ПРОБЛЕМЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ. ГОСУДАРСТВО
И ПРАВО ЗА РУБЕЖОМ
С.Р. Бутба *
СОЗДАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ АБХАЗИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО
СУДА И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ
Ключевые слова: конституционный суд, Республика Абхазия, правовая система, законодательство, конституционный контроль, Конституция.
The subject of the research is the present legislative model of constitutional control in the republic of Abkhazia and it also highlights some of contradictions and gaps in legislation, connected with the abolition of regulatory legal acts of Republic Abkhazia in case they contradict the Constitution. There is the justification for the need to establish a specialized judicial body of legislative review — the Constitutional Court of Republic Abkhazia. The Constitutional Court should be the judicial authority of the Republic that protects its constitution, ensure its regulatory legal acts of state authorities and local governments. The judicial system of the Republic of Abkhazia will be developing successfully and dynamically, if the Constitutional Court takes its place among other authorities, acts strictly with in the limits of authority, when the only priority in its work is a democratic constitution, law, which is based on the principle of justice.
Одним из важнейших факторов формирования сбалансированной, стабильной, внутренне непротиворечивой правовой системы Республики Абхазия является создание специального органа конституционного контроля — Конституционного суда. Конституционный суд должен стать органом судебной власти Республики, охраняющим ее конституцию, обеспечивающим ее исполнение и соответствие ей нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления.
Конституционный контроль — одна из отличительных черт демократического, правового государства. Построение правового государства, реализация его принципов не может не учитывать необходимость создания эффективно действующего конституционного контроля, способного обеспечить защиту Конституции, охрану прав и свобод человека. Реформа политической, экономической, правовой систем Республики Абхазия нуждается в органе, который призван гарантировать верховенство Конституции,
* Старший научный сотрудник Центра стратегических исследований при Президенте Республики Абхазия; преподаватель Абхазского государственного университета. [asida19@ rambler.ru]
обеспечить основы государственного устройства, конституционность всех государственно-правовых институтов.
Определим на основании анализа законодательства Республики Абхазия, какой орган на сегодняшний день занимается осуществлением конституционного судопроизводства, толкования Конституции, а также случаи внесудебной отмены правовых актов в случае их неконституционности. Законодательная модель осуществления конституционного контроля в Республике Абхазия выглядит следующим образом.
Орган, осуществляющий конституционное судопроизводство. Статья 73 Конституции Республики Абхазия, определяющая полномочия Верховного суда Республики Абхазия устанавливает, что Верховный суд рассматривает дела по всем вопросам, касающимся соответствия Конституции решений, принятых Президентом, Парламентом, а также другими органами государственной власти или местного самоуправления, а также вправе решать любые споры либо высказывать мнение по вопросам, связанным с Конституцией. Это же положение воспроизведено в ст. 61 Конституции и в Законе Республики Абхазия «О Верховном суде»1. Однако ст. 30 Закона Республики Абхазия «О Верховном суде» определяет, что порядок рассмотрения дел по вопросам нарушения Конституции должен определяться отдельным законом. Но такой закон не был принят, и, соответственно, Верховным судом не было рассмотрено ни одного дела в порядке конституционного судопроизводства. В то же время определенные шаги по проведению конституционной реформы в части формирования органа конституционного судопроизводства предпринимались. Так, в 2005 г. был разработан проект Конституционного закона «О порядке организации конституционного судопроизводства»2, устанавливающий полномочия и порядок рассмотрения конституционных споров Верховным судом. Этот законопроект не предполагал создание специализированного органа конституционного контроля, полномочия по его осуществлению были возложены на Верховный суд.
В самом законодательстве Республики Абхазия нет единообразия в определении органа, осуществляющего конституционное судопроизводство. Существуют множество норм, предусматривающих осуществление конституционного судопроизводства как Верховным, так и Конституционным судом.
Нормы законодательства, в которых конституционный контроль осуществляется Верховным судом.
1 Закон Республики Абхазия от 13 августа 1996 г. № 292-с «О Верховном суде» // Сборник законодательных актов Республики Абхазия. Т. 6. С. 114.
2 Постановление Народного Собрания — Парламента Республики Абхазия от 12 июня 2005 г. № 1167-с-Х1У «О проекте Конституционного закона Республики Абхазия «О порядке организации конституционного судопроизводства» // Архив Народного Собрания — Парламента Республики Абхазия.
1. В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 6 Закона Республики Абхазия «О государственной пошлине»1, государственная пошлина уплачивается по делам, рассматриваемым Верховным Судом Республики Абхазия, по делам конституционного судопроизводства, — до подачи соответствующих запроса, ходатайства, жалобы.
2. В ст. 14 Конституционного закона «Об Арбитражном суде»2 определено, что Арбитражный суд Республики Абхазия обращается в Верховный суд Республики Абхазия с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции.
Нормы законодательства, в которых конституционный контроль осуществляется Конституционным судом.
1. Закон Республики Абхазия «О международных договорах Республики Абхазия»2. Так, гл. V Закона «Соответствие международных договоров Конституции Республики Абхазия» устанавливает, что Конституционный суд Республики Абхазия по обращению Президента Республики Абхазия, Народного Собрания — Парламента Республики Абхазия, Кабинета Министров Республики Абхазия, не менее одной пятой части от общего числа депутатов Народного Собрания — Парламента Республики Абхазия, в порядке, определяемом законодательством Республики Абхазия, разрешает дела о соответствии Конституции Республики Абхазия не вступивших в силу для Республики Абхазия международных договоров.
В случае обращения в Конституционный суд Республики Абхазия процесс ратификации международных договоров приостанавливается. Не вступившие в силу для Республики Абхазия международные договоры, признанные Конституционным судом Республики Абхазия не соответствующими Конституции Республики Абхазия, не подлежат введению в действие и применению.
Однако в законе установлено, что гл. VI Закона вступает в силу с момента учреждения в Республике Абхазия Конституционного суда Республики Абхазия.
Нормы, не конкретизирующие, какой орган полномочен осуществлять конституционное судопроизводство.
1. Гражданско-процессуальный кодекс Республики Абхазия. В соответствии со ст. 213 ГПК РА суд обязан приостановить производство по делу
1 Закон Республики Абхазия от 28 декабря 2000 г. № 599-с-ХШ «О государственной пошлине» // Сборник законодательных актов Республики Абхазия. Т. 14. С. 56. Т. 28. С. 3. Т. 34. С. 96.
2 Конституционный закон Республики Абхазия от 03 июня 1997 г. № 331-с-Х11 «Об Арбитражном суде» // Сборник законодательных актов Республики Абхазия. Т. 7. С. 20. Т. 9. С. 6.
3 Закон Республики Абхазия от 2 ноября 2007 г. № 1872-с-1У «О международных договорах Республики Абхазия» // Сборник законодательных актов Республики Абхазия. Т. 34. С. 36.
в случае обращения суда в орган, осуществляющий конституционное судопроизводство, с запросом о соответствии закона, подлежащего применению, Конституции Республики Абхазия. Статья 215 уточняет, что производство по делу в этом случае приостанавливается до принятия судом, осуществляющим конституционное судопроизводство, соответствующего постановления.
Глава 24. (Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части) определяет в ст. 249, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Республики Абхазия, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Не подлежат рассмотрению в суде в порядке, предусмотренном главой, заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции органа, осуществляющего конституционное судопроизводство.
Основаниями для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений суда, постановлений Президиума Верховного суда Республики Абхазия, вступивших в законную силу, является признание органом, осуществляющим конституционное судопроизводство, не соответствующим Конституции Республики Абхазия закона, примененного в конкретном деле, в связи с принятием решения, по которому заявитель обращался в орган, осуществляющий конституционное судопроизводство (ст. 375). Срок подачи заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда, постановления Президиума Верховного суда Республики Абхазия исчисляется в этих случаях со дня вступления в силу соответствующего решения органа, осуществляющего конституционное судопроизводство (ст. 378).
2. В ст. 69 Арбитражно-процессуального кодекса установлена обязанность Арбитражного суда приостановить производство по делу в случаях невозможности рассмотрения данного дела до принятия решения по другому делу или вопросу, рассматриваемым в порядке конституционного, гражданского, уголовного или административного судопроизводства.
Толкование норм Конституции. В соответствии с п. 6 ст. 47 Конституции Парламент Республики Абхазия осуществляет толкование Конституции. Несмотря на наличие этой конституционно-правовой нормы, на сегодняшний день Парламентом не принято ни одного постановления о толковании норм Конституции.
Внесудебная отмена правовых актов в случае их неконституционности. Кроме Верховного суда, законодательство Республики Абхазия предусматривает возможность отмены ряда актов в случае их неконституционности. Так, ст. 53 Конституции Республики Абхазия определяет, что Президент отменяет акты министерств и ведомств, глав исполнительной власти городов и районов, а также органов местного самоуправления в случае противоречия этих актов Конституции и законодательству Республики Абхазия. Это подтверждается в Конституционном законе «О Кабинете Министров (Правительстве) Республики Абхазия»1, где установлено, что постановления и распоряжения Кабинета Министров Республики Абхазия, акты министерств и ведомств могут быть отменены Президентом Республики Абхазия, если эти решения противоречат Конституции, законам Республики Абхазия (абз. 6 ст. 18).
Закон Республики Абхазия «Об управлении в административно-территориальных единицах» в абз. 5 ст. 21 устанавливает, что в случае противоречия решений органов местного самоуправления Конституции и законодательству Республики Абхазия они могут быть отменены Президентом Республики Абхазия или судом.
В соответствии с Положением об Отделе права и экономики Администрации Президента Республики Абхазия 2, основными функциями Отдела является:
• подготовка предложений о подписании (отклонении) Президентом Республики Абхазия законов в случае их соответствия (несоответствия) Конституции Республики Абхазия, подготовка заключений на представленные Президенту Республики Абхазия проекты законов для внесения их в Народное Собрание — Парламент Республики Абхазия об их соответствии Конституции Республики Абхазия и законам;
• подготовка заключений на представленные Президенту Республики Абхазия проекты указов и распоряжений Президента Республики Абхазия об их соответствии Конституции Республики Абхазия и законам;
• подготовка заключений на проекты межгосударственных и межправительственных договоров Республики Абхазия об их соответствии Конституции Республики Абхазия и законам;
1 Конституционный закон Республики Абхазия от 13 августа 1996 г. № 290-с «О Кабинете Министров (Правительстве) Республики Абхазия» // Сборник законодательных актов Республики Абхазия. Т. 6. С. 88.
2 Закон Республики Абхазия от 23 октября 1997 г. № 375-с-ХШ «Об управлении в административно-территориальных единицах Республики Абхазия» // Сборник законодательных актов Республики Абхазия. Т. 8. С. 3.
3 Указ Президента Республики Абхазия от 18 марта 2009 г., УП-54 «Об утверждении Положения об Отделе права и экономики Администрации Президента Республики Абхазия, утвержденным Указом Президента Республики Абхазия.
• подготовка предложений об отмене актов министерств и ведомств, глав исполнительной власти городов и районов, а также органов местного самоуправления, в случае противоречия этих актов Конституции и законодательству Республики Абхазия.
Так, Президентом Республики Абхазия за период с момента учреждения поста президента на состояние 1 января 2010 г. были приняты Указы Президента:
• «Об отмене решения Сухумского городского собрания» от 21 марта 2005 г. УП-45;
• «Об отмене решения Собрания Гудаутского района» от 26 сентября
2007 г. УП—176;
• «Об отмене решения Собрания Гудаутского района» от 30 марта 2006 г. УП-35;
• «Об отмене действия некоторых постановлений Кабинета Министров Республики Абхазия» от 5 декабря 2002 г. УП-61;
• «О Постановлении Кабинета Министров Республики Абхазия «О порядке государственного регулирования цен» от 10 апреля 1995 г. УП-35;
• » Об отмене Постановления Кабинета Министров Республики Абхазия «Об изъятии 2,2 га из земель с. Алахадзыхь Гагрского района с передачей их Абхазскому отделению ассоциации «Духовное возрождение» от 7 апреля 2000 г. УП-32;
• «Об отмене Постановления Кабинета Министров Республики Абхазия «О разрешении реализации лома черных и цветных металлов администрации села Атара Очамчирского района на льготных условиях» от 22 июня 1998 г., № 128» от 3 июля 1998 г. УП-74;
• «Об отмене решения Сухумского городского собрания» от 19 марта
2008 г. УП-38;
• «Об отмене решения Сухумского городского собрания» от 19 марта 2008 г. УП-37;
• «Об отмене решения Сухумского городского собрания» от 20 марта 2008 г. УП-40;
• «Об отмене решения Сухумского городского собрания» от 20 марта 2008 г. УП-41;
• «Об отмене Распоряжения главы администрации Гагрского района» от 27 ноября 2008 г. УП-279;
• «Об отмене Распоряжения Главы Администрации города Сухуми» от 29 июля 2009 г. УП-190 1.
1 Архив Канцелярии Администрации Президента Республики Абхазия.
Все принятые указы Президента об отмене актов местных органов управления, органов местного самоуправления и Кабинета Министров основывались на их противоречии нормам законов Республики Абхазия, а не нормам Конституции. Таким образом, хотя в законодательстве заложена возможность отменить акты в случае их противоречия нормам Конституции, такая возможность Президентом еще не была реализована.
Мы можем с определенной долей условности сказать, что в целом в Республике Абхазия была воплощена американская модель конституционного контроля, когда в соответствии с Конституцией суд общей юрисдикции, а именно Верховный суд, обладает функциями конституционного контроля.
На наш взгляд, такая система осуществления конституционного контроля в Республике Абхазия не эффективна. На выбор конкретной модели конституционного контроля должен влиять целый комплекс факторов. В частности, в данном контексте крайне велико влияние той или иной правовой системы. Так, почти во всех странах англо-саксонской правовой семьи (Австралия, Гана, Индия, Канада, Намибия, Малайзия, США) существует американская модель конституционного контроля, а для стран романо-германской правовой семьи (Венгрия, Испания, Италия, Португалия, Словения, Франция, ФРГ) или тяготеющих к ним (как-то страны СНГ) характерна европейская модель. Американская модель конституционного контроля существует сегодня также в ряде латиноамериканских государств (Аргентина, Бразилия, Мексика, Никарагуа), в скандинавских странах (Дания, Исландия, Норвегия, Швеция), в Японии, что обусловлено рядом геополитических и историко-правовых причин. Таким образом, исходя из того, что правовая система Республики Абхазия тяготеет к романо-германской правовой семье, для национальной правовой системы ближе австрийская (европейская) модель конституционного контроля, где существует специализированный орган конституционного правосудия — Конституционный суд.
Уже на протяжении определенного времени в абхазском обществе высказываются мнения о создании специализированного органа конституционного контроля — Конституционного суда Республики Абхазия. Так, в газете «Республика Абхазия» был опубликован проект Закона Республики Абхазия «О поправках к гл. 3, 4, 5, 7Конституции Республики Абхазия».
В законопроекте предложен механизм предварительного конституционного контроля, который призван разрешить вопрос о соответствии принимаемого закона Конституции Республики Абхазия и, таким образом, исключающий принятие неконституционных законов. В связи с этим дополнительным участником процесса, регламентируемого проектом ст. 46 Конституции Республики Абхазия, становится Конституционный суд, учреждение которого предусмотрено в проекте Гл. 5 Конституции Республики
Абхазия. В течение срока, предоставленного Президенту для подписания закона, Президент Республики Абхазия вправе обратиться в Конституционный суд Республики Абхазия с запросом о соответствии закона Конституции. Закон, признанный Конституционным судом Республики Абхазия неконституционным, не может быть подписан Президентом Республики Абхазия. Согласно проекту, Конституционный суд Республики Абхазия является судебным органом конституционного контроля в Республике.
Согласно законопроекту, Конституционный суд Республики Абхазия:
1) разрешает дела о соответствии Конституции Республики законов Республики Абхазия, нормативных правовых актов Президента Республики Абхазия, Народного Собрания, Кабинета Министров Республики Абхазия, нормативных правовых актов местных органов государственного управления и органов местного самоуправления, не вступивших в законную силу международных договоров Республики Абхазия;
2) разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Республики Абхазия, а также между органами государственной власти и органами местного самоуправления Республики;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет соответствие закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, Конституции Республики Абхазия;
4) по запросам Президента Республики Абхазия, Народного Собрания, Кабинета Министров, органов местного самоуправления дает общеобязательное толкование Конституции и законов Республики Абхазия;
5) по запросу Народного Собрания Республики Абхазия дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения для отрешения от должности Президента Республики Абхазии;
6) дает заключение о соответствии законопроекта или предложения о внесении изменений в Конституцию Республики Абхазия требованиям Гл. 7 Конституции.
Акты или их отдельные положения, признанные Конституционным судом Республики Абхазия неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Республики Абхазия международные договоры Республики не подлежат введению в действие и применению.
Проект определяет правовой статус и полномочия Конституционного суда Республики Абхазия, дает его терминологическое определение, как органа конституционного контроля. Конституционный контроль признается основной функцией данного судебного органа, содержание которого раскрывается в полномочиях Конституционного суда Республики Абхазия, перечисленных в п. 1—4, 5 ч. 2 проекта ст. 721 Конституции Республики Абхазия.
Теперь проанализируем роль Конституционного суда в формировании стабильной правовой системы Республики Абхазия. Можно выделить следующие его функции с точки зрения формирования стабильной правовой системы:
1. Конституционный суд должен быть учрежден в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции, а значит — основных политических и правовых ценностей, провозглашенных и гарантированных Основным законом.
2. Деятельность Конституционного суда позволит цивилизованным путем на основе верховенства права устранять недостатки законодательства и формировать правовую систему Республики Абхазия, руководствуясь международными нормами и стандартами.
3. Граждане Республики смогут получить дополнительные гарантии в защите своих конституционных прав и законных интересов. Без наделения граждан правом обращения в Конституционный суд невозможно быстро и эффективно, с одной стороны, защищать права и свободы личности, а с другой — стимулировать такое поведение государственных органов, должностных лиц, которое в максимальной степени направлено на обеспечение надлежащего внутреннего порядка.
4. С учреждением института конституционного контроля в государстве повысится доверие к органам власти и управления, укрепится уважение к Конституции, повысится авторитет конституционных ценностей.
5. Правовая позиция Конституционного суда может быть решающей в случае осуществления правовой экспертизы Министерством юстиции, Министерством иностранных дел о соответствии Конституции подлежащих регистрации ведомственных нормативных актов, ратификации международных договоров.
6. Конституционный суд сформулирует общие принципы права, которые должны будут учитывать государственные органы, принимая свои решения, т.е. его акты будут оказывать существенное влияние на эволюцию правовой системы. Более того, заключения Конституционного суда станут источником права. Конституционный суд выступит в роли «негативного» законодателя, когда в связи с признанием неконституционным нормативного акта (отдельных положений) «выведет» его из правовой системы. Таким образом, Конституционный суд будет влиять не только на правоприменительную практику, когда в результате признания не имеющим юридической силы акт исключают из правовой системы, но и на правотворческую сферу, часто формулируя в своих решениях концепцию закона (иного юридического акта), который следует принять в целях устранения противоречий между Конституцией и иными актами.
Таким образом, правовая система Республики Абхазия будет развиваться успешно и динамично, если Конституционному Суду удастся занять подобающее место среди других властных структур, действовать строго в рамках предоставленный полномочий, когда единственным приоритетом в его работе является демократическая Конституция, право, в основе которого лежит принцип справедливости.
А.А. Боева *
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
Ключевые слова: право, недропользование, Азербайджан, нефть, инвестиции.
In the article some features offundamental legislative act in the sphere of mineral resources development were studied.
From the old oil was national patrimony of Azerbaijan which formed the way of its development. On becoming the independent state Azerbaijan got the ability to develop the mineral resources in its own interest.
Azerbaijan declared the open policy more than 10years actively attracting foreign investments to the field of large-scale development of the richest oil and gas resources of Caspian Sea.
Today Azerbaijan have more than 30 contracts on prospecting and development of oil and gas resources with oil companies which represent more than 15 states from the whole world and also a number of agreements on transportation of mineral resources to the foreign markets.
The main legislative act in Azerbaijan which regulates the relationships in the sphere of mineral resources development is the act «About mineral resources» which was adopted 13 February 1998. This act consists of 7 chapters (generalprovisions, the basis of mineral resources development, rational usage and protection of mineral resources, geological examination of mineral resources, state regulation of mineral resources development, economical mechanism of resources development, liability for violation of law), which combine 48 articles.
Азербайджан, обладающий глубоким нравственным, культурным, научно-экономическим потенциалом, имеющий выгодное географическое и политическое положение, в то же время богат природными ресурсами, в ряду которых главное место занимает нефть.
* Аспирантка Московской государственной юридической академии имени О.Е. Ку-тафина. [[email protected]]