Научная статья на тему 'Роль и значение конкурентоспособности промышленных предприятий и ее оценки в современных условиях'

Роль и значение конкурентоспособности промышленных предприятий и ее оценки в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2230
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ИНДУСТРИЯ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / МЕТОДИКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ / БЕНЧМАРКИНГ / МАРКЕТИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / КОНКУРЕНТНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / INDUSTRIAL INDUSTRY / INDUSTRIAL ENTERPRISES / METHODS OF COMPETITIVENESS / COMPETITIVE ADVANTAGE / BUSINESS DEVELOPMENT STRATEGY / POSITIONING / BENCHMARKING / INTERACTIVE MARKETING / QUALITY MANAGEMENT / THE COMPETITIVE POSITION OF THE ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лазарева Наталья Вячеславовна

В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования стратегии повышения конкурентных преимуществ предприятий промышленной индустрии. Данная проблема особо актуальна в связи с вступлением России в ВТО. Особое внимание уделено целям, принципам и факторам, определяющим стратегическое развитие промышленных предприятий. На основе изучения существующих школ стратегического планирования определены общие подходы к разработке стратегий предприятий промышленности. Автором проведен анализ отечественных и зарубежных информационных источников в области конкурентоспособности. Проанализированы труды И. Ансоффа, Дж. Стейнера, Ж.-Ж. Лабена, М. Портера, А.А. Томсона, Ф. Котлера и др. На основе проведенного исследования выявлены достоинства и недостатки основных существующих подходов к формированию стратегии развития промышленных предприятий. Для повышения конкурентоспособности предприятия предлагается использование комплексного подхода. Данный подход основывается на концепции Total Quality Management (TQM) и теории взаимодействия в маркетинге. Внедрение комплексного подхода к созданию стратегии конкурентоспособности на практике позволит сосредоточить внимание одновременно на нескольких видах деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role and importance of the competitiveness of the industry and its valuation under modern conditions

The article deals with theoretical aspects of formation of strategies to improve the competitive advantages of the industrial enterprises of the industry. This problem is particularly relevant in relation to Russia's WTO accession. Particular attention is given to the aims, principles and factors determining the strategic development of the industry. Based on a study of existing schools of strategic planning identified common approaches to development strategies of industrial enterprises. The author analyzes the domestic and foreign sources of information in the field of competitiveness. Analyzes the works I. Ansoffa, J. Steiner, J.J. Labena, M. Portera, A.A. Thomson, F. Kotler, etc. On the basis of the study identified the main strengths and weaknesses of existing approaches to strategy development of industrial enterprises. To improve the competitiveness of the company offered a comprehensive approach. This approach is based on the concept of Total Quality Management (TQM) and the interaction theory in marketing. Implementation of a comprehensive approach to creating competitive strategy in practice will help focus attention on multiple activities of the enterprise.

Текст научной работы на тему «Роль и значение конкурентоспособности промышленных предприятий и ее оценки в современных условиях»

THE ROLE AND IMPORTANCE OF THE COMPETITIVENESS OF THE INDUSTRY AND ITS VALUATION UNDER MODERN CONDITIONS

48

Lazarena Natalia Viatheslavovna, DSc of Economics, Professor, Chair ofEconomic Theory and the World Economy, North-Caucasian Federal University, Stavropol E-mail: darkabyss@mail.ru

The article deals with theoretical aspects offormation ofstrategies to improve the competitive advantages ofthe industrial enterprises ofthe industry. This problem is particularly relevant in relation to Russia's WTO accession. Particular attention is given to the aims, principles and factors determining the strategic development of the industry. Based on a study of existing schools of strategic planning identified common approaches to development strategies of industrial enterprises. The author analyzes the domestic and foreign sources of information in the field of competitiveness. Analyzes the works I. Ansoffa, J. Steiner, J.J. Labena, M. Portera, A.A. Thomson, F. Kotler, etc. On the basis ofthe study identified the main strengths and weaknesses of existing approaches to strategy development of industrial enterprises. To improve the competitiveness ofthe company offered a comprehensive approach . This approach is based on the concept of Total Quality Management (TQM) and the interaction theory in marketing. Implementation of a comprehensive approach to creating competitive strategy in practice will help focus attention on multiple activities ofthe enterprise.

Keywords: industrial industry; industrial enterprises, methods of competitiveness; competitive advantage; business development strategy; positioning; benchmarking; interactive marketing; quality management; the competitive position ofthe enterprise.

РОЛЬ ИЗНА ЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ЕЕ ОЦЕНКИ В СОВРЕМЕННЫХУСЛОВИЯХ

Встатьерассмотрены теоретическиеаспекты формирования стратегииповы-шения конкурентныхпреимуществ предприятий промышленной индустрии. Данная проблема особо актуальна в связи с вступлением России в ВТО. Особое внимание уделено цепям, принципам и факторам, определяющим стратегическое развитие промышленныхпредприятий. На основе изучения существующих школ стратегического планирования определены общие подходы кразработке стратегий предприятий промышленности. Автором проведен анализ отечественными зарубежных информационных источников в области конкурентоспособности. Проанализированы труды И. Ансоффа, Дж. Стейнера, Ж.-Ж. Лабена, М. Портера, А.А. Томсона, Ф. Котлераидр. На основе проведенного исследования выявлены достоинства и недостатки основных существующих подходов к формированию стратегииразвития промышленныхпредприятий. Дляповышения конкурентос-пособностипредприятия предлагается использование комплексного подхода. Дан-ныйподход основывается на концепции Total Quality Management (TQM) и теории взаимодействия в маркетинге. Внедрение комплексного подхода ксозданию стратегии конкурентоспособности на практике позволит сосредоточить внимание одновременно на несколькихвидахдеятельности предприятия.

Ключевые слова:промышленнаяиндустрия;промышленныепредприятия;методики конкурентоспособности; конкурентные преимущества;стратегия развития предприятия; позиционирование; бенчмаркинг;маркетинг взаимодействия; управление качеством; конкурентное положение предприятия.

УДК 339.137.2

© Лазарева Н.В., 2014

ЛАЗАРЕВА Наталья Вячеславовна, доктор эконом ических наук, профессор, кафедра Экономической теории имировойэкономики, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь darkabyss@mail.ru

Современные условия функционирования мировых рынков, интенсивных процессов глобализации и повышения экономической открытости страны, поставили предприятия промышленной индустрии в условия постоянно прогрессирующей конкуренции. В связи с этим, актуальной проблемой является формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятий промышленной индустрии. Развитие системы промышленной политики для предприятий производств возможно при применении комплексного анализа их текущего состояния, выявления факторов, определяющих конкурентоспособность и разработке адекватной стратегии развития. В связи с этим возникает потребность в способе оценки конкурентоспособности предприятий. Вступление России в ВТО означает формальное снятие барьеров на пути российских товаров на международный рынок с одновременным открытием своего внутреннего рынка для иностранных производителей. В таких условиях

предприятия, направленные на зарубежные рынки, сталкиваются с международной конкуренцией и одновременно с конкуренцией на внутреннем рынке [1].

Наш анализ отечественной и зарубежной литературы, публикаций и исследований в области конкурентоспособности показывает, что в последние десятилетия эта тема привлекает много внимания. Российские экономисты анализируют проблему конкурентоспособности на мировых рынках с точки зрения экономики в целом или только для отдельных видов продукции. В зарубежной литературе эта проблема анализируется в нескольких областях, однако, разработанные методики оценки конкурентоспособности у зарубежных экономистов предназначены для использования на зрелых рынках с развитой экономикой и, следовательно, могут быть применены к развивающейся экономике в России с серьезными ограничениями.

Изучив труды, посвященные вопросам конкурентоспособности, мы считаем необходимым определить пять общих подходов к разработке стратегии промышленного предприятия: формальный, естественный, позиционирование, маркетинговый подход и так называемый подход управления качеством (Total Quality Management, TQM). Согласно этому подходу, развитие стратегии рассматривается как целостный процесс, ориентированный на повышение уровня удовлетворенности потребителей путем совершенствования качества продукции и организационного управления [2].

В данной статье считаем необходимым определить цели, принципы и факторы, определяющих стратегическое развитие предприятия промышленной индустрии.

Для анализа формального подхода к процессу формирования стратегии повышения конкурентных преимуществ предприятий промышленной индустрии мы обратимся к аналитической модели И. Ансоффа и Дж. Стейнера. И. Ансофф в своих работах обосновал пять различных вариантов формирования стратегии в зависимости от степени неопределенности. Окончательный вариант стратегии влияет на развитие предприятия в двух основных областях: выбора конкретного стратегические варианта и синергии, как характеристики целостности предприятия как системы. По нашему мнению, отсутствие формального подхода к формированию стратегии повышения конкурентоспособности организации состоит в отделении стратегического видения от реальной управленческой практики, что ограничивает возможности корректив в вопросах поддержа-

ния конкурентного преимущества предприятия. Маркетинговую составляющую в процессе формирования стратегии предприятия традиционно связывают с именами Ж.-Ж. Ла-бена, М. Портера и др.

М. Портер рассматривает формирование стратегии как контролируемый и сознательный процесс, в результате которого появляются стратегии, определяющие специфически общие и рыночные позиции компании, которые могут быть определены заведомо, обеспечивая защиту от действий конкурентов. Базовые стратегии позиционирования нашли дальнейшее отражение в работах А.А. Томсона и А. Дж. Стрикленда, которые предприняли попытку сформулировать четыре подхода к росту предприятия в зависимости от производимого товара, отрасли, состояния рынка, позиции компании в отрасли, технологии.

Центром процесса формирования стратегии развития промышленного предприятия явилась концепция бенчмаркинга, которая в последние годы занимает лидирующее место в современной системе подходов к управлению качеством. Бенчмаркинг определяется нами как метод обретения конкурентных преимуществ хозяйствующим субъектом, поиск, обучение и адаптация к собственным условиям, разработка лучших методов реализации бизнес-процессов, вне зависимости от сферы их применения.

Подхода позиционирования в своих работах придерживается и М.Х. Мескон. По его мнению, стратегия должна быть направлена на перспективу в целом для всей организации. После рассмотрения всех возможных альтернатив руководство предприятия должно выбрать конкретную стратегию, которая сможет повысить конкурентоспособность и эффективность деятельности организации в долгосрочной перспективе [3]. Но мы считаем, что подход позиционирования не учитывает немаловажную роль маркетинга и качественной составляющей процесса создания стратегии для повышения конкурентоспособности предприятий промышленной индустрии.

Ф. Котлер в своих трудах предпринял попытку рассмотреть процесс формирования стратегий с позиций маркетинга [4]. В своих работах он обосновывает этапы формирования стратегии и обосновывает окончательный выбор стратегического поведения, зависящий от конкурентного положения предприятия на рынке.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый из существующих подходов к формированию стратегии развития компании имеет

О

гч

г

2

гч

Он

\

I

49

50

определенную степень независимости. Но, так как эти подходы отражают только одну сторону процесса разработки стратегии, их применение на практике весьма ограничено.

Нами предлагается использование комплексного подхода, который позволит сделать оптимальный стратегический выбор, наиболее полно использовать ресурсный потенциал компании, снизить риск принятия неправильных управленческих решений. Комплексный подход основывается на концепции Total Quality Management (TQM) и теории взаимодействия в маркетинге. Он предусматривает действия, направленные на укрепление отношений с клиентами, работниками, поставщиками и посредниками. Для ориентации промышленности на принципы и методы маркетинга, для их развития на основе рыночного взаимодействия, мы должны иметь маркетинговую концепцию организации бизнеса в этой сфере, а также методику поиска наилучших путей для работы в рыночных условиях. На наш взгляд, цели маркетинговой теории взаимодействия в сочетании с основными принципами Total Quality Management (TQM) в полной мере способствуют достижению устойчивого конкурентного преимущества и созданию круг постоянных клиентов [5].

Маркетинг взаимодействия в рамках организации и процесс разработки стратегии, основанной на концепции Total Quality Management (TQM), должны быть направлены на создание команды, подготовку и мотивацию персонала, взаимодействие всех субъектов маркетинговой сети [6]. На наш взгляд, наиболее полное решение этой задачи соответствует формированию кросс-функциональных команд в рамках разработки конкурентной стратегии предприятия промышленной индустрии. Взаимодействие специалистов различных уровней, поставщиков и потребителей продукции является залогом повышения конкурентоспособности организации.

На основе предложенного комплексного подхода, мы формируем стратегию в виде комбинации запланированных и ответных действий на изменения в отрасли и действиях конкурентов. Эта стратегия должна основываться на анализе стратегий конкурентов и охватывать все основные функции и подразделения промышленного предприятия: производство, маркетинг, человеческие ресурсы, НИОКР.

На основе современных представлений о природе конкуренции и конкурентных преимуществ, необходимо обосновать принципы, которые должны стать основой для формирования стратегии повышения конкурентоспособности предприятий промышленной индустрии: лидирующая роль руководства, ориентация на долгосрочную перспективу, увязка внутренних возможностей организации с рыночными потребностями, постоянное улучшение деятельности предприятия, сбалансированность интересов участников рыночной цепи, вовлеченность персонала в процесс формирования стратегии. Использование данных принципов позволит обеспечить синергетический эффект в процессе реализации стратегии. Внедрение комплексного подхода к созданию стратегии конкурентоспособности на практике позволит менеджменту организации сосредоточить внимание одновременно на нескольких видах деятельности предприятия, тем самым охватить всю сферу рыночных возможностей.

Литература:

1. Павлова ТА Оценка конкурентоспособности легкой промышленности в условиях вхождения России в ВТО: дис.... кандидата экономических наук: 08.00.05 / ТА Павлова; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т технологии и дизайна]. - Санкт-Петербург, 2007. -164 с.

2. Абанина С.П. Формирование стратегии повышения конкурентоспособности организации: дис.... кандидата экономических наук. / С.П. Абанина; [Место защиты: Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева].- Саранск, 2007. -204 с.

3. Горлов С.М., Бигдай О.Б. Анализ маркетинговой деятельности сельскохозяйственных организаций в регионе // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2006 - № 4.

4. Маркетинг и менеджмент в развитии экономики России / под ред. С.В. Аливановой. - Ставрополь: Агрус, 2012. - 324 с.

5. Фурсов В.А., Лазарева Н.В., Аливанова С.В. Использование инструментария стратегического маркетинга при выходе предприятия на мировой рынок // Экономика и маркетинг: новый взгляд: сборник научных работ по материалам VI Региональной научно-практической конференции. 4.1. - Ставрополь: АГРУС, 2013.- С. 12-21.

6. Фурсов В.А., Лазарева Н.В. особенности стратегий повышения конкурентных преимуществ предприятий промышленной индустрии // Актуальные проблемы экономики и управления на предприятиях машиностроения, нефтяной и газовой промышленности в условиях инновационно-ориентированной экономики : материалы IV Международной научно-практической конференции. - Пермь : ПНИПУ, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.