Научная статья на тему 'РОЛЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОПОРЯДКА'

РОЛЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОПОРЯДКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
54
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРАВОПОРЯДОК / КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цвижба Ханифа Юрьевна

Статья посвящена исследованию влияния деятельности Конституционного суда Республики Абхазия на состояние конституционного правопорядка. В статье рассматриваются основные направления деятельности Конституционного суда Республики Абхазия в обеспечении конституционного правопорядка, анализируются полномочия Конституционного суда Абхазии, исследованию подлежат решения Конституционного суда Республики Абхазия. Постановления Конституционного суда Республики Абхазия, вынесенных по результатам рассмотрения запросов либо жалоб граждан имеют свое особое значение и направление воздействия на состояние конституционного правопорядка в Республике Абхазия. Несмотря на небольшой срок своей деятельности Конституционный суд Республики Абхазия занял свою нишу в системе органов государственной власти Республики Абхазия. Автор также указывает, что Конституционный суд занимает особое место в обеспечении конституционного правопорядка, благодаря тем полномочиям, которые за ним закреплены. Для наиболее эффективной деятельности, автором выдвинуты предложения по совершенствованию законодательства Конституционного суда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE CONSTITUTIONAL COURT OF THE REPUBLIC OF ABKHAZIA TO ENSURE CONSTITUTIONAL ORDER

The Article is devoted to the study of the influence of the constitutional court of the Republic of Abkhazia on the state of constitutional law and order. The article examines the main activities of the constitutional court of the Republic of Abkhazia in ensuring constitutional law and order, analyzes the powers of the constitutional court of Abkhazia, and examines the decisions of the constitutional court of the Republic of Abkhazia. Decisions of the constitutional court of the Republic of Abkhazia issued as a result of consideration of requests or complaints of citizens have their own special significance and impact on the state of the constitutional order in the Republic of Abkhazia. Despite the short period of its activity, the constitutional court of the Republic of Abkhazia has occupied its niche in the system of state authorities of the Republic of Abkhazia. The author also points out that the constitutional court occupies a special place in ensuring the constitutional order, due to the powers assigned to it.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОПОРЯДКА»

DOI 10.47643/1815-1337_2020_12_88

РОЛЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОПОРЯДКА

ЦВИЖБА Ханифа Юрьевна,

аспирант кафедры конституционного и муниципального права университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). E-mail: Tsvizhba.khanifa@mail.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена исследованию влияния деятельности Конституционного суда Республики Абхазия на состояние конституционного правопорядка. В статье рассматриваются основные направления деятельности Конституционного суда Республики Абхазия в обеспечении конституционного правопорядка, анализируются полномочия Конституционного суда Абхазии, исследованию подлежат решения Конституционного суда Республики Абхазия. Постановления Конституционного суда Республики Абхазия, вынесенных по результатам рассмотрения запросов либо жалоб граждан имеют свое особое значение и направление воздействия на состояние конституционного правопорядка в Республике Абхазия. Несмотря на небольшой срок своей деятельности Конституционный суд Республики Абхазия занял свою нишу в системе органов государственной власти Республики Абхазия. Автор также указывает, что Конституционный суд занимает особое место в обеспечении конституционного правопорядка, благодаря тем полномочиям, которые за ним закреплены. Для наиболее эффективной деятельности, автором выдвинуты предложения по совершенствованию законодательства Конституционного суда.

Abstract: the Article is devoted to the study of the influence of the constitutional court of the Republic of Abkhazia on the state of constitutional law and order. The article examines the main activities of the constitutional court of the Republic of Abkhazia in ensuring constitutional law and order, analyzes the powers of the constitutional court of Abkhazia, and examines the decisions of the constitutional court of the Republic of Abkhazia. Decisions of the constitutional court of the Republic of Abkhazia issued as a result of consideration of requests or complaints of citizens have their own special significance and impact on the state of the constitutional order in the Republic of Abkhazia. Despite the short period of its activity, the constitutional court of the Republic of Abkhazia has occupied its niche in the system of state authorities of the Republic of Abkhazia. The author also points out that the constitutional court occupies a special place in ensuring the constitutional order, due to the powers assigned to it.

Ключевые слова: конституционный правопорядок, Конституция Республики Абхазия, конституционный контроль, Конституционный Суд Республики Абхазии.

Keywords: constitutional law and order, Constitution of the Republic of Abkhazia, constitutional control, constitutional Court of the Republic of Abkhazia.

Современные идеи конституционализма по обеспечению конституционного правопорядка связаны с деятельностью независимого и справедливого органа судебного конституционного контроля. Конституционный контроль рассматривается, как самостоятельная форма государственной деятельности и является важным звеном в становлении правового государства.1

В науке конституционный контроль определяется как форма охраны конституционного правопорядка.2 При этом определяется, что важнейшими задачами органов государственной власти, включая органы правосудия, являются качественное установление и обеспечение конституционного правопорядка.3

Конституционный контроль в мировой конституционно-правовой практике показал свою действенность и эффективность по охране конституции, основ конституционного строя, прав и свобод граждан, тем самым, утвердив свои позиции, как один из главных механизмов обеспечения конституционного правопорядка.

Несмотря на то, что в мировой практике одним из главных атрибутов конституционализма и необходимым механизмом в обеспечении конституционного правопорядка является конституционный контроль, Конституционный суд в Республике Абхазия был учрежден недавно. Конституционное реформирование в Республике Абхазия было проведено в 2014 году, когда в Конституцию Республики Абхазия были внесены соответствующие поправки, и впервые в истории абхазского консти-

1 Несмеянова С.Э. Конституционный судебный контроль в России: учебное пособие. 2012. С.55.

2 Бондарь Н.С. Конституционный Суд России: не «квазисуд», а больше, чем суд // Журнал конституционного правосудия. 2010. №3.

3Безруков А.В. Формирование и функционирование конституционно-правового

механизма обеспечения правопорядка органами публичной власти. Монография.

М., 2016.

туционализма был учрежден специализированный орган конституционного контроля - Конституционный суд Республики Абхазия (далее - РА). Соответствующие изменения были внесены в главу 5 Конституции РА «Судебная власть и прокуратура», где дается определение Конституционного Суда, его полномочия, а также требования, предъявляемые к кандидатам в судьи Конституционного суда. Вместе с тем, были приняты Конституционный закон Республики Абхазия «О судебной власти»4 от 15 июня 2015 года № 3784-с-У, который вступил в силу 1 января 2017 года, Кодекс Республики Абхазия «О конституционной юрисдикции» от 15 июня 2015 года № 3785-с-У.5

К формированию органа конституционного судебного контроля - Конституционного суда, Республика Абхазия шла довольно долго. До создания данного органа Республика Абхазия больше походила на американскую модель конституционного контроля, так как полномочия Конституционного суда возлагались на Верховный Суд Республики Абхазия. Так, согласно статье 73 Конституции Республики Абхазия старой редакций, к полномочиям Верховного Суда РА относились вопросы, касающиеся соответствия Конституции решений, принятых Президентом, Парламентом и другими органами государственной власти, а также органами местного самоуправления. Однако больше чем за двадцатилетнюю историю своего существования Верховным Судом не были рассмотрены дела, касающиеся сферы этой компетенции. Причины этого кроются в отсутствии соответствующих законодательных актов по конституционному судопроизводству.

Конституционный закон РА «О судебной власти» от 15 июня 2015 года. № 3784-с-У.

5 Кодекс Республики Абхазия «О конституционной юрисдикции» от 15 июня 2015 года № 3785-с-У.

Для Республики Абхазия особый интерес и актуальность представляет деятельность Конституционного суда Республики Абхазия по обеспечению конституционного правопорядка, как органа, главной функцией, которого является осуществление конституционного контроля (статья 72.1 Конституции РА). В механизме обеспечения конституционного правопорядка конституционный контроль играет существенную роль, обусловлено это стоящими перед ним целями. Как указывают многие исследователи, деятельность Конституционного суда связана с укреплением правопорядка и конституционной законности в деятельности органов государственной власти.1 Главная функция Конституционного суда Абхазии, согласно статье 72 Конституции Республики Абхазия, сводится к защите конституции, основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина. В каких-то случаях Конституционный суд может выступать примирителем между органами государственной власти, в случае возникновения каких-либо коллизий и споров.

Отечественные исследователи возлагают большие надежды на Конституционный суд Республики Абхазия, определяя, что с учреждением Конституционного суда в Абхазии все проблемы будут исчерпаны.2

Конституционный суд, обеспечивая верховенство Конституции - акта, принятого всенародным голосованием, является выразителем и носителем власти народа.3 По нашему мнению, такое определение Конституционного суда немного преувеличено, Конституционный суд не может быть носителем власти народа, так как отличается порядок его формирования, деятельность, а что самое главное, в его компетенцию входит решение других вопросов. Согласно Кодексу Республики Абхазия «О конституционной юрисдикции»4 п.2, статье 2 Конституционный суд гарантирует верховенство Конституции Республики Абхазия, обеспечивает реализацию принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, гарантирует ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством. Именно поэтому, Конституционный суд, обеспечивая верховенство и защиту Конституции, стоит на страже интересов народа. О значимости и роли Конституционного суда в системе органов государственной власти указывает тот фактор, что решения Конституционного суда Республики Абхазия носят обязательный характер для общества и всей системы органов государственной власти.

Новый для Республики Абхазия орган конституционного судебного контроля вобрал в себя достижения и опыт конституционных судов демократических государств, а также мно-

1 Митюков М.А. Главный итог-стабильность Конституции // Российская юстиция.

2001. № 10. С.30-31.

2 Логинов А.В. История учреждения Конституционного суда в Республике Абхазия

// Современный юрист. 2017. № 4.С.60.

3 Комментарии к Федеральному конституционному закону «О Конституционном

Суде Российской Федерации» // по ред. Г.А.Гаджиева. М.2012.

4 Кодекс Республики Абхазия «О конституционной юрисдикции» от 15 июня 2015

года № 3785-с-У.

гие положения Конституционного суда Российской Федерации.

Глава 4 Конституционного закона «О судебной власти» посвящена регламентированию деятельности Конституционного суда. Согласно статье 45, Конституционный суд-это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Особая роль Конституционного суда Республики Абхазия связана с тем, что он служит основой обеспечения конституционного правопорядка, что подтверждается анализом его полномочий. Реализуя свой полномочия, Конституционный суд оказывает существенное воздействие на конституционный правопорядок. Это позволяет рассматривать Конституционный суд Республики Абхазия как особый судебный орган призванный быть на страже конституционного правопорядка.

Согласно статье 72.1 Конституции Республики Абхазия в компетенцию Конституционного суда входит следующее:

1) Разрешает дела о соответствии Конституции РА:

а) конституционных законов, законов, правовых актов Президента РА, Народного Собрания-Парламента РА, Кабинета Министров и органов местного самоуправления. Считаем важным указать в конституционном законе, с какого момента акты, признанные несоответствующими Конституции, утрачивают силу.

б) не вступивших в законную силу международных договоров Республики Абхазия;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между органами государственной власти;

б) между органами государственной власти и местного самоуправления;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет соответствие закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле Конституции Республики Абхазия;

4) по запросам Президента РА, Народного Собрания-Парламента РА, Кабинета Министров РА дает толкование Конституции РА. Толкование Конституции является одним из главных направлений конституционного контроля и деятельности Конституционного суда по обеспечению конституционного правопорядка. Проблемы конституционного правопорядка в РА, по нашему мнению, заключается в отсутствии толкований норм Конституции Республики Абхазия. Хотя на законодательном уровне данный вопрос урегулирован. В соответствии с Конституцией РА (статья 72, п.4), деятельность по толкованию Конституции РА отнесена к ведению Конституционного суда РА. До создания специализированного органа судебного конституционного контроля, данная деятельность была отнесена к компетенции Народного Собрания-Парламента Республики Абхазия, однако, за 25-летнюю историю существования представительного органа депутатами не было осуществлено толкование Конституции. В свою очередь, вопрос о

соответствии Конституции решений, принятых Президентом, Парламентом, а также другими органами государственной власти или местного самоуправления, относилось к компетенции Верховного суда Республики Абхазия. В таких условиях, по мнению С.Р. Бутбы, судебная власть не может нормально функционировать, так как она изначально ограничена в полномочиях и зависит от позиции Парламента.1

5) по запросу Народного Собрания - Парламента РА дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения для отрешения от должности Президента РА. Данная группа полномочий Конституционного суда непосредственно оказывает влияние на конституционный правопорядок, не вмешиваясь в суть дела, Конституционный суд лишь устанавливает факт соблюдения установленных Конституцией и законодательством конституционно-правовых процедур. При отсутствии такого заключения Народное Собрание не правомочен рассматривать вопрос об обвинении главы государства;

6) дает заключение о соответствии предложения о поправках или пересмотре Конституции РА требованиям главы 7 Конституции РА. Данный перечень не является исчерпывающим, согласно закону Конституционный суд Абхазии также осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом.

В науке конституционного права осуществляемый Конституционным судом конституционный контроль можно подразделить на виды. Так, в зависимости от времени проведения, конституционный контроль бывает предварительный и последующий. Предварительный контроль осуществляется в отношении законопроектов, то есть до вступления в силу закона, в случае с Республикой Абхазией, до подписания законопроекта Президентом Республики Абхазия. Главное преимущество такого контроля, как отмечают многие авторы, является, что на ранней стадии можно выявить недостатки будущего закона и тем самым их устранить, и избежать ситуации с конституционным судопроизводством.

Последующий контроль проводится в отношении уже вступивших в силу нормативно-правовых актов, то есть, после подписания Президентом Республики Абхазия. Последующий контроль является одним из наиболее распространенных видов контроля. По нашему мнению, в Конституции и конституционном законодательстве Республики Абхазия должны быть закреплены и применимы данные виды контроля. По нашему мнению, такой шаг поможет избежать принятию антиконституционных законов на стадии рассмотрения Парламентом.

В мировой конституционно-правовой практике деятельность Конституционного суда служит показателем состояния конституционного правопорядка. В свою очередь, деятельность Конституционного суда Республики Абхазия должна стать

неотъемлемой частью динамично развивающихся конституционных правоотношений. На сегодняшний день, несмотря на короткий период своей деятельности, Конституционный суд принял ряд важных решений, которые касаются дел о соответствии Конституции Республики Абхазия, дела связанные с нарушением прав и свобод граждан.

Для определения роли Конституционного суда Республики Абхазия в обеспечении конституционного правопорядка необходимым представляется рассмотрение и анализ его решений.

Весьма интересным и актуальным является заключение Конституционного суда Республики Абхазия по вопросу, связанному с существованием поста Вице-президента Республики Абхазия. В последнее время среди абхазских исследователей и политических деятелей остро обсуждается вопрос о нецелесообразности существования поста Вице-президента Республики Абхазия, итогом таких обсуждений явился запрос группы депутатов в Конституционный суд Республики Абхазия.

Поводом к даче заключения послужил запрос группы депутатов Народного Собрания Республики Абхазия от 13 марта 2019 года о даче заключения Конституционного суда Республики Абхазия о соответствии предложения о поправках Конституции Республики Абхазия требованиям главы 7 Конституции РА, для последующего внесения законопроекта в виде законодательной инициативы в Народное Собрание Республики Абхазия.2

Рассмотрев запрос и исследовав положения Конституции Республики Абхазия, Конституционный суд пришел к выводу, что запрос одной трети группы депутатов Народного Собрания не соответствует требованиям главы 7 Конституции Республики Абхазия. Конституционный суд мотивировал свое решение следующим:

В своем заключений Конституционный суд сослался на статью 83 Конституции РА, где особо подчеркнул, что Конституция не может быть изменена или пересмотрена, если поправки или пересмотр Конституции направлены против принципа народовластия и принципа разделения властей. Поскольку глава государства, а вместе с ним и вице-президент Республики Абхазия получают свой мандат непосредственно от народа. В случае с поступившим запросом суть предложенных поправок заключается в упразднении должности Вице-президента РА, что, по мнению, Конституционного суда, связано с вторжением в реализацию принципа народовластия (статья 2 Конституции РА), принципа разделения властей (статья 7 Конституции РА), и пределов самостоятельности исполнительной ветви государственной власти (глава 4 Конституции РА). Это означает, что государственная власть должна строиться в строгом соответствии с конституционно закрепленными принципами. Прежде всего, здесь речь идет о конституционном принципе народовластия и

1 Бутба С.Р. Правовая система Республики Абхазия: особенности формирования

(1990-2005). СПб. Изд.: «Юридический центр». 2017. С.164. 2 Электронный ресурс: URL: https:// ksra.info//

принципе разделения властей, на которых строится вся система органов государственной власти. Нарушение этих принципов означает, как минимум не легитимность органов государства, а вместе с тем, нарушение конституционного правопорядка.

Определяющей, по мнению Конституционного суда является то, что проект закона, предложенный группой депутатов Народного Собрания, вступает в противоречие с принципом самостоятельности ветвей власти, так как вторгается в область конституционных полномочий всенародно избранных Президента и Вице-президента Республики Абхазия, а также вносит изменения в структуру органов исполнительной власти, что, несомненно, нарушает систему сдержек и противовесов. Самостоятельность ветвей государственной власти, это базовый фундамент демократического государства. Всякая попытка ущемления самостоятельности одной из ветвей государственной власти, в данном случае исполнительной, посягает на основы конституционного строя и на саму Конституцию.

Конституционным судом Республики Абхазия были высказаны рекомендации Народному Собранию по урегулированию вышеназванного вопроса. Конституционный суд, не отрицая неэффективности существования поста Вице-президента, считает, что данный вопрос должен быть решен посредством всенародного голосования (референдума).

Данное решение Конституционного суда Республики Абхазия соответствует определению Н.С. Бондаря, что «решения Конституционного суда - нормативно-правовая основа формирования судебного конституционализма, особый вид актов нормоустановительного характера, а выработка правовой позиции, преодоления конституционно-правовой неопределенности - специфическая форма правотворческой деятельности Конституционного суда».1

Решения Конституционного суда Республики Абхазия адресованы всему обществу и органам государства, но в случае с данным постановлением, основной уклон все же делается в отношении законодательного корпуса Республики Абхазия, что связано с охраной и обеспечением (теоретического) конституционного правопорядка.

Таким образом, Конституционный суд Республики Абхазия будет влиять не только на правоприменительную практику, когда в результате признания акта неконституционным он утрачивает свою силу, но и на правотворческую деятельность, формулируя в своих решениях и выдвигая рекомендаций по регулированию тех или иных конституционно-правовых вопросов и споров. При этом следует отметить, что в отличие от Конституции РФ, где Конституционный суд РФ наделен правом законодательной инициативы, Конституционный суд РА не наделен таким правом (статья 104, п.1 Конституции РФ).

1 Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. М., Норма: ИНФРА-М, 2011. 543 с.

Некоторые исследователи указывают, что Конституционный суд в своей деятельности ответственен за поддержание общественного консенсуса как фактора конституционной устойчивости,2 что конечно же, влияет на состояние конституционного правопорядка. По нашему мнению, схожей ответственностью обладает Конституционный суд Республики Абхазия, подтверждением этому является решение Конституционного суда Абхазии «по делу Лукава».

В Конституционный суд Республики Абхазия 1 февраля 2019 года обратилось Народное Собрание Республики Абхазия с запросом о проверке конституционности Указа Президента Республики Абхазия от 27 января 2017 года «О помиловании» осужденного Лукава Г.Ц. Поводом для обращения явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том соответствует ли данный указ пункту 23 статьи 53 Конституции Республики Абхазии.

В своем запросе заявитель ссылается на то, что Комиссией Народного Собрания по расследованию помилования Лукава Г.Ц. установлено, что Указ Президента издан и подписан без учета требований, предусмотренных Положением о Комиссии по вопросам о помилования при Президенте Республики Абхазия от 9 апреля 2010 года УП-115.

Как указал Конституционный суд в своем определении от 28 февраля 2019 года № 2-ОКС,3 правила установленные соответствующим положением, регламентирует лишь процедуру помилования по ходатайству осужденного, имеет сугубо совещательные полномочия. Исходя из этого, по мнению Конституционного суда, Президент может не привлекать к этому процессу Комиссию при условии, что решение о помиловании принимается самим Президентом, и он никак не связан позициями Комиссии. При этом, Конституционный суд отметил, что право главы государства на помилование отличается от других полномочий тем, что при его осуществлении он не связан какими-либо законодательными рамками, имеет право принять или не принять любые обстоятельства, связанные с характером и тяжестью преступления, личностью осужденного преступника, с отбытием определенного срока наказания до помилования, мнением общественности и т.д.

Таким образом, итоговый вывод решения Конституционного суда: не противоречит Конституции РА.

В Конституционный суд с запросом обратилась Кассационная коллегия по уголовным делам Верховного суда РА. Поводом для обращения стала обнаружившаяся неопределенность в вопросе о соответствии части 2 статьи 258 УПК РА положениям статей 11,21,35 и 72 Конституции Республики Абхазия. Основанием для такого вывода и обращения в суд послу-

2 Зорькин В.Д. Конституционный Суд на переходном этапе исторического развития России // Журнал конституционного правосудия. 2016. №4.

3 Электронный ресурс: 11Р1_: ИйрБ:// кБга.1г^о //

жило ходатайство адвоката И.Ч. Зарандия, которое было удовлетворено Кассационной коллегией по уголовным делам Верховного суда РА.

Итоговый вывод решения Конституционного суда: противоречит Конституции Республики Абхазия. Конституционный суд РА сославшись на пункт 2 и подпункт 3 статьи 72.1 Конституции РА, п.3, ч.1 ст.46 Конституционного закона РА «О судебной власти», и п.3, ч.1 статьи 3 Кодекса РА «О Конституционной юрисдикции» Конституционный суд пришел к выводу, что доводы, изложенные в запросе не соответствуют нормам Кодекса «О конституционной юрисдикции», которые четко определяют подсудность и предмет регулирования обращений в Конституционный суд РА.

Определяющим выводом такого решения Конституционного суда стали несоблюдение процедурных составляющих обращения. По мнению, Конституционного суда РА, в своем запросе заявитель, не представил конкретные основания к рассмотрению обращения, свою позицию и правовое обоснование по поставленному вопросу со ссылкой на конкретные нормы Конституции РА.

Такие вопросы, о которых указал Конституционный суд рассматриваются в начальной стадии, когда обращение поступает в суд и регистрируется. Кодекс «О конституционной юрисдикции Республики Абхазия» детально регламентирует процедуру рассмотрения обращений поступающие в Конституционный суд Республики Абхазия. Согласно статье 36 Кодекса «О Конституционной юрисдикции РА» обращения, которые поступают в Конституционный суд, подлежат обязательной регистрации. После регистрации аппарат Конституционного суда РА приступает к рассмотрению поступившего обращения на предмет соблюдения установленной Кодексом процедуры. Заявителю может быть возвращено обращение в случаях предусмотренных пунктом 2 статьи 36 Кодекса, а именно:

1) обращение явно не подведомственно Конституционному суду;

2) обращение по форме не соответствует требованиям кодекса;

3) исходит от ненадлежащего органа или лица;

4) обращение не оплачено государственной пошлиной.

Библиография:

В случае с вышеприведенным запросом в Конституционный суд, как это было признано Конституционным судом, не соответствует требованиям Кодекса, в данном случае пункту 2, статьи 36 кодекса. Именно поэтому, Аппарат Конституционного суда должен был вернуть обращение ее заявителю, с указанием необходимости приведение обращения в соответствии с Кодексом. Конституционный суд вынес определение от 14 ноября 2019 № 05-ОКС об отказе в принятии к рассмотрению запроса Конституционной коллегии по уголовным делам Верховного суда РА о проверке конституционности положения ч.2, ст.258 УПК РА, так как он не отвечает требованиям Кодекса, в соответствии с которым запрос в Конституционный суд признается недопустимым.

Подводя итог, необходимо отметить, что за небольшой отрезок своего существования Конституционный суд Республики Абхазия занял свою нишу в системе органов государственной власти Республики Абхазия и механизме сдержек и противовесов, а также выразил свою позицию по некоторым резонансным делам и актуальным конституционно-правовым вопросам.

Таким образом, Конституционный суд Республики Абхазия занимает свое особое место среди всех субъектов обеспечения и поддержания конституционного правопорядка, наряду с другими существующими высшими органами государственной власти, это предопределено его компетенцией и функциями. В рамках обеспечения конституционного правопорядка Конституционный суд Республики Абхазия обеспечивает: охрану и толкование Конституции Республики Абхазия, восполняя пробелы в механизме конституционно-правового регулирования; защиту основ конституционного строя; обеспечивает защиту конституционных прав граждан; выступает арбитром между высшими органами государственной власти. «Основные признаки конституционно-правового статуса Конституционного суда позволяют говорить о нем как о весьма специфическом судебно-контрольном квазиправотворческом органе, деятельность которого необходимо связана с экспертно-аналитической оценкой, как проверяемых норм права, так и состояния и динамики развития правовой системы в целом» (Бондарь Н.С. М., Норма: ИНФРА-М, 2011. С.125.) Конституционный суд является органом, который предостерегает от нарушений Конституции, и играет важную роль в обеспечении конституционного правопорядка.

1.Несмеянова С.Э. Конституционный судебный контроль в России: учебное пособие. 2012. С.55.

2.Бондарь Н.С. Конституционный Суд России: не «квазисуд», а больше, чем суд // Журнал конституционного правосудия. 2010. №3.

3.Безруков А.В. Формирование и функционирование конституционно-правового механизма обеспечения правопорядка органами публичной власти. Монография. М., 2016.

4. Митюков М.А. Главный итог-стабильность Конституции // Российская юстиция. 2001. № 10. С.30-31.

5. Комментарии к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» // по ред. Г.А.Гаджиева. М.2012.

6. Конституционный закон РА «О судебной власти» от 15 июня 2015 года. № 3784-с^.

7. Кодекс Республики Абхазия «О конституционной юрисдикции» от 15 июня 2015 года № 3785-с^.

8. Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. М., Норма: ИНФРА-М, 2011.

9. Бутба С.Р. Правовая система Республики Абхазия: особенности формирования (1990-2005). СПб. Изд.: «Юридический центр». 2017. С.164.

10. Зорькин В.Д. Конституционный Суд на переходном этапе исторического развития России // Журнал конституционного правосудия. 2016. №4.

11. Логинов А.В. История учреждения Конституционного суда в Республике Абхазия // «Современный юрист». 2017. № 4. С.60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.