Научная статья на тему 'Роль конкурентоспособности в развитии промышленных предприятий'

Роль конкурентоспособности в развитии промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3095
378
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ / ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / COMPETITION / ENTERPRISE COMPETITIVENESS / PRODUCT COMPETITIVENESS / COMPETITIVENESS ASSESSMENT / INDICATORS OF COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яксанов Дмитрий Сергеевич

В статье освещаются актуальные проблемы управления промышленным предприятием. Цель работы проанализировать различные подходы к определению конкурентоспособности. Факторы и условия повышения конкурентоспособности промышленных предприятий могут иметь различный характер, и для получения высоких результатов оценки конкурентного уровня предприятия следует определить потенциал конкурентоспособности предприятия и его конкурентный уровень по отрасли или региону. Анализ различных подходов к определению и раскрытию конкурентоспособности как важнейшего условия эффективности деятельности современного предприятия позволил сформировать авторское видение по данному вопросу. По мнению автора, в широком смысле конкурентоспособность есть обратная связь или некий результат взаимодействия внутренней среды предприятия (его ресурсов, процессов и механизмов) с его внешней средой. В узком смысле под конкурентоспособностью автор предлагает понимать возможность предприятия в определенной степени активизировать процессы и ресурсы предприятия для удовлетворения актуальных потребностей рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF COMPETITIVENESS IN THE DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

The paper highlights the important aspects of industrial enterprises management. The author aims to examine various approaches to defining competitiveness. Factors and conditions for raising the competitiveness of industrial enterprise can be varied. In order to achieve high level of competitiveness of the industrial enterprise, the potential competitiveness of the enterprise and its competitive level in the industry or in the region should be determined. The author analyzes different approaches to the definition and interpretation of competitiveness as a key condition for modern enterprise efficiency and suggests an original interpretation. The author views competitiveness in the broad sense as feedback or as a result of the interaction of the internal environment of the enterprise (its resources, processes and mechanisms) with its external environment. In the narrow sense competitiveness is understood as the opportunity to mobilize to some extent the processes and resources of the enterprise in order to meet the current needs of the market.

Текст научной работы на тему «Роль конкурентоспособности в развитии промышленных предприятий»

формировании определенных требований к корпоративной информационной системе промышленных предприятий. Но сегодня существует опасность подмены этих понятий. Современные реалии таковы, что управленческий учет на отечественных предприятиях используется в полной мере, а вот методы оперативного контроллинга применяются частично или не применяются вовсе. Главенство учетно-аналитической составляющей в контроллинге приводит, по мнению автора, к определенному застою в практике современного контроллинга. Многие руководители промышленных предприятий, делегированные принимать управленческие решения, представляют службу контроллинга как подразделение, занимающееся исключительно анализом данных финансового и управленческого учета.

Как свидетельствуют результаты исследования в России и в государствах с развитой экономикой, в работе служб контроллинга много внимания уделяется планированию и контролю оперативных бюджетов. В этой части резервы роста эффективности предприятия, особенно в долгосрочной перспективе, весьма ограничены. В российских условиях речь идет о потенциальном росте интегральных показателей эффективности деятельности предприятия на 1 - 3% в год, что при существующем положении дел в отечественной экономике можно считать незначительной величиной. В индустри-

ально развитых странах эти цифры существенно ниже и исчисляются долями процентов [4].

Контроллинг в ближайшей перспективе должен стремиться в своей деятельности к основным источникам эффективности и занять стратегическое место в процессе принятия качественных управленческих решений. Основная его роль заключается в разработке методов организации труда и производства во всех функциональных сферах деятельности предприятия, которые будут способствовать принятию адекватных управленческих решений.

1. Байгулов Р.М. Научно-техническая политика и инновационная активность в Ульяновской области // Международный сельскохозяйственный журнал. 2006. № 5.

2. Власова Л.И. Внимание к информации и процессам // Экономика и жизнь. 2009. 19 июня.

3. Лаута Ю.С., Герасимов Б.И. Создание системы контроллинга на промышленном предприятии / под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. техн. ун-та, 2005.

4. Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих. 2-е изд. М.: Финансы и статистика, 1995.

5. Одегов Ю.Г., Никонова Т.В. Аудит и контроллинг персонала: учебник. М.: Альфа-пресс, 2006.

6. Фалько С.Г., Расселл К.А., Левин Л.Ф. Контроллинг: национальные особенности: российский и американский опыт // Контроллинг. Технологии управления. 2003. № 2.

удк 658 Дмитрий Сергеевич Яксанов,

аспирант кафедры менеджмента, [email protected] СГСЭУ

РОЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В РАЗВИТИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В статье освещаются актуальные проблемы управления промышленным предприятием. Цель работы - проанализировать различные подходы к определению конкурентоспособности. Факторы и условия повышения конкурентоспособности промышленных предприятий могут иметь различный характер, и для получения высоких результатов оценки конкурентного уровня предприятия следует определить потенциал конкурентоспособности предприятия и его конкурентный уровень по отрасли или региону. Анализ различных подходов к определению и раскрытию конкурентоспособности как важнейшего условия эффективности деятельности современного предприятия позволил сформировать авторское видение по данному вопросу. По мнению автора, в широком смысле конкурентоспособность есть обратная связь или некий результат взаимодействия внутренней среды предприятия (его ресурсов, процессов и механизмов) с его внешней средой. В узком смысле под конкурентоспособностью автор предлагает понимать возможность предприятия в определенной степени активизировать процессы и ресурсы предприятия для удовлетворения актуальных потребностей рынка.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность предприятия, конкурентоспособность продукции, оценка конкурентоспособности, показатели конкурентоспособности.

D.S. Yaksanov

ROLE OF COMPETITIVENESS IN THE DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

The paper highlights the important aspects of industrial enterprises management. The author aims to examine various approaches to defining competitiveness. Factors and conditions for raising the competitiveness of industrial enterprise can be varied. In order to achieve high level of competitiveness of the industrial enterprise, the potential competitiveness of the enterprise and its competitive level in the industry or in the region should be determined. The author analyzes different approaches to the definition and interpretation of competitiveness as a key condition for modern enterprise efficiency and suggests an original interpretation. The author views competitiveness in the broad sense as feedback or as a result of the

interaction of the internal environment of the enterprise (its resources, processes and mechanisms) with its external environment. In the narrow sense competitiveness is understood as the opportunity to mobilize to some extent the processes and resources of the enterprise in order to meet the current needs of the market.

Keywords: competition, enterprise competitiveness, product competitiveness, competitiveness assessment, indicators of competitiveness.

Аспекты менеджмента промышленных предприятий, которые связаны с процессами развития и формирования их конкурентоспособности, не утрачивая своей важности, и сейчас носят актуальный характер.

В настоящее время управление современными предприятиями предполагает использование комплексного подхода для решения различных задач, обусловленных внутренними и внешними условиями функционирования отдельных предприятий. Важность проблем управления, которые затрагивают вопросы повышения конкурентоспособности промышленных предприятий, обусловлена также и тем, что достижение необходимой степени конкурентоспособности российскими предприятиями выступает одной из ключевых задач отечественной политики нашей страны в области качества и управления производством. Указанное направление ориентировано на весь процесс создания наиболее подходящего механизма функционирования промышленных предприятий, задействующего имеющиеся ресурсы внешней и внутренней среды для достижения конкурентоспособности национальной продукции [6, с. 89].

Проведение ряда мероприятий, которые направлены на разрешение проблемных моментов в области формирования и усиления конкурентных преимуществ, а также конкурентоспособности российских предприятий, в свою очередь, повлечет за собой рост числа конкурентоспособных организаций на внешнем и внутреннем рынках, что, безусловно, будет обеспечивать устойчивое развитие экономики РФ.

Большая часть исследователей вопросов и проблем обеспечения конкурентоспособности изучают данное понятие сквозь призму следующих положений:

1. Конкурентоспособность характерна для некоторых элементов экономической системы или предприятия [3, с. 62].

2. Конкурентоспособность - качество, свойственное определенным подсистемам (компонентам), связанное некоторым образом с другими характеристиками этих подсистем, систем или компонентов.

3. Конкурентоспособность и условия оценки ее уровня имеют тесную связь, так как не все условия возможно учесть в зависимости от ситуаций и уровня оценки конкурентоспособности.

4. При оценке конкурентоспособности следует выделить перечень задач и вопросов, которые необходимо решить в процессе оценки с целью достижения максимально возможного итога [1, с. 42].

5. Важно определиться со средствами и методами, которые будут использованы в процессе оценки конкурентоспособности. Эти средства и методы требуется соотносить с поставленными вопросами и задачами, которые требуют решения.

Автор не отвергает вышеперечисленные положения, но полагает, что данный перечень является неполным.

Автор полагает целесообразным проанализировать различные подходы к данному процессу. Во множестве отечественных и зарубежных литературных источников

можно встретить разнообразные подходы к трактовке термина «конкурентоспособность», что говорит о многогранности данного понятия.

Профессор Ю. Кормнов утверждает, что не существует универсальной и единственной трактовки понятия «конкурентоспособность», что объясняется авторским выбором какого-либо объекта или предмета [4, с. 42]. Соглашаясь с данным утверждением, объединим все определения в таблицу, которая наглядно отражает всю совокупность подходов к трактовке конкурентоспособности (таблица).

Анализ подходов к понятию «конкурентоспособность предприятия»

Трактовка понятия «конкурентоспособность» Экономисты, разделяющие данную позицию

Конкурентоспособность рассматривается в контексте внутренней среды предприятия; достижение какого-либо уровня конкурентоспособности зависит от его естественного функционирования Г.А. Яшева, Т. Конно, М. Эрлих, Дж. Хайн, М. Портер

Конкурентоспособность сопо-ставлятся с понятием «качество продукции» И. Соловьев, Г. Долинский, Г. Азгальдов, Л.М. Калашникова

Конкурентоспособность - определенный результат взаимодействия внутренней среды предприятия и его внешнего окружения А. Селезнев, Т. Куприянова, М.К. Старовойтов, Б.Ф. Фомин, З.А. Васильева

Конкурентоспособность - возможность или перспективы предприятия в будущем М.В. Маракулин, С.А. Емельянова, Н.С. Яшин, А.В. Дементьева

Конкурентоспособность - это некое свойство или комплекс качеств предприятия Р.А. Фасхутдинов, А.Н. Захаров, Н.Л. Зайцев, Ю.В. Рубин, В.В. Шустов

Конкурентоспособность - вектор, определяющий направление деятельности предприятия В.П. Баринов, А.О. Блинов, В.Я. Захаров

Часть ученых и экономистов рассматривает конкурентоспособность в рамках внутренней среды организации, определяя достижение определенного уровня конкурентоспособности естественным функционированием предприятия.

Г.А. Яшева определяет конкурентоспособность как экономическую категорию, которая характеризует способность промышленных предприятий выпускать конкурентоспособную продукцию за счет лучшего использования имеющихся у предприятия ресурсов.

Т. Конно характеризует конкурентоспособность с точки зрения совокупности характеристик: доля рынка предприятия, способность предприятия производить продукцию, реализовать ее и развиваться, достигая поставленных руководством предприятия целей.

Дж. Хайн и М. Эрлих определяют конкурентоспособность как способность предприятия или страны реали-зовывать свою продукцию.

М. Портер попытался свести конкурентоспособность к продуктивности использования ресурсов. Данное понимание демонстрирует схожесть понятий «экономическая эффективность» и «конкурентоспособность».

Г. Долинский и И. Соловьев в совместной работе рассматривали понятие «конкурентоспособность» в сопоставлении с таким понятием, как «качество продукции». Г. Азгальдов отмечал, что качество и конкурентоспособность нередко определяют как синонимы. При этом важно отметить, что качество продукции определяется в контексте ее технических характеристик. Как считает Г. Азгальдов, степень конкурентоспособности определяется посредством сопоставления затрат, которые понес покупатель, и мнения покупателя о приобретенной продукции в процессе ее эксплуатации.

Л.М. Калашникова под конкурентоспособностью предприятия подразумевает комплексное понятие, которое включает в себя систему и качество управления, качество и широкий ассортимент продукции, востребованной всем обществом или его отдельными участниками, а также финансовое состояние, стремление к инновациям и эффективному использованию ресурсов организации, в том числе работу по созданию имиджа организации, работу с персоналом, сервисом, системой сбыта.

Интересна также точка зрения, в соответствии с которой конкурентоспособность рассматривается как определенный результат взаимодействия внутренней среды организации и его внешнего окружения.

А. Селезнев формулирует конкурентоспособность как определенное положение предприятия - производителя на внешнем и внутреннем рынках, отражающееся через ряд показателей, которые адекватно характеризуют данное состояние и динамику, а также положение, обусловленное политическими, социальными и экономическими факторами.

Т. Куприянова характеризует конкурентоспособность как борьбу за ограниченный платежеспособный спрос, ведущуюся предприятием на возможных для него рыночных сегментах.

Б.Ф. Фомин и М.К. Старовойтов определяют конкурентоспособность предприятия как уровень или меру интереса и доверия к продукции и услугам данного предприятия на трудовом, фондовом и финансовом рынках.

З.А. Васильева в своей работе рассматривала конкурентоспособность как способность организации удовлетворять потребности потребителей путем производства продукции, которая превосходит конкурентов по определенному ряду параметров.

В то же время некоторые исследователи рассматривают конкурентоспособность как определенную возможность или перспективу предприятия в дальнейшем (будущем).

М.В. Маракулин утверждает, что конкурентоспособность есть некая способность предприятия работать в динамичной конкурентной среде при удержании тех конкурентных преимуществ, которые у него имеются.

С.А. Емельянова характеризует конкурентоспособность предприятия как потенциальную и реализованную способность предприятия обеспечить вовлечение в хозяйственный оборот привлеченных или собственных активов, которые могут выступить конкурентным преимуществом предприятия-производителя.

Н.С. Яшин утверждает, что конкурентоспособность предприятия связана с его возможностью и динамикой приспособления к условиям рыночной конкуренции [7, с. 48].

А.В. Дементьева позиционирует конкурентоспособность как способность организации использовать свои сильные стороны, акцентируя внимание на изготовлении продукции требуемого профиля с целью достижения лидирующих позиций на внешнем и внутреннем рынках.

Очевидно, что рассматривание конкурентоспособности с точки зрения некоего свойства или комплекса качеств предприятия прослеживается в работах многих ученых. Так, в частности, Р. Фасхутдинов под конкурентоспособностью определяет свойство объектов, которое характеризует степень удовлетворения определенной потребности в сравнении с лучшими аналогами данного объекта, представленными на конкретном рынке.

A.Н. Захаров утверждает, что конкурентоспособность предприятия характеризуется как обладание предприятием определенными свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования (конкуренции) [6, с. 38].

H.Л. Зайцев определяет конкурентоспособность как некую возможность предприятия производить в соответствии с планируемыми параметрами и на имеющихся производственных мощностях конкурентоспособный товар. С аналогичным мнением выступают и экономисты В.В. Шустов и Ю.В. Рубин, раскрывая понятие «конкурентоспособность» как потенциальную и реальную способность, а также возможность предприятия по проектированию, изготовлению и реализации продукции, являющейся привлекательной для потребителей по ценовым и неценовым характеристикам.

Часть исследователей определяют главенствующую роль конкурентоспособности в постановке и достижении целей организации. В этом случае конкурентоспособность характеризуется как вектор, который определяет направление деятельности предприятия.

B.П. Баринов утверждает, что конкурентоспособность объектов являет собой конкурентоспособность его элементов и их организованности с целью достижения целей.

В.Я. Захаров и А.О. Блинов под конкурентоспособностью видят способность организации производить превосходство над конкурентами, что позволяет им достичь запланированных целей.

Анализ представленных выше подходов к определению понятия «конкурентоспособность» позволяет автору сделать нижеследующие выводы:

I. В широком смысле предприятие можно назвать конкурентоспособным, если оно производит продукцию, являющуюся конкурентоспособной (т.е. превосходящую продукцию конкурентов по определенному ряду характеристик и параметров).

2. В настоящее время не имеется единого общепринятого подхода к пониманию конкурентоспособности предприятия, что обуславливает необходимость уточнения данного понятия.

3. Большая часть исследователей справедливо расценивают конкурентоспособность как определенную

перспективу, возможность или способность, так как при прочих равных характеристиках продукции на рынках спросом пользуется только та, которая превосходит продукцию конкурентов по определенному ряду свойств.

По мнению автора, в широком смысле конкурентоспособность есть обратная связь или некий результат взаимодействия внутренней среды предприятия (его ресурсов, процессов и механизмов) с его внешней средой. В узком смысле под конкурентоспособностью автор предлагает понимать возможность предприятия в определенной степени активизировать процессы и ресурсы предприятия для удовлетворения актуальных потребностей рынка.

Обосновывая справедливость предлагаемого подхода к пониманию конкурентоспособности, автор отмечает, что абсолютно справедливо рассматривать ее как некую способность или возможность, поскольку для предприятия быть конкурентоспособным значит произ-

водить и реализовывать продукцию, актуальную и востребованную потребителями на конкретном рынке.

1. Бочкарева О.А. Анализ отдельных составляющих потенциала конкурентоспособности предприятий // Вестник СГСЭУ. 2012. № 1 (40).

2. Гугелев А.В., Яшин Н.С. Конкурентоспособность субъектов хозяйствования: проблемы обеспечения и методы регулирования // Вестник СГСЭУ. 2004. № 7.

3. Завьялова Е.М. Методические основы оценки конкурентоспособности управления промышленным предприятием // Вестник СГСЭУ. 2009. № 5 (29).

4. Миронов М.Г. Ваша конкурентоспособность. М.: Альфа-Пресс, 2004.

5. ПаймукА.Д. Проблемы определения сущности конкурентоспособности // Вестник СГСЭУ. 2009. № 3 (27).

6. Самсонова А.А. О потенциале конкурентоспособности организаций // Вестник СГСЭУ. 2008. № 3 (22).

7. Яшин Н.С. Конкурентоспособность промышленного предприятия: методология, оценка, регулирование. Саратов: СГЭА, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.