Научная статья на тему 'РОЛЬ КОММУНИКАТИВНОЙ ЗАДАЧИ В РАЗВИТИИ НАВЫКОВ XXI ВЕКА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

РОЛЬ КОММУНИКАТИВНОЙ ЗАДАЧИ В РАЗВИТИИ НАВЫКОВ XXI ВЕКА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИБКИЕ НАВЫКИ / КОНЦЕПЦИЯ "4К" / РЕШЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ЗАДАЧИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шпак Наталья Олеговна

Введение. Современное высшее образование ориентировано на формирование у выпускников гибких профессиональных навыков, позволяющих им успешно работать в условиях конкуренции и рыночной нестабильности 21 века. Целью исследования является определение роли коммуникативной задачи и выявление психолого-педагогических условий для формирования концепции «4К», включающую в себя такие ключевые компетенции как коммуникация, креативность, критическое мышление и кооперация. Методология исследования. Исследование проведено методом анализа научной, учебно-методической литературы и педагогического опыта формирования профессиональных компетенций студентов высших учебных заведений. Результаты. В статье показано, что в ходе диалогической иноязычной речи для студентов создаются благоприятные условия для развития гибких навыков. При соответствующей организации учебного процесса иноязычная речемыслительная деятельность студентов успешно реализуется через генерирование идей и доказательство аргументов, нацеленных на совместное решение коммуникативной задачи. Полученные результаты исследования вносят вклад в методологию и технологию современного профессионального образования, расширяя представление о роли коммуникативной задачи в формировании ключевых компетенций. На основе теоретического анализа автором выявлены следующие необходимые психолого-педагогические условия: формулирование коммуникативной задачи в виде проблемы и ситуации речевого общения, обучение студентов правилам сотрудничества и установлениe между ними доверительных отношений. Коммуникативная задача играет главную роль в создании условий для формирования гибких профессиональных навыков. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в практике преподавания иностранного языка в высших профессиональных учреждениях. Заключение. Было выявлено, что решение коммуникативной задачи в ходе профессиональной коммуникации является главным условием осознанного изучения иностранного языка и способствует развитию гибких навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шпак Наталья Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF A COMMUNICATIVE TASK IN THE DEVELOPMENT OF 21ST CENTURY SKILLS AT THE FOREIGN LANGUAGE CLASSES

Introduction. Modern higher education is aimed at the formation of students’ soft skills, giving them the opportunity to work successfully in a competitive environment and market instability of 21st century. The purpose of this study is to determine the role of a communicative task and reveal psychological and pedagogical conditions for the formation of the concept “4C” including such key competences as communication, creativity, critical thinking and cooperation. Research methods. The research was carried out by the analysis of scientific, educational and methodological literature and pedagogical experience in the formation of professional competences for undergraduates. Results. The article shows that during the process of dialogic foreign language speech the students get favorable conditions for the development of soft skills. Under this educational process foreign language speech-thinking activity is successfully realized through generation of ideas and arguments aimed at the joint communicative task solution. The obtained results contribute to the methodology and technology of modern professional education, expanding the understanding of the role of a communicative task in the formation of key competences. On the basis of theoretical analysis, the author has developed psychological and pedagogical conditions for the formation of soft skills at the process of foreign language teaching. These conditions are the formulation of a communicative task as a problem and a speech communication situation, teaching students the rules of cooperation and the establishment of trust relations between them. The communicative task plays the main role in the creation of conditions for the soft skills formation. Practical implications. The results of the study can be obtained in the practice of foreign language teaching in the university. Conclusion. It was revealed that the solution of a problem during the professional communication is the main condition of conscious study of the foreign language and leads to the development of soft skills.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КОММУНИКАТИВНОЙ ЗАДАЧИ В РАЗВИТИИ НАВЫКОВ XXI ВЕКА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

DOI: 10.12731/2658-4034-2022-13-1-89-100 УДК 372.881.111.1

РОЛЬ КОММУНИКАТИВНОЙ ЗАДАЧИ В РАЗВИТИИ НАВЫКОВ XXI ВЕКА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Н.О. Шпак

Введение. Современное высшее образование ориентировано на формирование у выпускников гибких профессиональных навыков, позволяющих им успешно работать в условиях конкуренции и рыночной нестабильности 21 века. Целью исследования является определение роли коммуникативной задачи и выявление психолого-педагогических условий для формирования концепции «4К», включающую в себя такие ключевые компетенции как коммуникация, креативность, критическое мышление и кооперация.

Методология исследования. Исследование проведено методом анализа научной, учебно-методической литературы и педагогического опыта формирования профессиональных компетенций студентов высших учебных заведений.

Результаты. В статье показано, что в ходе диалогической иноязычной речи для студентов создаются благоприятные условия дляразвития гибких навыков. При соответствующей организации учебного процесса иноязычная речемыслительная деятельность студентов успешно реализуется через генерирование идей и доказательство аргументов, нацеленных на совместное решение коммуникативной задачи. Полученные результаты исследования вносят вклад в методологию и технологию современного профессионального образования, расширяя представление о роли коммуникативной задачи в формировании ключевых компетенций. На основе теоретического анализа автором выявлены следующие необходимые психолого-педагогические условия: формулирование коммуникативной задачи в виде проблемы и ситуации речевого общения,

обучение студентов правилам сотрудничества и установление между ними доверительных отношений. Коммуникативная задача играет главную роль в создании условий для формирования гибких профессиональных навыков.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в практике преподавания иностранного языка в высших профессиональных учреждениях.

Заключение. Было выявлено, что решение коммуникативной задачи в ходе профессиональной коммуникации является главным условием осознанного изучения иностранного языка и способствует развитию гибких навыков.

Ключевые слова: гибкие навыки; концепция «4К»; решение коммуникативной задачи; организация диалогической иноязычной речи

THE ROLE OF A COMMUNICATIVE TASK

IN THE DEVELOPMENT OF 21ST CENTURY SKILLS AT THE FOREIGN LANGUAGE CLASSES

N.O. Shpak

Introduction. Modern higher education is aimed at the formation of students ' soft skills, giving them the opportunity to work successfully in a competitive environment and market instability of 21st century. The purpose of this study is to determine the role of a communicative task and reveal psychological and pedagogical conditions for the formation of the concept "4C" including such key competences as communication, creativity, critical thinking and cooperation.

Research methods. The research was carried out by the analysis of scientific, educational and methodological literature and pedagogical experience in the formation ofprofessional competences for undergraduates.

Results. The article shows that during the process ofdialogic foreign language speech the students get favorable conditions for the development of soft skills. Under this educational process foreign language speech-thinking activity is successfully realized through generation of

ideas and arguments aimed at the joint communicative task solution. The obtained results contribute to the methodology and technology of modern professional education, expanding the understanding of the role of a communicative task in the formation of key competences. On the basis of theoretical analysis, the author has developed psychological and pedagogical conditions for the formation of soft skills at the process offoreign language teaching. These conditions are the formulation of a communicative task as a problem and a speech communication situation, teaching students the rules of cooperation and the establishment of trust relations between them. The communicative task plays the main role in the creation of conditions for the soft skills formation.

Practical implications. The results of the study can be obtained in the practice of foreign language teaching in the university.

Conclusion. It was revealed that the solution of a problem during the professional communication is the main condition of conscious study of the foreign language and leads to the development of soft skills.

Keywords: soft skills; concept "4C"; communicative task solution; dialogic foreign language speech

Введение

Современное высшее образование постоянно сталкивается с ситуацией, когда знания, умения и навыки устаревают быстрее, чем заканчивается срок обучения на получение специальности. В сложившихся условиях требуется совершенно новый подход к составляющим компетентности будущего профессионала. Сейчас в мире наблюдается становление новой образовательной парадигмы, которая способствует переходу общества к иному социальному и экономическому укладу, создавая условия для развития ключевых компетенций XXI в.

Система современного профессионального образования сейчас должна быть нацелена на формирование таких будущих профессионалов, которые бы сочетали в себе самостоятельность мышления, способность к самостоятельному действию, креативность мышления, готовность к профессиональному сообщение и сотрудничеству на работе и в жизни [9, 11, 12].

В современных условиях обучения иностранному языку преподавателю необходимо разрабатывать задания, направленные на развитие таких гибких навыков, как коммуникация, креативность, критическое мышление и кооперация. Мы полагаем, что развитие концепции «4К» будет эффективнее осуществляться при организации на занятиях коммуникативного подхода.

В ходе иноязычной речемыслительной деятельности коммуникативный подход реализуется через постановку коммуникативной задачи и организации совместной деятельности над решением проблемы. Студенты в рамках диалога совместно решают поставленную перед ними коммуникативную задачу, что способствует развитию у них умения генерировать идеи, аргументировать свою позицию, понимать позицию других участников диалога и работать в команде.

Целью исследования является определение роли коммуникативной задачи и выявление психолого-педагогических условий для формирования концепции «4К», включающую в себя такие ключевые компетенции как коммуникация, креативность, критическое мышление и кооперация.

В данном исследовании ставятся следующие задачи:

- изучить актуальность развития навыков 21 века;

- выявить значение коммуникативной задачи в развитии гибких навыков при обучении иноязычной речемыслительной деятельности;

- выявить условия для формирования концепции «4К».

Методология исследования

В статье интерпретируются, анализируются и обобщаются теоретические положения и опыт практики в сфере формирования у студентов гибких навыков на занятиях по иностранному языку. Обзор отечественной и зарубежной научной литературы показывает важность формирования гибких компетенций в рамках профессионального образования (М. Бялик, П. Гриффин, А.И. Ивонина, Б. Триллинг, Ч. Фадель, О.Л. Чуланова и др.); необходимость формирования профессиональных компетентностей (Б.Г. Ананьев, И.А. Зимняя, А.А.

Леонтьев, Г.К. Селевко, А.В. Хуторской, В. Д. Шадриков и др.); актуальность вопросов коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам (И., Л. Бим, В.Г. Костомаров, Ф.Ф. Миролюбов, Е.И. Пассов и др.); актуальность развития когнитивного мышления (А.В. Брушлинский, Дж. Брунер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.М. Матюшкин, Ж. Пиаже, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн и др.).

Описание исследования и результаты

С начала XXI века в мире идет процесс становления концепции «4К», которая включает в себя четыре компетенции: коммуникация, кооперация, креативность, критическое мышление. Принятая научным сообществом концепция «4К» широко применяется во многих образовательных стандартах. Данные навыки являются сейчас основой для формирования востребованных компетенций у выпускников образовательных организаций.

Безусловно для достижения успеха в профессиональной деятельности любой специалист должен обладать hard skills, «жесткими», профессиональными навыками (профессиональными компетенциями в трактовке ФГОС). Soft skills, «гибкие» навыки (общие или надпро-фессиональные компетенции в трактовке ФГОС), - это универсальные навыки, направленные на решение профессиональных задач и повышение эффективности работы и взаимодействия с людьми.

На Всемирном экономическом форуме в докладе «Новый взгляд на образование» [15] была представлена новая модель, в которой образовательные результаты, формируемые на всех уровнях образования, были разделены на три типа: базовая грамотность, компетенции и качества характера. Важную часть данной модели занимают такие компетенции, как креативность, критическое мышление, коммуникация и кооперация.

Навык креативности (творческого мышления) связан со способностью создавать нестандартные решения сложных задач, с умением генерировать оригинальные идеи и находить новые подходы в решении известных проблем. Креативное мышление ведет к инсай-там и новым взглядам на привычные вещи. Под умением креативно

мыслить подразумевается умение продумывать стратегию действий, делать выбор при недостатке данных и отвечать на вопросы, требующие умения нестандартно мыслить [14].

Навык критического мышления помогает людям лучше ориентироваться в тех знаниях, которые они получаем в течение всей жизни. Данный навык подразумевает умение анализировать, оценивать, сравнивать и интерпретировать информацию, полученную из различных источников. Умение оценивать информацию критически предполагает рассмотрение ситуации с разных сторон, аргументацию позиций «за» и «против» и выбор наиболее разумного решения проблемы. Этот навык также связан с умением рефлексировать свою деятельность [13].

Коммуникацию и кооперацию (сотрудничество) описать легче, чем другие составляющие «4К», поскольку такие навыки заметны в холе наблюдения за процессом обучения. Эффективность коммуникации достигается при условиях развития у студентов способности выражать и интерпретировать свои мысли, чувства и факты в устной и письменной форме в различных социальных и культурных контекстах. Коммуникация проявляется в умении общаться, слушать и слышать других, излагать и доносить свои мысли другим участникам совместной деятельности.

Под навыком кооперация (сотрудничество или командная работа) понимается эффективное взаимодействие участников, выполняющих совместную деятельность. Навык кооперации представляет собой умение и готовность понять и принять мнение других участников, согласованно распределять ответственность за работу между всеми членами команды, оказывать поддержку и брать на себя ответственность за результат.

Рассмотренные выше четыре компетенции могут быть сформированы при реализации коммуникативного подхода, где важную роль играет постановка и решение коммуникативной задачи.

По мнению Е.И. Пассова главной особенностью коммуникативного подхода является сходство процесса обучения с реальным процессом общения. В процессе такого обучения студенты приоб-

ретают опыт иноязычной речемыслительной деятельности, который проявляется в самостоятельном переносе знаний и умений в новую ситуацию [6]. Процесс формирования коммуникативной компетенции должен быть нацелен на развития у студентов умения применить полученные знания в реальном общении [5]. По мнению И.А. Зимней, «отсутствие у студентов, изучающих иностранный язык, реальных условий» напрямую связано с низкой мотивацией студентов к самообразованию и требует моделирования ситуаций реального общения, соответствующих будущей сферы профессиональной деятельности [4, с. 33].

Под моделированием ситуации речевого общения мы подразумеваем организацию иноязычного диалогического общения, в ходе которого студенты решают коммуникативную задачу (проблему). Данная проблема подразумевает несколько решений, из которых студенты совместно определяют для себя оптимальное решение. Постановка проблемного вопроса является смыслоорганизующим компонентом речевой ситуации и способствует тому, чтобы партнеры по диалогу начали формулировать аргументированные высказывания и совместно искать решение проблемы [10].

В ситуации диалогического речевого общения студенты развивают умения и способность услышать, осмыслить и понять необходимую информацию по обсуждаемой проблеме и сформулировать для партнеров диалога свою важную информацию [2]. В диалогическом речевом общении осмысление и извлечение информации из текстов и создание на этой основе текста ответного высказывания с новой информацией тесно связаны с развитием интеллекта участников диалога [3]. Говоря о речевой деятельности, Л.С. Выготский связывает ее не только с построением языковых конструкций, но и с выражением речевого содержания, которое задействует процессы мышления [1]. С.Л. Рубинштейн также утверждает, что речь - это не просто «внешняя одежда мысли», но и средство для формулирования мысли [7, с. 458].

Постановка коммуникативной задачи перед студентами на занятиях по иностранному языку является главным условием формиро-

вания концепции «4К». В ходе занятий студенты учатся оформляться свои мысли в убедительное высказывание, в котором видна не только логика размышлений, но и суть и решение учебной коммуникативной задачи. В ходе решения проблемы по заданной ситуации общения участники делают свои умозаключения и приходят к совместному решению, отбрасывая ошибочные и принимая верные утверждения. Для проведения таких занятий преподавателю необходимо не только организовывать диалог между обучающимися, но и продумывать речевую ситуацию, которая представляла бы собой когнитивный конфликт для обучающихся.

Другим важным условием является обучение студентов сотрудничеству. Преподаватель должен ознакомить участников командной работы с правилами совместной деятельности и научить их:

- согласованно распределять ответственность за работу между всеми членами команды;

- проговаривать роли каждого участника и оценивать характер участия;

- высказываться по очереди и выслушивать каждого участника команды;

- рассматривать все высказанные участниками предложения;

- давать аргументированные, взвешенные предложения и избегать критики одногруппников;

- обращаться за разъяснением и помощью сначала к членам команды, а потом к преподавателю.

Успех организации иноязычной речемыслительной деятельности по решению коммуникативной задачи во многом зависит от атмосферы доверия и уверенности между партнерами. Данное условие не только защищает и подбадривает студентов, но и исключает постоянный контроль и исправление ошибок преподавателем [8].

Заключение

При обучении иностранному языку коммуникативные задания и критерии их оценивания должны быть направлены на развитие у студентов гибких навыков. Навыки soft skills помогают развивать

личностный потенциал, умения творчески мыслить, критически воспринимать информацию и общаться с людьми. Они помогают выстраивать стратегию достижения целей, решать самые разные проблемы и задачи.

Современному обществу необходимы люди, способные управлять и координировать проектную работу. Успех совместной работы невозможен без командных усилий, обмена знаниями и интеграции идей. Развитие сфер общества во многом зависит от способности людей к слаженным действиям, и поэтому система профессионального образования должна учитывать эту тенденцию. В новой парадигме образования, ориентированного на формирование soft skills, проектная деятельность, кейсовые задачи, решение профессиональных задач в учебных условиях обучают студентов интегрировать знания и принимать профессиональные решения. В основе таких видов учебной деятельности лежит коммуникативная задача, решение которой задействует не только когнитивные умения студентов творчески и критически мыслить, но и умение эффективно общаться в процессе командной работы.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт 1999. 352 с.

2. Горева Т.А., Серова Т.С. Формирование умений коммуникативно-речевого взаимодействия при обучении иноязычному деловому общению. Пермь: Перм. гос. техн. ун-т, 2005. 167 с.

3. Жинкин Н.И. Психолингвистика: Избранные труды / сост. и пре-дисл. К.Ф. Седова. М.: Лабиринт, 2009. 288 с.

4. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1989. 219 с.

5. Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность: коллективная монография / А.А. Миролюбов, Н.Д. Гальскова, И.Л. Бим; под ред. акад. РАО А.А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 2010. 463 с.

6. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991. 223 с.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2т. Т.1. М., 1989. 560 с.

8. Серова Т.С. Разыгрывание коммуникативно-речевых микроситуаций как средство обучения монологическому высказыванию в иноязычном диалогическом речевом общении // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики, 2019. № 1. C. 125-146.

9. Фадель Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование: Компетенции, необходимые для успеха / Пер. с анг. М.: Издательская группа «Точка», 2018. 240 с.

10. Шпак Н.О. Обучение аргументированному иноязычному высказыванию в рамках диалога // Проблемы современного педагогического образования. Ялта: Изд-во РИО ГПА, 2021. №71. С. 306-309.

11. Boholano H. Smart Social Networking: 21st Century Teaching and Learning Skills // Research in Pedagogy. 2017. Vol. 7 (1). P. 21-29. https://doi.org/10.17810/2015.45

12. Griffin P. 21st Century Skills: The New Reality in Education. http:// erazvitie.org/english/navyki_xxi_veka_novaja_realnost (дата обращения: 19.02.2022).

13. Inch E.S., Warnick B. Critical Thinking and Communication: The Use of Reason in Argument, 6th ed., 2009.

14. Ruggiero V.R. The Art of Thinking: A Guide to Critical and Creative Thought, 11th ed., 2015.

15. World Economic Forum, 2016. New Vision for Education: Fostering Social and Emotional Learning through Technology. https://www3. weforum.org/docs/WEF_New_Vision_for_Education.pdf (дата обращения: 20.02.2022)

References

1. Vygotskiy L.S. Myshlenie i rech ' [Thinking and speech]. M.: Labirint 1999,352 p.

2. Goreva T.A., Serova T.S. Formirovanie umeniykommunikativno-rechevogo vzaimodeystviya pri obuchenii inoyazychnomu delovomu obshcheniyu [Formation of skills of communicative-speech interaction in teaching foreign language business communication.]. Perm': Perm. gos. tekhn. un-t, 2005, 167 p.

3. Zhinkin N.I. Psikholingvistika: Izbrannye trudy [Psycholinguistics: Selected works]. M.: Labirint, 2009, 288 p.

4. Zimnyaya I.A. Psikhologiya obucheniya nerodnomuyazyku [Psychology of teaching a non-native language]. M.: Russkiy yazyk, 1989, 219 p.

5. Mirolyubov A.A., Gal'skova N.D., Bim I.L. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: traditsii i sovremennost': kollektivnaya monografiya [Methods of teaching foreign languages: traditions and modernity: a collective monograph]; ed. A.A. Mirolyubov. Obninsk: Titul, 2010, 463 p.

6. Passov E.I. Kommunikativnyy metod obucheniya inoyazychnomu govoreniyu [Communicative method of teaching foreign language speaking]. M.: Prosveshchenie, 1991, 223 p.

7. Rubinshteyn S.L. Osnovy obshcheypsikhologii [Fundamentals of General Psychology]. Vol. 1. M., 1989, 560 p.

8. Serova T.S. Vestnik PNIPU. Problemyyazykoznaniya ipedagogiki, 2019, no. 1, pp. 125-146.

9. Fadel Ch., Bialik M., Trilling B. Chetyrekhmernoe obrazovanie: Kompetentsii, neobkhodimye dlya uspekha [Four-dimensional education: Competences necessary for success]. M.: Tochka Publishing Group, 2018, 240 p.

10. Shpak N.O. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. Yalta: RIO GPA Publishing house, 2021, no. 71, pp. 306-309.

11. Boholano H. Smart Social Networking: 21st Century Teaching and Learning Skills. Research in Pedagogy, 2017, vol. n7 (1), pp. 21-29. https://doi.org/10.17810/2015.45

12. Griffin P. 21st Century Skills: The New Reality in Education. http:// erazvitie.org/english/navyki_xxi_veka_novaja_realnost (accessed February 19, 2022).

13. Inch E.S., Warnick B. Critical Thinking and Communication: The Use of Reason in Argument, 6th ed., 2009.

14. Ruggiero V.R. The Art of Thinking: A Guide to Critical and Creative Thought, 11th ed., 2015.

15. World Economic Forum, 2016. New Vision for Education: Fostering Social and Emotional Learning through Technology. https://www3.weforum. org/docs/WEF_New_Vision_for_Education.pdf (accessed February 20, 2022)

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Шпак Наталья Олеговна, доцент кафедры иностранных языков и лингводидактики, кандидат педагогических наук, доцент Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

ул. Нижегородская, 6, г. Новосибирск, 630102, Российская

Федерация

natspark@yandex.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR Natalya O. Shpak, Associate Professor at the department of foreign languages and lingvodidactics, PhD of Pedagogic Sciences, Docent Siberian Institute of Management -branch of RANEPA 6, Nizhegorodskaya Str., Novosibirsk, 630102, Russian Federation natspark@yandex.ru

Поступила 11.02.2022 Received 11.02.2022

После рецензирования 20.02.2022 Revised 20.02.2022

Принята 25.02.2022 Accepted 25.02.2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.