УДК 159.9.07 DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-2-95-100
Конструктивная агрессивность, как активность личности, направленная на достижение цели при изучении второго иностранного языка
БеляковаЕА.*, Цакаев С.Ш.*
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма
г. Москва, Россия ORCID: 0000-0002-0667-1281, [email protected]* ORCID: 0000-0002-7295-7480, [email protected]
Аннотация: Актуальностью данного исследования послужила потребность выстраивания нового вида взаимоотношений в высшем учебном заведении, которые включали бы в себя желание обоюдного сотрудничества, целеустремленность, познание и компромисс. Материалы. Изучение возможности использования конструктивной агрессивности в мотивации учебной деятельности для эффективности изучения второго иностранного языка в неязыковом вузе. Методы исследования. Анализ и обобщение научной литературы, социологический опрос, анкетирование, методы математической статистики. Результаты. Расширены теоретические подходы к изучению второго иностранного языка в неязыковом вузе с учетом такой психологической характеристики личности, как агрессивность. Определены основные направления проявления конструктивной агрессивности в контексте личностных качеств обучающихся. Обоснована необходимость использования конструктивной агрессивности как активности личности, направленной на достижение результатов, при изучении второго иностранного языка. Полученные результаты позволяют сделать выводы, что подавляющее число респондентов выделяют в агрессивности конструктивный характер, который при этом приносит пользу и отводит личности активную роль в данном процессе выработки этой направленности. Потребность роста и развития - одна из самых важных человеческих потребностей, которая проявляется в активности личности, а ассертивность - это сила, при помощи которой достигается эта потребность познания. Безусловно, что оба понятия взаимосвязаны и именно поэтому люди, имеющие высокие показатели по шкале конструктивной агрессивности, всегда выделяются активностью, нестандартным мышлением, коммуникабельностью и инициативностью[1]. Они способны легко преодолевать трудности и конструктивно разрешать межличностные конфликты без ущерба для себя и по возможности для других, умеют расставлять для себя приоритеты (цели, задачи и интересы) и открыто проявлять свои эмоциональные переживания, учитывая при этом интересы партнеров и стараясь достичь компромиссных решений [4,5]. Заключение. Таким образом, конструктивная агрессивность может и должна быть использована в образовательном процессе для решения задач обучения, воспитания и развития обучающихся.
Ключевые слова: агрессия, конструктивная агрессивность, ассертивность, мотивация
Для цитирования: Белякова Е.А.*, Цакаев С.Ш. Конструктивная агрессивность, как активность
личности, направленная на достижение цели при изучении второго иностранного языка.
Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта.
2021; 16(2): 95-100. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-2-95-100
Constructive aggressiveness as personality's activity directed toward the aim achievement while learning the second foreign language
Ekaterina A. Belyakova*, Sajdamin Sh. Tsakaev
Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism
Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-0667-1281, [email protected]* ORCID: 0000-0002-7295-7480, [email protected]*
Abstract: The urgency of the research work presented the need for a new kind of interaction at a higher educational establishment. It included the desire of mutual cooperation, purposefulness, cognition and compromise. Materials. Studying the possibility to use a constructive
aggressiveness in educational activity motivation for an effective second foreign language study at a non-linguistic University. Research methods. Information sources analysis and summarizing, sociological survey, questionnaire survey, methods of mathematical statistics. Results. We broadened theoretical approaches to the second foreign language studying at a non-linguistic University and took into account such personality's psychological characteristic as aggressiveness. We defined the main directions of a constructive aggressiveness demonstration in the context of students' personal qualities. The research substantiates the necessity to use a constructive aggressiveness as a personality's activity, directed toward the results achievement during the second foreign language study. The received results lead us to the conclusion that the most part of respondents define constructive part of aggressiveness, which is helpful. They give a personality an active role in the process of this direction creation. The need for development is one of the main needs of a personality. It is demonstrated in a personality's activity. Assertiveness is a power with the help of which this need for cognition is achieved. Undoubtedly both notions are interconnected and this is the reason why people, who have high indices in constructive aggressiveness scale, are always active, initiative, communicative and have non-standard thinking [1]. They are able to overcome difficulties and constructively solve interpersonal conflicts without causing damage to themselves and other people, are able to organize priorities (aims, objectives and interests) and can demonstrate their emotional state, taking into account the interests of partners and trying to reach a compromise [4,5]. Conclusion. Thus, constructive aggressiveness can and must be used in educational process for the objectives of students' education, upbringing and development realization.
Keywords: aggressiveness, constructive aggressiveness, assertiveness, motivation
For citation: Ekaterina A. Belyakova*, Sajdamin Sh. Tsakaeva. Constructive aggressiveness as personality's activity directed toward the aim achievement while learning the second foreign language. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(2): 95-100. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-2-95-100
ВВЕДЕНИЕ
В современной научной литературе закрепился стереотип, что агрессивность является деструктивным поведением, связанным с враждебным отношением к окружающим « как сугубо негативное, деструктивное или противостоящее гармонии понятие» [7]. При этом, по мнению Э. Фромма, агрессивность как главное условие активности личности позволяет ей «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения» [8,9,10,11,12,13].
В связи с этим возрос интерес общества к конструктивной направленности агрессивности, которая также способствует и созданию ассертивной личности человека, что и явилось актуальностью нашего исследования.
Некоторые специалисты в данной области агрессии подчеркивают, что позитивная направленность агрессивности развивает у человека чаще всего волевые позитивные качества, такие как целеустремленность, упорство, сила воли, решительность, настойчивость и даже инициативность. Рассматривая агрессивность с позиции личности, мы рассматриваем ее как качество,
без которого стремление человека к росту и развитию невозможно. «Она скорее добра и нейтральна, чем плоха» [2].
Цель исследования: выявить
возможности использования конструктивной агрессивности в мотивации учебной деятельности для эффективности изучения второго иностранного языка в неязыковом вузе.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для достижения поставленной цели и для изучения возможности проявления конструктивной агрессивности при изучении второго иностранного языка студентами неязыкового вуза нами проводился социологический опрос в виде анкетирования и обобщение научной литературы. Рассылка анкет студентам осуществлялась через электронную почту во время дистанционной формы обучения.
Данное исследование проводилось в РГУФКСМиТ среди студентов второго курса. В нем участвовали 70 студентов, из них 27 девушек и 43 юноши в возрасте от 18 до 20 лет, обучающихся по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура».
Для начала стоит разобраться в понятиях «агрессия» и «агрессивность», которые не являются синонимичными, и «ассертивность» личности. Итак, если агрессия - это определенный стиль поведения, то агрессивность - это свойство личности, всегда готовой к агрессии и склонной воспринимать поведение другого человека как враждебное. Агрессивность проявляется в готовности субъекта к агрессивному поведению и связана с сильными мотивационными и энергетическими затратами. Это непродолжительное
эмоциональное состояние выражается в злости, мести другим людям, действиях против них для достижения своей цели или для удовлетворения потребностей.
Р. Фрэнкин [9] отмечает, что агрессивность может носить социально приемлемый характер, проявляющийся, например, в конкурентной борьбе и в стремлении спортсмена к лидерству в команде. А.А. Реан [6] же, отрицая агрессивность как свойство личности, отождествляет её с мотивационным состоянием человека, выражающимся в готовности к действиям. Таким образом, агрессивность характеризуется как главное условие активности личности, позволяющее ей двигаться вперед.
Агрессивность связана с таким понятием как «ассертивность», умение чувствовать себя уверенно вне зависимости от мнения окружающих и при этом быть в гармонии с другими людьми, отстаивая свою точку зрения, самостоятельно регулируя свое поведение и отвечая за него, при этом не ущемляя права других людей. В обычной жизни модель поведения людей - это либо пассивность, т.е. неуверенность в себе, либо агрессия, т.е. желание манипулировать другими, «это сила, с которой человек настаивает на своем, отстаивает свои права» [3].
Ассертивность как и конструктивная агрессивность способствует защите личностных позиций, осознанию ценностей добра и любви, отказу от деструктивных методов воздействия. Соответственно, конструктивная агрессивность является основной базой в структуре ассертивной личности и способствует формированию
навыков ассертивного поведения.
Исследование проводилось среди студентов второго курса неязыкового вуза. В анкетировании участвовали 70 человек, которые, следует заметить, профессионально занимаются спортом, таким как фигурное катание, теннис, гребной и парусный спорт, горнолыжный спорт. Анкета, разработанная для выявления возможности проявления конструктивной агрессивности, состояла из трех частей. Первая часть была направлена на выявление возможности применения агрессии в учебной деятельности, во второй части студентам предлагалась модель агрессивного поведения личности и в третьей части речь шла о приёмах проявления этой агрессии также в учебной деятельности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВЫВОДЫ
После завершения социологического опроса в дистанционном режиме был проведен анализ ответов студентов, который показал следующее:
1) 35% студентов считают, что агрессивность одинаково необходима и полезна в учёбе, но не совсем понятно, как ее эффективно можно использовать (30%); 20% респондентов совсем не задумывались над подобным вопросом и лишь 15% ответили, что агрессия делает человека неконтролируемым и создает проблемы в учебе (гистограмма 1);
2) агрессивность в той или иной форме присутствует в учебной деятельности и направлена на получение знаний (75%), самозащиту (8%), отстаивание своей точки зрения (10%), и только 7% респондентов ответили, что агрессивность помогает в решении проблем (гистограмма 2);
Гистограмма 1
100% 90% 30% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Гистограмма 2
30%
5%
75%
100% 90% В0% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
1 2 3 4 5
3) респонденты допускают возможность знаний» как процесс познания для
присутствия конструктивной агрессивности достижения поставленной цели повлечет
в процессе учебной деятельности. Студенты за собой проявление сильных человеческих
понимают, что сама потребность «жажды качеств, таких как упорство и сила воли
7%
7%
в%
10%
(10%), целеустремленность (41%), активность смелость (3%), решительность (5%), и только 1% и терпеливость (15%), настойчивость (25%), отметил инициативность (гистограмма 3);
Гистограмма 3
100% 90% В0% 70% 60% 50% 410% 30% 20% 10% 0%
41%
25%
15%
10%
5%
3%
У
Зг
¡¡Р
У
/
У
л«
/
¿г
у
4) практически половина испытуемых выбрали такое необходимое качество, как целеустремленность, без которого снижается активность. Возможно, это связано с тем, что все респонденты являются спортсменами, а многие из них даже действующими. Им присущи дух соперничества, лидерские качества, стремление к победе любой ценой. Также в числе причин, Гистограмма 4
мешающих проявлению настойчивости и целеустремленности в учебной деятельности, практически половина студентов отмечают: «отсутствие желания что-либо делать» - 45%; «не уверены в себе» - 30%; «слабохарактерность» - 10%; «отсутствие должных знаний, навыков и умений» - 11% и «окружение» - 4% (гистограмма 4).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное социологическое
исследование среди студентов-спортсменов и полученные результаты позволяют сделать выводы, что подавляющее число респондентов выделяют в агрессивности конструктивный характер, который при этом приносит пользу и отводит личности активную роль в данном процессе выработки этой направленности. Потребность роста и развития - одна из самых важных человеческих потребностей, которая проявляется в активности личности, а ассертивность - это сила, при помощи которой достигается эта потребность познания. Безусловно, что оба понятия взаимосвязаны и именно поэтому люди, имеющие высокие показатели по шкале конструктивной агрессивности, всегда выделяются
активностью, нестандартным мышлением, коммуникабельностью и инициативностью[1]. Они способны легко преодолевать трудности и конструктивно разрешать межличностные конфликты без ущерба для себя и по возможности для других, умеют расставлять для себя приоритеты (цели, задачи и интересы) и открыто проявлять свои эмоциональные переживания, учитывая при этом интересы партнеров и стараясь достичь компромиссных решений [4,5]. Конструктивная агрессивность, таким образом, может и должна быть использована в образовательном процессе для решения задач обучения, воспитания и развития обучающихся [12,13].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ильин Е.П. Психология агрессивного
поведения. СПб.: Питер. 2014: 368.
2. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия. 1999: 478.
3. Мэй Р. Мужество творить: очерк психологии творчества. Львов: Инициатива; Москва: Институт общегуманитарных исследований. 2001: 128.
4. Михайлова О.Б. Психологическая диагностика и реализация инновационности личности : монография. М.: РУДЫ. 2016: 152.
5. Михайлова О.Б., Каминская Э.А. Особенности лидерских способностей и инновационности у студентов бакалавриата. Психология образования в поликультурном пространстве. 2015; 32(4): 28-34
6. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. Психологический журнал. 1996; 17(5); 3-18.
7. Сельченок К.В. Психология человеческой личности. М.: Харвест. 2003: 656.
8. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. Мн.: ООО «Попурри». 1999: 624.
9. Фрэнкин Р. Мотивация поведения. СПб.: Питер. 2003: 656.
10. Neil R., Mellalieu S.D., Hanton S. Psychological skills usage and the competitive anxiety response as a function of skill level in rugby union. Journal of Sports Sciences and Medicine. 2006; 5: 415-423.
11. Nordin S.M., Cumming J. More than meets the eye: Investigating imagery type, direction and outcome. The Sport Psychologist. 2005; 19: 1-17.
12. Short S.E., Monsma E.V., Short M.W. Is what you see really what you get? Athletes' perceptions of imagery's functions. The Sport Psychologist. 2004; 18: 341-349.
13. Williams S.E., Cumming J. Measuring athlete imagery ability: The Sport Imagery Ability Questionnaire. Journal of Sport and Exercise Psychology. 2011; 33: 416-440.
Статья поступила в редакцию: 11.05.2021
БеляковаЕкатеринаАлександровна-старшийпреподаватель,Российскийгосударственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), 105122, Россия, Москва, Сиреневый бульвар, дом 4, e-mail: [email protected]
Цакаев Сайдамин Шамаевич - кандидат педагогических наук, доцент Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), 105122, Россия, Москва, Сиреневый бульвар, дом 4, e-mail: [email protected]