решение, управление, объект управления, орган управления, менеджмент.
В условиях современной экономической ситуации обусловленной введением секторальных санкций в отношении российских нефтегазовых компаний и резким снижением цен на нефть во второй половине года ряд компаний России были подвержены негативным последствиям. Это имеет долгосрочное влияние на показатели развития нефтяной отрасли в целом.
В кризисные времена отечественные предприятия все чаще проявляют интерес к относительно новой для российских предприятий функции в системе управления предприятием - контроллингу.
В настоящее время в нефтяном комплексе России происходит большое количество интеграционных процессов, т.е. образований новых групп предприятий, которые объединяются едиными целями и следуют единой стратегии развития. Происходит большое количество слияний и поглощений, созданий совместных предприятий. Вновь образованные предприятия можно назвать корпорациями, которые играют очень важную роль в отечественной экономике.
По мере расширения предприятий перед их руководством встают вопросы по координации и согласованию действий отдельных предприятий внутри группы в соответствии с единой корпоративной стратегией [1].
Объединение компаний так же усложняет корпоративное управление и сопровождается децентрализацией управления. Появляется необходимость делегировать полномочия и ответственность центрального аппарата к нижестоящим сегментам и дочерним предприятиям. В этих условиях особо повышается роль контроля, обеспечивающего выполнение согласованных общекорпоративных планов.
Рассмотрим само понятие контроллинга. Контроллинг - новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. Основной причиной возникновения концепции контроллинга стала необходимость в системной интеграции различных аспектов управления бизнес-процессами на предприятии. С помощью контроллинга обеспечивается методическая и инструментальная база для оптимального ведения основных функций менеджмента:
- планирования;
- координации;
- контроля, анализа и оценки.
Схема процесса контроллинга на крупных нефтяных предприятиях рассмотрим на рисунке 1.
Как видно из рисунка по информационным каналам происходит взаимосвязь между органом управления, т.е. главным аппаратом управления и объектами управления (дочерние общества). Главный аппарат управления доводят до подчиненных программу действий, а по каналам обратной связи получают информацию о текущем состоянии и результатах деятельности объектов.
Целевая программа главного аппарата - это желаемое состояние объектов, которое нужно достичь. Траектория развития так же может являться целевой программой.
Главная цель контроллинга - это успешное развитие бизнеса, увеличение его стоимости.
Появления такого понятия как контроллинг на крупных нефтяных предприятиях России необходимо по следующим причинам:
- повышается нестабильность внешней среды, что выдвигает дополнительное требование в системе управления предприятием;
- все чаще основной акцент делается на анализ будущего, а не на контроль прошлого;
- необходимо увеличивать скорость реакции на изменения внешней среды, повышать гибкость предприятия;
- необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятий;
© Тажиева Г.И., 2015.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2015. № 6 (45). Том 2
- необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избеганию кризисных ситуаций;
- усложнение систем управления предприятием требует механизма координации внутри системы управления;
- недостаток существенно важной информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления [2].
внешняя среда Рис. 1. Процесс контроллинга
Не существует четких схем и спланированных действий контроллинга. Вид контроллинга зависит от отраслевой деятельности предприятия.
Следует отметить, что контроллинг не заменяет менеджмент, а дает ему лишь методическую, информационную и консультативную поддержку, является ответственным за правильную наполняемость процесса координации и поддержки менеджмента, достоверность предоставляемых результатов.
Рассмотрим принципиальные различия менеджмента и контроллинга (таблица 1)
Таблица 1
Основные отличительные моменты менеджмента и контроллинга
Параметр Контроллинг Менеджмент
Функции -постановка целей и координация; -оптимизация управления; -консалтинг менеджмента. -планирование; - организация; -мотивация; -контроль.
Направленность функций Методическая и организационная направленность Управленческая направленность
Ответственность Правильная наполняемость процесса поддержки менеджмента, достоверность предоставленных данных. Общий результат деятельности бизнеса
Обязательными условиями контроллинга в управлении предприятиями являются:
- наличие каналов информации;
- наличие источников формирования управленческих воздействий;
- наличие взаимосвязи между подсистемами управления; -возможность сопоставления полученного состояния с исходным. Рассмотрим роль контроллинга на предприятии (рисунок 2)
Система управления бизнесом Рис. 2. Роль контроллинга в системе управления предприятием [3]
На предприятиях России целостная система контроллинга еще не получила должного развития. Нет единой, четко сформулированной и обоснованной концепции его формирования и развития. Обычно задействованы лишь отдельные его элементы (информация, контроль, управленческий учет и т.п.), что существенно тормозит становление системы. Прежде всего, это обусловлено недостатком специалистов в данной области, а также недооценкой его эффективности многими руководителями предприятий.
Библиографический список:
1. Гусева И. Проблемы становления и развития контроллинга в России // Проблемы теории и практики управления. - 2005. - № 6. - С.79-84.
2. Карминский А.М., Оленев Н.И., Примак А.Г., Фалько С.Г. Контроллинг в бизнесе. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 256 с.
3. Фалько С.Г. Контроллинг для руководителей и специалистов. - М.: финансы и статистика, 2008. - 272 с.
ТАЖИЕВА Гузель Ильдаровна - магистрант, Уфимский нефтяной технический университет.