Научная статья на тему 'Концептуальные основы становления и развития контроллинга'

Концептуальные основы становления и развития контроллинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
572
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игнатьева О. И.

В статье рассматривается многообразие трактовок контроллинга, дано его авторское определение. Представлены концептуальные основы становления контроллинга, выделена концепция функционального разграничения с учетом специфики производств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF CONTROLLING

In the article the variety of treatments of controlling are considered, the author's definition is made. Conceptual foundations of formatiom of controlling are presented, the concept of functional differentiation taking into account specificity of manufactures is allocated.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы становления и развития контроллинга»

УДК 338.2

О.И. Игнатьева *

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНТРОЛЛИНГА

В статье рассматривается многообразие трактовок контроллинга, дано его авторское определение. Представлены концептуальные основы становления контроллинга, выделена концепция функционального разграничения с учетом специфики производств.

Ключевые слова: контроллинг, система управления, концепции контроллинга, концепция функционального разграничения.

Российские предприятия в условиях финансово-экономической нестабильности сталкиваются с большим количеством проблем: высокий уровень конкуренции, необходимость принимать в кратчайшие сроки оптимальные управленческие решения, возрастающая сложность технологических процессов, производственного оборудования, масштабы производства и целым рядом других факторов.

В большинстве случаев руководство хозяйствующих субъектов не рассматривает вариант внедрения новых инновационных систем управления предприятием, что позволило бы вывести предприятие на новый, более успешный уровень своего развития при правильной организации.

В рамках современного управления для решения многочисленных проблем применяются идеи контроллинга. Понятие «контроллинг» является достаточно емким, с ним связывают различные представления. На данный момент не существует единого мнения среди специалистов данной области исследования.

Сущность контроллинга раскрывается разными учеными через многообразие трактовок его определения. А.М. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак [1] понимают под контроллингом концепцию управления и определенный образ мышления. Е.А. Ананькина, С.В. Данилочкин, Н.Г. Данилочкина подразумевают под контроллингом явление, а также направление экономической работы [2]. Д. Хан утверждал, что контроллинг — это управленческие функции, такие как планирование и контроль [3].

Одним словом, на сегодняшний день определений контроллинга, отличающихся по смыслу, существует огромное количество, что затрудняет его понимание.

Контроллинг объединяет в себе и управленческий учет, и контроль, и аудит, и планирование, бюджетирование, а также другие инструменты и методы. По сути, данная система объединяет в себе много функций для успешной реализации системы на предприятии.

Автором уточнено понятие контроллинга. По его мнению, это многофункциональная система управления предприятием, создаваемая для успешного его функционирования в долгосрочной перспективе в условиях динамичной, нестабильной внешней среды.

* © Игнатьева О. И., 2011

Игнатьева Ольга Ивановна (oi-ignateva@mail.ru), кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита Бугурусланского филиала Оренбургского государственного университета, 461630, Российская Федерация, Оренбургская область, г. Бугуруслан, ул. Ленинградская, 17.

За годы существования контроллинга сменился ряд его концепций: регистрационная, учетно-аналитическая, внутрифирменная интеграционная, координационно-навигационная, концепция стратегической навигации и т. д. [4].

Такие зарубежные исследователи, как Р. Манн, Э. Майер [5] и другие, признают самостоятельность концепции контроллинга. Именно труды этих авторов часто переводятся на русский язык и являются основой для большинства отечественных разработок в этой области.

Рассмотрим основные концепции контроллинга, которые выделяют российские исследователи в настоящее время.

Авторы одной из статей о контроллинге Т.В. Зырянова и О.Е. Терехова считают, что концепция контроллинга была разработана в 80-е годы ХХ века как средство активного предотвращения кризисных ситуаций, приводящих предприятие к банкротству. Сутью этой концепции, получившей название «управление по отклонениям», является оперативное сравнение основных плановых (нормативных) и фактических показателей с целью выявления отклонений между ними и определение их взаимосвязи и взаимозависимости на предприятии для воздействия на узловые факторы нормализации деятельности [7].

Л.Л. Жабыко выделяет шесть групп концепций контроллинга, которые связаны с его функциональным обоснованием и институциональным представлением:

— управленческий учет (80-е годы);

— управленческая информационная система (конец 80-х годов);

— планирование и контроль (начало 90-х годов);

— координация (90-е годы);

— управление управлением (конец 90-х годов);

— координация процесса принятия решений (2000-е годы).

Первая концепция рассматривает контроллинг как сосовкупность организационных мероприятий по совершенствованию документооборота в рамках управленческого учета. Здесь прослеживается ориентация на управление затратами с использованием информационных технологий. Приверженцы этой концепции являются последователями немецкой школы, основные положения которой изложены в работах Р. Манна и Э.Майера, Х. Фольмута.

Вторая концепция подходит к контроллингу как к управленческой информационной системе. Различие между первой и второй концепциями кроется в уровне принятия решений. В первом случае приоритет отдается оперативным задачам, при этом информационной основой служат количественные данные бухгалтерского и управленческого учета. Во втором — информационная база принятия решений расширяется за счет данных функциональных областей, а уровень принятия решений приближается к стратегическому.

Третья концепция рассматривает контроллинг как планирование и контроль. Ее основоположником считают Д. Хана, являющегося последователем немецкой модели контроллинга, основу которой составили задачи внутреннего учета.

Четвертая концепция развивает координирующую функцию контроллинга. Ее авторы используют тезис о возможности управления координацией планирования и контроля.

Пятая концепция опирается на системообразующую роль контроллинга. В развитии предыдущей концепции предлагается трактовать его как «систему управления управлением», то есть метамодель управления. В основе концепции лежит системный подход.

Шестая концепция характеризует контроллинг как функцию поддержки принятия управленческих решений, при этом особое внимание уделяется координации процесса принятия решения и собственно деятельности лица, принимающего решение [8].

М.И. Алексеев анализирует концепции по признаку целевой ориентации.

Концепция, ориентированная на систему учета, в качестве основной и единственной сферы деятельности контроллинга рассматривает систему учета на предприятии. Концепция, ориентированная на информационную систему, базируется на рассмотренной выше концепции. Однако она основывается на всей системе целей предприятия, что существенно расширяет информационную базу контроллинга. Данная концепция выделяет содержательные, процессуальные и структурные задачи контроллинга в рамках информационной системы, причем контроллинг рассматривается как ядро этой системы.

Концепция, ориентированная на систему управления, рассматривает контроллинг как инструмент и интегральную часть системы управления. В соответствии с различной степенью реализации цели координации в рамках данной концепции можно выделить подход, ориентированный на планово-контрольную систему, и подход, ориентированный на координацию. При этом контроллинг сам начинает играть роль подсистемы управления, координирующей деятельность всей системы управления в целом.

В большинстве развитых стран с рыночной экономикой концепции контроллинга схожи. Различия касаются в основном понимания двух крайних ситуаций: прагматизма и степени совершенствования системы в соответствии с менталитетом пользователей. Так, в Германии преобладают тенденция академизации контроллинга, стремление создать сначала теоретически целостную систему, а затем приниматься за разрешение конкретных задач. В США и некоторых европейских странах преобладает прагматический подход: здесь контроллинг теснее связан с менеджментом, более ориентирован на требования рынка и потребности клиентов.

Таким образом, можно сделать вывод о значительном потенциале развития концепции и методов контроллинга и, что самое главное, возможностей их практического использования [9].

А.М. Габелев утверждает, что современная концепция контроллинга ориентирована на систему управления в целом и акцентируется на планировании и контроле деятельности служб и подразделений предприятия, а также на координации функционирования самой системы управления предприятием (управление управлением). Эта концепция появилась относительно недавно и связана с развитием проджект-менеджмента, появлением и развитием матричных организационных структур.

Для того чтобы выстроить подобную модель в практике отечественных предприятий, необходимо пройти через несколько этапов, основными из которых являются переориентация учета из прошлого в будущее; построение системы управленческого учета; создание на основе учета информационной среды поддержки принятия управленческих решений; оптимизация информационных потоков и создание единой общей информационной системы управления [10].

В процессе эволюции взглядов сформировалось несколько концепций, которые отражают его изменения вследствие реагирования на усложнение объектов управления. В основе этого процесса лежит определенное количество областей и функций, которые интегрируются в единую систему по средствам координирующей роли контроллинга.

Одним из наиболее известных зарубежных авторов, отрицающих самостоятельность концепции контроллинга, является А. Беккер [6]. Его мнение относительно эффективности и самостоятельности контроллинга довольно принципиально и отлично от вышеуказанных авторов.

Для наглядности исследованных концепций контроллинга Л. П. Королева [11] сгруппировала их в таблицу, автор статьи дополнила.

Таблица

Концепции контроллинга

Наименование, период становления концепции Общая характеристика

1. Концепция, ориентированная на систему учета, 1930-1970 гг. Контроллинг - совокупность организационных мероприятий (направление экономической работы) по совершенствованию документооборота в рамках управленческого учета. Переориентация системы учета из прошлого в будущее, организация на базе учетных данных информационной системы поддержки управленческих решений, связанных с планированием и контролем деятельности предприятия

2. Концепция контроллинга, ориентированная на управленческую информационную систему, 1970-1980 гг. Создание общей информационной системы управления. Разработка концепции единой информационной системы, ее внедрение, координация функционирования информационной системы, оптимизация информационных потоков. Базируется на всей системе целей предприятия, что значительно расширяет информационную базу контроллинга

3. Концепция контроллинга, ориентированная на управление, 19802000 гг. 3.1. С акцентом на планирование и контроль 3.2. С акцентом на координацию системы управления Контроллинг - инструмент, являющийся интегральной частью системы управления. При этом все его аспекты выводятся из общего спектра проблем, связанных с управлением, и тем самым осуществляется попытка систематического и полного анализа основ контроллинга, реализующего информационные и координационные цели. Координация планирования, контроля и информационного обеспечения. 3.1. Контроллинг — это набор вспомогательных средств (инструментов управления) принятия решений и руководства по средствам ориентированного на успешный исход планирования, управления и контроля над фирмой во всех областях и плоскостях. Под контроллингом может пониматься инструмент управления или концепция управления фирмой с такими основными функциями, как планирование, предоставление информации, анализ и контроль 3.2. Функция — координация всей управленческой системы для достижения целенаправленного руководства предприятием

4. Концепция стратегической навигации, 2000 г. — по настоящее время Усилия концентрируются на информационно-аналитической поддержке стратегического управления, т. к. именно на этом уровне можно обеспечить будущую эффективность предприятия. Решение задач оперативного контроллинга автоматизировано Контроллер помогает и консультирует менеджеров при решении задач стратегического планирования, контроля и анализа. Контроллинг должен создавать инструменты для количественного измерения стратегических задач и потенциалов

5. Концепция «нового» контроллинга, 2000 г. -по настоящее время Содействие менеджерам в процессе самоуправления со стороны, а не управление ими. В идеальном случае менеджер сам выполняет все задачи контроллера, связанные с выполнением своих управленческих функций. Контроллер же выполняет роль консультанта или тренера, который помогает менеджеру выполнять функции контроллера самостоятельно

6. Концепция оптимизации интересов заинтересованных лиц, 2000 г. - по настоящее время Достижение сбалансированности интересов предприятия с интересами наиболее влиятельных институтов, оптимизация интересов всех заинтересованных лиц. Деятельность по контроллингу как в постановке целевых задач, так и в интерпретации полученных результатов обязательно должна быть ориентирована на внешних клиентов

7. Концепция функционального разграничения с учетом специи-фики производств по настоящее время В зависимости от того, на предприятии какой отрасли будет внедряться система контроллинга, будут зависеть и конкретные функции оперативного и стратегического контроллинга. Обязательно необходимо учитывать специфику производств, и функциональные разграничения должны закономерно меняться

Концепция функционального разграничения с учетом специфики производств предполагает выделение в системе контроллинга таких определенных функций, которые позволят лаконично модернизировать управление предприятием любой сферы деятельности. Другими словами, новая концепция должна

объединить в себе набор различных функций, исходя из специфики определенного вида деятельности.

Итак, за годы существования контроллинга сменился ряд его концепций, которые в отдельности в той или иной мере отражали его содержание и назначение. Многие исследователи данной области знаний сходятся во мнении о необходимости обобщения всех взглядов на контроллинг с целью создания единой системы. И данная система в соответствии с предложенным определением контроллинга будет являться многофункциональной вследствие выделения в ней специфичных функций соответствующих сфере деятельности хозяйствующего субъекта.

Библиографический список

1. Контроллинг в бизнесе. Методические и практические основы построения контроллинга в организациях / А.М. Карминский [и др.]. М.: Финансы и статистика, 2002. 256 с.

2. Ананькина Е.А., Данилочкин С.В., Данилочкина Н.Г. Контроллинг как инструмент управления предприятием / под ред. Н.Г. Данилочкиной. М.: ЮНИТИ, 2002. 279 с.

3. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / пер. с нем.; под ред. и с предисл. А.А. Турчака, Л.Г. Головача, М.Л. Лукашевича. М.: Финансы и статистика, 1997. 104 с.

4. Фалько С. Г., Ассадулин Р. А. Перспективы развития контроллинга. // Контроллинг. 2006. № 19. С. 10-13.

5. Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих / под ред. В.Б. Ивашкевича. М.: Финансы и статистика, 1995. 304 с.

6. Becker Albrecht. Accounting for «Controlling».Contradictions in the Theoretical Foundations of Management Accounting and Control in German Business Administration. Berlin: Department of Business Administration Free University, 1999. Р. 223.

7. Зырянова Т.В., Терехова О.Е. Контроллинг как образ мышления современного менеджера // Чиновникь. 2007. № 607 (52). 35 с.

8. Жабыко Л. Л. Современные концепции контроллинга // Вестник Дальневосточного государственного технического университета. 2009. 64 с.

9. Алексеев М.И. Исторические аспекты развития концепции контроллинга // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2006. № 4. 71 с.

10. Габелев А.М. Целесообразность внедрения механизмов контроллинга на промышленных предприятиях // Вестник Нижегородского университета. Сер.: Экономика и финансы. 2002. № 1. 63 с.

11. Королева Л.П. Формирование системы контроллинга на промышленном предприятии: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М.: РГБ, 2007. С. 13-14.

O.I. Ignateva*

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF CONTROLLING

In the article the variety of treatments of controlling are considered, the author's definition is made. Conceptual foundations of formatiom of controlling are presented, the concept of functional differentiation taking into account specificity of manufactures is allocated.

Key words, controlling, control system, controlling concepts, concept of functional differentiation.

*Ignateva Olga Ivanovna (oi-ignateva@mail.ru), the Dept. of Accounting, Analysis and Auditing, Buguruslan branch of Orenburg State University, Buguruslan, 461630, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.