УДК 159. 9: 316. 35
РОЛЬ КЛУБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИДЕРСКОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ
© 2017 Т. И. Логвинова \ М. И. Логвинова 2, И. Н. Логвинов2
1-2магистранты факультета педагогики и психологии 2 канд. психол. наук, доцент кафедры психологии e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
В статье проанализированы основные направления исследования феномена лидерства, рассмотрены некоторые подходы в трактовке этого понятия, на эмпирическом материале выявлено значение клубной деятельности в формировании лидерского поведения студентов (на примере студенческого психологического клуба).
Ключевые слова: лидерство, лидерское поведение, студенческая клубная деятельность
Социальный заказ общества образовательным институтам таков, что на сегодняшний день студент должен обладать не только определенными профессиональными знаниями и умениями, но и заданными личностными качествами: быть коммуникабельным, креативным, целеустремленным, обладать развитыми лидерскими и организаторскими способностями. Но в большей мере именно наличие лидерского поведения обеспечивает человеку способность уверенно ставить задачи как перед собой, так и перед окружающими, определять наиболее эффективные пути их решения. Поэтому все чаще работодатели ищут среди выпускником тех, кто обладает развитыми лидерскими способностями, кто может и умеет вести за собой команду для достижения намеченной цели. Следует отметить, что студенческий возраст - один из важнейших этапов профессионально-личностного становления, он в значительной мере способствует становлению личности как субъекта [Логвинова 2016].
В рамках внеучебной деятельности вуза существует широкое пространство для реализации лидерского потенциала личности. Организация целенаправленной работы со студентами позволит обеспечить подготовку высокоэффективных лидеров, которые смогут гибко реагировать не только на общественные запросы и потребности государства, но и на глобальные проблемы человечества. Однако на данный момент существует проблема, заключающаяся в наличии в обществе потребности в лидерах и отсутствием научно обоснованной психолого-педагогической системы работы с молодежью по формированию и развитию лидерского поведения на этапе вузовского обучения. Следует отметить, что малоисследованными остаются вопросы, касающиеся внеучебной деятельности, организуемой в вузах, как средства формирования и развития лидерского потенциала студентов [Логвинова 2016].
Преодоление противоречия между востребованностью лидеров в обществе и отсутствием системной работы по их «воспитанию», в том числе и в вузовской среде, является актуальной научно-практической задачей.
В отечественной психологии накоплен довольно большой опыт по изучению особенностей лидерства в разных возрастных группах и на разных этапах развития коллектива. Изучением феномена лидерства в молодежных объединениях занимались A.C. Залужный, A.C. Макаренко, А.Н. Лутошкин, Е.А. Аркин и др. [Логвинова 2016; Панарин 2010; Бендас 2009]. Предпосылки эффективного развития лидерских качеств,
выявление специфики студенческого лидерства были рассмотрены Л.И. Уманским, А.С. Чернышевым, И.Н. Логвиновым, Д.В. Беспаловым и др. [Логвинов и соавт. 2016; Беспалов 2012]. Однако единого мнения относительно понятия «лидерство» в психологической науке не существует. Согласно первой позиции, явление лидерства включает в себя разное содержание в зависимости от характера социальных структур, то есть лидерство детерминировано социальной системой, а раскрытие его сущности связано с анализом деятельностных отношений, в которые включена группа [Чернышёв 2013; Логвинова 2016]. Согласно другому подходу к трактовке феномена лидерства, влияние лидера на группу существует реально, поэтому сущность данного феномена заключается в ведущем воздействии одних членов группы на других, направленном на оптимальное решение общегрупповой задачи [Чернышёв 2013]. Так, А.С. Чернышев считает лидерство одним из проявлений активности личности как в малой группе, так и в обществе в целом. В основе формирования лидерского поведения лежит разнообразие видов деятельностей, в которые включена группа. Чем разнообразнее и больше их количество, тем больше вероятность, того, что личность сможет проявить свой лидерский потенциал [Логвинова 2016].
В профессиональном стандарте педагога-психолога говорится о том, что профессиональная подготовка студентов-бакалавров осуществляется в единстве учебной и внеучебной деятельности. Следует отметить, что именно внеучебная деятельность выступает в качестве основы и важнейшего фактора профессионального становления студентов. Она является благоприятной средой для реализации личностного потенциала, в том числе и развития лидерского поведения, способствует формированию позиции субъекта, что, в свою очередь, увеличивает количество социально активных граждан страны [Проф. стандарт ... 2016].
На основании теоретического анализа уже имеющихся исследований, практики организации воспитательной работы со студентами в вузах нами было выявлено, что не в полной мере изучен вопрос о месте клубной деятельности в формировании лидерского поведения студентов, в связи с чем целью исследования стало изучение этого вопроса.
Для достижения поставленной цели нами был использован методический блок, включивший в себя методику «Я - Лидер» (автор А.Н. Лутошкин), позволяющую определить актуальный уровень развития лидерских способностей, которые выступают в качестве основы для формирования лидерского поведения студентов, и математико-статистические методы обработки полученных данных (непараметрический критерий хи-квадрат).
Исследование лидерского поведения студентов было осуществлено нами на базе ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», в нем приняли участие члены психологического клуба «Бумеранг», функционирующего при кафедре психологии, а также студенты направления подготовки «психология», которые не включены в клубную деятельность. Общий объем выборки составил 67 студентов, среди них 35 человек в возрасте от 18 до 24 лет - члены психологического клуба «Бумеранг» и 32 человека - студенты-психологи 2 и 4 курсов.
Начнем анализ полученных данных с рассмотрения результатов исследования структуры лидерских способностей у студентов-психологов -!членов психологического клуба «Бумеранг», которая, согласно мнению А.Н. Лутошкина, включает в себя следующие компоненты: умение управлять собой, осознание цели, умение решать проблемы, творческий подход в решении задач, влияние на окружающих, знание правил организаторской работы, организаторские способности, умение работать с группой. Подробно рассмотрим каждый из этих показателей.
Согласно результатам исследования, абсолютное большинство респондентов (72%) характеризуются средним уровнем развития умения управлять собой. Только у 1% респондентов низкий уровень, а у почти трети студентов-психологов (27%) высокий уровень развития данного показателя. Это позволяет утверждать, что большей части студентов-психологов не всегда удается справляться с проявлением собственных эмоций, а значит, и конструктивно действовать в сложных жизненных ситуациях.
Далее переходим к анализу умения решать проблемы. Данные, полученные в ходе проведенного нами исследования, показывают, что большая часть студентов-психологов (46%) характеризуется средним уровнем развития анализируемого признака. Следует отметить, что почти каждый второй респондент (42%) обладает низким уровнем его развития, а 12% студентов - высоким. Довольно часто студенты-психологи не готовы самостоятельно решать возникающие в их жизни сложности.
Следующий показатель - влияние на окружающих. Исследование показало, что для студентов-психологов характерен преимущественно средний уровень его развития (60%). Каждый десятый студент-психолог (10%) характеризуется низким уровнем развития данного показателя, а почти третья часть исследуемых (30%) - высоким.
Теперь проанализируем результаты, полученные при изучении уровня развития организаторских способностей студентов-психологов. Данные, полученные в ходе исследования, показывают, что абсолютное большинство респондентов (64%) обладают средним, немного меньше трети студентов-психологов (26%) - высоким уровнем развития этого показателя, при этом каждый десятый (10%) - низким, что позволяет говорить о недостаточной подготовленности студентов к самостоятельной организаторской деятельности.
Проанализируем результаты исследования параметра «осознание цели». Более половины респондентов (54%) имеют средний уровень его развития, то есть они живут и действуют не целенаправленно, а стихийно, исходя из актуальных на данный момент потребностей. Почти каждый второй студент-психолог (46%) характеризуется высоким уровнем, и никто из исследуемых не обладает низким уровнем развития этого показателя.
Следующий анализируемый показатель - творческий поход, который проявляют студенты-психологи в своей деятельности. Большая часть респондентов (54%) характеризуется средним, а каждый третий студент-психолог (34%) - высоким уровнем его развития. Только 12% исследуемых имеет низкий уровень развития этого показателя лидерских способностей. Можно сделать вывод о том, что большинство студентов-психологов - членов психологического клуба «Бумеранг» способны решать стоящие перед ними задачи креативно, но частота проявления творческого подхода не абсолютна, о чем свидетельствует преобладание среднего уровня развития данного референта.
Теперь рассмотрим следующий показатель - знание правил организаторской работы. Как следует из результатов исследования, почти половина респондентов (41%) имеет средний уровень его развития. Немного меньше студентов-психологов (32%) хорошо знают особенности организаторской деятельности, что соответствует высокому уровню развития. Почти каждый третий исследуемый (27%) характеризуется низким уровнем развития этого показателя, такие студенты не способны самостоятельно осуществлять организаторскую деятельность.
Таким образом, большая часть студентов-психологов обладает определенными знаниями в области организаторской работы и применяет их в своей деятельности, однако их знания нуждаются в уточнении и систематизации.
Последним анализируемым показателем стало умение работать в группе, которое также является важным для лидера. Результаты, полученные нами в ходе
исследования, показывают, что одинаковое количество студентов-психологов обладаюет средним и высоким уровнем развития этого показателя (по 46% соответственно) и только 8% исследуемых характеризуется низким уровнем его развития. В связи с этим можно сделать вывод о том, что большинство студентов-психологов умеет работать с группой.
Далее рассмотрим показатели общего уровня развития лидерских способностей у студентов-психологов. Нами были получены следующие результаты: больше всего респондентов имеет средний уровень развития данного показателя (58%), каждый четвертый исследуемый - высокий (25%) и только 17% студентов - низкий.
Таким образом, среди студентов-психологов, которые являются активными участниками студенческого клуба «Бумеранг», необходима целенаправленная работа по развитию лидерских способностей, составляющих основу лидерского поведения.
Рассмотрим результаты исследования структуры лидерских способностей студентов-психологов, которые не являются членами психологического клуба «Бумеранг».
Абсолютное большинство респондентов (60%) характеризуются средним уровнем развития умения управлять собой, 15% респондентов обладает низким уровнем развития этого показателя. Около трети студентов-психологов (25%) имеют высокий уровень развития.
Теперь проанализируем умение решать проблемы. Результаты исследования показывают, что большая часть студентов-психологов (50%) характеризуется низким уровнем развития анализируемого показателя, почти каждый второй респондент (46%) обладает средним уровнем его развития, а 4% студентов - высоким. Это указывает на тот факт, что в большинстве случаев студенты-психологи не могут самостоятельно справляться с жизненными трудностями.
Следующим изученным качеством стало влияние на окружающих. Согласно данным, полученным в ходе эмпирического исследования, что для студентов-психологов характерен преимущественно средний уровень развития этого показателя (60%); каждый десятый (10%) характеризуется низким, а почти третья часть исследуемых (30%) - высоким уровнем его развития.
Рассмотрим результаты, полученные при изучении уровня развития организаторских способностей студентов-психологов, не включенных в клубную деятельность. Данные, полученные в ходе исследования, свидетельствуют, что большая часть респондентов (70%) обладают средним уровнем развития организаторских способностей. При этом одинаковое количество исследуемых (по 15%) имеют низкий и высокий уровни развития организаторских способностей.
Согласно результатам исследования более половины респондентов (70%) имеет средний уровень развития показателя «осознание цели», а каждый пятый студент-психолог (20%) характеризуется высоким уровнем его развития. Отметим, что каждый десятый исследуемый (10%) обладает низким уровнем развития анализируемого показателя.
Большинство респондентов (50%) характеризуются средним уровнем развития творческого подхода к решению задач. При этом одинаковое количество студентов-психологов (по 25%) обладают высоким и низким уровнем развития креативности в решении жизненных задач. Таким образом, большинство студентов-психологов способны решать творчески поставленные перед ними задачи, но свою креативность они демонстрируют периодически, а не в любых ситуациях.
Следующий показатель - знание правил организаторской работы. Как следует из данных исследования чуть больше половины респондентов (52%) имеют средний уровень его развития. Немного меньше студентов-психологов (40%) почти незнакомы с
особенностями организаторской деятельности, поэтому обладают низким уровнем их развития. Почти каждый десятый исследуемый (8%) характеризуется высоким уровнем развития по этому показателю.
Умение работать в группе также является важным для лидера. Результаты, полученные нами в ходе исследования, показывают, что почти половина студентов-психологов (47%) имеет низкий уровень развития данного показателя. Примерно столько же респондентов (45%) имеет средний уровень развития умения работать в команде, и только почти каждый десятый (8%) - высокий. Так как абсолютное большинство студентов-психологов характеризуется низким уровнем развития анализируемого референта, то можно сделать вывод о том, что большинство студентов-психологов не обладает достаточным количеством навыков, необходимых для работы с группой.
Далее рассмотрим показатели общего уровня развития лидерских способностей у студентов-психологов, не являющихся членами клубных объединений. Нами были получены следующие результаты: больше всего респондентов имеет средний уровень развития данного показателя (60%), каждый десятый исследуемый - высокий (10%), а почти каждый третий - низкий (30%).
Для выявления статистически достоверных различий в показателях развития лидерских способностей студентов-психологов, являющихся членами психологического клуба «Бумеранг», и будущих психологов, не включённых в клубную деятельность, нами использовался непараметрический критерий х-квадрат. Полученные результаты указывают на наличие статистически достоверных различий в показателях развития лидерских способностей членов психологического клуба «Бумеранг» и студентов-психологов, не являющихся его членами (х2=9,21, при р<0,01).
Выводы. Результаты исследования лидерского поведения студентов-психологов и членов психологического клуба «Бумеранг» показывают, что абсолютное большинство респондентов обладает средним уровнем его развития среди представителей обеих групп. Следует отметить, что среди участников психологического клуба большее количество респондентов обладает высоким уровнем развития лидерских способностей (25% против 10%) и меньше исследуемых имеет низкий уровень развития этого показателя (17% и 30% соответственно). В связи с этим можно утверждать, что членство в студенческом клубе способствует развитию лидерских способностей, а следовательно и формированию лидерского поведения, поэтому студенческий клуб можно рассматривать в качестве средства формирования лидерского поведения студентов. Однако, как показали результаты исследования, среди членов психологического клуба доминирует средний уровень развития лидерских способностей, что является показателем того, что у студентов не в полной мере сформировано лидерское поведение. Это может быть обусловлено разной степенью включенности студентов в жизнедеятельность клуба, спецификой его деятельности, а также индивидуальными особенностями студентов. Поэтому для формирования и развития лидерского поведения студентов, даже в рамках клубной деятельности, необходимо вести целенаправленную работу, включающую использование специальных приемов и технологий, позволяющих развивать личностные качества, детерминирующие лидерское поведение.
Библиографический список
Бендас Т.В. Психология лидерства: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2009. 448 с.
Беспалов Д.В. Психологические особенности конструктивного и деструктивного лидерства в молодежных группах // Научно-методический электронный журнал
«Концепт». 2012. №9 (Сентябрь). С. 56-60. URL: http://e-koncept.ru/2012/12124.htm (дата обращения: 15.01.2017).
Дмитриева В.А. Психологические особенности лидерства и возможности его развития // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2011. №2 (11). С. 46-53.
Логвинов И.Н., Логвинова Т.И., Логвинова М.И. Стратегии поведения лидера в конфликтной ситуации как детерминанта состояния психологического климата в малой группе // Вектор развития современной науки: сб. материалов X Междунар. науч.-практич. конф., Москва, 03 апреля 2016 г. Астрахань: Науч. центр «Олимп», 2016. С. 711-719.
Логвинова Т.И., Логвинова М.И. Исторический обзор исследования лидерства в работах европейских и американских психологов // Научные исследования современных ученых: сб. материалов XV Междунар. науч.-практич. конф., Москва, 30 октября 2016 г. Астрахань: Науч. центр «Олимп», 2016. С. 30-34.
Логвинова Т.И., Логвинова М.И. Клубная деятельность студентов как фактор развития лидерского поведения // Вектор развития современной науки материалы междунар. (заоч.) науч.-практич. конф., София, 27 ноября 2016 г. / Науч.-издат. центр «Мир науки», 2016. С. 247-252.
Логвинова Т.И., Логвинова М.И. Психологические и педагогические аспекты работы с молодежными объединениями // Молодежный научный форум: гуманитарные науки / ООО «Международный центр науки и образования». М., 2016. № 10 (38). С. 160-164.
Логвинова Т.И., Логвинова М.И. Студенческий клуб как средство развития лидерского поведения студентов-психологов в образовательной среде // Современная психология образования: проблемы и перспективы: материалы Всерос. (с междунар. участием) науч.-практич. конф. Воронеж, 20-22 октября 2016 г. Воронеж: Издат.-полиграф. центр «Научная книга», 2016. С. 286-289.
Логвинова Т.И., Логвинова М.И., Логвинов И.Н. Исследование лидерского поведения студентов-психологов в рамках клубной деятельности // «Добровольчество в современном мире: нравственный идеал нашего времени сб. науч. ст. I-й междунар. студ. науч.-практич. конф. Курск, 26-28 октября 2016 г. / отв. ред С.И. Беленцов; Юго-Западный гос. ун-т. Курск: ЗАО «Университетская книга», 2016. С. 41-44.
Панарин И.А. Психология социальной ответственности лидеров молодежных движений: автореф. дис. ... докт. психол. наук. М., 2010. 45 с.
Профессиональный стандарт педагога-психолога. URL:
http://rospsy.ru/node/1878 (дата обращения: 11.12.2016).
Чернышев А.С. Роль лидерства в функционировании группы как субъекта совместной деятельности. Курск: Курск. гос. ун-т, 2013. 243 с.