Научная статья на тему 'Роль комплексной оценки ресурсного потенциала в развитии региона'

Роль комплексной оценки ресурсного потенциала в развитии региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
289
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / УСЛОВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мокрецова А. И.

В статье рассматриваются актуальные вопросы управления развитием ресурсного потенциала региона. Выделены базовые ресурсы региона и предложена оценка их весомости в экономическом развитии региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль комплексной оценки ресурсного потенциала в развитии региона»

Роль комплексной оценки ресурсного потенциала в развитии региона

THE ROLE OF INTEGRATED ASSESSMENT OF RESOURCE POTENTIAL IN THE DEVELOPMENT OF THE REGION

Мокрецова А.И.- аспирантка Брянского государственного технического университета (hjq@mail.ru)

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы управления развитием ресурсного потенциала региона. Выделены базовые ресурсы региона и предложена оценка их весомости в экономическом развитии региона.

Summary: This paper discusses current issues of development management of the resource potential of the region. Highlighted the basic resources of the region and suggested that the assessment of the weight of the economic development of the region.

Ключевые слова: ресурсный потенциал региона, условия экономического развития региона.

Keywords: resource capacity of the region, condition of economic development of the region.

Вступление России в ВТО обуславливает выполнение так называемых «системных» условий по взаимодействию в экономической системе. В связи с этим становится особенно важным изучение и оценка ресурсных возможностей, разработка и внедрение новых механизмов комплексного воздействия на ресурсный потенциал регионов и страны в целом. Свободный доступ иностранных фирм на региональные рынки и уравнивание их в правах с отечественными повысили требования к конкурентоспособности предприятий, как на внешнем, так и на внутренних рынках.

Сохранение и возрождение ресурсного потенциала региона, как одной из главных составляющих национального достояния, возможно за счет наукоемкого производства, в котором могут быть использованы преимущества России в системе образования, наличие значительного контингента квалифицированных кадров, а также минимизация издержек. Состояние экономического развития в регионах, система сложившихся отношений в государственном регулировании ресурсной политики требуют пересмотра базовых подходов к управлению развитием ресурсного потенциала региона. Формирование механизмов, обеспечивающих их воспроизводство, качество их функционирования и уровень развития во многом определяет экономическую ситуацию в каждом отдельно взятом регионе.

Переход ведущих стран к принципиально новой парадигме социальноэкономического развития общества - экономике знаний, инноваций, глобальных информационных систем, экономике интеллектуального труда, новейших технологий и технологического венчурного бизнеса, способствовал смене акцентов в расстановке ресурсных приоритетов. На первый план современной науки и хозяйственной практики выдвигаются новые научные концепции, в частности системно-синергетические, позволяющие переосмыслить роль и ключевые направления ресурсной политики, диктующие необходимость применения гибкого управляющего воздействия в зависимости от этапов развития управляемой самоорганизующейся системы.

В этот период региональная политика становится ключевым фактором в успешном решении задачи повышения качества жизни населения на основе ускоренной модернизации экономики, активизации инвестиционной и инновационной деятельности. Возрастает потребность в формировании соответствующей методологической и методической базы региональной политики, адаптированной к институциональным особенностям и этапам развития российской экономики и, вместе с тем, учитывающей мировые тенденции, и разработке на ее основе дифференцированного подхода к анализу и прогнозированию развития каждого региона с учетом его ресурсного потенциала.

Применяемые методы и механизмы требуют детального изучения проблем управления ресурсным потенциалом и выработки новых подходов к активному использованию знаний, как важнейшего ресурса развития. Основной целью при реализации подходов является необходимость за более короткий временной период не только достигнуть уровня развитых стран, но и выработать стратегические направления развития, позволяющие сохранять стабильность экономической системы, мобильность в управлении экономикой в условиях кризиса.

В научной среде сложилось устойчивое мнение, что программно-целевых методы управления обладают значительным инновационным потенциалом. В этом случае представляется необходимым по-новому определить место и структуру ресурсного потенциала, отвечающего современным концепциям регионального управления. В этих целях необходим глубокий анализ накопленного опыта, реформирование системы управления ресурсами региона и разработка новых методов управления.

Внедрение методов управления развитием ресурсного потенциала региона позволяет выработать систему правил и приемов оценки влияния ресурсных элементов на способность региона достигать поставленных целей по заданным сценарным трендам развития.

Под ресурсным потенциалом понимаются скрытые возможности, способности, нереализованные резервы ресурса, которые могут проявляться при изменении внутренней и внешней среды. Основным инструментом достижения поставленных целей социальноэкономического развития региона является обеспечение взаимодействия всех имеющихся ресурсов.

Анализ тенденций управления развитием ресурсного потенциала региона позволил:

- раскрыть закономерности развития экономики региона на основе ресурсного обеспечения плана реализации проектов и программ путем кооперации участников, концентрации бюджетных и внебюджетных средств;

- обосновать возможность формирования «стратегии роста» с учетом долгосрочного плана развития ресурсного потенциала региона, объединяющего федеральные и региональные программы развития ведущих отраслей во взаимодействии со стратегическими планами крупных предприятий и планами развития малого и среднего бизнеса региона.

Раскрыты факторы, влияющие на процесс формирования и использования ресурсного потенциала региона с учетом вступления России в ВТО. Одно из основных направлений развития ресурсного потенциала региона в новых условиях - это формирование его конкурентоспособности, которое зависит от целого ряда факторов: совокупного экономического потенциала, уровня управления НИОКР, состояния ресурсного рынка, развития инфраструктуры, качества услуг, квалификации персонала и др.

Ранее производимая оценка весомости элементов ресурсного потенциала в развитии региона учитывала в роли главных элементов, которые влияют на развитие, такие как - трудовые ресурсы, производственные мощности, инфраструктура, природные ресурсы и условия окружающей среды на основе количественных и качественных характеристик. Однако при оценке не учитывались факторы «мобильности», «информационной обеспеченности», то есть способности к адаптации их в разрезе территорий. С учетом данных факторов определен уровень способности ресурса к трансформации и перемещению в разрезе групп территорий. В качестве наиболее весомых элементов ресурсного потенциала в развитии региона выявлены: информационный, человеческий, финансовый и природно-экологический (рисунок 1).

К первому уровню отнесены элементы информационных ресурсов, система знаний, так как их способность к перемещению не ограничена. Элементы второго уровня -человеческие ресурсы: их способность к перемещению затруднена социальными и иными условиями. Элементы, третьего уровня - финансовые ресурсы, обладают способностью к

перемещению, однако их перемещение ограничено определенными отношениями. Элементы четвертого уровня - природно-экологические ресурсы, ограничены к перемещению.

Рис.1. Уровни способностей ресурсных элементов к перемещению в разрезе территорий

Распределение ресурсов по уровням в разрезе территорий позволяет получить более точную оценку весомости ресурсных элементов в процессе управления развитием территорий.

Исходя из сущности содержания и задач регионального управления, автором предложено классифицировать ресурсный потенциал региона по следующим основным признакам (рисунок 2).

Рис. 2. Классификация ресурсного потенциала региона

В основу предлагаемой классификации введен признак «воздействия» ресурсного элемента на процесс развития и жизнеобеспечения региона, характеризующий способность реагировать на изменения внешних и внутренних факторов. Классификация позволила структурировать ресурсы по двум группам «жесткие» и «мягкие». Критерием отнесения ресурсных элементов по группам «жесткие» и «мягкие» является характеристика их роли в развитии территории и способности обеспечить конкурентные преимущества с использованием компонентов интеллектуального капитала.

К «жестким» видам ресурсов отнесены: материальные, финансовые, природные и другие, ко второй группе «мягкие» виды ресурсов: человеческий капитал, информация, новые знания, изобретения и т.п. (рисунок 3).

Распределение ресурсных элементов по группам позволило выявить базовые ресурсы региона, а именно к ним отнесены «мягкие» виды ресурсов, управление

которыми обеспечивают конкурентоспособность и ускоренное развитие региона. Это обеспечивается за счет рациональных схем распределения «жестких» и «мягких» ресурсов, как собственных так и привлеченных.

Рис. 3. Группировка ресурсных элементов по видам «жесткие» и «мягкие»

Показано, что достижение целостности и ситуативной устойчивости развития базового ресурсного потенциала региона обеспечивается путем развития человеческого потенциала региона, способного к реализации «стратегии роста». Реализация «стратегии роста» обеспечивается за счет перенесения центра тяжести в структуре ресурсных элементов с материальных на нематериальные (человеческий капитал, информация, новые знания, изобретениях и т.п.)

Для интегрального показателя оценки потенциала ресурсов региона предложено использовать «Индекс ресурсного потенциала» (IRP), который включает в себя частные показатели (индикаторы): развития человеческого, информационного, финансового и природно-экологического потенциалов.

Частный показатель оценки ресурсного потенциала региона (Ni) определяется при помощи формулы (1):

Ni = Nif / N max *100 (1),

где, Nif - значения показателей в регионе, Nmax- максимальное значение показателя среди

рассматриваемых регионов.

Необходимо учесть, что изменение показателя ресурсного элемента может быть связано как с увеличением его значения (например, продолжительность жизни), так и с его уменьшением (например, заболеваемость). В последнем случае значения необходимо подставлять в формулу с отрицательным знаком. Так удается избежать логических противоречий, а результаты расчетов трактуются однозначно: с увеличением значения оценочного индекса растет качество среды. Перевод частных индексов в интегральный показатель предложено проводить с использованием взвешенных балльно-рейтинговых оценок по формуле (2):

IRP Ni *X, / n (2)

где, Х - вес i индекса соответствующего потенциала, N - индекс соответствующего показателя, п - количество показателей.

Исследование ресурсного потенциала региона по вышеприведенным параметрам подтверждает возможность влияния весовых показателей на структуру совокупного индекса ресурсного потенциала.

Комплексная оценка стратегического эффекта любой инициативы для региона проводится на соответствие стратегическим приоритетам и возможности базовых ресурсов региона, которая позволяет выработать прогрессивное направление развития региона. Предлагаемый подход к оценке управления развитием ресурсного потенциала региона позволяет определить прогрессивные направления развития региона и обеспечить достижение стратегического эффекта.

На основании чего предложен механизм интегральной оценки основных показателей Целевых программ, который предусматривает комплексные аналитические процедуры с выделением весомых показателей конкретной Целевой программы на каждом ее этапе реализации (рисунок 4). Предлагаемый подход к формированию основных показателей Целевой программы, позволяет повысить качество исполнения программы развития региона и обеспечить достижение поставленной цели в установленный срок.

Рис. 4. Этапы формирования основных показателей Целевых программ

Аналитические процедуры проводятся путем сравнения значимости элементов, что позволило сформировать систему показателей по двум видам: «жесткие» и «мягкие»; выявить ресурсный потенциал элементов и оценить их основные характеристики (технические, экономические, эксплуатационные и пр.).

Показано, что аналитические процедуры дают возможность выявить причины отклонений от заданного сценария, осуществить корректирующие меры по обеспечению Целевой программы необходимыми ресурсами, а при их недостаточности привлекать дополнительные ресурсы.

При отрицательном воздействии на процесс развития одних ресурсных элементов, другие ресурсные элементы компенсируют их отрицательное воздействие. В качестве механизма выравнивания предложена формализованная оценка степени воздействия основных элементов ресурсного потенциала - человеческого, информационного, финансового, природно-экологического, позволяющая фиксировать степень воздействия «мягких» элементов на развитие региона.

В процессе проведения формализованной оценки воздействия основных элементов ресурсного потенциала на развитие региона используют три этапа:

1. Первый этап - отбор Целевых программ (определяется стратегический эффект развития ресурсов региона);

2. Второй этап - расчет сбалансированности и обеспечения Целевых программ необходимыми ресурсами (проводится распределение элементов по группам и определяется их весомость, проводится оценка наиболее весомых показателей по группам):

-к первой группе по степени воздействия отнесены элементы группы человеческий потенциал (способный наиболее активно балансировать отрицательное воздействие);

- ко второй группе по степени воздействия отнесены элементы группы информационный потенциал и финансовой потенциал (способные активно - пассивно балансировать отрицательное воздействие);

- к третьей группе по степени воздействия отнесены элементы группы природноэкологический потенциал (способный пассивно балансировать отрицательное воздействие).

3. Третий этап - распределение ответственности за реализацию и получение конечного результата Целевых программ.

В итоге распределения элементов по равнозначным группам появляется возможность регулирования сводной оценки основных показателей Целевых программ с учетом занятости, заработной платы, отчислений в бюджеты различных уровней, повышения устойчивости и конкурентоспособности региональной экономики.

Оценка позволила установить зависимость: чем выше активность воздействия «мягких» элементов имеющихся ресурсов в регионе, тем выше потенциальные возможности экономического развития региона в целом.

Литература

1. Методические рекомендации к разработке показателей прогнозов социальноэкономического развития субъектов Российской Федерации - М.: МЭРТ, 2006.

Literature

1. Guidelines for the development of indicators of social and economic development of the Russian Federation - Moscow: MEDT, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.