60
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2017. № 3(29)
На основе выбранной комбинации переменных Р2, S2, Рг2 формируется стратегический план развития единичного экспортного потенциала.
В случае его реализации более чем на 50 % предприятие может переходить к разработке и достижению новых стратегических целей развития экспортного потенциала. Частичная реализация плана влечет за собой повторную оценку факторов внешней среды.
Разработанный авторами механизм управления развитием экспортного потенциала промышленных предприятий позволит отечественным субъектам внешнеэкономической деятельности перевести вопросы эффективного формирования и реализации экспортного потенциала в категорию структурированных управленческих функций.
Применение механизма управления экспортным потенциалом промышленных предприятий будет способствовать более эффективному использованию экспортного потенциала как отдельно взятого промышленного предприятия и региона, так и страны в целом.
Предложенный механизм апробирован в управлении внешнеэкономической деятель-
ностью ведущих промышленных экспортеров Республики Мордовия. Кроме того, он может быть использован на предприятиях, представляющих другие сферы экономики, вовлеченные в экспортную деятельность.
Список литературы
1. Кондрашкина И.И. Отдельные механизмы реализации инновационной стратегии // Инновации в образовательной среде: материалы Между-нар. науч.-практ. конф. (Саранск, 8-9 апр. 2015 г.) / Саран. кооп. ин-т РУК. Саранск, 2015. С. 196-200.
2. Кондрашкина И.И., Манин П.В. Управление экспортным потенциалом промышленных предприятий Республики Мордовия: монография. Саранск, 2012. 243 с.
3. Манин П.В. Алгоритм оценки внешнеэкономического потенциала // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2013. № 27. С. 117-127.
4. Манин П.В. Управление экспортным потенциалом промышленных предприятий: дис. ... канд. экон. наук. Ульяновск, 2005.
5. Чиранова Т.И. Управление внешнеэкономическим потенциалом промышленных предприятий: дис. ... канд. экон. наук. Самара, 2012.
КОНДРАШКИНА Ирина Ивановна - кандидат экономических наук, профессор кафедры менеджмента и торгового дела. Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Саранск. E-mail: ikondrashkina@rucoop. ru.
МАНИН Петр Владимирович - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и торгового дела. Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Саранск. E-mail: manin_pv@mail. ru.
KONDRASHKINА, Irina Ivanovna - Candidate of Economics, Professor of the Department of Management and Trade. Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Saransk. E-mail: ikondrashkina@rucoop.ru.
MANIN, Petr Vladimirovich - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Management and Trade. Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Saransk. E-mail: manin_pv@mail.ru.
УДК 658.3:316.454.5
ФОРМЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОММУНИКАЦИЯМИ
НА ПРЕДПРИЯТИИ
Л.В. Марабаева, Т.Е. Кузнецова
Рассмотрены теоретические аспекты управления коммуникациями, составляющие базу практического управления коммуникационными процессами на предприятии. Выделены классификационные признаки форм управления коммуникациями и методы управления ими. Обоснована взаимосвязь решений по выбору форм и методов управления коммуникациями на предприятии.
Ключевые слова: коммуникации; управление коммуникациями; предприятие; классификация; формы и методы управления.
L.V. Marabaeva, T.E. Kuznetsova. FORMS AND METHODS OF COMMUNICATIONS MANAGEMENT AT ENTERPRISE
The theoretical aspects of communication management are considered, which constitute the basis for practical management of communication processes at the enterprise. The classification features of communications management forms and their methods are allocated. The interrelation of decisions on the choice of forms and methods of communications management at the enterprise is provided.
Keywords: communications; management of communications; enterprise; classification; forms and methods of management.
Несмотря на достаточно большое количество трудов отечественных и зарубежных ученых в области теории управления коммуникациями, вопросы выбора форм управления ими для конкретного предприятия носят дискуссионный характер (М.Г. Федотова [12], Г.Г. Почепцов [9], Т.М. Орлова [7], Д. Шульц [15], Г.М. Андреева [1], Г.В. Бороздина [2], В.А. Коноваленко
[5], М.Ю. Коноваленко [3; 4], В.Н. Куницына
[6], А.П. Панфилова [8], Е.В. Руденский [11], Д. Халперн [13], Ф.И. Шарков [14] и др.).
На сегодняшний день специалистами в области коммуникаций весьма ограниченно рассматривается вопрос формирования совокупности форм управления коммуникациями, в связи с этим считаем целесообразным уточнить понятие и предложить теоретически обоснованную классификацию форм управления коммуникациями на предприятии.
На наш взгляд, под формами управления коммуникациями следует понимать практическое выражение коммуникационной деятельности предприятия в конкретных действиях, совершаемых руководителем в пределах его компетенции и вызывающих различные последствия.
Формы управления коммуникациями выражают, по существу, их содержание. Они дают представление о том, как практически выполняется управление, решаются коммуникационные задачи. Фактически речь идет о том, как осуществляется сама коммуникационная деятельность компании.
Формы управления коммуникациями считаем целесообразным классифицировать по следующим признакам (таблица). Рассмотрим более подробно каждую из форм управления коммуникациями предприятия.
Проведение организационных мероприятий с сотрудниками включает в себя еженедельные, ежеквартальные и годовые собрания, инициируемые руководством и сопровождающиеся постановкой приоритетных задач по взаимодействию с высшим руководством, начальниками отделов и сотрудниками других подразделений. Руководство может проводить непродолжительные короткие встречи с одним или несколькими подчиненными для обсуждения текущих задач, новых целей, распределения управленческих и производственных заданий. Также могут практиковаться периодиче-
Классификация форм управления коммуникациями
Признак группировки Виды Форма управления коммуникациями
По целенаправленности (целям использования) Внутренние Проведение организационных мероприятий с сотрудниками
Внешние Организация круглых столов, семинаров
По способу выражения Словесные (письменные и устные) Подготовка нормативной документации по управлению коммуникациями, рассылка информационных материалов, обзоров, писем, информационные бюллетени
Конклюдентные Жестовая, знаковая сторона форм управления коммуникациями
По регламентации в нормативной документации Регламентированные Издание регламента организации по коммуникационной деятельности
Нерегламентированные Негласный свод правил по общению внутри организации, соблюдаемый сотрудниками организации
По уровням осуществления коммуникаций Общий Издание регламента организации
Индивидуальный Издание индивидуальных должностных инструкций
По роли обеспечения процесса коммуникаций Осуществление материально-технических операций Ведение делопроизводства
Организационные Разработка программ в сфере коммуникационной деятельности
ские совещания сразу со всеми вовлеченными в процесс принятия и реализации решений сотрудниками. Руководство многих предприятий отдает предпочтение еженедельным совещаниям. Сотрудники-исполнители могут инициировать встречи с руководством или коллегами в целях наилучшего выполнения поставленных перед ними задач.
Очевидно, что после участия в таких совещаниях и встречах сотрудники должны иметь четкое представление о состоянии дел в компании и о том, что каждый лично должен сделать для достижения цели, с кем и как взаимодействовать, передавая и получая необходимую информацию о проделанной работе. Для эффективности собрания важно назначить ответственного за ведение его протокола по поводу обсуждаемых вопросов и принимаемых решений. Также важно определить форму доступа сотрудников к протоколируемой информации, а также схему ее распространения для дальнейшего исполнения.
Организация круглых столов, семинаров как форма управления коммуникациями предусматривает привлечение потенциальных партнеров, которые являются получателями коммуникационных сообщений предприятия. Эффективность проведения данных мероприятий определяется количеством обращений в компанию, в том числе и повторных. Участниками круглых столов и семинаров могут быть представители прессы, группы экспертов, партнеров, конкурентов и др. В общем виде данная форма управления коммуникациями включает проработку концепции, отбор кандидатов, рассылку приглашений, координацию мероприятия, составление материалов для прессы, сопровождение мероприятия, обработку результатов.
Подготовка нормативной документации по управлению коммуникациями предприятия предусматривает фиксирование в документальной форме этапов, элементов данного процесса.
На предприятии могут использоваться внутренние стандарты по виду деятельности (например стандарт отдела внешнеэкономической деятельности и т.п.), должностные инструкции сотрудников, включающие алгоритм построения отношений с коллегами, руководством, а также с клиентами, начиная от обращения последних на предприятие и заканчивая заключением договора.
Рассылка информационных материалов, обзоров, писем включает в себя коммуникационное послание, выраженное в форме письменного обращения, массового или индивидуального, и имеющее целью проинформировать и
донести идею бизнеса компании до потребителя. Кроме того, формой управления коммуникациями внутри предприятия можно считать, например, издание справочных и рекламных материалов, информационных бюллетеней и др. Многие крупные предприятия, как правило, издают ежемесячные информационные бюллетени, которые содержат необходимые сведения для всех работников. Такие документы могут содержать результаты обзора предложений по поводу повышения эффективности менеджмента компании, улучшения условий труда и охраны здоровья персонала, различного рода рацпредложений, мнение руководства по данным вопросам и т.п.
Следует отметить, что формы управления коммуникациями на предприятии могут иметь также жестовое, знаковое выражение, по которому можно сделать заключение о намерении того или иного участника коммуникационного процесса. Традиционно это может быть кивок головы собеседника, рукопожатие либо согласие, выраженное глазами. Данная форма может применяться только в устном общении, на совещаниях, выставках, круглых столах.
По регламентации в нормативной документации нами выделяются две формы управления коммуникациями: регламентированная и нерегламентированная. Любое предприятие в праве издавать регламент своей деятельности. В нем фиксируются основные положения по взаимодействию подразделений и сотрудников компании, как с партнерами, клиентами, так и между собой. Регламент является общедоступным документом. Второй формой управления коммуникациями по признаку регламентации в нормативной документации является нере-гламентированная форма, предусматривающая введение на предприятии негласной системы правил и норм неформального общения, которая не имеет документального выражения, но сложилась с течением времени в процессе развития бизнеса.
Классификационный признак по уровням осуществления коммуникаций предусматривает издание нормативных документов на общем и индивидуальном уровне. Как было отмечено выше, на общем уровне это может быть регламент организации. На индивидуальном уровне могут издаваться должностные инструкции для сотрудников, в которых четко указывается способ, форма, периодичность взаимодействия с тем или иным структурным подразделением или коллегами по поводу выполнения конкретных функциональных задач.
Одной из форм управления по роли обеспечения процесса коммуникаций является веде-
ние делопроизводства, которое включает в себя элементы:
- регистрации и оформления документов;
- сбора, подготовки и обработки информационных материалов;
- учетно-статистических работ, составления справок, отчетов с использованием различных средств организационной техники и автоматизации.
Кроме того, форма управления коммуникациями может быть представлена разработкой комплексной программы предприятия в сфере коммуникационной деятельности, которая выражается в планировании, проведении оперативных совещаний, контроле, проверке исполнения, разъяснении заданий или мероприятий, обучении, координации и обеспечении взаимодействия, подборе и расстановке кадров и т.п. Если руководство объективно оценивает важность обеспечения эффективного управления коммуникациями в компании, для разработки такой программы необходимо, прежде всего, оценить потребности в информации на различных уровнях менеджмента компании, а также на уровне отдельных исполнителей - общекорпоративные, руководителей, сотрудников, коллег и подчиненных - и возможности удовлетворения этих потребностей с учетом объема, качества и доступности такой информации. Необходимо научиться качественно и количественно оценивать информационные потребности всех потребителей информации на предприятии и в его внешней среде.
Представленная классификация форм управления коммуникациями позволяет разграничить конкретные действия в процессе коммуникационной деятельности предприятия, уточнить формы управления ими, что позволяет эффективно использовать их в практической деятельности компаний в целом, повышая при этом и эффективность управления коммуникациями в частности. Однако следует учитывать, что выбор форм управления коммуникациями напрямую зависит от методов управления, которые применяются руководством компании в процессе ее стратегического и оперативного управления.
В научной литературе встречаются интересные результаты отечественных и зарубежных исследований методов управления коммуникациями на организационном уровне. Заслуживает внимания точка зрения по данному вопросу В.Е. Ревы, который выделяет три метода управления коммуникациями:
- принуждение,
- убеждение,
- манипулирование [10].
Рассмотрим каждый из них более подробно.
Информация, идущая через властные коммуникационные каналы, воздействует на индивида, группу, общество методом давления. Принуждение (давление) бывает экономическим, социальным, политическим и физическим. Оно связано с угрозой применения силы или непосредственным силовым воздействием. Давление может повлечь за собой конфликт и создать возможность открытого столкновения. Несмотря на низкую эффективность властных форм коммуникативного воздействия, их применение в настоящем и будущем очевидно, поскольку власть - это авторитарная сила, обладающая реальной возможностью контроля за действиями людей, согласовывая противоречивые индивидуальные или групповые интересы, подчиняя их единой воле с помощью убеждения или принуждения.
Метод убеждения, по мнению В.Е. Ревы, является наиболее распространенным методом коммуникации. Он характеризуется воздействием на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Процесс убеждения характеризуется как долгий и трудоемкий способ воздействия на индивида или группу людей. Современная научная мысль выдвигает две гипотезы. В соответствии с первой сила убедительности послания коммутатора возрастает, если она затрагивает или содержит в себе проблемы, вызывающие у людей личную заинтересованность. Содержание второй заключается в том, что процесс убеждения происходит удачно по мере сотрудничества коммуникатора и получателя информации [10].
Метод убеждения заключается в формировании полезности сотрудничества, когда индивидуум или группы людей изменяют свои убеждения и готовы поступать по-другому. Следовательно, для того чтобы коммутатор нашел оптимальные пути сотрудничества с публикой, необходимо хорошо знать или изучить все те компоненты, которые принято называть «общественным мнением».
Основное отличие манипулирования как метода управления коммуникациями от убеждения заключается в том, что коммуникатор, воздействуя на сознание индивида, не оставляет последнему выбора, тогда как сотрудничество (основное условие эффективного убеждения) связано с добровольным выбором линии поведения.
Ряд ученых-экономистов предлагают иной подход к исследованию методов управления коммуникациями - через варианты передачи информации:
- локальные компьютерные сети;
- глобальная компьютерная сеть Интернет;
- протокол передачи данных TCP/IP;
- электронная почта;
- телеконференции.
Недостатком данного подхода считаем ошибочное принятие за методы управления каналов осуществления коммуникаций. Управление коммуникациями должно охватывать весь коммуникационный процесс от формирования идеи до декодирования сообщения другим коммутатором и осуществления обратной связи с отправителем.
По мнению М.А. Василика, в качестве методов управления коммуникациями рассматриваются:
- процедура обжалования, которая позволяет работникам обратиться с жалобой к вышестоящему руководителю в обход своего непосредственного начальника. Данная процедура обеспечивает защиту работника от произвола его непосредственного руководства и поощряет подачу жалоб. В настоящее время актуально на предприятиях создавать специальные комитеты для рассмотрения жалоб;
- политика открытых дверей, т.е. сотрудники имеют открытый доступ к руководителю с целью доведения до него своих соображений;
- консультации, опрос общественного мнения, собеседования с работниками, увольняющимися из организации. Отдел кадров может значительно повысить эффективность восходящих коммуникаций посредством недирективных конфиденциальных консультаций, опросов мнения работников, интервью с работниками, увольняющимися из организации;
- партисипативные методы, которые заключаются в принятии решений с участием работников. Во многих исследованиях отмечается, что данная категория работников предприятий испытывает большее удовлетворение от работы, более предана своей организации и лучше работает, чем та, которая не вовлечена в процесс коммуникации;
- использование приемов активного слушания - наиболее простого и эффективного способа развития навыков слушания.
На наш взгляд, данный подход не отличается системностью, поскольку рассматривает только партисипативные методы в качестве методов управления коммуникациями. Другие методы, выделяемые автором, скорее относятся к действиям по повышению эффективности коммуникаций.
В своих трудах Н.Н. Григорьева в качестве методов управления коммуникациями рассматривает социальное взаимодействие, беседу,
внутрисредовое взаимодействие, целевой обмен информацией, публичные технические средства (Интернет, почта, радио, кино и т.п.), PR и социальные трансакции.
В связи с тем, что в современных исследованиях пока не существует единой классификации методов управления коммуникациями на предприятии, считаем целесообразным предложить саедующий ее систематизированный вариант (рисунок):
Методы управления коммуникациями
Организационно-распорядительные методы управления коммуникациями могут реали-зовываться в двух направлениях:
1) через воздействие на структуру управления (регламентация и нормирование коммуникационной деятельности);
2) через воздействие на процесс управления коммуникациями (организация выполнения решений, контроль).
Методы организационного воздействия основаны на применении в практической деятельности управления коммуникациями предприятия действующего законодательства, соблюдения требований устава. Данные методы представляют собой форму организационного нормирования, предполагающую разработку правил внутреннего распорядка предприятия.
Распорядительные методы управления коммуникациями заключаются в прямом воздействии на управляемый объект посредством приказов и распоряжений, установлении ответственности, инструктаже сотрудников, координации работ и контроле исполнения.
Экономические методы управления коммуникациями на предприятии предполагают инструменты воздействия на внутрифирменные отношения и интересы сотрудников компании с целью достижения определенных желаемых результатов. К данной группе методов можно
отнести премирование работников за достижение плановых показателей, привлечение новых клиентов, увеличение степени удовлетворенности потребителей и др.
Социально-психологические методы управления коммуникациями - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Группы людей и отдельные личности являются объектами воздействия этих методов. По масштабу и способам воздействия социально-психологические методы управления коммуникациями можно сгруппировать в две группы. К первой группе, на наш взгляд, можно отнести социологические методы, действие которых направлено на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности. Вторая группа представлена психологическими методами, которые воздействуют на личность конкретного человека.
Социально-психологические методы занимают важный сегмент в управлении коммуникациями на предприятии. Они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявляют лидеров и обеспечивают их поддержку. С помощью социально-психологических методов определяется связь мотивации персонала предприятия с конечными результатами деятельности, разрешаются возникающие в коллективе конфликты. В конечном итоге социально-психологические методы управления коммуникациями повышают качество менеджмента в целом.
Данные методы распространяются на основные области управления коммуникациями: на процессы, технологии и людей.
Область управления коммуникациями «люди» включает разработку и учет моделей поведения, ценностей, коммуникативных компетенций и мотивации, для чего используются социально-психологические и экономические методы.
Область управления коммуникациями «процессы» рассматривает управление структурой, периодичностью, направленностью, участниками коммуникаций с помощью парти-сипативных и организационно-распорядительных методов.
К области управления коммуникациями «технологии» относятся управление информационными технологиями, участвующими в коммуникациях, разработка методов эффективного взаимодействия, принятие решений,
обмен информацией. Организационно-распорядительные методы занимают центральное место в данной области коммуникаций.
Таким образом, выбор форм и методов управления коммуникациями на предприятии должен осуществляться в тесной взаимосвязи между этими составляющими с учетом специфики и сложности его внутренних и внешних коммуникационных процессов, состояния системы менеджмента и других факторов влияния.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2010. 364 с.
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.: ИНФРА-М, 2006. 224 с.
3. Коноваленко В.А., Коноваленко М.Ю. Управление персоналом: креативный менеджмент. М.: Дашков и К°, 2008. 224 с.
4. Коноваленко М.Ю. Методы диагностики обмана в деловом общении. М.: РГТЭУ, 2010. 209 с.
5. Коноваленко М.Ю., Коноваленко В.А. Теория коммуникации. М.: ЮРАЙТ, 2012. 415 с.
6. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Поголь-ша В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. 185 с.
7. Орлова Т.М. Коммуникационный менеджмент в управлении экономическими системами: дис. ... д-ра экон. наук. М., 2002. 345 с.
8. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001. 496 с.
9. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1999. 352 с.
10. Рева В.Е. Коммуникационный менеджмент: учеб.-метод. пособие. Пенза: Изд-во ПГУ, 2003.161 с.
11. Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. 180 с.
12. Федотова М.Г. Коммуникационный менеджмент: учеб. пособие. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. 76 с.
13. Халперн Д.Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. 512 с.
14. Шарков Ф.И. Коммуникология: энциклопедический словарь-справочник. М.: Дашков и К°, 2009. 768 с.
15. ШульцД., БарнсБ. Стратегические бренд-коммуникационные компании. М.: ИД Гребенников, 2003.512 с.
МАРАБАЕВА Людмила Владимировна - доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента. Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева. Россия. Саранск. E-mail: l.marabaeva@mail.ru.
66
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2017. № 3(29)
КУЗНЕЦОВА Татьяна Евгеньевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов. Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Саранск. E-mail: t.e.kuznetsova@rucoop.ru.
MARABAEVA, Lyudmila Vladimirovna - Doctor of Economics, Professor of the Department of Management. National Research Mordovian State University named after N.P. Ogarev. Russia. Saransk. E-mail: l.marabaeva@mail.ru.
KUZNETSOVA, Tatyana Evgenyevna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Finance. Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Saransk. E-mail: t.e.kuznetsova@rucoop.ru.
УДК 347.736:658
АНАЛИЗ БАНКРОТСТВА (НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ)
ОРГАНИЗАЦИИ
Р.С. Никандрова, Е.Ю. Леванова
Рассмотрены различные модели диагностики банкротства экономического субъекта, в том числе для условий функционирования российских организаций. На примере конкретной организации (ООО «ИнтерТранс») проведена оценка вероятности банкротства (несостоятельности) с использованием методик зарубежных и отечественных ученых. На основе полученных результатов анализа предложены меры по снижению риска финансовой несостоятельности объекта исследования, обеспечивающие увеличение его прибыли и рентабельности.
Ключевые слова: экономический кризис; банкротство; несостоятельность; диагностика; модель; предотвращение банкротства; финансовое оздоровление.
R.S. Nikandrova, E.Yu. Levanova. ANALYSIS OF BANKRUPTCY (INSOLVENCY) OF AN ORGANIZATION
Considers different models of bankruptcy diagnostics of the economic entity including for operating conditions of the Russian organizations. With an example of a particular organization the assessment of the probability of bankruptcy (insolvency) using techniques of foreign and domestic scientists is demonstrated. Based on the results of the analysis the actions to reduce the risk of financial insolvency of the object of study are offered.
Keywords: economic crisis; bankruptcy; insolvency; diagnosis; model; prevent bankruptcy; financial recovery.
На современном этапе развития экономики одной из основных экономических проблем является проблема определения наиболее эффективных путей преодоления кризисного состояния, в котором оказалось большинство хозяйствующих субъектов и отраслей реального сектора экономики.
Значительный вклад в разработку системы антикризисного управления, решение проблем повышения экономической состоятельности организаций, их реформирования и функционирования в современных условиях внесли многие отечественные и зарубежные исследователи [5]. На сегодняшний день существует множество моделей диагностики банкротства как отечественных, так и зарубежных авторов, в которых производится оценка с помощью различных показателей.
Используя различные методики диагностики несостоятельности, предложенные зарубежными и отечественными учеными, проведем оценку вероятности наступления банкротства на примере ООО «ИнтерТранс». Оценка вероятности банкротства позволяет своевременно диагностировать ухудшение основных финансовых показателей, которые могут спровоцировать возникновение риска банкротства.
Наибольшую известность в области прогнозирования банкротства получила работа Э. Альтмана, который на основе исследования обанкротившихся предприятий США разработал многофакторные Z-модели.
На практике для оценки несостоятельности организаций часто используют пятифакторную модель Альтмана: