Научная статья на тему 'Роль контроллинга в повышении эффективности управления предприятием'

Роль контроллинга в повышении эффективности управления предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
747
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЛИНГ / УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / CONTROLLING / MANAGEMENT / EFFICIENCY / INFORMATION / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шемякин Е. Л.

В статье рассмотрены вопросы повышения эффективности управления предприятием на основе контроллинга. Раскрыта сущность контроллинга и обозначена его роль в обеспечении релевантной и своевременной информацией главных ее пользователей управленческого персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROLLING ROLE IN IMPROVING THE EFFICIENCY OF ENTERPRISE MANAGEMENT

The paper deals with improving the management of business on the basis of controlling. Essence and designated role in controlling information support of management personnel.

Текст научной работы на тему «Роль контроллинга в повышении эффективности управления предприятием»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 65.658.5

Е.Л. Шемякин

студент,

кафедра производственного менеджмента, ФГБОУВПО «Тихоокеанский государственный

университет », г. Хабаровск

РОЛЬ КОНТРОЛЛИНГА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы повышения эффективности управления предприятием на основе контроллинга. Раскрыта сущность контроллинга и обозначена его роль в обеспечении релевантной и своевременной информацией главных ее пользователей - управленческого персонала.

Ключевые слова: контроллинг, управление, управленческие решения, эффективность, информация, информационное обеспечение.

E.L. Shemyakin, Pacific National University, Khabarovsk

CONTROLLING ROLE IN IMPROVING THE EFFICIENCY OF ENTERPRISE MANAGEMENT

Abstract. The paper deals with improving the management of business on the basis of controlling. Essence and designated role in controlling information support of management personnel.

Keywords: controlling, management, efficiency, information, information technology.

Эффективное управление хозяйственной деятельностью является одним из главных условий достижения намеченных оперативных и стратегических целей, финансово-экономической состоятельности, конкурентоспособности и развития предприятия. Существующая сегодня нестабильная макроэкономическая конъюнктура, рост конкурентного давления, усложнение организационных отношений и деловых коммуникаций, активная экспансия отечественных предприятий на международные рынки делают процесс управления еще более сложным. Это вызывает необходимость применения прогрессивных инструментов менеджмента для обеспечения эффективности управления, своевременного реагирования управленческого персонала к вызовам внешней среды, поиска внутренних резервов повышения эффективности деятельности предприятия и его успешного функционирования в долгосрочной перспективе.

Большой интерес во многих исследованиях по повышению эффективности управления предприятием вызывает контроллинг. Однако данный термин имеет в научной литературе неоднозначную трактовку. Это обусловлено, прежде всего, существованием нескольких концепций контроллинга, различием его функционального назначения на предприятиях зарубежных стран и приверженностью некоторых авторов, ученых и исследователей к разным научным школам управления. Изучение опыта применения контроллинга на зарубежных и отечественных предприятиях, научной литературы, публикаций и концепций позволили выявить его общие черты и дать ему следующее определение: информационно-аналитическое и методическое обеспечение управленческого персонала в процессе планирования, контроля, учета, анализа и управления,

102

№ 5 (45) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

контроль за осуществлением функций менеджмента с целью координации подсистем управления, консультационное сопровождение руководства в принятии управленческих решений, комплексная система поддержки управления предприятием [1; 2; 3; 4]. Контроль в контроллинге - это мониторинг достижения как оперативных, так и стратегических целей предприятия, ориентация на будущую деятельность, а не на прошлые события и показатели. Особенностью контроллинга является его проактивная позиция, которая позволяет прогнозировать проблемную ситуацию на предприятии и вносить необходимые изменения. Это отличает контроллинг от контроля, аудита и учета, которые ориентированы на прошлые или уже случившиеся факты в хозяйственной деятельности предприятия [5; 6]. Контроллинг реализует сервисную функцию, в соответствии с которой анализирует, обрабатывает данные и комментирует события, предоставляя релевантную информацию управленческому персоналу [7]. Информационное обеспечение контроллингом управленческого персонала сопровождается консультационной поддержкой в принятии управленческих решений (рекомендации и советы). Ценность контроллинга заключается в том, что он предоставляет альтернативные варианты решений задач и проблем, что дает возможность менеджменту на сбалансированный, осмысленный и самостоятельный выбор с присущими ему рисками и возможными неблагоприятными последствиями при его реализации [1]. Таким образом, контроллинг имеет в своем арсенале большой набор инструментов, которые оказывают поддержку руководству в принятии решений и управлении предприятием.

Одним из приоритетных направлений повышения эффективности управления на предприятиях является совершенствование механизма информационного обеспечения. Любое предприятие можно представить как информационную систему, которая имеет внешние и внутренние информационные потоки. Большой объем необработанных данных и циркулирующей документации, рассеянность информации по множеству источников и мест хранения, раздробленность информационных систем снижает качество управления, является одной из главных проблем развития многих предприятий [8; 9]. Для принятия оптимального управленческого решения менеджеры многоуровневых предприятий нуждаются в обработанной и систематизированной информации по производственным и финансово-экономическим вопросам. Контроллинг, используя информационные технологии, программно-аппаратные средства и электронную обработку данных, осуществляет координацию информационных потоков и эффективный обмен информацией [10]. В этом заключается главная задача контроллинга - правильно организовать движение информационных потоков с целью их оптимизации, фильтрации и, посредством этого, ориентировать на получателя - управленческий персонал [6]. Качественное информационное обеспечение управленческого персонала является еще и результатом совместного взаимодействия над ней контроллера с сотрудниками предприятия из разных служб и подразделений. Совместная работа над информацией - это рассылка контроллером специальных бланков по подразделениям, общение по электронной почте, информационные встречи и беседы с сотрудниками [11]. Анализ и обработка контроллером информации позволяет создать на предприятии информацион-

№ 5 (45) - 2015

103

Проблемы экономики и менеджмента

ный поток, который представлен на рисунке 1.

Первичная Подразделение Обработанная Управляющие

информация —► контроллинга -► информация —► подразделения

Рисунок 1 - Организация контроллингом информационного потока

Таким образом организованный информационный поток позволяет управленческому персоналу получать наиболее важную информацию о деятельности предприятия и избегать непроизводительные временные затраты на ее получение.

Контроллинг обеспечивает на предприятии эффективное управление и принятие оптимальных управленческих решений посредством организации информационных потоков, их обработки и координации. Предоставление своевременной и релевантной информации контроллингом уменьшает управленческий риск, сокращает количество ошибок в управлении многочисленными операциями, повышает эффективность и обоснованность оперативных и стратегических решений.

Список литературы:

1. Балановский А.В. Развитие методического обеспечения контроллинга нефтеперерабатывающих предприятий: дис. ...канд. экон. наук: 08.00.05 / Балановский Антон Викторович; [Тюмен. гос. нефтегазовый ун-т]. Тюмень, 2008. 156 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-8/147.

2. Фильченков С.В. Контроллинг как эффективный управленческий инструмент развития организации // Изв. Юго-Зап. гос. ун-та. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2012. № 2. С. 138-143.

3. Пельменёва А. А. Возможности применения концепции контроллинга в нефтяных компаниях // Альм. соврем. науки и образования. 2008. № 9. С. 171-174.

4. Павленков М. Роль контроллинга в развитии менеджмента // Управление предприятием: электронный журнал. 2012. № 5 (16).

5. Глухова Н.Н. Контроллинг: необходимость и перспектива развития // Вестн. Саратов. гос. социал.-экон. ун-та. 2009. № 1. С. 35-38.

6. Алешина Е.И. Контроллинг в информационно-аналитическом обеспечении управления холдинговыми структурами в строительстве // Науковедение: интернетжурнал. 2012. № 3 (12). С. 104.

7. Суюнова К. Менеджмент на предприятии: новое веяние под названием «Контроллинг» // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика: сб. науч. ст. 4-й Междунар. науч.-практ. конф. /отв. ред. А. А. Горохов. 2014. С.385-389.

8. Задорнов К.С. Информационное обеспечение контроллинга // Изв. Моск. гос. техн. ун-та МАМИ. 2014. Т. 5, № 4 (22). С. 68-72.

9. Кузьменко В.В., Трысячный В.И. Проблемы внедрения системы контроллинга на промышленном предприятии // Terra Economicus. 2013. Т. 11, № 2-3. С. 53-56.

10. Гуляева Е.Л. Развитие теории и практики контроллинга: (на примере организаций нефтяной отрасли): дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Пермь, 2003. 236 с. РГБ ОД, 61:03-8/3805-9.

11. Бодрова Е.Е. О некоторых направлениях информационного обеспечения в рамках контроллинга // Транспортное дело России. 2009. № 12. С. 114-116.

104

№ 5 (45) - 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.