Таблица 1 - Рейтинговые характеристики состояний, переход между которыми определяет динамику развития предприятия
Рейтинг состояния по критерию «привлекательность продукта» Привлекательность продукции предприятия и конкурентов
Высокая ARC (8-10) Средняя ARC (4-7) Низкая ARC (1-3)
1 П К К
2 П+К К К
3 ПК+ К К
4 К П+К К
5 К ПК+ К
6 К К П+К
7 К К ПК+
8 К К П
Применение предложенной методики рейтинговых оценок, позволяет повысить степень объективности как статичной, так и динамической оценки конкурентоспособности продукции предприятия, способствуя росту эффективности реализации контрольных и регулирующих функций процесса стратегического управления.
Библиографический список
1. Волков Д.В. Оценка конкурентоспособности предприятия: теоретико-методологические подходы // Вести высших учебных заведений Черноземья. №1(19). - 2010 г. - С. 96-100.
RATING METHODS OF THE ENTERPRISE COMPETITIVENESS
M. S. Popov
УДК 316.276:001.895:300.46
РОЛЬ КОГНИТИВНОГО ИНЖИНИРИНГА В ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
Л. И. Рыженко
Аннотация. На основании анализа мирового опыта формирования национальных инновационных систем обосновывается необходимость внедрения в практику формирования российской национальной инновационной системы новых инструментов когнитивного инжиниринга, которые снижают издержки продвижения инноваций. Описаны продукты когнитивного инжиниринга и задачи, решаемые с их помощью: стандарт смысловой упаковки информации ДИС2; специализированный стандарт ИСИД (информационная сеть инновационной деятельности); экспертный редактор Когнитивный ассистент; сеть трансфера технологий СибАДИ, основанная на стандарте ИСИД; Первая смысловая сеть. Показано, что за счет повышения смысловой связности инновационной системы повышается роль отдельных инновационных площадок в процессах продвижения инноваций. Обозначены внедряемые в СибАДИ образовательные технологии, основанные на когнитивном инжиниринге.
Competitiveness rating is a complex multivariate process which application results are often inefficient, due to the high level of subjective considerations when ranking the primary data. The paper describes the method of ranking criteria and their importance in the enterprise competitiveness valuation.
Попов Максим Сергеевич - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономических наук ФБГОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского» Филиал в г. Омске. Основные направления научной деятельности: Экономика, организация и управление предприятиями промышленности. Общее количество опубликованных работ: 12. e-mail-: [email protected].
Ключевые слова: Инновации, Сеть трансфера технологий, Национальная инновационная система, Когнитивный инжиниринг, Инновационная площадка, Когнитивный ассистент, Первая смысловая сеть.
В данной статье обосновывается необходимость внедрения в практику формирования национальной инновационной системы Российской Федерации новых инструментов Когнитивного инжиниринга [1], которые, в отличие от традиционных информационных средств, резко снижают издержки продвижения инноваций. В настоящее время в СибАДИ апробируется образовательная технология, использующая эти инструменты и подготавливающая специалистов для работы с ними.
Основные каналы движения инноваций складываются внутри корпораций [2], причем господствующее направление - импорт и лишь незначительная часть заказчиков ищет исполнителей внутри России. Вклад отечественных инновационных площадок (вузов, технопарков, закрытых административнотерриториальных образований и т.д.) в становление национальной инновационной системы менее значим, чем об этом принято писать в публикациях. Причина такого положения в том, что инновационные площадки погружены в экономическую среду, которая не относится к инновационному укладу. Начиная с 1990-х годов в России наблюдаются неблагоприятные сдвиги в отраслевой структуре экономики (рост удельного веса третьего хозяйственного уклада при снижении четвертого и практически исчезновения пятого [3]). В итоге, несмотря на попытки федеральных и региональных органов власти улучшить ситуацию, трудно найти инновационную площадку, претендующую на комплексное обслуживание инновационной деятельности.
Закрепление либо отторжение инноваций зависит не только от уровня развития общества, но и тесно связано с социальными группами, в интересах которых эти инновации возникают. Поскольку в России такие группы не проявлены, все более усиливается тенденция управления инновациями со стороны государства [4]. Вместе с тем, инновационная политика должна использовать не только административно-финансовые ресурсы для модернизации социальных институтов, но и опираться на весь потенциально возможный спектр интеллектуальных ресурсов. Важно понять, каким образом вместе с государственными и корпоративными программами в инновационное развитие может быть вовлечен ресурс территорий, в каких формах проявляются, организуются инновационные ини-
циативы, проекты на местах, как они интегрируются между собой а также с государственными и корпоративными программами.
Мировой опыт становления инновационных систем
Для целей нашей работы крайне интересно сопоставление инновационных стратегий Европейского союза и Китайской народной республики. Специфика каждой из них определяется различиями между европейским и китайским регионализмами, каждый из которых выполняет свои функции [5]. Европейский регионализм содействует интеграции государств, обладающих разным уровнем развития, в единую экономическую систему. Китайский регионализм - наоборот - содействует фрагментации территории по специализации на разных хозяйственных укладах: западные регионы Китая - традиционный уклад, срединные - индустриальный и восточное побережье - постиндустриальный хай-тек.
В Европе в результате активного поиска новых форм инновационного развития создаются так называемые сети трансфера технологий, которые интегрируются в технологические платформы - новые межгосударственные образования, формирующие новые технологические секторы. Основную цель европейских технологических платформ определяют как «унифицированный подход в сочетании основных экономических, технологических и социальных вызовов, которые являются жизненно важными для будущего европейской конкурентоспособности и экономического роста» [6].
Китай пошел по несколько иному пути -выделение на восточном побережье особых территорий (специальных экономических зон), изолированных от остального сообщества и обладающих максимально благоприятными условиями для инновационной модернизации. По мере развития специальных экономических зон их опыт распространяется на остальную китайскую экономику [7].
Опыт СССР был очень близок к современному Китайскому варианту: создавались закрытые города и академгородки, которые в свое время с достаточно высокой эффективностью позволили организовать технологический прорыв СССР. Заметим, страна начала XX в. отличалась многоукладностью. Социалистический проект предусматривал устранение различий по множествам культурных, со-
циальных, экономических параметров, однако эта задача так и не была выполнена. Реформы 1990-х гг. по существу реанимировали многоукладность в новых условиях начала XXI в и этот факт невозможно проигнорировать, определяя стратегию современного инновационного развития. Модернизироваться должна многоукладная Россия в целом при приоритетном развитии инновационного уклада. Для России важен - с одной стороны, опыт СССР, перенятый сегодня КНР, с другой -опыт Европейского Союза, интеграция с которым провозглашена в стратегических документах. Подчеркнем, инновационная стратегия может формироваться двумя дополняющими друг друга тенденциями: от центра к периферии и от периферии к центру; в одном случае источником инновационных инициатив выступает государство, в другом случае -инициативы на местах.
Проблемы становления российской инновационной системы
Как же в реальности формируется национальная инновационная система России? Сегодня концентрация ресурсов российского общества в сфере инновационного развития представлена рядом проектов, среди которых выделяются две конкурирующие стратегии. С одной стороны, потенциал бывших советских наукоградов пытаются реанимировать в рамках так называемый институтов развития -госкорпораций [1], которые после накачки государственными ресурсами возвращаются в лоно обычной экономики. С другой стороны, формируется проект с созданием новой поселенческой среды (кампуса) в Сколково. Указанные программы решают важные, но все же не ключевые задачи модернизации России, поэтому не могут претендовать на тот статус, который им пытаются приписать. Оба проекта нацелены на формирование специфической среды для инноваций. Это необходимо, но вовсе не достаточно. Во-первых, успех реформ определяется массовой вовлеченностью в них пассионарного населения страны, что отсутствует в обеих программах. Во-вторых, программы игнорируют многоукладность России XXI в. и другие институциональные особенности российского социума, что приводит к коррупционным схемам.
Уже сложившиеся инновационные площадки оказываются вытолкнутыми из зоны государственного внимания, что заставляет их искать способы взаимодействия и сотрудничества. Как показано в публикации [8], естественной мерой для субъектов, позиционирующих себя как инновационные, является их
включение в сетевые структуры, обеспечивающее доступ к специфическим ресурсам инновационной деятельности. Последние могут стать точками роста рынков инноваций в соответствующих отраслях и дать новый импульс развитию инновационной деятельности в России. Однако остается открытым вопрос о формах стыковки государственных, корпоративных и сетевых стратегий по развитию инновационного уклада.
Сотрудничество российских инновационных площадок, не включенных в корпоративные связи, осуществляется через сети трансфера технологий и технологические платформы. Сети такого рода обеспечивают производителям инновационного продукта выход на потенциальных потребителей. Вместе с тем рост качества предлагаемых сетями услуг сталкивается с серьезными трудностями [9]. В большинстве ситуаций используемые в них технологические решения не соответствуют уровню задач инновационной модернизации России.
Основными информационным объектами, фигурирующими в сетях трансфера технологий, являются так называемые технологические профили запросов и предложений. В разных сетях, и даже в разных центрах одной сети, формат технологических профилей продуктов могут различаться. Это связано с многообразием отраслей человеческой деятельности и сложностью инновационных процессов. Нужные продукты ищутся при помощи ключевых слов с последующей отбраковкой в «ручном» режиме. При трансфере технологий существенную роль играют личные контакты потенциальных продавцов и покупателей, по результатам которых технологические профили проходят «притирку» и приобретают приемлемую форму. Проблему извлечения нужной информации из сетей пытаются преодолеть путем развития консультационных услуг, организации встреч, брокерских и других мероприятий. Однако эти меры повышают стоимость продвижения инноваций на рынки. Все активнее обращаются к методам развития коммуникационных Интернет-сервисов, снижающих издержки и повышающих эффективность внутрисетевого взаимодействия. Однако это стратегически правильное направление упирается в ограниченность тех информационных технологий, которые были разработаны в XX веке и в дефицит необходимых программных продуктов смысловой связности.
Применение инструментов когнитивного инжиниринга
В начале XXI века появились новые мощные инструменты когнитивного инжиниринга [1], которые пока не нашли массового использования в обсуждаемой области. Основным потребительским преимуществом указанных инструментов является то, что они, будучи применены, решают проблему семантической интероперабельности [10] (смысловой связности) инновационных площадок. При этом последние приобретают качества интеллектуальных систем [11], что существенно улучшает эффективность их взаимодействия.
Идея модернизации российской национальной инновационной системы заключается в активном внедрении инструментов когнитивного инжиниринга, повышающих её смысловую связность. При этом сети трансфера технологий приобретают новое качество, обеспечивающее свободное движение информации (с учетом требований безопасности и ряда других ограничений). В итоге средства когнитивного инжиниринга обеспечивают совместимость сетей трансфера технологий и эффективные средства поиска в них нужной информации.
Для решения указанной задачи нами были разработаны такие инструменты когнитивного инжиниринга, как экспертный редактор Когнитивный ассистент и стандарт работы с информацией ДИС2 [1]. С помощью них спроектирован стандарт ИСИД движения информации в сетях трансфера технологий [9]. Стандарт ИСИД предполагает открытость инфор-
мации. Менеджер любой фирмы, заинтересовавшийся найденным в сети инновационным продуктом, может связаться с разработчиками продукта напрямую и обращаться к услугам консультантов только для проведения экспертиз. Информация организована таким образом, что существенная часть неясных вопросов снимается на стадии заполнения технологических профилей.
В настоящее время на базе стандарта ИСИД разработана сеть трансфера технологий Сибирской автомобильно-дорожной академии «Российские инновации на транспорте и в строительстве» (рис. 1).
Данный стандарт ИСИД позволяет решить следующие задачи:
Объединение разрозненных сетей трансфера технологий, работающих каждая по своим форматам, в единую систему движения информации в масштабах инновационной системы.
Специализация инновационных площадок на производстве узкого ассортимента инновационных продуктов и на обслуживании в узком секторе услуг, причем рынок сбыта определяется конфигурацией и объемом спроса на эту услугу в сети.
Формирование с применением смыслового редактора «Когнитивный ассистент» смысловых профилей, определяющих конфигурацию формирующихся проектов и технологических платформ.
Рис. 1. Интерфейс сайта Центра трансфера технологий СибАДИ «ТранспТехнология» в области транспорта и строительства
В настоящее время автором совместно с профессором В. И. Разумовым ведется эксперимент по внедрению в образовательный процесс СибАДИ вышеназванных продуктов когнитивного инжиниринга. Методика основана на категориально-системной методологии, теории динамических информационных систем (ТДИС) [12], а также инструментов когнитивного инжиниринга, разработанных в рамках деятельности омской научнометодологической школы. На этой базе реализуются сетевые принципы взаимодействия участников научно-исследовательского, учебно-методического, проектного процессов. В
учебном процессе используются следующие инструменты когнитивного инжиниринга: программный продукт «Когнитивный ассистент», с помощью которого участники эксперимента упаковывают знания в смысловые схемы; Сайт Центра трансфера технологий СибАДИ (http://ctt.sibadi.org), где размещают и ищут информацию об инновационных продуктах; сайт Первой смысловой сети (http://thoughtring.com), на котором помещают предложения во внешней по отношению с предметной области участника среде (см. рис. 2).
Рис. 2. Инструменты когнитивного инжиниринга, задействованные в учебном процессе СибАДИ
Узлы ячеек распределенной сети образовательно-научно-проектной деятельности оснащаются
автоматизированными рабочими местами с использованием программного продукта «Когнитивный ассистент». Групповая работа в учебном процессе организуется через Интернет с помощью сайта «Первая смысловая сеть» и сайта сети трансфера технологий СибАДИ «Российские инновации на транспорте и в строительстве». Результатом внедрения в учебный процесс данной технологии является координация учебного, научного и проектного подходов, и в конечном итоге - повышение эффективности усвоения материала и повышение творческой активности учащихся. В итоге преподавание превращается в групповую работу студентов, магистров и аспирантов над совместными проектами в области строительства и транспорта. Этот проект подготавливает кадры, способные работать с инновациями в новой интеллектуальной парадигме.
Таким образом, использование методов когнитивного инжиниринга позволяют разработать программные продукты и сервисы, которые эффективно использовать при организации делового сотрудничества между инновационными площадками, работающими каждая по своим технологиям. Объединяющим их элементом становится стандарт ИСИД. Инновационные площадки, использующие этот стандарт, повышают эффективность работы: регламентируют собственную деятельность; включают свои инновационные ресурсы в общий реестр и получение информации из реестра; планируют жизненный цикл инноваций; подготавливают коммерческие предложения потенциальным партнерам; участвуют в конкурсах на производство услуг и т.д. Разработана и апробируется в СибАДИ методика подготовки кадров, способных работать в данной технологии. В целом использование средств когнитивного инжиниринга должны существенно повысить доступность информации, понизить стоимость ее движения в рыночной
среде, и обеспечить конкурентность внекор-поративного рыночного взаимодействия в формирующейся инновационной системе России.
Библиографический список
1. Рыженко Л. И. Когнитивный инжиниринг: монография / Л. И. Рыженко. - Омск: СибАДИ, 2012. -172 с.
2. Инновационное развитие - основа модернизации экономики России: Национальный доклад. -М.: ИМЭМО РАН, ГУ-ВШЭ, 2008. - 168 с.
3. Тодосийчук А. В. На пути к инновационной экономике / А. В. Тодосийчук. - М.: Оргсервис-2000, 2009.-258 с.
4. Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса - М.: Экономика, 2010.
5. Рыженко Л. И. Какой регионализм нужен России? / Л. И.Рыженко // Актуальные проблемы российского регионализма: областническая идеология и культурология в истории и современной философской и общественно-политической мысли: мат-лы всеросс. молод. конф. (Омск: 5-7 сентября 2012 г.) / отв. ред. Т. П. Мильчарек. - Омск: Изд-во Ом.гос.ун-та, 2012. - С. 27-30.
6. Лукша О. В. Европейские технологические платформы: возможности использования европейского опыта для создания нового инструмента содействия инновационному развитию российской экономики / О. В. Лукша // Инновации - 2010. - № 9 (143). - С. 34-41.
7. Кси-лин Л. Инновационная политика Китая / Л. Кси-лин // Материалы X Международной научной конференции ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества. - М.: Высшая Школа Экономики. - 2009.
8. Полещенко К. Н. Возможности развития инновационных площадок в контексте их ресурсного обеспечения / К. Н. Полещенко, В. И. Разумов, Л. И. Рыженко // Менеджмент инноваций. - 2011. - №
1. - С. 62-73.
9. Рыженко Л. И. Сети трансфера технологий, основанные на смысловых экспертных системах /
Л.И. Рыженко // Вестник СибАДИ, 2012. № 2(24). С. 114-118.
10. Folmer Е., Verhoosel J. State of the Art on Semantic IS Standardization, Interoperability & Quality / E. Folmer, J. Verhoosel. - Twente: Univercity of Twente. - 163 p.
11. Ладенко И. С. Перспективы методологического консультирования интеллектуальных инноваций/ И.С. Ладенко // Вестник высшей школы. -1990. - №6.-С. 27-33.
12. Разумов В. И. Категориально-системная методология в подготовке учёных: учеб. Пособие / В.И. Разумов. - Омск: изд-во Ом. гос. ун-та, 2004. -277 с.
THE ROLE OF COGNITIVE ENGINEERING IN FORMATION INNOVATION SYSTEMS RUSSIA
L. I. Ryzhenko
Based on the analysis of the world experience we are putting into practice the formation of Russia's national innovation system a new tools for Cognitive engineering, which, in contrast to traditional information technology, dramatically reduce the costs to promote innovation. We describe the product engineering and cognitive problems solved by them. It is shown that by increasing the semantic coherence of the innovation system enhances the role of selected innovative areas in the process of promoting innovation. We show SibADI introduced in educational technologies based on Cognitive engineering.
Рыженко Леонид Игоревич - канд. тех. наук, доцент, директор Центра трансфера технологий СибАДИ, исследования в области моделирования сложных систем в экономике, строительстве и на транспорте, автор научного направления «Когнитивный инжиниринг». Общее количество опубликованных работ: 99.
УДК 349.2
ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО БАЛАНСА ГОСУДАРСТВЕННОГО И ДОГОВОРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Н. Н. Снежанская
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы поиска оптимального сочетания в государственном, индивидуально-договорном и коллективнодоговорном регулировании трудовых отношений в современной России.
Ключевые слова: государственное регулирование, трудовые отношения, трудовые и коллективные договоры, локальные нормативно-правовые акты, юридические гарантии трудовых прав.