ECONOMIC SCIENCES
УДК 3 33 338 338.45
Акбарова Фаридахон Ибрагимджановна ассистент кафедры «Социально-экономических наук», Андижанский институт экономики и строительства
Андижан, Узбекистан DOI: 10.24412/2520-6990-2021-35122-15-17
РОЛЬ КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИХ
Akbarova Faridakhan Ibragimdzhanovna
Assistant of the Department of «Social and Economic Sciences», Andijan Institute of Economics and Construction.
Andijan, Uzbekistan
THE ROLE OF COMMUNICATION PROCESSES IN INCREASING THE EFFICIENCY OF MANAGEMENT IN INDUSTRIAL ENTERPRISES
Аннотация.
В данной статье показано, что экономическое развитие любой страны и реализация приоритетов по либерализации всех сфер жизни, экономическая эффективность предприятий напрямую связаны с эффективностью управления. Выявлено, что коммуникация занимает особое место среди факторов, обеспечивающих эффективность управления. Доказано, что эффективность коммуникации является важным фактором и снижения затрат в процессе взаимного обмена информацией между объектом управления и субъектами, снижает управленческие расходы.
Abstract.
This article shows that the economic development of any country and the implementation of priorities for the liberalization of all spheres of life, the economic efficiency of enterprises is directly related to the efficiency of management. It was revealed that communication takes a special place among the factors that ensure the effectiveness of management. It is proved that the effectiveness of communication is an important factor and reducing costs in the process of mutual exchange of information between the object of management and subjects, reduces management costs.
Ключевые слова. Коммуникация, экономическая эффективность, управление, информация, квалификация персонала, регулятор, менеджер, система управления
Keywords. Communication, economic efficiency, management, information, personnel qualifications, regulator, manager, management system.
Сегодня, когда мы проводим углубленный анализ пути развития нашей страны, необходимо срочно разработать совершенно новый подход и принципы для более стабильного и динамичного развития нашей страны в условиях быстро меняющихся мировых рыночных условий и роста. глобализация.
В целях дальнейшего повышения эффективности реформ, создания условий для всестороннего и стремительного развития государства и общества, реализации приоритетов модернизации страны и либерализации всех сфер жизни экономическая эффективность предприятий зависит от эффективности управления. Факторы, обеспечивающие эффективность управления, включают:
1. Квалификация руководителей;
2. Снижение затрат на управление;
3. Баланс между менеджментом и производством;
4. Повышение эффективности управленческой ко ммуникации.
Под коммуникативной эффективностью понимается снижение затрат в процессе взаимного обмена информацией между объектом управления и субъектами, необратимость временного фактора и так далее. Коммуникация - это процесс, который объединяет людей, работающих в организации, внутренние фермы (отделы), образованные в результате разделения труда, и уровни управления. Согласно классическому определению, общение -это процесс обмена информацией между людьми. В этом случае информация движется в двух направлениях - к передатчику и приемнику. В менеджменте коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми, группами (внутренние предприятия), уровнями управления, а также организацией и внешней средой. Информация - это совокупность информации и сообщений, контент имеет элементы новизны и необходим для решения управленческих задач. Управление невозможно без достоверной и необходимой информации. Информация - основа управления. Взаимодействие между
ЕСОШМГС 8С1Е1ЧСЕ8 / «еОУУШУУМ-ШУШаИ» #штшх 2©21
16_
управляемой и управляемой системами в СМИ осуществляется следующим образом. Управляющий орган получает информацию о статусе контролируемого лица и состоянии внешней среды, к которой подключено контролируемое лицо. Эту информацию получает руководящий орган, и на основе этой информации он разрабатывает управляющую информацию (решение, приказ). Затем информация отправляется в исполнительный орган системы управления, который влияет на контролируемый объект, и отслеживается ее выполнение. Таким образом, процесс передачи, приема, обработки и передачи информации происходит в системе управления. Внутренняя информация о ходе производства постоянно поступает в систему управления. Это:
• поставка сырья на рабочие места;
• эксплуатация станков, оборудования;
• соблюдение рабочими норм производства;
• количество и качество выпускаемой продукции;
• информация о продажах продукции.
Внешняя информация, например:
• приказы, решения и поручения вышестоящих организаций;
• потребительские требования к продукции;
• передовой опыт других предприятий;
• Поведение конкурентов;
• рыночная ситуация, их равновесие;
• уровень инфляции и безработицы;
• Информация о платежах в бюджет и т. д.
Относится к этой категории информации. Это
информация, которая исходит от внешних проблем. Если поток информации внутри предприятия и связь с внешним миром будут нарушены, существование предприятия окажется под угрозой.
К информации, используемой в управлении и передаваемой для исполнения, применяются следующие требования:
• надежность;
• ясный смысл;
• скорость;
• полнота;
• экономия.
В настоящее время руководителю необходимо проявлять инициативу и оперативность в управлении, быстро работать, своевременно замечать изменения ситуации, принимать оптимальное решение в каждой конкретной ситуации. Для этого лидер должен получать достоверную и значимую информацию. Избыточная, бесполезная информация усложняет работу менеджера, что приводит к чрезмерным трудозатратам и затратам времени. Информация должна быть ясной, запутанной, несопоставимые показатели подрывают правильное руководство и своевременное принятие решений.
Своевременное поступление и своевременная передача и доставка информации исполнителям, то есть скорость, очень важны. Это помогает процессу управления и, как следствие, непрерывности производства. Также важно, чтобы управление первичной информацией было простым изменением для различных целей, чтобы ее можно было использо-
вать на всех уровнях управления, чтобы информация могла обрабатываться без дальнейшей обработки. Информация, которая дает желаемый результат, когда это необходимо, очень ценна. Поздняя информация теряет свою ценность.
Чтобы правильно оценить производственную ситуацию и принять четкое решение, орган управления должен быть полностью обеспечен информацией, объем информации должен быть соответствующим. Отсутствие или переизбыток информации мешает оперативному и точному управлению. И, наконец, чем выше квалификация управленческого персонала, тем выше ценность информации и она будет более регулируемой. Чем лучше регуляторы оснащены средствами приема данных, тем меньше избыточной, бесполезной информации будет поступать к менеджерам. Это, в свою очередь, обеспечивает экономию потока информации.
Необходимым условием успешной работы системы управления является наличие не только прямой связи, но и обратной связи. Обратная связь -универсальный механизм регулирования движения систем любого уровня. Под обратной связью принято понимать информацию, поступающую от управляемой системы к системе управления (от подчиненного к начальнику), т.е. информацию о результатах выполнения данного приказа и команды. Важность обратной связи особенно возрастает при наличии сложных, многогранных и разнообразных отношений внутри элементов системы управления. Если система управления не предоставляет своевременную информацию о том, как этот приказ или распоряжение выполняется после выдачи приказа или распоряжения (задачи), процесс управления нарушается, и система управления полностью разрушится.
Для него характерна сильная обратная связь на всех уровнях производства и государственного управления. Простой пример - все законы, разработанные для экономического и социального развития нашей страны, безусловно, выносятся на общественное обсуждение, в них вносятся изменения и дополнения с учетом взглядов и пожеланий трудящихся.
Обратная связь используется для связи между отправителем информации и получателем. В этом процессе получатель информации повторяет все этапы процесса взаимного обмена информацией, в результате чего отправитель информации теперь становится ее получателем, то есть обе стороны как бы разделяют свои обязанности.
Обратная связь - это основа обратной связи или воздействия на то, что человек слышит, читает или видит. В этом случае лицо, получившее эту информацию, должно уведомить лицо, отправившее информацию, о своем отношении к этой информации, понимает он ее или нет, поддерживает или отрицает. Такое общение необходимо, чтобы знать, насколько хорошо обе стороны понимают друг друга.
Лидер не должен предполагать, что данное задание или сказанное слово всегда будут одинаково приняты подчиненными. Такой заблудший лидер
дистанцируется от реальной действительности. Управленческая деятельность лидера, который не устанавливает эффективную обратную связь, ослабнет и приведет к кризису.
Обобщая приведенные выше соображения, можно сказать, что экономические отношения на рынке требуют эффективности управления и организации производственных процессов на предприятиях во всех отношениях. Долгосрочная эффективность предприятий определяется эффективностью коммуникации между руководителями и работниками на предприятиях, повышением их конкурентоспособности и повышением уровня развития. Нам нужно понимать, что устойчивое развитие и рентабельность предприятий зависит от внедрения инноваций в процесс коммуникации и внедрения цифровой экономики, а также от высокой квалификации менеджеров и сотрудников в этой сфере.
В данной статье показано, что экономическое развитие любой страны и реализация приоритетов по либерализации всех сфер жизни, экономическая эффективность предприятий напрямую связаны с эффективностью управления. Выявлено, что коммуникация занимает особое место среди факторов, обеспечивающих эффективность управления. Доказано, что эффективность коммуникации является важным фактором снижения затрат в процессе взаимного обмена информацией между объектом управления и субъектами, фактор времени. Обратная связь используется для связи между отправителем информации и получателем. В этом процессе получатель информации повторяет все этапы процесса взаимного обмена информацией, в результате чего отправитель информации теперь становится ее получателем, то есть обе стороны как бы разделяют свои обязанности.
Обратная связь - это основа обратной связи или воздействия на то, что человек слышит, читает или видит. В этом случае лицо, получившее эту информацию, должно уведомить лицо, отправившее информацию, о своем отношении к этой информа-
ции, понимает он ее или нет, поддерживает или отрицает. Такое общение необходимо, чтобы знать, насколько хорошо обе стороны понимают друг друга.
Лидер не должен предполагать, что данное задание или сказанное слово всегда будут одинаково приняты подчиненными. Такой заблудший лидер дистанцируется от реальной действительности. Управленческая деятельность лидера, который не устанавливает эффективную обратную связь, ослабнет и приведет к кризису.
Обобщая приведенные выше соображения, можно сказать, что экономические отношения на рынке требуют эффективности управления и организации производственных процессов на предприятиях во всех отношениях. Долгосрочная эффективность предприятий определяется эффективностью коммуникации между руководителями и работниками на предприятиях, повышением их конкурентоспособности и повышением уровня развития. Нам нужно понимать, что устойчивое развитие и рентабельность предприятий зависит от внедрения инноваций в процесс коммуникации и внедрения цифровой экономики, а также от высокой квалификации менеджеров и сотрудников в этой сфере.
Список литературы / References:
1. Абдурахманов У. и другие. Управление персоналом. Методическое пособие. Т.: ТДИУ, 1998. С. 25-33. (на узбекском языке)
2. Зайнутдинов Ш.Н. и другие. Основы менеджмента. Т.: «Финансы», 2001. С. 95-112 (на узбекском языке)
3. Мескон М.Х. и другие. Основы менеджмента. М.: "Дело" , 1992. С. 315, 255, 414-419.
4. Зайнуддинов Ш.Н. и другие. Основы менеджмента. Т.: «Финансы», 2011. С. 21, 28-32
5. Эралиев А.А. "Роль руководителей в формировании и совершенствовании корпоративной культуры предприятий".
http://scientificjournal.ru/images/PDF/2021/110/r ol-rukovoditelej-v-for.pdf (дата последного обрашения -25.12.2021г.)