Научная статья на тему 'Роль конкурентоспособности в процессе формирования стратегии предприятий пищевой промышленности'

Роль конкурентоспособности в процессе формирования стратегии предприятий пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
577
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / COMPETITION / COMPETITIVENESS / STRATEGY / ENTERPRISE / FOOD INDUSTRY / COMPETITIVE ADVANTAGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дружникова Елена Петровна, Семенченко Наталья Евгеньевна

В статье рассмотрены особенности формирования стратегии предприятий пищевой промышленности на основе учета конкурентных преимуществ и уровня конкурентоспособности предприятий в условиях современной социально-экономической ситуации риска и неопределённости. Проблема повышения конкурентоспособности отечественных предприятий пищевой промышленности становится особенно актуальной в связи с расширением отечественного рынка для зарубежных поставщиков после вступления России в ВТО, а также для обеспечения продовольственной безопасности России после введения экономических санкций. Повышение конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности напрямую связано с формированием и поддержанием определённого уровня конкурентного потенциала. Поскольку этот процесс предусматривает формирование долгосрочных конкурентных преимуществ, то можно проследить четкую взаимосвязь между конкурентоспособностью и формированием стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дружникова Елена Петровна, Семенченко Наталья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль конкурентоспособности в процессе формирования стратегии предприятий пищевой промышленности»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

РОЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

1 2 Дружникова Е.П. , Семенченко Н.Е.

Email: Druzhnikovа[email protected]

'Дружникова Елена Петровна - кандидат экономических наук, доцент;

2Семенченко Наталья Евгеньевна - магистрант, кафедра экономики и моделирования производственных процессов, Белгородский государственный национально-исследовательский университет,

г. Белгород

Аннотация: в статье рассмотрены особенности формирования стратегии предприятий пищевой промышленности на основе учета конкурентных преимуществ и уровня конкурентоспособности предприятий в условиях современной социально-экономической ситуации риска и неопределённости. Проблема повышения конкурентоспособности отечественных предприятий пищевой промышленности становится особенно актуальной в связи с расширением отечественного рынка для зарубежных поставщиков после вступления России в ВТО, а также для обеспечения продовольственной безопасности России после введения экономических санкций. Повышение конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности напрямую связано с формированием и поддержанием определённого уровня конкурентного потенциала. Поскольку этот процесс предусматривает формирование долгосрочных конкурентных преимуществ, то можно проследить четкую взаимосвязь между конкурентоспособностью и формированием стратегии. Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, стратегия, предприятие, пищевая промышленность, конкурентные преимущества.

THE ROLE OF COMPETITIVENESS IN THE PROCESS OF

FORMATION OF STRATEGY OF THE FOOD INDUSTRY

12 Druzhnikovа E.P.1, Semenchenko N.E.2

1Druzhnikova Elena Petrovna - Candidate of economic Sciences, Associate Professor;

2Semenchenko Natalya Evgenievna - Magistrant, DEPARTMENT OF ECONOMICS AND MODELING OF PRODUCTION PROCESSES, BELGOROD STATE NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY, BELGOROD

Abstract: the article discusses the features of the formation of the strategy of food industry enterprises based on the consideration of competitive advantages and the level of competitiveness of enterprises in the current socio-economic situation of risk and uncertainty The problem of increasing the competitiveness of domestic food industry enterprises becomes particularly relevant in connection with the expansion of the domestic market for foreign suppliers after Russia's accession to the WTO, as well as to ensure food security of Russia after the introduction of economic sanctions. Improving the competitiveness of the food industry is directly related to the formation and maintenance of a certain level of competitive potential As this process involves the formation of long-term competitive advantages, it is possible to trace a clear relationship between competitiveness and strategy formation.

Keywords: competition, competitiveness, strategy, enterprise, food industry, competitive advantages.

УДК 339.137.2

В современных условиях развития экономики с учетом факторов риска и неопределенности проблема обеспечения конкурентоспособности занимает одну из ключевых позиций. Формирование и использование конкурентных преимуществ перед соперником становится стратегическим направлением деятельности предприятий пищевой промышленности в области обеспечения конкурентоспособности продукции. Несмотря на большое количество факторов влияющих на конкурентоспособность предприятия, все же основным и определяющим из них остается его способность производить конкурентоспособную продукцию и создавать условия для ее наиболее активного продвижения, как на внутренний, так и на внешний рынок.

Одним из наиболее важнейших факторов в рыночной экономике является дух соперничества, который в значительной степени определяет формы хозяйственной деятельности людей и наиболее ярко проявляется в такой экономической категории как конкуренция.

В экономических исследования, посвященных проблеме конкурентоспособности принято выделять три подхода к определению понятия конкуренция. Первый подход, характерный для отечественной литературы, позволяет представить конкуренцию как состязательность на современном рынке. Второй подход, который является наиболее характерным для классической экономической теории, рассматривает понятие конкуренции как один из элементов рыночного механизма, уравновешивающего на рынке спрос и предложение. При этом третий подход рекомендует рассматривать конкуренцию как своеобразный критерий для определения типа отраслевого рынка. Этот подход основан на современной теории морфологии рынка.

Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия находятся между собой в неразрывной связи и соотносятся как единое целое. Конкурентоспособность предприятия зависит от конкурентоспособности продукции и от совокупности экономических методов деятельности предприятия, отражающихся на результатах этой деятельности [1].

Однако между этими понятиями есть и некоторые различия. Под конкурентоспособность продукции принято понимать способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период по сравнению с аналогами-конкурентами [2].

Конкурентоспособность предприятия представляет собой способность производить конкурентоспособную продукцию за счет эффективного использования своего ресурсного потенциала, качества организации производства и его управления. При этом необходимо учитывать, что конкурентоспособность может интегрировать все аспекты и факторы функционирования и развития предприятия как объекта управления [1]. В этой связи становится очевидным целесообразность проведения анализа процессов создания конкурентных преимуществ на уровне предприятия с целью формирования экономически обоснованной стратегии развития предприятий всех отраслей промышленности, в т. ч. пищевой промышленности.

Конкурентные преимущества часто отождествляют с конкурентоспособностью, но между этими понятиями существуют различия. Под конкурентными преимуществами принято понимать систему, обладающую какой-либо эксклюзивной ценностью, дающей ей ярко выраженное проявление превосходства над конкурентами во всех сферах деятельности, и прежде всего в организационной, технической и экономической. Конкурентные преимущества могут дать низкий уровень себестоимости, высокое качество и технический уровень производимой продукции и наличие развитой сбытовой сети. Следовательно, конкурентные преимущества находятся во взаимозависимости с эффективностью использования различных

ресурсов предприятий пищевой промышленности в процессе производства, сбыта и последующего удовлетворения растущих запросов потребителей.

В связи с процессами глобализации и насыщенностью рынка продуктами питания особенно актуальным становится формирование стратегии развития предприятий пищевой промышленности. Одной из отличительных особенностей российской рыночной экономики является ориентация на острую конкурентную борьбу за потребительской внимание и, как следствие этого - повышение производственной и товарной конкурентоспособности. В связи с этим, необходимо не только осуществлять постоянный мониторинг внутреннего экономического состояния предприятий пищевой промышленности, но и формировать конкурентную стратегию их развития на перспективу.

Конкурентную стратегию можно представить в свою очередь, как комплекс определенных принципов деятельности предприятия и его устойчивых связей с внешним и внутренним окружением предприятия и целей его развития на перспективу. Конкурентную стратегию предприятия можно представить в форме плана или программы, которые направлены на достижение стратегических целей. В процессе поиска различных способов укрепления предприятиями пищевой промышленности своих конкурентных позиций на ранке необходимо формировать стратегии реагирования на изменчивость окружающей рыночной среды. В связи с этим, на уровне предприятий пищевой промышленности конкурентная стратегия в долгосрочном периоде призвана решать следующие задачи [3]:

- анализ особенностей внешней и внутренней среды и сравнение их с реальными и будущими возможностями предприятия, а также определение направлений экономического развития и структурных преобразований на предприятии;

- контроль за внешними и внутренними преобразованиями, влияющими на деятельность предприятия;

- продвижение основных идей и нововведений, способствуя их развитию и восприятию кадровым персоналом, заинтересованным в существовании, функционировании и достижении целей предприятия.

К числу основных составляющих стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности можно отнести такие как технологическая, управленческая, товарная, ресурсная, финансовая и т.д. Процесс формирования конкурентной стратегии предприятий пищевой промышленности периодически сталкивается с проблемами разного уровня и необходимостью осуществления корректирующих действий в зависимости от изменений внешней среды, которые не поддаются контролю [3]. Поэтому после завершения процесса формирования стратегии целесообразно разработать и использовать целостную систему своевременного и оперативного управления реализацией выбранной стратегии. Следовательно, наиболее эффективное управление реализацией выбранной стратегии предприятий пищевой промышленности предполагает выполнение таких базовых функциий как планирование, организация, мотивация, стимулирование и контроль. Особенно этого необходимо для поддержания конкурентных преимуществ предприятия в условиях острой конкурентной борьбы.

Таким образом, можно заключить, что каждое современное российское предприятие, в т.ч. предприятия пищевой промышленности, должны осуществлять свою деятельность на основе, сформированной на долгосрочную перспективу стратегии, достигать необходимого конкурентного статуса и тем самым обеспечивать стабильное развитие и процветание предприятия.

Список литературы /References

1. Дружникова Е.П. Формирование и оценка потенциала конкурентоспособности на основе резервов экономического развития предприятия: монография / Е.П. Дружникова, А.И. Никитин, Г.И. Ткаченко. Белгород, ИП Остащенко А.А., 2011. 190 с.

2. Дружникова Е.П., Дружников Ю.А. Формирование инновационной стратегии региона в условиях роста неопределенности внешней среды// «Academy», 2016. № 8 (11). С. 24-27.

3. Ермакова И.А. Основные стратегии повышения конкурентоспособности предприятия // Молодой ученый, 2017. № 16. С. 256-259.

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС: РЕЦЕПТЫ ВЫЖИВАНИЯ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ Кайгородова Е.С. Email: [email protected]

Кайгородова Елена Сергеевна - магистрант, кафедра экономической теории, Уральский институт управления - филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Екатеринбург

Аннотация: в условиях постоянно повышающейся конкуренции и монополизации со стороны государства малому бизнесу очень сложно выжить. Балансировать, стоя на месте, невозможно, вы или двигаетесь вперёд, или откатываетесь назад. Зафиксироваться где -то посередине не выйдет. Всё вокруг меняется и дорожает, доход постоянно просто обесценивается, остаётся только один выход - регулярно его увеличивать и что-то постоянно улучшать в бизнесе для удержания его на «плаву».

Создание нормальных условий жизни людей в городе - первоочередная задача коммунальных служб, занятых санитарной очисткой города. В этой связи возрастает актуальность экономически обоснованных тарифов на услуги по сбору, транспортировке, утилизации и захоронению ТБО как основы планирования и прогнозирования уровня жилищно-коммунального обслуживания.

Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, современные условия, твердые бытовые отходы.

SMALL AND MEDIUM BUSINESS: SURVIVAL RECIPES IN NEW CONDITIONS Kaygorodova E.S.

Kaygorodova Elena Sergeevna - Master Student, DEPARTMENT OF ECONOMIC THEORY, URAL INSTITUTE OF MANAGEMENT - BRANCH RUSSIAN ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION UNDER THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION, YEKATERINBURG

Abstract: in the conditions of constantly increasing competition and monopolization by the state, it is very difficult for small business to survive. It is impossible to balance on the spot, you either move forward or roll back. Locked somewhere in the middle will not work. Everything changes around and becomes more expensive, the income is constantly simply

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.