Чжан Дунхуэй
Профессор школы международного образования, Ляонинский университет.
Сюй Пин
Профессор школы марксизма, Китайский медицинский университет.
Роль конфуцианского понятия «благородный человек» в современном Китае*
Аннотация. Понятие «благородный человек» является традиционным культурным символом, который сформирован и отшлифован конфуцианством. Именно в учении «Лунь Юй» Конфуций кропотливо размышлял и не уставал детализировать. Можно сказать, что само по себе понятие «благородный человек» отражает основную концепцию конфуцианства, глубоко отражает духовные поиски китайского народа. В связи с этим, необходимо понять саму суть значения «благородный человек», правильно понимать путь взращивания «благородной личности», верно трактовать социальную значимость «культуры благородного человека». Все это имеет относительно важную ценность в современном развитии выдающейся традицонной культуры - секретный код вечной молодости китайской нации как раз заложен в постоянном совершенствовании культуры высоких моральных качеств личности.
Ключевые слова: конфуцианство, конфуцианское понятие, Конфуций, традиционный культурный символ, культура, «благородный человек», гумманость, гуманные поступки, добродетель, добросердечность, аномия, китайская нация.
Zhang Donghui
Professor, School of International Education, Liaoning University.
Xu Ping
Professor of the School of Marxism, China Medical University.
The role of the Confucian concept of «nobleman» in modern China
Abstract. The term «nobleman» is a traditional cultural symbol shaped and polished by Confucianism. Particularly in the teaching "Loon Yu" Confucius thought painstakingly and did not tire of detailing. It can be said, that in itself the term «nobleman» reflects the basic concept of Confucianism, deeply reflects the pursuit quest of the Chinese people. In this regard, it is necessary to understand the substance of the meaning «nobleman», to understand the way of cultivation of «noble personality», correctly interpret the social significance of «culture of nobleman». All of these are of relatively great value in the modern development of outstanding traditional culture - the secret code of the eternal youth of the Chinese nation lies precisely in the continuous improvement of the culture of one's high moral qualities.
Key words: confucianism, confucian concept, confucius, traditional cultural symbol, «nobleman», humanity, human actions, goodness, kindness, oddity, Chinese nation.
* © Чжан Дунхуэй, Сюй Пин, 2024.
Роль конфуцианского понятия «благородный человек» в современном Китае
Введение
Китайская культура находит свое продложение в личности благородного человека; целосность культуры это целосность личности; культурные реновации также отражаются в обновлении личности.
Само по себе понятие «благородный человек» имело широкое распространение с раннего периода китайской цивилизации.
В трудах «Книга истории», «Чжоу и», «Шицзин» уже встречалось понятие «благородного человека», исключительно благодаря тонкой интерпретации Конфуция образ благородного человека начинает блистать всеми красками: самоотверженность, вежливость, мудрость и проницательность, а также стремление к самосовершенствованию - все это завершает великую трансформацию из социального статуса личности в символ культуры.
«Благородный человек - личность» в отвественный момент, когда поставлена на карту целосность китайской нации Конфуций размышлял о жизненном пути, чтобы определить основу человечности, через устройство «культуры благородного человека», это дает подход к пониманию проблемы человеческой природы. Иными словами гуманность изначально заложена в человеческой природе - совершать добродетель - выполнять благодеяния, это дает глубокий ответ во времена социальных потрясений.
Основная часть
Добросердечность заложена в человеке и вопрос о человеческой природе является извечной проблемой, стоящей перед человечеством. В эпоху мировых раздоров и распрей добро и зло невозможно распознать, лишаешься опоры в своих действиях, рушится определен-
ный порядок, войны и смуты продолжаются беспрерывно.
Суровая социальная реальность всколыхнула Конфуция на глубокие переживания о жизни, его мысли от того «чего не хватает людям» привели к тому, что «людям нужно» и настойчиво указывали на «поиске основ человеческих качеств». Одно из самых драгочен-ных сокровищ это доброта, а благоразумие - конец всем неудачам. Конфуций «созерцал самого себя», «осмысливал семьи через семью», от «добросердечности, заложенной в человеке» полностью подтвердились содержащиеся в человеческой природе «моральные и нравственные силы».
Конфуций говорил: «Благородный человек при рождении уже благороден». Задача благородного человека, подтверждая принцип доброты заложенной изначально в человеческой природе - следование принципу «добродетели» это и считается благородным человеком, нарушение этого принципа - быть малодушным. Американский социальный психолог Чарльз Кули отметил, что до тех пор пока человек обладает характером «добродетели»он располагает к себе других людей и обладает более широким кругозором. На основе полного уважения к человеческой природе, через эмпирическое утверждение о том, что «добросердечность заложена в человеке», Конфуций заложил гуманистические чувства «личности благородного человека» и открыл культурный путь к пониманию человеческой природы китайской нации.
основная концепция «благородной личности» - «гуманность», что означает взаимную заботу между людьми. «Гуманность» выделена Конфуцием как основа всей деятельности «благородного человека». Поняте «гуманности» в трудах «Лунь Юй» встречается 109 раз.
Через интерпретацию «гуманности» Конфуций истолковал свое глубокое восприятие человеческой природы. Дела и поступки зарождаются и развиваются в процессах взаимоотношения людей. Если люди в своем взаимодействии смогут проявлять искренность и доброжелательность друг к другу, то тогда миром можно управлять. Конфуций замечал, все дело в том, что «есть возможность в течение одного дня использовать принципы гуманности? я не вижу в этом ничего невозможного»
По мнению Конфуция, «гуманность» сильно взаимосвязана с «благородной личностью». Он подчеркнул, что «человеколюбивый муж не поступится гуманностью даже ради спасения собственной жизни, он готов отдать свою жизнь во имя человеколюбия.» Поэтому Линь Юйтан считал, что «путь благородного мужа» в совершении дел и поступков лежит через «гуманность» . Роковая катастрофа человечества в угасании «света человечности».
Британский экономист смит когда-то выступал за необходимость того, чтобы люди взаимодействовали между собой методами «понимания» и «соот-вествия».
«Приветливые и достойные уважения добродетели» могут создать своего рода «гармоничное спокойствие». Конфуций посредством «гуманности» шаг за шагом посредством диалога развеял странные составляющие, прояснил истинную причину социального хаоса и нашел основной принцип «личности благородного человека».
С тех пор учения «Жэньи» Мэн-цзы, «Жэньшэн» Чжу Си, «Жэньбэнь» Кан Ювэй, «Жэньтун»Тань Сытун - все основываются на «доброжелательности» Конфуция.
на уровне моральной значимости «доброжелательность» является глав-
ным элементом человеческой природы. В откровенно жестоком обществе «доброжелательность» имеет подтекст «равенства» одно из распространенных принципов восприятия - перед лицом гуманности все равны. Например Мэн-цзы говорил: «Каждый человек может стать Яо и Шунь». В учении «Да сюэ» говорится, что начиная с императора и до простолюдина каждый может самосовершенствоваться. Тань сытун замечал, что «в доброжелательс-ноти все равны, нет никакой разницы». Конфуций взяв за основу моральных качеств и достоинств «доброжелательность» открыл доступ политики к этическим нормам. независимо от того, насколько они высоки или низки, они должны быть приняты человеческой природой; откуда бы ни был человек каждый берет на себя моральные обязательства. Конфуций говорил: «При управлении государством мораль и нравственность находятся на своих местах, также как полярная звезда находится на небе среди множества других звезд и действуют они сообща».
«Благородный человек» Конфуция основан на «доброжелательности», что привело к длительному процессу изысканий китайской нации «человека в человеке» - твердое решение найти основу, человечность и путь, что стало для благородного человека основным курсом в жизни, «здравым смыслом» существования китайской нации. Фэн Юлань восхвалял конфуцианство как «открытие человека», Лян Шумин от-звался о конфуцианстве как об учении о жизни, Ло Цзялунь восхвлалял Конфуция как «великого провидца», британский историк Джозеф нидэм остро переживал о «великой доброжелательности к людям и животным» Конфуция, а американский историк Крайг считает, что Конфуций свои глубоким
мышлением привнес новую энергию в «устоявщиеся традиции» Китая. Гу Хунмин таким образом прокомментировал: «Конфуций провел всю жизнь, пытаясь вывести общество и цивилизацию на правильный путь, дать ему реальную основу, предотвратить разрушение цивилизации.»
Традиционное китайское общество - это мудрец, управляющий страной, и Конфуций считал «благородного человека» важным средством для осуществления идеи «гуманности». Конфуций говорил: «Усердие в учебе приближает к знанию, упорство в действии близко к благодеянию, совестливость близка к мужеству». По мнению Конфуция «гуманность» практически очевидна». Поэтому он, взяв за основу «доброту, изначально заложенную в человеческой природе, в качестве моральной отправной точки и наметил практический путь «единства познания и действия», культивируемого благородными людьми, то есть «гуманность» и «справедливость» в качестве фундамента, «основу жизни народа» и «общественное мнение» в качестве базовых стремлений, «мудрость» и «решительность» как поведенчиские характеристик, а также «находится в гармонии, но не плыть по течению» и «ладить со средой, но не отождествлят-ся с ней» как индивидуальные особенности характер, все этов конечном счете вырастает в истинного благородного человека «занявшему своеместо среди людей». Сюнь-цзы, планируя правовую систему этикета и культуры однажды сказал: «закон не может быть независимым, класс не может быть сам по себе, и те кто его приобретут - выживут, а те, кто потеряет - погибнут. Закон это упорядочивание правил, благородный человек это основоположник законов». По мнению сюнь-цзы,благородный человек с высокими моральными качест-
вами и есть основа культуры.
Основа добродетели.
Конфуций учил «гуманности», Мэн-цзыпридавал большое значение «справедливости». «Гуманность» определяет мягкость, «справедливость» демонстрирует стойкость. Мэн-цзы считал, чтот благородный человек « чем гуманее, тем мягче; чем справедливее, тем тверже», умелое совмещение твердости и мягкости в оращении с людьми представляет собой основу добродетели. Моральными устоями благородного человека являются «гуманность» и «справедливость», то есть нравственная активность благородного человека осуществляется лично им самим и обществом вцелом, через прямоту нравственности и морали подчеркнуть нравственную ценность и смысл жизни благородного человека. Путь благородного человека состоит в том, чтобы «занять правильное место в мире и идти верным путем. Достигнуть своих целей возможно, следуя народу; все будет безуспешно, если действовать в одиночку. Не соблазниться ни богатством, ни почестями; не пасть низко из-за нищеты, изменяя своим идеалам; не сломить ни угрозой, ни силой». Как заметил Вэнь Тяньсян: « Конфуций говорит о необходимости пожертвовать собой, ради торжества идеи; Мэн-цзы призывает отдать жизнь за правое дело так, как возможно справедливо, поэтому гуманность достигает высшей точки. Изучайте писания святых мудрецов, все полученные знания рано или поздно будут достойны вас».
Поведенческая репрезентация.
Характерными чертами поведения благородного человека являются достижения «мудрости» и «мужества» в когнитичном плане. «Мудрость» и «мужество» это познание и сила воли в современной психологии - фактиче-
ские умозаключения и поведенческие проявления. Среди них поведенческая производительность является высшей стадией когнитивного процесса, и это поведенческий выбор, основанный на фактических и оценочных суждениях. Прежде чем выбратьпоступок или действие, Конфуций выделяет «девять образцов»: ясное зрение, четкий слух, почтительные манеры, корректное обращение, искренняя речь, добросовестная ответсенность, при сомнениях -смело задавать вопросы, сталкиваясь с трудностями и неудачами - не сдаваться лекго, преследуя личные интересы не забыватьпро социальное благополучие и моральную этику, а затем «то, что накоплено внутри, то непременно проявится снаружи». «Мужество» как раз является концентрированным воплощением всех особенностей поведения благородного человека.
Стандарт образа благородного человека.
Конфуций приводит особый признак благородного человека по сравнению с малодушной личностью. «Благородный человек любит добродетели», «он помогает тому, кто делает добро и отказывает тому, кто творит зло», «относится ко всем со справедливостью», «безмятежен и спокоен», «благородный человек ищет проблему в себе, а не в окружающих», «придерживается золотой середины», «тактичный и вежливый», «верен своим словам и поступкам», а также «манеры благородного человека могут стать предтечей мира из поколения в поколение, его поведение может стать законом мира из поколения в поколение, а его язык может стать нормой мира для будущих поколений». И те, кто отклоняется от этих принципов становятся только отрицательной моделью благородного человека. иными словами, быть благородным
человеком или малодушным это не постоянное состояние, если совершаешь добрые дела - то благороден, если совершаешь плохие темные дела, то являешься малодушным.
Природа благородного человека.
Конфуцианство часто использует термин «независимость» для выражения независимости благородного человека, подчеркивая, что благородный человек должен «находиться в согласии со средой, но не отождествляться с ней». «Благородный человек осторожен даже тогда, когда его никто не видит» последовательно «практикует доброжелательность только по отношению к себе». «Например, в учении «Чжун юн» говорится: «именно темперамент, данный Небом, называется природой, делать что-то в соответствии с природой называется Дао, а само совершенствование Дао называется назиданием. От высшего принципа Дао нельзя отходить ни на шаг; если есть возможность уйти - значит это неверный путь. именно поэтому благородный человек остерегается того, чего не видит, боится того, чего не слышит. Независимо от того, насколько скрыты вещи, нет ничего нераскрытого, поэтому благородный человек очень осторожен когда он один» это означает, что люди с низкими моральными качествами дают во всем себе волю и свободу, а высоконравственный человек , даже оставаясь наедине, остается осмотрительным и осторожным. В трактате «сюнь-цзы» говорится: «Добродетель ведет по истинному пути, поступающий не искренне остается одиноким, а когда ты одинок, то не видишь своего истинного пути». Очевидно, что «нравственность» характеризует как внутреннее состоянее, имманентность, так и открытость. Во взаимодействии между двумя полюсами может быть достигнуто истинное «Я», а также завер-
шение и реализация личности индивида. В «Ли цзи (Книге обрядов)» луский Ай-гун (правителькняжества Лу) спросил Конфуция о модели поведения человека, изучающего конфуцианство, на что Конфуций ответил: «Тело в опасности, а воля не захвачена». По словам Ду Вэй-мина, становление личности благородного человека формирует «достоинство» индивидуального развития.
В критический момент общественного развития Китая Конфуций, чувствуя свою миссию спасения народа, интегрировал разумные гуманистические ценности из традиционной культуры и заложил глубокий культурный фундамент «личности благородного человека». Как заметил Киссинджер, история Китая продолжается и по сей день, в основном опираясь на набор ценностей, в которые верят простые китайские люди.
«Личность благородного человека» была интернализирована как «естественная тенденция» китайской нации. Согласно идеологии Конфуция, «Я» как индивидуум может жить только в группе «Мы». Взаимозависимость людей составляет «симбиоз» группы «Мы». Говоря словами Лян Су-мина, «гуманность» это «взаимность считать как важность». Чэнь Лай считает: «Гуманность - это противопоставлять себя с другими, забота и любовь к другим или оказание услуг другим.» С точки зрения Конфуция, самое главное в человеческом жизненном опыте - это самосовершенствование, уважение к старшим, уважение к другим, дружелюбие, обучение и общительность в «симбиотических» отношениях между людьми, культивирование концепции ориентации на людей, а затем осознание собственной жизненной ценности в усилиях на благо других и общества. С ежедневным распространением культуры благородного человека,
«благородная личность» была признана не только сменяющими друг друга поколениями мыслителей, литераторов и врачей, но и широко признана людьми из всех слоев общества, включая простых людей, и трансформировалась в народные обычаи и сердца людей, подражающих друг другу, смотрящих друг на друга и проявляющих доброту. Таким образом культура благородного человека постепенно стала «естественным направлением» в психологии людей.
«Идеал благородного человека» уже устойчиво интегрировался в «психологической карте» китайской нации. Путь состоит в том, чтобы сосредоточиться на самосовершенствовании. Что касается конкретногопути роста благородного человека, то замысел Конфуция кратко сформулирован в учении «Да сюэ» - «Те, кто желает просветить мир в древние времена, сначала правят своим царством; те, кто хочет управлять своей страной, должны сначала воссоединиться со своими семьями; те, кто хочет объединить свои семьи, сначала культивируют свое тело; те, кто хочет совершенствовать свое тело, должны сначала исправить свое сердце; те, кто хочет исправить свое сердце, сначала искренне делают это; те, укто хочет быть искренним, сначала получают знания; чтобы довести до нужной степени свои знания, нужно правильно классифицировать предметы внешнего мира. Познаем природу затем получаем знания, знание достигло совершенства затем мысли стали искренни, за искренностью сердце начинает верно чувствовать, за сердцем совершенствуем тело, за телом формируется семейное счастье, за семьей приводится порядок в стране, при управлении страной во всем мире воцаряется мир». Можно сказать, что схема этого пути указывает направление борьбы за то, «куда идти» челове-
ку, и представляет собой реалистичное руководство для формирования благородной личности. Как сказал Мэн-цзы: «небеса пошлют человеку великие задачи, и он сначала будет работать своим умом, работать своими костями, изнурять себя умственно и физически, морить свое тело голодом, опустошать себя, портить свои дела, поэтому нужно упорствовать несмотря на внешнее сопротивление, уметь извлекать выгоду, даже там, где невозможно... » Практика культуры благородства сделала личность благородного человека самой яркой жизненной координатой китайской нации.
«Благородный человек» уже составил единое целое с «коллективной мощью» китайской нации. Влияние Конфуция на китайскую нацию очень велико, он возвышается над ней подобно огромной горе. Цянь Нансу выделил три главных признака благородного человека на сегодняшний день: «Каждый обычный человек несет ответственность за взлет или падение страны, делаем упор на одухотворенность и патриотизм, с помощью гуманности и справедливости взаимно помогать друг другу, именно выделяется концепция взаимопомощи и заботы общствен-ности, с помощью прямолинейности, морали и твердости духа выделяется самосовершенствование и стремление к доброте.» В каждый раз , когда социальное положение отчасти затрагивает благородного человека, его дух пробуждается. Как сказал Лян Цичао: «Путь Конфуция поэтому остается непоколебим даже в суровые и смутные времена, потому что развитие тысячелетнего общества непрерывно также, как существование вселенной». По словам Ду Вэй-мина, «истинное конфуцианство может появиться на пересечении любого вида времени и пространства». Ян И также
считает, что поскольку многие идеи и концепции Конфуция направлены на аномию человеческой природы и общества, спасительная функция мысли Конфуция будет автоматически восстанавливаться и активироваться всякий раз, когда какая-либо аномия вновь появляется.
Заключение
В современное время, когда история Китая переживает особые моменты, культура благородного человека в очередной раз демонстрирует «силу и эффективность». «Ориентация на людей» стала основным требованием Коммунистической партии Китая, «управление для народа» стало руководящей философией Коммунистической партии Китая, а «принятие ответственности перед народом» стало принципом партийного духа Коммунистической партии Китая.
Источником результата является Национальный фонд социальных наук Китая, исследование построения дискурсивной системы социалистической модернизации с китайской спецификой (21BKS051) промежуточное исследование.
References
[1] Alitto G.S. "Could this world be a better place?" - Liang
Shuming, shorthand (with author's comments) // Publishing House "Teaching and Research of Foreign Languages". 2010. P. 23-25.
[2] Gu Hongming The intelligence of the Chinese // Sanlian
Publishing House. 2010. P. 12-15.
[3] Du Wei-ming Modern transformation of the traditions of
Confucianism // Guangbo dienshi. 1992. P. 28-29.
[4] Cooley C.H. Human Nature and Social Order. Transla-
tion by Bao Fanyi and Wang Yuan // Huaxia Publishing House. 1999. P. 101-112.
[5] Albert M. Craig The Legacy of Chinese Civilization -
From Antiquity to the Present Day (translated by Li Yang). // Zhongxing Chubanshe Publishing House. 2016. P. 36-38.
[6] Lin Yutang. The wisdom of Confucius (with comments by
Huang Jiade) // Hunan Publishing House of Literature and Art. 2016. P. 6-8.
[7] Luo Jialun The Character of the Chinese.// Rabochee
Publishing House. 2010. P. 243-246.
[8] Lian Qichao Lectures. Reader of the ideological direction
of the Republic of China (edited by Tian Xiaoqing) // House of Writers. 2013. Vol. 1. P. 276-278.
[9] Smith A. The Theory of Moral Sentiments (comments by
Yu Yun) // Scientific Publishing House of Social Sciences of China. 2003. P. 3-21.
[10] Tan Sitong. The doctrine of humanity. Selected notes by Jia Zhongguo (comments by Liang Qichao) // Renmin Chubanshe Publishing House. 1994. P. 12-23.
[11] Feng Yulan. History of Chinese philosophy. // Chongqing Publishing House. 2009. Vol. 1. P. 35-42.
[12] Huang Zhenyu Expanding the horizons of Chinese history // Chinese Social Science Publishing House. 1998. P. 31-35.
[13] Chen Lai The main values of Chinese civilization - the Chinese direction and traditional values // Sanlian. 2015. P. 175-178.
[14] Yu Qiu Yu. The Path of a Noble Man // Beijing United Publishing Company. 2014. № 5. P. 5-9.
[15] Yan Y. The spirit of Chinese culture // Sanlian Publishing House, Shanghai. 2017. P. 145-151.
Список литературы
[1] Алитто Г.С. «Этот мир может быть лучше?» - Лян
Шумин, стенография (с комментариями автора) // издательство «Преподавания и исследования иностранных языков». 2010. С. 23-25.
[2] Гу Хунмин Интеллект китайца // Издательство «Сань-
лянь». 2010. с. 12-15.
[3] Ду Вэй-мин Современная трансформация традиций
Конфуцианства // Гуанбо дяньши. 1992. С. 28-29.
[4] Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный поря-
док . Перевод Бао Фаньи и Ван Юаня // издательство Хуася. 1999. С. 101-112.
[5] Альберт М.Крейг Наследие китайской цивилизации
- с дрекности до наших дней (перевод Ли Ян). // Издательство «Чжунсин чубаньшэ». 2016. С. 36-38.
[6] Линь Юйтан. Мудрость Конфуция ( с комментариями
Хуан Цзядэ) // Хунаньское издательство литературы и исскуства. 2016. С. 6-8.
[7] Луо Цзялунь Характер китайцев.// Издательство Ра-
бочее. 2010. С. 243-246.
[8] Лянь Цичао Лекции.Хрестоматия идеологического
направления Китайской Республики (под редакцией Тянь Сяоцина) // Дом писателей. 2013. Т. 1. С. 276-278.
[9] Смит А. Теория нравственных чувств (комментарии
Юй Юн) // Научное издательство общественных наук Китая. 2003. С. 3-21.
[10] Тань Сытун. Учение о гуманности. Избранные заметки Цзя Жуньго (комментарии Лян Цичао) // Издательство Жэньминь чубаньшэ. 1994. С. 12-23.
[11] Фэн Юлань. История китайской философии. // Издательство г. Чунцин. 2009. Т. 1. С. 35-42.
[12] Хуан Женьюй Расширение горизонтов китайской истории // Издательство социальных наук Китая. 1998. С. 31-35.
[13] Чэнь Лай Основные ценности китайской цивилизации - китайское направление и традиционные ценности // Саньлянь. 2015. С. 175-178.
[14] Юй Цю Юй. Путь благородного мужа // Пекинская объединенная издательская компания. 2014. № 5. С. 5-9.
[15] Ян И. Дух китайской культуры // Издательство Саньлянь г. Шанхай. 2017. С. 145-151.