Научная статья на тему 'Роль компаний с государственным участием в России'

Роль компаний с государственным участием в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2892
397
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ / АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА / УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пухова Мария Михайловна, Кривцова Марина Константиновна, Подзорова Мария Александровна

В статье использован метод анализа существующей базы по рассматриваемой проблематике выявление роли государственной собственности в России, детальная характеристика форм компаний с государственным участием. Авторами приводятся статистические данные, касающиеся количества таких компаний в нашей стране на 2013 г. и прогноз их развития на период до 2018 г. Дана глубокая характеристика корпоративных форм взаимодействия государства и бизнеса, определена их роль в системе государственных институтов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE COMPANIES WITH PUBLIC PARTICIPATION IN RUSSIA

In the article the method of the analysis of existing base in a considered issue the identification of the role of public property in Russia as well as the detailed characteristic of the forms of companies with public participation is used. The authors provide the statistical data concerning the number of such companies in our country in 2013 and the forecast of their development for the period till 2018. The thorough characteristic of corporate forms of the interaction of the state and business is carried out; their role in the system of Russian public institutes is defined.

Текст научной работы на тему «Роль компаний с государственным участием в России»

УДК 82.01.00

РОЛЬ КОМПАНИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ В РОССИИ

Аннотация. В статье использован метод анализа существующей базы по рассматриваемой проблематике - выявление роли государственной собственности в России, детальная характеристика форм компаний с государственным участием. Авторами приводятся статистические данные, касающиеся количества таких компаний в нашей стране на 2013 г. и прогноз их развития на период до 2018 г. Дана глубокая характеристика корпоративных форм взаимодействия государства и бизнеса, определена их роль в системе государственных институтов России.

Ключевые слова: государственное участие, государственная собственность, государственные корпорации, акционерные общества, унитарные предприятия.

THE ROLE OF THE COMPANIES WITH PUBLIC PARTICIPATION IN RUSSIA

Annotation. In the article the method of the analysis of existing base in a considered issue -the identification of the role of public property in Russia as well as the detailed characteristic of the forms of companies with public participation is used. The authors provide the statistical data concerning the number of such companies in our country in 2013 and the forecast of their development for the period till 2018. The thorough characteristic of corporate forms of the interaction of the state and business is carried out; their role in the system of Russian public institutes is defined.

Keywords: state participation, public property, state corporations, joint stock companies, unitary enterprises.

Масштабы государственного сектора в России на протяжении последних пятнадцати лет менялись под воздействием двух тенденций трансформации экономики. С одной стороны, в процессе приватизации на рынке образовались компаний с государственным участием. С другой стороны, в последние годы наблюдается интересная тенденция - государство приобретает контрольные пакеты в крупных компаниях, формирует холдинги для управления группами предприятий государственным участием.

Проблемы формирования корпоративного капитала стали актуальными в России лишь в 90-х гг. XX в., когда в результате масштабной приватизации государственной собственности и перехода к рыночной экономике в стране начали появляться первые институты корпоративного типа. Начало этому процессу было положено в декабре 2004 г., когда российская государственная нефтегазовая компания «Роснефть» получила контроль над «Юганскнефтегазом». В сентябре 2005 г. «Газпром» приобрел контрольный пакет акций «Сибнефти» (впоследствии переименованной в «Газпром нефть»); в декабре 2005 г. «Рособоронэкспорт» установил контроль над «АвтоВАЗом»; тогда же РАО «ЕЭС России» купило «Силовые машины» [3].

Одновременно возникла необходимость обеспечить контроль государства в стратегически важных отраслях российской экономики. В результате полной трансформации форм и методов управления государственной собственностью на базе государственных предприятий и органов государственного управления начали появляться новые коммерческие и некоммерческие организации. Одной из таких форм и стали государственные корпорации, создаваемые без цели извлечения прибыли.

Особая роль компаний с государственным участием связана не только с их размером, но и с их влиянием на развитие корпоративного управления и фондового рынка. Уже в силу своего размера они выступают ориентиром для частных компаний, использующих принципиально те же инструменты корпоративного управления. Эти инструменты особенно важны для компаний с государственным участием, поскольку они по определению представляют собой компании с разделенными владением

М.М. Пухова М.К. Кривцова М.А. Подзорова

Marina Pukhova Marina Krivtsova Maria Podzorova

© Пухова M.M., Кривцова M.K., Подзорова M.A., 2014

148

и управлением. Чем лучше будут результаты применения инструментов корпоративного управления в компаниях с государственным участием, тем большее распространение они могут получить и в частных корпорациях [1].

Согласно Гражданскому кодексу, в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

К частной собственности относят индивидуальную, корпоративную, акционерную и любую другую негосударственную форму собственности. Институты частной собственности по мере развития общества усложняются, но она является неотъемлемою частью рыночной экономики.

Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Это форма собственности, закрепленная в ст. 214 ГК РФ, при которой имущество принадлежит государству полностью либо на основе долевой или совместной собственности.

Муниципальная собственность - это имущественный комплекс муниципального образования, в который входят земельные участки, движимое и недвижимое имущество. Важно отметить, что законодательство Российской Федерации не отождествляет муниципальную и государственную собственность. Право муниципальной собственности закреплено в ст. 215 ГК РФ. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Государственная собственность играет важнейшую роль в функционировании государства, обеспечении экономической стабильности и позволяет ему выполнять свои социальные функции [4] (см. рис. 1).

Необходимо отметить, что на протяжении многих лет предметом обсуждения в российском профессиональном сообществе служат проблемы развития конгломератных объединений компаний и формирования холдингов с государственным участием.

Особое место в обсуждении альтернативных форм организации российской промышленности занимают холдинги, состоящие из компаний, где государство является доминирующим или, по крайней мере, крупным акционером. В формировании холдингов из компаний с государственным участием многие аналитики видят способ повышения эффективности управления государственными компаниями, в том числе за счет снижения издержек управления благодаря снижению числа объектов управления, за счет централизации инвестиционных ресурсов и координации производственных программ [3].

Самыми основными формами таких компаний являются унитарные предприятия на федеральном, региональном или муниципальном уровне (ФГУП, ГУП и МУП соответственно), акционерные общества с разной долей участия государства, государственные корпорации.

Унитарные предприятия на федеральном, региональном ши муниципальном уровне (ФГУП, ГУП и МУП соответственно). Основным законом, регулирующим их деятельность, является закон «О государственных и муниципальных предприятиях». Особенность унитарных предприятий заключается в отсутствии права собственности на имущество.

Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником этого имущества.

Учредительным документом унитарного предприятия считается его устав, утверждаемый министерством, ведомством или другим федеральным органом, на который в соответствии с действующим законодательством возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления) [2].

Рис. 1. Роль института государственной собственности

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - казенные предприятия (ст. 115 ГК РФ) образуются на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности.

Казенное предприятие не вправе распоряжаться движимым и недвижимым имуществом без специального на то разрешения со стороны собственника.

Акционерные общества (АО). АО являются коммерческими организациями, в связи с чем не вызывает сомнения тот факт, что любой собственник имущества, используемого в коммерческих целях, рассчитывает, прежде всего, на максимизацию своего дохода от управления данным имущест-

Российская Федерация - специфический участник процесса управления акционерной собственностью, который осуществляет права акционера в акционерных обществах (АО) всегда опосредованно, т.е. через соответствующие федеральные органы исполнительной власти либо посредством передачи акций в доверительное управление. В таблице представлены АО в зависимости от субъекта, осуществляющего права акционера от имени Российской Федерации.

Таблица

АО с ГПА в зависимости от субъекта, осуществляющего права акционера от имени Российской Федерации [4]

Субъект осуществления прав акционера-РФ Количество АО

Росимущество 2260

Минобороны России 277

ГК «Ростехнологии» 30

ГК «Росатом» 18

Доверительное управление 5

Минкомсвязь России 1

Минэкономразвития России 1

ЦБ РФ 1

Минтранс России 1

Правительство РФ 1

Общий итог 2595

Российская Федерация является единственным акционером в 1012 стабильно функционирующих обществах, что составляет 53 % от общего количества таких организаций. Далее по убыванию федерального участия идут общества с долей участия Российской Федерации менее 2 % - 479 обществ (25 %), с блокирующим пакетом - 175 обществ (9 %) и с контрольным - 76 обществ (4 %) (см. рис. 2).

■ 100%

□ от 50% до 100%

■ от25% до 50%

□ от2% до 25%

■ ыенее 2%

Рис. 2. АО в зависимости от размера государственных пакетов акций [4]

Российская Федерация владеет пакетами акций 1414 стабильно функционирующих АО, размер которых позволяет ей оказывать влияние на принимаемые в АО решения и участвовать в управлении АО. Крупными объектами приватизации в 2011-2013 гг. являлись пакеты акций ОАО «Апатит», «Издательство «Просвещение», «Авиакомпания «Сибирь», «Архангельский траловый флот»,

«Ульяновский автомобильный завод», «Мурманский морской рыбный порт», «Восточный порт», «Алмазный Мир».

3000

2500

2000

1000

500

1500 ^т Количество ФГУП

■ Количество АО с госучастием

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Рис. 3. Количество ФГУП и АО с государственным участием на федеральном уровне по предварительным планам государства на период до 2018 г. [5]

В настоящее время экономика России представлена широким спектром различных рыночных институтов. Одним из институтов развития экономики страны является институт государственных корпораций. Создавая их, государство предполагало, что создает центры развития страны. Таким образом, государство создало корпорации, которые выполняют роли государства, но функционируют непосредственно в рыночной среде и работают в одинаковых со всеми условиях.

Государственная корпорация как организационно-правовая форма была введена в законодательство в 1999 г. специально для придания особого статуса создававшемуся в то время Агентству по реструктуризации кредитных организаций. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Первоначально государство пыталось решать задачи экономической политики с помощью классических форм, включая укрупнение существующих компаний и формирование холдингов с государственным участием, созданием институтов развития и реализацию федеральных целевых программ. Одним из классических примеров является компания «Газпром». В середине 2000 гг. компания активно развивалась при помощи государства. Во-первых, компания увеличила свои активы внутри страны. Во-вторых, государство увеличило долю в акционерном капитале компании до контрольной [1].

Однако к 2007 г. российское правительство создало шесть государственных корпораций: «Внешэкономбанк», «Роснано», «Ростехнологии», «Росатом», «Олимпстрой» и «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Список этих государственных корпораций завершает «Агентство по страхованию вкладов», основанное в 2003 г. Основным преимуществом этого типа были низкие издержки создания, возможность наделения огромными полномочиями. Но не были учтены возможные сложности с обеспечением эффективной работы. Эти государственные корпорации получили широкий набор функций, значительные объемы государственного имущества (средства федерального бюджета, различные производственные и финансовые активы), обеспечивающие их деятельность на длительную перспективу.

Таким образом, в заключение данной работы можно сделать следующие выводы. Согласно Гражданскому кодексу, в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Все правовые формы предприятий, действующие на территории Российской Федерации, также прописаны в ГК РФ. Государственные предприятия обычно зарегистрированы в виде одной из следующих правовых форм: акционерные общества, унитарные предприятия на федеральном, региональном или муниципальном уровне и государственные корпорации. Формирование государственных корпораций является частью создания в Российской Федерации системы государственных институтов развития с целью повышения конкурентоспособности российской экономики и иных сфер, регулирование которых государственными органами власти не могло осуществляться с необходимой эффективностью, исходя из специфики поставленных перед ними задач, доступных методов и налагаемых ограничений. Однако эффективность функционирования госкорпораций ставится в настоящее время под вопрос, поскольку существует ряд серьезных проблем: нормативно-правовая база, система транспарентности и пр.

Библиографический список

1. Бутова Т.В., Паскида О.И. Проблемы и способы оценки эффективности государственного управления: отечественный и зарубежный опыт / Сб. науч. статей по материалам VI Всероссийской конференции (II международной) научно-практической конференции 6-7 декабря 2011 г. - М.: МГУ, 2012.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1-4: текст с изм. и доп. на 20 марта 2014 г.

3. Эскиндаров М.А Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект / М.А. Эскиндаров [и др.].-М., 2008.

4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/

5. Федеральное интернет-издание «Капитал страны» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 1Шр://кар11а1-гш .ги/агМс1ея/агМс1е/224120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.