Научная статья на тему 'РОЛЬ КОНСТРУКТИВНОЙ АГРЕССИВНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

РОЛЬ КОНСТРУКТИВНОЙ АГРЕССИВНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
126
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОСТЬ / АССЕРТИВНОСТЬ / КОНСТРУКТИВНАЯ АГРЕССИВНОСТЬ / АССЕРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ткаленко Н.И.

В статье представлен теоретический обзор психологической и социальной литературы по вопросам исследования конструктивной агрессивности как основной характеристики ассертивности. Автором проанализированы особенности конструктивной агрессивности, её специфика и составляющие. Проанализировано понятие ассертивное поведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CONSTRUCTIVE AGGRESSION IN SHAPING THE SKILLS OF ASSERTIVE BEHAVIOR OF HIGH SCHOOL STUDENTS

The paper presents a theoretical review of psychological and social literature on the study of constructive aggressiveness as the main characteristics of ' assertiveness. The author analyzes specific features of aggressiveness, its specifics and components. Analyzed the concept of assertive behavior.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КОНСТРУКТИВНОЙ АГРЕССИВНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

Ткаленко Н.И.

Tkalenko N.I.

РОЛЬ КОНСТРУКТИВНОЙ АГРЕССИВНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ THE ROLE OF CONSTRUCTIVE AGGRESSION

IN SHAPING THE SKILLS OF ASSERTIVE BEHAVIOR OF HIGH

SCHOOL STUDENTS

Аннотация: в статье представлен теоретический обзор психологической и социальной литературы по вопросам исследования конструктивной агрессивности как основной характеристики ассертивности. Автором проанализированы особенности конструктивной агрессивности, её специфика и составляющие. Проанализировано понятие ассертивное поведение.

Ключевые слова: агрессивность, ассертивность, конструктивная агрессивность, ассертивное поведение.

Abstract: the paper presents a theoretical review of psychological and social literature on the study of constructive aggressiveness as the main characteristics of ' assertiveness. The author analyzes specific features of aggressiveness, its specifics and components. Analyzed the concept of assertive behavior.

Key words: aggressiveness, assertiveness, constructive aggression, assertive behavior.

Постановка проблемы: педагогическая практика указывает на рост негативных проявлений среди школьников, в том числе агрессии. Особую остроту проблема агрессивности приобретает в подростковом возрасте, поскольку происходит переосмысление общественных и духовных ценностей, становление жизненной позиции, а встреча с неопределенным будущим усиливает двойственность чувств, мыслей, черт характера девушек и юношей. В личностном портрете старшеклассника отмечается сочетание цинизма и идеализма, изменчивость, равнодушие и эмпатийность, агрессивность и толерантность, стремление духовного роста и бездуховности. Обостряются негативные личностные тенденций и вследствие возрастных стрессоров возникают агрессивные аффекты, фиксация агрессивных поведенческих проявлений.

Целью статьи является теоретический анализ конструктивной агрессивности и агрессивного поведения в формировании навыков ассертивного поведения старшеклассников.

"Насилие стало характерной приметой настоящего времени и пронизывает все сферы жизни" (Ситковская О.Д., 1994). Вопрос агрессивного поведения человека все чаще заинтересовывает специалистов разных сфер деятельности: психологов, социологов, психиатров, криминологов, выражая общественные запросы. Характерное значение в познании подобного насилия уделяется анализу индивидуальных

особенностей и агрессивного поведения личности.

Обзор психологической литературы подтверждает то, что отсутствует одна точка зрения на толкование феномена агрессивности, что вызвано разнообразными методическими подходами к ее анализу.

Агрессивность - свойство быть агрессивным, наступательным враждебным; тенденция к проявлению агрессии. [6,34]

Изучение агрессивного поведения очень важно по отношению подростков в связи с их стремительным психофизическим развитием, динамичным познанием разных форм поведения и большой возможностью ситуационного поведения.

Важность проблемы вызвана увеличением числа подростков с антиобщественной направленностью, высоким уровнем группового единомыслия и традициями жестокого обращения с участниками своей группы и с "чужими", находящихся на более низкой "ранговой ступени". Агрессия стала звеном нашего существования и отличается многочисленностью и высоким уровнем интенсивности среди обычных подростков. [2]

Установившийся в обществе стереотип о крайне разрушительном характере агрессивности, не дающий увидеть в ней что-то полезное и хорошее, нужное человеку для жизни. Одновременно агрессивность - это важное условие активности личности, дающее ей «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения» (Э. Фромм). Следовательно важность настоящего исследования определяется повышенным вниманием общества к вопросу агрессивности человека и её конструктивного характера, помогающей формированию ассертивной личности.

В статье наблюдаются два главных понятия, «ассертивность» и «конструктивная агрессивность».

Под конструктивной агрессивностью рассматривается осмысленная активность человека в результате достижения поставленной цели, одновременно, важной составляющей в научном представлении конструктивной агрессивности выступает моральная оценка агрессии. Такое мнение показано в ряде работ отечественных (А. Р. Ратинов , К. В Сельченок, О. Д. Ситковская, Т. В. Левкова, А. П. Назаретян и др.) и зарубежных авторов (Э. Сторр, Р. Мэй, Э. Фромм и др.)

Ассертивность — это умение человека уверенно и с честью защищать свои права, при этом не нарушая прав других людей.

Ассертивное поведение — это конструктивный приём межличностного взаимодействия, являющийся альтернативой деструктивным способам — агрессии и манипуляции и [10]

Термин ассертивность впервые появился в работах по психологии личности более полувека назад Дж. Вольпе, Э. Сэлтера, А. Лазаруса в отрасли поведенческой терапии.

В психологии ассертивность как ключевое свойство субъекта, являясь обобщающей, единой характеристикой действенности человека,

ассоциируется с такими особенностями личности, как уверенность в себе, самостоятельность, целеустремленность, независимость, самоконтроль, инициативность, напористость, эмоциональная стабильность, решительность, настойчивость, требовательность к себе и другим, рефлексивность, способность доводить начатое дело до конца.

Под ассертивным поведением рассматривают самоутверждающее поведение, определяющееся индивидуальностью субъекта, отражающего, прежде всего, самостоятельность, независимость от других и ситуации, в способности защищать своё мнение и права при самоуважении и уважении к другим. Следовательно, развитие ассертивности как личностного качества в первую очередь предполагает, чтобы человек отдавал себе отчет, насколько его поведение определяется его собственными склонностями и намерениями, а насколько - кем-то навязанными установками. [10, 127 - 128]

Выделив два главных тезиса «конструктивная агрессивность» и «ассертивность», мы можем сказать и о тесной связи между ними. Конструктивная агрессивность дает индивиду не только действенно отстаивать личные позиции, но и позволяет осознать ценность любви и добра, при этом личность отказывается от разрушительных способов воздействия, а это значит, систематически вырабатывает ассертивную позицию.

В МБОУ «Ботаническая школа», нами было проведено анкетирование - изучение уровня агрессивности старшеклассников. В исследовании приняли участие 27 школьников раннего юношеского возраста.

Цель исследования - проявление агрессивности в процессе взаимодействия со сверстниками в коллективе. В результате проведенного анкетирования мы получили следующие результаты: у 21% учащихся высокий уровень агрессивности - эти учащиеся не могут промолчать когда чем-то недовольны, раздражительны, в разговоре с учителями и сверстниками грубы, нервничают, перебивают речь. Когда кто-то причиняет им зло, они обязательно стараются отплатить тем же. Очень сердятся, когда им кажется, что кто-то над ними подшучивает, хотя сами часто подсмеиваются над одноклассниками без причины. Легко вступают в драку, ссорятся. Стараются общаться с физически более слабыми и младшими по возрасту. Уверены, что они лучше всех.

У 28% - средний уровень агрессивности. Эти дети, которым родители уделяют недостаточно времени: неблагополучные семьи, семьи, где родители работают вахтовым методом или уходят на ночные дежурства. То есть ребенок предоставлен сам себе. Очень частые вспышки агрессии таких детей влияют на взаимоотношения в классе со сверстниками. С ними не хотят и даже боятся дружить. Хотя они не всегда являются неуспевающими.

Низкий уровень агрессивности у оставшихся учеников - 51%. У данной группы детей также бывают вспышки агрессии, нервозности, они бывают плаксивы, вспыльчивы. Однако эти дети умеют контролировать свое поведение в школьной среде: подчиняются школьному режиму, уважительно

относятся к старшим, ссорятся и мирятся с одноклассниками, быстро забывают обиды. Тем не менее с такими ребятами тоже необходимо проводить специальную профилактическую работу, чтобы не развить тенденции к агрессивному поведению и улучшить успеваемость и взаимоотношения в классном коллективе.

Выводы. Последние события произошедшие в мире определяют необходимость рассмотрения проблемы агрессии в контексте формирования умения конструктивно противостоять внешнему разрушительному влиянию. Способность личности защитить себя, свои идеалы и принципы, не унижая при этом ценность другого человека, сегодня следует рассматривать как важную жизненную черту. В следствии с чем, возникает необходимость более детально исследовать ее конструктивные проявления, особенно в развитии навыков ассертивного поведения. В таком случае ассертивное поведение личности рассматривают как такое, которое обеспечивает ее успешность, нивелирует деструктивные психологические проявления (Г. Бейер, М. Джеймс, Д. Джонгвард, Г. Фенстрехэйм и др.).

Использованные источники:

1. Андреева Т.М. Социальная психология: Учебник для высшихучебных заведений. /Г.М.Андреева// М., МГУ, 1980. - 415с.

2. Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности: Социальные исследования. /Н.В.Андреенкова// М., 1970. - 303с.

3. Бреслав Г.Э. Особенности проявления детской агрессивности// Вопросы психологии. /Г.Э. Бреслав// 2009. - №4.

4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. /Р. Бэрон., Д. Ричардсон// СПб: Питер. 2001. - 352с.

5. Ванакова Г.В. Агрессивность учащихся: как к ней относится // Народное образование. /Г.В.Ванакова// 2012. - №7.

6. Ванакова Г.В. Развитие ассертивности как показателя жизнестойкости личности. /Г.В. Ванакова// СПО. Научно-исследовательская работа. - 2013. -№10. - С. 34 - 37.

7. Грановская Р.М. Психологическая защита. /Р.М.Грановская//СПб.: Речь, 2007. - 190с.

8. Кон И.С. Ребёнок и общество: Учеб. Пособие для студ. высших учебных заведений. /И.С. Кон// М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 336с.

9. Коломинский Я.Л. Психология межличностных отношений в коллективе школьников. /Я.Л.Коломинский// Минск. 1972. - 312с.

10. Лебедева И.В. Развитие ассертивности и ассертивного поведения личности. /И.В. Лебедева// Вестник бурятского госуниверситета. - 2010. -№5. - С. 127 - 132.

11. Морева Е. Детская агрессивность и способы её преодоления // Воспитание школьников. /Е. Морева// 2008. №5.

12. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. /С.С.Степанов// М.: Эксмо, 2005. - 672с.

13. Шейнов В.П. Ассертивное поведение: преимущества и восприятие.

/В.П. Шейнов// Современная зарубежная психология. - 2014. - №2. - С. 107 - 116.

Толоконникова Е.В.

аспирант ГУУ

Россия, г. Москва

ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК В СТРАТЕГИЯХ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ

Российские крупные корпорации играет важную роль для экономики страны, и, вместе с тем, их деятельность оказывает серьезную экологическую нагрузку на экономику страны. Экологическая обстановка на данный момент в РФ является негативной и для экономического развития требуется обширный ряд природоохранных мер и экологических программ. В деятельности российских ТНК безусловным приоритетом должны стать сохранение природной среды и обеспечение экологической безопасности; именно поэтому они все чаще внедряют в свои корпоративные стратегии разные экологические аспекты.

В частности, в стратегии ПАО «ЛУКОЙЛ», крупнейшей отечественной нефтяной компании, заявляется решимость способствовать долгосрочному экономическому росту, социальной стабильности, содействовать процветанию и прогрессу, обеспечивать сохранение благоприятной окружающей среды на основе наилучших доступных технологий и рациональное использование природных ресурсов в регионах осуществления деятельности организаций.

Другая компания, ПАО «Татнефть» также позиционирует себя как экологически ответственная компания, целями которой являются: повышение промышленной и экологической безопасности опасных производственных объектов за счет обеспечения надежной и безаварийной работы технологического оборудования, внедрения эффективных методов технической диагностики оборудования; идентификация, оценка и снижение промышленных опасностей и рисков; повышение эффективности контроля над соблюдением требований и экологической и промышленной безопасности на производстве; снижение негативного влияния на окружающую среду путем внедрения новых технологий, материалов, оборудования, роста уровня автоматизации технологических процессов; рациональное природопользование и минимизация потерь нефтегазовых ресурсов.[6]

ПАО «Газпром» - глобальная энергетическая компания, все активнее осваивающая зарубежные рынки в последние годы. Поскольку ее долгосрочной стратегией предусмотрено становление в качестве лидера среди глобальных энергетических компаний, это подразумевает ответственное отношение к сохранению благоприятной окружающей среды для нынешних и будущих поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.