Научная статья на тему 'Принципы формирования портфеля базовых ресурсов региона'

Принципы формирования портфеля базовых ресурсов региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
250
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗОВЫЕ РЕСУРСЫ РЕГИОНА / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / BASIC RESOURCES OF THE REGION / RESOURCE POTENTIAL OF THE REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мокрецова А. И.

В статье рассматриваются механизмы управления развитием ресурсного потенциала региона, принципы формирования портфеля базовых ресурсов региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF FORMATION OF THE PORTFOLIO OF BASIC RESOURCES OF THE REGION

This paper discusses the development of mechanisms for managing the resource potential of the region, the principles of building a portfolio of basic resources in the region

Текст научной работы на тему «Принципы формирования портфеля базовых ресурсов региона»

УДК 657.222

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФЕЛЯ БАЗОВЫХ РЕСУРСОВ РЕГИОНА

А.И. Мокрецова

В статье рассматриваются механизмы управления развитием ресурсного потенциала региона, принципы

формирования портфеля базовых ресурсов региона.

Ключевые слова: базовые ресурсы региона, ресурсный потенциал региона.

Характеристика существующей системы управления развитием ресурсного потенциала региона позволяет выделить следующие условия:

- во-первых, влияние объективных потенциалов регионального развития, которые могут быть определены количественно;

- во-вторых, воздействие специфических для каждого региона механизмов компетенций управления, характеризующих особенности региона и возможности его адаптации к новым экономическим условиям.

Региональные индикаторы экономического развития ресурсов разнородны, и их очень трудно свести в интегральный показатель. Так как жизнедеятельность региона обуславливает постоянно изменяющийся процесс управления ресурсами, региональная система управления более устойчива при стабильной институциональной среде воспроизводства ресурсного потенциала региона.

Установлены состав и структура связей управления развитием ресурсного потенциала региона, которая базируется на взаимосвязи отношений, регулируемых федеральным и региональным законодательством (рисунок 1).

Участниками процесса управления развитием ресурсного потенциала являются органы управления всех уровней власти, субъекты хозяйственной деятельности, организации и физические лица, участвующие в создании и использовании ресурсного потенциала, и объекты инфраструктуры, способствующие осуществлению жизнедеятельности региона.

Развитие ресурсного потенциала региона обеспечивается следующим необходимым набором ресурсов, к которым относятся:

• нормативно - правовая база управления ресурсами, обеспечивающая их беспрепятственное развитие и перемещение;

• производственные мощности;

• кадры, обладающие необходимой квалификацией;

• научный потенциал, производственные технологии и т.п.;

• финансы для осуществления развития ресурсного потенциала;

• информационные ресурсы;

• инфраструктура (дороги, инженерные и коммуникационные сети).

Рисунок 1 - Состав и структура связей управления развитием ресурсного потенциала региона

Автором разработана концепция управления развитием ресурсного потенциала региона, направленная на реализацию «стратегии роста». В основе концепции обоснован унифицированный методический формат с учетом особенностей каждого конкретного региона и

имеющий принципиальные ограничения, которые состоят в следующем:

1. В условиях недостатка финансовых, кадровых и других ресурсов необходим качественно более высокий уровень самоорганизации и саморазвития органов государственной власти.

2. В ходе разработки «стратегии роста» определяются приоритетные направления развития экономики с учетом имеющихся ресурсных возможностей региона.

3. В процессе принимаемых ресурсоемких управленческих решений учитываются все варианты ресурсообеспечения для достижения стратегической цели.

Систематизация основных ресурсообеспечивающих элементов развития региона позволяет выявить внутренние резервы ресурсного потенциала, а также определить базовые его элементы и сформировать базу данных о наличии ресурса - Портфель базовых ресурсов региона. Портфель базовых ресурсов региона облегчает процедуру согласования ограниченных ресурсов и упрощает контроль за их использованием.

Портфель базовых ресурсов региона - это совокупность всех элементов ресурсного потенциала региона как собственных, так и привлекаемых, а также схем их распределения между целевыми программами.

Основными принципами формирования портфеля базовых ресурсов региона являются его ликвидность, сбалансированность и эффективность.

Управление развитием экономики региона опирается не только на обладание собственными ресурсами, но и на взаимовыгодные условия их перераспределения между регионами.

Показано, что от наличия и состояния «жестких» ресурсных элементов региона, от возможности доступа субъектов хозяйствования к их использованию, взаимному обмену зависит развитие «мягких» ресурсов региона. Проведенный анализ состояния инфраструктуры региона позволил выделить ее существенные недостатки. А именно обеспечение транспортного сообщения и развития коммуникационных сетей, что приводит к дисбалансу в создании региональной инфраструктуры. Для решения проблемы существует необходимость обеспечения взаимодействия органов власти и субъекта инвестиционной деятельности (таблица 1).

Анализ сформированной инвестиционной среды региона (получение лицензий, содействие в выделении земельных участков, подключении к коммунальным службам и др.), показал, что требуется повышение ее рейтинга. Механизмы повышения рейтинга: сокращение административных барьеров включающих сокращение сроков сбора исходно - разрешительной документации, сокращение количества документов для согласования.

Препятствием являются межведомственные правила и стандарты обмена ресурсами, а также актуальность размещения бизнеса на территории. Существует необходимость формирования определенного коридора размещения, позволяющего выбирать территорию, которая наилучшим образом подходит для развития производства или бизнеса.

Показано, что для обеспечения системы связей по управлению развитием инвестиционной среды региона необходимо решить следующие задачи:

- устранение законодательным путем препятствий на пути доступа частных инвесторов к хозяйственной деятельности на территории региона;

- формирование инфраструктурных коридоров развития на основе системного взаимодействия всех субъектов хозяйствования региона;

- формирование сетевых взаимосвязей групп развивающихся территорий на базе общей инфраструктуры;

- создание эффективного механизма предоставления инвесторам на уровне субъектов Федерации льгот и привилегий;

- обеспечение защиты интересов региона на внутреннем и внешнем рынках от недобросовестной конкуренции и монополизации.

Таблица 1

Система связей по управлению развитием инвестиционной среды региона

Прямые связи Косвенные связи

1) целевые региональные программы развития промышленности, сельского хозяйства, др. отраслей; 2) региональные бюджетные, внебюджетные фонды; 3) прямые капитальные государственные 1) налоговые ставки и стимулирующее льготное налогообложение; 2) налоговые каникулы; 3) льготные ставки по ссудам; 4) кредитные меры стимулирования экспорта: - предоставление прямых экспортных

Прямые связи Косвенные связи

вложения; 4) региональные стандарты и нормы; 5) квотирование; 6) лицензирование; 7) региональные контрольные пакеты акций; 8) региональная и муниципальная собственность; 9) стимулирование спроса и регулирование цен; 10) государственное финансирование НИОКР; 11) субсидирование затрат предприятий на патентование изобретений за рубежом кредитов; - рефинансирование экспортных кредитов; - страхование экспортных кредитов - государственные гарантии кредитов на развитие приоритетных с точки зрения развития региона производств; 5) инвестиционный налоговый кредит; 6) региональные и муниципальные займы; 7) платежи за использование региональных и муниципальных ресурсов; 8) платежи за загрязнение окружающей среды; 9) гарантии и льготы кредитным учреждениям региона, предоставляющим инвестиции в экономику региона.

Основным инструментом достижения поставленных целей социально-экономического развития региона является обеспечение взаимодействия региона с внешней и внутренней средой, которое позволяет поддерживать и использовать его потенциал на уровне. Управление развитием ресурсного потенциала региона в условиях изменения параметров внешней и внутренней среды раскрывает сущность процесса ресурсообмена и ресурсопотребления в контексте стратегического планирования развития региона и обеспечивает реализацию «стратегии роста» региона.

Анализ тенденций управления развитием ресурсного потенциала региона позволил обосновать необходимость формировать «стратегию роста», включать ее приоритетные направления в единый долгосрочный план развития ресурсного потенциала региона, включающего в себя проекты программ развития ведущих отраслей предусмотренных федеральными и региональным программами, во взаимодействии с планами развития малого и среднего бизнеса муниципальных образований, а также стратегическими планами крупных предприятий региона [1]. Раскрыть закономерность развития экономики региона, которая показывает, что основное место в развитии региона занимает процесс ресурсного обеспечения плана развития и входящих в нее проектов и программ, реализация которых обеспечивается за счет кооперации участников, концентрации бюджетных и внебюджетных ресурсов.

Особенности распределения и перераспределения ресурсного потенциала во многом зависят от редкости и ограниченности факторов потребления, вовлекаемых в процесс управления развитием региона. Раскрыты факторы, влияющие на процесс формирования и использования ресурсного потенциала региона с учетом вступления России в ВТО. Детализировано и оценено комплексное воздействие на ресурсный потенциал региона как внешних, так и внутренних факторов.

Ранее производимая оценка весомости элементов ресурсного потенциала в развитии региона учитывала в роли главных элементов, которые влияют на развитие, являлись такие как -трудовые ресурсы, производственные мощности, инфраструктура, природные ресурсы и условия окружающей среды на основе количественных и качественных характеристик, которая не учитывала тот фактор, их особенности движения или их способности к перемещению в разрезе территорий. Однако данная особенность очень существенно влияет на оценку весомости элементов ресурсного потенциала в развитии региона. Учитывая данный фактор в качестве наиболее весомых элементов ресурсного потенциала в развитии региона выявлены: человеческий, информационный и природно-экономический. Именно способность к перемещению в разрезе территорий ресурсных элементов дают возможность более точной оценки весомости элементов ресурсного потенциала в развитии региона.

Обоснована необходимость целенаправленного воздействия на процесс управления развитием ресурсного потенциала путем создания нового механизма принятия управленческих решений в области развития ресурсного потенциала региона, сфокусированного на решении стратегических задач, обеспечивающих достижение стратегического эффекта[2].

Выделены основные направления экономического развития, способствующие обеспечению преимуществ в управлении ресурсным потенциалом, которые позволяют определить прогрессивную специализацию региона и «стратегию роста» в его развитии:

- рост деловой активности во всех сферах и отраслях экономики региона по управлению ресурсным потенциалом;

- рост конкурентоспособности инновационных производств региона, при котором

возможно расширенное воспроизводство ресурсного потенциала, выполнение роли «локомотивов роста» для всей экономики региона;

- повышение уровня качества жизни и социальной защищенности населения и его занятости, рост заработной платы, квалификации работающих;

- повышение инвестиционной привлекательности

Предложен «SUBURB» подход в управлении развитием региона путем зонирования и формирования приоритетных групп территорий опережающего развития, обеспечивающий рациональное использование имеющихся ресурсов. Применение системного подхода управления развитием региона позволит:

- внедрить обоснованную систему принимаемых решений по формированию и использованию ресурсов региона и более результативную систему контроля ресурсосбережения;

- повысить осведомленность населения о принятой стратегии развития региона и результативности деятельности органов государственной власти.

Выявлены особенности ресурсного обеспечения развития региона в условиях неоднородности экономического и институционального пространства страны и ее регионов с учетом снижения трансакционных издержек и рисков. Установлена необходимость учета и анализа не отдельных факторов роста и развития ресурсного потенциала, а их сводного интегрального показателя. При этом учитываются особенности воздействия факторов «мягкой среды» на доходный потенциал региона за определенный период времени; учитывается оценка их значимости.

Выявлена целесообразность реализации стратегических партнерских соглашений, комплексных контрактных планов за счет интеграции ресурсов, комплексного планирования и синхронизации усилий управленческих структур всех уровней власти.

Рекомендованы необходимые институциональные и организационно-экономические условия воспроизводства ресурсного потенциала региона, изменение его структуры от преимущественно «жестких» ресурсных элементов к преимущественно «мягким» элементам.

В качестве основных механизмов управления рисками развития ресурсного потенциала выделены: институциональные и правовые механизмы (законы, нормы, стандарты и др.); управленческие - (SWOT-анализ, прогнозирование и планирование, имитационное моделирование, диверсификация, картографирование инвестиций и их рисков, статистическая и оперативная отчетность и др.); экономические - (налоги, госзаказы, программы закупок, гарантии, поручительства органов регионального управления, бюджетирование, хеджирование и др.); социальные - (убеждения, социальное нормирование, социальное партнерство, самоконтроль и др.); информационные - (мониторинг, коммуникации, публичность деятельности и др.).

Предложенный алгоритм экономического анализа ресурсного потенциала является инструментом достижения конечных целей. Целевая направленность аналитических процедур обеспечивает информационную базу о реальном состоянии ресурсного потенциала региона для организации действенной системы контроля ресурсосбережения и объективной оценки конечных результатов деятельности органов государственной власти по обеспечению реализации «стратегии роста» региона.

При этом уровень социально - экономического развития региона выступает интегрированным выражением степени использования факторов и предпосылок регионального развития для достижения адекватных социальных результатов.

This paper discusses the development of mechanisms for managing the resource potential of the region, the

principles of building a portfolio of basic resources in the region.

The key words: basic resources of the region, resource potential of the region.

Список литературы

1.Борисов Е.Ф. Экономическая теория // Курс лекций для студентов высших учебных заведений: М. :Юрайт, 1998.-478с

Об авторе

Мокрецова А.И.-.аспирант Юго-Западного государственного университета, , hjq@mail.ru.

BASIC PRINCIPLES OF FORMATION PORTFOLIO RESOURCES OF THE REGION

A.I. Mokretsova

241050, Брянская обл., г.Брянск, ул. Фокина д.102/1, кв.39 тел.: 89206015448.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.