Научная статья на тему 'Особенности и направления развития конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности'

Особенности и направления развития конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
632
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предприятия / пищевая промышленность / конкурентоспособность / факторы конкурентоспособности / конкурентная стратегия. / enterprises / food industry / competitiveness / factors of competitiveness / competitive strategy.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е. Н. Александрова, Р. И. Сташ

Статья посвящена исследованию особенностей конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности на современном этапе, которые определяют вектор направлений их развития – обеспечение более высокого уровня ценности продукции для потребителей при одновременной оптимизации операций для увеличения доходов и снижения затрат фирмы, автоматизация производственных процессов, повышение активности и гибкости НИОКР. Источники (факторы) конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности предлагается подразделить на внутренние и внешние. В числе отличительных особенностей конкуренции предприятий пищевой промышленности в статье рассмотрены – острая конкурентная борьба за потребительское внимание и, как следствие необходимость развития производственной и товарной конкурентоспособности. Актуальной проблемой конкурентоспособности предприятий является выбор канала распределения, появление новых продуктов и новых методов организации цепочки поставок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF COMPETITIVENESS OF FOOD INDUSTRY ENTERPRISES

The article is devoted to the study of the characteristics of the competitiveness of food industry enterprises at the present stage, which determine the vector of their development – providing a higher level of product value for consumers while optimizing operations to increase revenues and reduce costs of the company, automation of production processes, increasing the activity and flexibility of R&D. Sources (factors) of competitiveness of the food industry is proposed to be divided into internal and external. Among the distinctive features of the competition of the food industry in the article – the acute competition for consumer attention and, as a consequence, the need for the development of production and commodity competitiveness. The actual problem of competitiveness of enterprises is the choice of distribution channel, the emergence of new products and new methods of supply chain organization.

Текст научной работы на тему «Особенности и направления развития конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности»

ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Е.Н. Александрова, канд. экон. наук, доцент Р.И. Сташ, магистрант Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

DOr.10.244n/2500-1000-2019-n535

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности на современном этапе, которые определяют вектор направлений их развития - обеспечение более высокого уровня ценности продукции для потребителей при одновременной оптимизации операций для увеличения доходов и снижения затрат фирмы, автоматизация производственных процессов, повышение активности и гибкости НИОКР. Источники (факторы) конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности предлагается подразделить на внутренние и внешние. В числе отличительных особенностей конкуренции предприятий пищевой промышленности в статье рассмотрены - острая конкурентная борьба за потребительское внимание и, как следствие необходимость развития производственной и товарной конкурентоспособности. Актуальной проблемой конкурентоспособности предприятий является выбор канала распределения, появление новых продуктов и новых методов организации цепочки поставок.

Ключевые слова: предприятия, пищевая промышленность, конкурентоспособность, факторы конкурентоспособности, конкурентная стратегия.

Интенсивный рост биотехнологий, производства компьютеров и развития программного обеспечения, химической и фармацевтической промышленности и ряда других инновационных технологий привели к существенному прогрессу в традиционных отраслях промышленности, в том числе в пищевом комплексе, в частности - появление новых продуктов и новых методов организации цепочки поставок. Кроме того, все большее влияние на отрасль оказывают потребительские предпочтения как результат роста доходов, изменений в структуре населения и нового образа жизни.

С одной стороны, пищевая промышленность является относительно традиционной, а с другой - внедряет передовые технологии. Все эти факторы влияют на развитие и конкурентоспособность предприятий современной пищевой промышленности.

Важнейшим фактором развития пищевой промышленности, повышения эффективности ее деятельности является конкурентоспособность ее предприятий. При

этом одной из актуальных проблем конкурентоспособности предприятий является выбор канала распределения, как важного элемента в деятельности предприятий и их групп. Во многих случаях выбор определяет соответствующий канал сбыта для достижения успеха предприятий на рынке, особенно в части эффективности логистических операций, а также удовлетворения спроса конечных потребителей, а также обеспечения доступности продукции на международном рынке [1].

Отличительная особенность конкуренции предприятий пищевой промышленности - острая конкурентная борьба за потребительское внимание и, как следствие необходимость развития производственной и товарной конкурентоспособности. В связи с этим, многие авторы считают, что для развития предприятий пищевой промышленности необходимо не только осуществлять постоянный мониторинг их внутреннего экономического состояния, но и формировать конкурентную стратегию их развития на перспективу [2].

Конкурентоспособность предприятий пищевой промышленности характеризуется уровнем выполнения конкретных функций и зависит от эффективности ее функционирования, которая измеряется не только традиционными критериями, но и в соответствии с отраслевыми особенностями, степенью жизнеспособности и динамичности отрасли или ее комплексов на разных уровнях экономического развития в регионах, странах или мире в целом.

Каждое пищевое предприятие должно разработать свою собственную систему управления конкурентоспособностью с учетом его специфики деятельности и особенностей функционирования на рынке. Все составляющие конкурентного потенциала пищевого предприятия - современные технологии, оборудование, обученный персонал и другие ресурсы, которые используются для функционирования предприятия и его стратегического развития в конкурентной среде становятся в этом случае объектами управления.

Конкурентоспособность предприятий пищевой промышленности остается под влиянием многих факторов, как из ближнего, так и дальнего окружения. К важным факторам, как правило, относят следующие [3]:

1) низкие затраты на производство и распределение продуктов питания;

2) высокий уровень интеграции производства и капитала;

3) высокое качество продукции;

4) постоянное развитие технологий;

5) эффективная система организации и управления компанией.

Для повышения конкурентоспособности пищевого предприятия необходимо максимально удовлетворять потребности потребителей, развивать инфраструктуру снабжения и маркетинга, обеспечить надлежащую научную поддержку отрасли.

Высокий уровень конкурентоспособности должен обеспечивать способность таких предприятий сохранять и расширять свою долю на рынке и обеспечивать сбалансированное долгосрочное развитие. Источники (факторы) конкурентоспособности предприятий пищевой промышлен-

ности могут быть подразделены на внутренние и внешние:

1) внешние: темпы роста населения и характер спроса; инновации; меры и направления государственной политики, законодательство; посредническое звено; производительность труда в отрасли;

2) внутренние: гарантия качества продукции; выбор эффективных каналов сбыта; формирование конкурентной стратегии; оценка предпочтений потребителей продукции; управление конкурентным потенциалом пищевого предприятия (современные технологии, оборудование, обученный персонал и другие ресурсы).

Следует отметить, что конкурентоспособность предприятий пищевой промышленности сильно зависит от стоимости сельскохозяйственной продукции и относительно низкой стоимости переработки. В результате это позволяет предприятиям достичь ценностных и стоимостных конкурентных преимуществ.

В пищевой промышленности современные предприятия сталкиваются с большим уровнем конкуренции. Новая среда характеризуется ростом цен на сырьевые товары, давлением розничных цен и ужесточением правил производства и продажи продукции пищевых отраслей. Потребители также играют определенную роль, поскольку они требуют большей питательной ценности и использования ингредиентов, которые они считают безопасными и лучшими для здоровья. В такой конкурентной среде уже недостаточно производить продукты, которые просто отвечают основным требованиям покупателей. Предприятия пищевой промышленности нуждаются в более структурированной стратегии конкурентоспособности, которая выходит за рамки простого создания продуктов, которые будут покупать потребители.

Для современных компаний пищевой промышленности в стратегии конкурентоспособности на первый план выходят такие задачи как снижение затрат, выбор инструментов, позволяющих оперативно реагировать на ограничения, которые являются обременительными и быстро меняющимися, гибкость в принятии решений,

управления жизненным циклом продукта и планирования цепочки поставок [4].

Например, исходя из результатов исследования Аналитического центра при Правительстве РФ (которое проводилось в период с 18 января по 18 февраля 2019 г. в виде онлайн-опроса представителей российского бизнеса) в пищевой промышленности достаточно высокое значение имеют такие способы повышения конкурентоспособности как покупка машин и технологического оборудования; новые способы продвижения продукции (маркетинговые стратегии); разработка новых модификаций производимой продукции; выход на новые продуктовые рынки (реализация полностью нового для бизнеса товара/ работы/ услуги) [5]. Так, покупку машин и технологического оборудования осуществляло 80% производителей пищевых продуктов, 60% - выходили на новые продуктовые рынки.

Подводя итог, рассмотренным особенностям конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности можем сделать вывод о том, что такая конкурентоспособность во многом связана с внедрением передовых технологий, выбором

канала распределения, развитием производственной и товарной стратегий, квалифицированными кадрами. Все большее влияние на отрасль оказывают потребительские предпочтения как результат роста доходов, изменений в структуре населения и нового образа жизни. В высоко конкурентной среде предприятиям пищевой отрасли недостаточно производить продукты, которые просто отвечают основным требованиям потребления. Они нуждаются в более структурированной стратегии конкурентоспособности, выходящей за рамки простого создания продуктов, которые будут покупать потребители. В числе наиболее перспективных направлений развития конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности представляются следующие - обеспечение более высокого уровня ценности продукции для потребителей при одновременной оптимизации операций для увеличения доходов и снижения затрат фирмы, автоматизация производственных процессов, повышение активности и гибкости НИОКР, эффективности производства, обеспечение оптимизации работы поставщиков, развитие дистрибуции.

Библиографический список

1. Bereznytskyi K., Kalyuzhnaya Y., Protsuik N., Nowakowska-Grunt J. The Analysis of Competitiveness Management System of Food Enterprises in the Different Distribution channels on the example of Ukraine // Z eszyty Naukowe Politechniki Cz^stochowskiej Z arz^dzanie. Nr 21 (2016) s. 36-46. URL: http://www.zim.pcz.pl/znwz.

2. Дружникова Е.П., Семенченко Н.Е. Роль конкурентоспособности в процессе формирования стратегии предприятий пищевой промышленности // Вестник науки и образования. - 2019. - № 3 (57). Часть 2. - С. 22-25.

3. Szwacka-Mokrzycka Joanna. Sources of competitive advantage in food industry / Social Responsibility, Professional Ethics, and Management. Proceedings of the 11th International Conference Ankara, Turkey, 24-27 November 2010. URL: https://www.researchgate.net/publication/236853930_SOURCES_OF_COMPETITIVE_ADVA NTAGE_IN_FOOD_INDUSTRY

4. How food & beverage companies gain competitive advantage. Infor. URL: https://www.godlan.com/documents/Manufacturing-ERP-Software-White-Paper-%20How_food_beverage_companies_gain_competitive_advantage-Infor_SyteLine_ERP_Godlan_Manufacturing_Consulting.pdf

5. Оценка состояния конкурентной среды в России - 2019. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. URL: www.ac.gov.ru

FEATURES AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF COMPETITIVENESS OF

FOOD INDUSTRY ENTERPRISES

E.N. Aleksandrova, Associate Professor R.I. Stash, Graduate Student Kuban State University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article is devoted to the study of the characteristics of the competitiveness of food industry enterprises at the present stage, which determine the vector of their development -providing a higher level of product value for consumers while optimizing operations to increase revenues and reduce costs of the company, automation of production processes, increasing the activity and flexibility of R&D. Sources (factors) of competitiveness of the food industry is proposed to be divided into internal and external. Among the distinctive features of the competition of the food industry in the article - the acute competition for consumer attention and, as a consequence, the need for the development ofproduction and commodity competitiveness. The actual problem of competitiveness of enterprises is the choice of distribution channel, the emergence of new products and new methods of supply chain organization.

Keywords: enterprises, food industry, competitiveness, factors of competitiveness, competitive strategy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.