Научная статья на тему 'Роль коммерческой деятельности в формировании агроориентированного территориального кластера'

Роль коммерческой деятельности в формировании агроориентированного территориального кластера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / АГРООРИЕНТИРОВАННЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / КОММЕРЧЕСКАЯ СВЯЗЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лобова С.В., Борисова О.В.

Практически все товаропроизводители независимо от формы собственности занимаются коммерческой деятельностью на национальном или внешнем рынках. Коммерческая деятельность, отмечают авторы, представляет новое, значимое направление в работе аграрных и агроориентированных предприятий. Значительный интерес к ней со стороны участников производства товаров объясняется открывающимися возможностями стабилизации и развития деятельности предприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лобова С.В., Борисова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль коммерческой деятельности в формировании агроориентированного территориального кластера»

26 (161)- 2010

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

РОЛЬ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ АГРООРИЕНТИРОВАННОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО КЛАСТЕРА

С. В. ЛОБОВА,

доктор экономических наук, заведующая кафедрой экономики, социологии труда и управления персоналом E-mail: barnaulhome@mail.ru Алтайский государственный университет

О. В. БОРИСОВА,

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник E-mail: borisova_OV@bk.ru Алтайский филиал Сибирского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства Сибирского регионального отделения

Россельхозакадемии

Практически все товаропроизводители независимо от формы собственности занимаются коммерческой деятельностью на национальном или внешнем рынках. Коммерческая деятельность, отмечают авторы, представляет новое, значимое направление в работе аграрных и агроориентированных предприятий. Значительный интерес к ней со стороны участников производства товаров объясняется открывающимися возможностями стабилизации и развития деятельности предприятия.

Ключевые слова: кластерный подход, агроориентиро-ванный территориальный кластер, коммерческая связь.

Становление рыночной экономики в Российской Федерации произошло во многом благодаря усилению роли коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов рынка и повышению качества коммерческих операций как на товарном рынке, так и на рынке услуг.

Коммерческая деятельность является движущим фактором товарного рынка, так как обладает достаточно высоким уровнем динамизма. Особен-

ности развития коммерции изучаются и отечественными, и зарубежными учеными, в частности М. Портер и Д. Сток считают, что коммерция вышла за пределы ее традиционного узкого влияния и приобрела стратегическое значение [6].

Применительно к развитию агропромышленного комплекса как важнейшему условию обеспечения продовольственной безопасности страны выделяются следующие принципы стратегического управления компаниями, входящими в структуру комплекса:

• ресурсосбережение;

• интенсификация, ориентация на инновационные технологии;

• биологизация;

• тесная связь с наукой, интеллектуализация сельского хозяйства;

• рационализация хозяйственных связей;

• продуктовая дифференциация;

• поляризованное развитие отрасли, концентрация инвестиций в точках роста;

• укрупнение и предотвращение дробления.

Реалии современного мира, высочайший уровень конкуренции на рынке продовольственных товаров, нестабильная ситуация на сырьевом рынке (рынке сельскохозяйственного сырья) обусловливают многогранность управления отдельным предприятием исходя из особенностей региональной политики и территориального маркетинга. Все чаще стали рассматриваться такие понятия, как «внутриотраслевая или межотраслевая интеграция» [2, 5], «инновационно-кластерное развитие» [3], «условия неравновесной экономики» [4]. Агропромышленный комплекс является частью экономики региона.

Ведущим в концепции государственного управления регионами в России становится кластерный подход. Несмотря на множество исследований, вопрос о том, что же такое кластер, до сих пор остается открытым [8]. Фактически, по мнению авторов, это целый комплекс географически близко расположенных и взаимосвязанных компаний и организаций: производственных, научно-исследовательских, образовательных, поставщиков оборудования и услуг, которые вместе усиливают конкурентные преимущества конечного продукта.

Кластерный подход составляет основу концепции социально-экономического развития Алтайского края на ближайшую перспективу. При этом здесь намерены сделать ставку на развитие биофармацевтического, туристического и группы агропромышленных кластеров. Именно эти направления признаны «прорывными» для экономики края, способствуют инновационному развитию и являются инвестиционно привлекательными. Кластерный подход дает возможность учесть и проанализировать многочисленные обратные связи и синергетические эффекты, с которыми сопряжено развитие новых высокотехнологичных отраслей экономики. Потенциал этих кластеров рассматривается как основа для создания единого комплекса, поскольку их специализация позволяет говорить о формировании межкластерных интеграционных цепочек. Например, инновационные разработки в сфере биотехнологий (производство продуктов питания с заданными свойствами на базе предприятий агропромышленного комплекса) имеют спрос в туристическом секторе.

В рамках формирования агропромышленного кластера планируется создание зернопродуктового, молочного, мясного, сахарного и масличного кластеров. Эти инициативы включены в масштабный проект «Комплексное развитие Алтайского При-обья» и призваны создать предпосылки для при-

своения Алтайскому краю статуса особо значимой аграрной территории.

К преимуществам агропромышленных кластеров, как отмечают ученые, занимающиеся проблемами соорганизации деятельности предприятий агропромышленного комплекса, можно в полной мере отнести реализацию конкурентных преимуществ региона по производству продуктов питания. Они связаны с географическим расположением, климатом, обширными зонами агропромышленного производства региона, а также реализацией всех возможностей, присущих им как интегрированной системе, направленной на совершенствование техники и технологий [1].

Таким образом, стратегическое значение кластеров заключается в том, чтобы за счет имеющихся в крае конкурентных преимуществ на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, за счет перемен, внедрения инноваций и улучшения качества продукции расширить долю алтайских предприятий на рынке Сибири и выйти на национальный рынок.

На взгляд авторов, говоря о создании агропромышленных кластеров, более удачным представляется название «агроориентированный территориальный кластер». С этой позиции в состав его участников могут быть включены не только сельскохозяйственные, перерабатывающие предприятия, но и предприятия, обеспечивающие разработку и внедрение инноваций (научные учреждения различного профиля), а также логистические компании, обеспечивающие продвижение продукции, кредитные организации. При этом ядром агроориентированного территориального кластера должны стать именно предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, так как они являются лидерами во внедрении инноваций (наиболее активно занимаются внедрением нового оборудования, новых производственных и маркетинговых технологий), тесно сотрудничают с научными учреждениями региона и России (что позволяет выпускать конкурентоспособную конечную продукцию).

Кроме того, предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, расположенные в сельской местности, достаточно часто являются ведущими предприятиями, лидерами в экономике (градо- или селообразующими предприятиями). Они сотрудничают с руководителями органов местного самоуправления, участвуют в программах по устойчивому развитию территорий, развивают диверсифицированные виды деятельности,

Показатели производства молока и молочной продукции в Алтайском крае, в процентах к предыдущему периоду

Показатели Год

2003 2004 2005 2006 2007 2008

Потребление молока и молокоиродуктов на душу населения в перерасчете на молоко в год 103,4 104,3 106,9 103,5 101,2 100,3

Производство молока сельскохозяйственными товаропроизводителями 104,3 106,8 101,2 94,5 101,7 101,9

Произведено:

масла животного 99,5 100,1 100,0 99,0 110,0 104,4

сыров жирных (включая брынзу) 115,8 121,7 117,8 103,3 123,5 112,8

цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) 108,5 111,1 103,3 108,6 117,9 -

направленные на удовлетворение потребностей населения исходя их особенностей конкретной территории.

Рассмотрим, исходя из сказанного, структуру

Предприятия и Администрация

услуги: Алтайского края

...............1.............

1) Банки и иные финансово-кредитные организации {финансовое обеспечение ведения бизнеса);

2) Транспортные и складские организации, дорожные, инженерные и коммуникационные сети и т.д. {логистическое обеспечение бизнеса);

3) Услуги для ведения бизнеса (юридические, маркетинговые, страховые, аудиторские, консалтинговые, информационные, программное обеспечение);

4) Посреднические организации, предприятия оптовой и розничной торговли, организаторы оптового оборота

Ядро кластера

Предприятия

молочной, масложировой, сыродельной промышленности (выпуск в широком ассортименте молочной продукции, масла, сыров), их профессиональные объединения, ассоциации

И

Реализация конечной продукции на местном, региональном, национальном и мировом продовольственных рынках

Поставщики сельскохозяйственного сырья:

1) владельцы ЛПХ;

2) К(Ф)Х;

3)сельхозпредприятия

Поставщики новых технологий переработки молока:

1) научно-исследовательские и образовательные учреждения;

2) консалтинговые внедренческие фирмы

Рис. 1. Агроориентированный территориальный молочный кластер Алтайского края

агроориентированного территориального кластера на примере молочного кластера Алтайского края. Производство молока является весомым направлением сельскохозяйственного производства региона. Алтайский край занимает первое место среди других территорий страны по производству молока на душу населения и четвертое — по валовому производству молока.

Постоянное наращивание объемов производства молока и производимых из него продуктов питания (см. таблицу) обусловливается стабильным развитием молочного животноводства, подкрепляемого в том числе средствами государственной поддержки отрасли в рамках различных целевых программ (с 2007 г. — средствами федерального и регионального бюджетов, выделяемыми на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012гг.), а

Поставщики технологического оборудования:

1) предприятия машиностроения;

2) консалтинговые внедренческие фирмы;

3) посреднические организации, организаторы оптового оборота

Поставщики энергетических, водных и биоресурсов

также существующей потребностью в молочной продукции в Сибирском федеральном округе (СФО). Следует отметить, что ни в одном из регионов округа потребление молочной продукции пока не достигло рекомендуемых медицинских норм. Так, в Республике Тыва потребление молока составляет 39,5 % отре-комендуемыхмедицин-скихнорм, в Алтайском крае — 82,1 %, в Новосибирской области — 72,8%, наибольшее потребление — в Омской области — 89,7 %.

По современной классификации кластеров, молочный кластер Алтайского края, с учетом жизненного цикла, можно отнести к категории «проектируемых» (или «создающихся»).

Особое значение в формировании аг-рооориентированных кластеров должно быть отведено коммерческой деятельности. Именно в рамках нее осуществляется движение продуктов от одного

Внедрение инновационных технологий организации коммерческой деятельности на продовольственном рынке.

Коммерческие связи с научными, учебными и консалтинговыми учреждениями, занимающимися разработкой технологии коммерческой деятельности

\ 7

Реализация готовой продукции на региональный и иные типы рынков

Закупка и внедрение инновационных технологий по переработке молока -коммерческие связи с научными учреждениями, предприятиями машиностроения

Кс 3

Ко^

Переработка молока и выпуск готовой продукции

Закупка и внедрение инновационных технологий по ведению животноводческого хозяйства - коммерческие связи с научными учреждениями, предприятиями сельхозмашиностроения

Кс 2

Ко 2

Производство и

реализация

молока

сельскохозяйственными

товаропроизводителями различных типов

Закупка и внедрение

инновационных

технологии по Ко 1

выращиванию или

производству 1

комбикормов -

Кс 1

Производство и реализация кормов для крупного рогатого скота

Рис. 2. Схема организации основных коммерческих связей агроориентированного территориального молочного кластера

Реализация молочной продукции, сыров и масла через собственную (фирменную) торговую сеть, розничные торговые сети, посредническим организациям другим регионов. Коммерческие связи с предприятиями оптовой и розничной торговли различных форм собственности

Реализация молока в качестве сырья предприятиям перерабатывающей промышленности. Коммерческие связи с предприятиями молочной и маслосыроделъной промышленности

Реализация молока в качестве сырья предприятиям перерабатывающей промышленности. Коммерческие связи с предприятиями молочной и маслосыроделъной промышленности

участника кластера к другому. К примеру, модель коммерческих взаимодействий в рамках агроориентированного территориального молочного кластера может быть представлена следующим образом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коммерческие связи Кс 1 — Кс 4 направлены на формирование устойчивых связей с научными, образовательными и консалтинговыми учреждениями, занимающимися разработкой и внедрением новых технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции, логистических операций на товарном рынке. «Слабым звеном» при формировании этих связей является маркетинг научного продукта, т. е. недостаточное знание

разработанных инноваций в сельских районах региона. Решить это можно за счет организации переподготовки специалистов, внедрения специальных программ на местных каналах телевидения, более широкого использования профессиональных журналов.

Коммерческие связи Кс 5 — Кс 7 характеризуют коммерческие связи производителей сельскохозяйственной продукции, перерабатывающих предприятий с предприятиями оптовой и розничной торговли, иными посредническими структурами. Основной задачей в данном направлении является устранение посреднических организаций, мак-

симальное формирование прямых коммерческих связей. Их развитие позволит снизить конечную цену реализации молочной продукции населению российских регионов и решить одну из важнейших задач Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации — повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения за счет стабильности внутреннего производства и наличие необходимых резервов и запасов [7].

Для успешной деятельности на мировом продовольственном рынке особо важную роль играет внедрение инновационных технологий организации коммерческой деятельности на продовольственном рынке (Кс 4). Здесь важны меры государственной поддержки российских предприятий в выходе на внешние рынки и поддержка товаропроизводителей, продукция которых направлена на импортоза-мещение. Все это будет способствовать повышению конкурентоспособности национальной экономики, превращению Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Список литературы

1. Богданова Е. А. Стратегия формирования агропромышленного кластера региона. URL: http://journal.vlsu.ru/index.php?id=1806.

2. Бочаров С. Н., КундиусВ. А. Институциональные аспекты агропромышленной интеграции // Управление современной организацией: опыт, проблемы и перспективы: Мат. межд. науч. -практ. конф. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. Вып. 3. 230 с.

3. Кундиус В. А. Инновационно-кластерное развитие агропромышленного комплекса региона // Вестник Алтайского государственного аграрногоуниверситета. 2008. № 3. С. 58—65.

4. Кожевина О. В. Анализ тенденций развития агропромышленных регионов в условиях неравновесной экономики // Аграрная наука — сельскому хозяйству: межд. науч. -практ. конф. Барнаул: Изд-воАГАУ. 2008. С. 123-125.

5. Лобова С. В. Совершенствование организационно-экономических отношений участников агропродовольственного рынка. Барнаул: Изд-воАлт. ун-та, 2007. 291 с.

6. Портер М., Минцберг Г., Куинн Дж., Гошал С. Переход к отраслевой зрелости. Стратегический процесс. СПб.: Питер, 2001. С. 469-473.

7. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ от 01.02.2010. URL: http:// kremlin.ru/acts/6752.

8. Фиякселъ Э. А., Назаров М. /".Региональный инновационный кластер Нижегородской области в свете мировых тенденций кластерной организации экономики // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 2. С. 2—12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.