Научная статья на тему 'РОЛЬ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ'

РОЛЬ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
40
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕРСОНАЛ / ЦЕЛИ / ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кочергина К.В., Батарчук Д.С.

В статье рассматривается коммуникативная компетентность как проблема современных исследований в контексте управления персоналом. Уточняется сущность понятия «коммуникативная компетентность» персонала организации. Подчеркивается роль коммуникативной компетентности персонала организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE PERSONNEL OF THE ORGANIZATION

The article deals with communicative competence as a problem of modern research in the context of personnel management. The essence of the concept of «communicative competence» of the organization's staff is specified. The role of communicative competence of the organization's personnel is emphasized.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 005.95/.96

Кочергина К.В. студент 4 курса кафедра менеджмента, государственного и муниципального управления БатарчукД.С., к.пед.н.

доцент

Брянский филиал РАНХиГС Россия, г. Брянск

РОЛЬ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕРСОНАЛА

ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: В статье рассматривается коммуникативная компетентность как проблема современных исследований в контексте управления персоналом. Уточняется сущность понятия «коммуникативная компетентность» персонала организации. Подчеркивается роль коммуникативной компетентности персонала организации.

Ключевые слова: коммуникации, коммуникативная компетентность, персонал, цели, организация.

Kochergina K. V.

4th year student, Department of Management, State and

Municipal Management Batarchuk D.S., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

The Bryansk Branch of RANEPA, Russia, Bryansk ROLE OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE PERSONNEL OF THE ORGANIZATION

Annotation: The article deals with communicative competence as a problem of modern research in the context of personnel management. The essence of the concept of «communicative competence» of the organization's staff is specified. The role of communicative competence of the organization's personnel is emphasized.

Key words: communication, communicative competence, personnel, goals, organization.

Коммуникации на современном этапе развития организационных отношений занимают важное место в управленческой, профессиональной среде. Коммуникации, отражая характер профессионального взаимодействия персонала, непосредственно влияют на успешность функционирования организации в целом. В процессе профессионального взаимодействия, персонал вступает в коммуникации для решения различных задач и достижения организационных целей. Организованная коммуникация способствует четкому, единому пониманию ситуации, смысловому наполнению информации. В этой связи, все более важной становится коммуникативная компетентность, позволяющая на высоком профессиональном уровне персоналу организации вступать в вертикальные

и горизонтальные внутриорганизационные отношения.

Коммуникативная компетентность как научная проблема привлекает внимание многих исследователей. В зарубежной и отечественной гуманитарной науке ярко подчеркивается значимость коммуникативной компетентности как условие профессиональной успешности персонала организации. В частности, роль коммуникативной компетентности отражается в научных трудах A.A. Кидрона, A.A. Поповой, Л.Н. Берестовой, C.B. Кондратьевой. В исследованиях Ю.М. Орлова, А.Г. Харчева, В. Фридиха, А. Хофмана, С. Холланда, М. Боуэна, Д. Френсиса, Е.Г. Молла, В.Л. Романова, В.К. Шаповалова обращается внимание на взаимосвязь составляющих коммуникативной компетентности персонала с профессиональной успешностью и достижением поставленных целей.

Учитывая проявленный интерес исследователей к проблеме коммуникативной компетентности, все же остается ряд нерешенных вопросов связанных с конкретизацией коммуникативной компетентности персонала, ее структурными компонентами, функциями, направленностью и другими проблемами, указывающими на необходимость поиска новых научных разработок [1].

Следует отметить, что «компетентность» персонала организации представляется единством теоретико-практической готовности к осуществлению определенных профессиональных функций, среди которых важное место занимает коммуникативная составляющая.

Так, в работах В.Н. Куницыной, Н.В. Казариновой, В.М. Погольша «коммуникативная компетентность» как понятие, определяется следующими характеристиками: «владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность; ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету, освоение ролевого репертуара в рамках данной профессии» [2]. Из данного определения четко прослеживается направленность знаний, умений действовать в контексте конкретной ситуации и профессиональной деятельности.

Научный поиск и систематизация имеющихся исследований, позволили также дополнить представление о коммуникативной компетентности и ее роли в профессиональной деятельности персонала организации.

Согласно Ю.М. Жукову, «коммуникативная компетентность» рассматривается как «система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия» [3]. Итак, в контексте нашего исследования, в данном определении мы находим подтверждение значимости коммуникативной компетентности персонала, особенно в акцентировании исследователя на внутренних ресурсах, которые помогают

работнику в осуществлении последовательных действий, приближающих его к достижению организационных целей. В то же время данный процесс носит исключительно системный характер, позволяющий проявить персоналу свои коммуникативные возможности.

Итак, на основе имеющихся теоретических предпосылок, мы рассматриваем «коммуникативную компетентность» персонала как интегративное образование, включающее знания, умения, способности, готовность и опыт осуществления профессионального взаимодействия на основе информационных посылов, которые смыслообразуются в конкретные задачи, цели и активизирующие последовательность действий для успешности организационного развития.

Определив семантику «коммуникативной компетентности», следует отметить, что ее роль определяется содержанием и функциональным наполнением. Анализ научных трудов А.В. Баранникова, Г.В. Голуб, А.Н. Дахина, Р.П. Дондоковой, Ю.Н. Емельянова, Д.А. Иванова, Т.В. Ивановой, М.К. Кабардова, Н.С. Колмогоровой, О.В. Лебедева, А.К. Марковой, Н.А. Морозовой, И.И. Рыдановой, О.В. Чурковой и других исследователей позволил рассмотреть структурно-функциональное содержание коммуникативной компетентности персонала организации. На основе конкретизированных исследователем Р.П. Дондоковой [4] структурных компонентов коммуникативной компетентности, мы наполнили их следующим смыслом:

- мотивационно-ценностный компонент (проявляется в коммуникативных, личностных ценностях персонала, социальных, мотивационных установках получать, перерабатывать и передавать адресату служебную информацию по предназначению);

- когнитивный компонент (определяет роль коммуникативных знаний о профессиональной стороне общения, личностных качествах, которые могут способствовать или препятствовать профессиональному взаимодействию персонала; знание этического кодекса, правил поведения, обращения друг другу, стандартов коммуникативного поведения);

- эмоциональный компонент (проявляется в способности и готовности сохранять и поддерживать положительный эмоциональный фон профессионального общения);

- поведенческий компонент (значимость компонента в структуре коммуникативной компетентности выражена системой коммуникативных умений, в том числе перцептивных, экспрессивных, аутопсихологических, способствующих регуляции организационного поведения персонала).

Содержательно, компоненты коммуникативной компетентности находятся в системной зависимости и определяют успешность управленческого профессионального взаимодействия персонала.

Таким образом, коммуникативная компетентность персонала является ведущей в содержании профессионализма персонала организации.

Функциональная значимость коммуникативной компетентности определяется ее системной включенностью личностных и профессиональных качеств, способствующих целенаправленному, конструктивному информационному обмену и обеспечивающих успешное организационное развитие на уровне единства понимания общих целей и средств их достижения.

Использованные источники:

1. Кибанов А.Я. Управление персоналом: учебное пособие / А.Я. Кибанов. — 6-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2016. — 202 с.

2. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. - СПб.: Питер. - 2001. - 544 с.

3. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении: спецпрактикум по социальной психологии / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. - М.: Изд-во МГУ. - 1990. - 104 с.

4. Дондокова Р.П. Сущностная характеристика и структура коммуникативной компетентности // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - № 1. - Вып.1.1. - С. 18-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.