МОТИВАЦИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ПСИХОЛОГА: СУБКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ
М.И. Логвинова, магистрант Т.И. Логвинова, магистрант Курский государственный университет (Россия, г. Курск)
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о профессиональном становлении будущего психолога, формировании его профессиональной идентичности в ходе профессионализации. При этом акцент делается на мотивации профессионального выбора, приводятся результаты практического исследования в двух группах - студенческой субкультуре и учебно-профессиональной субкультуре.
Ключевые слова: мотивация, мотивация профессионального выбора, субкультура, студенческая субкультура, учебно-профессиональная субкультура.
Проблема профессионального становления учащейся молодежи в настоящее время приобретает все большую значимость в глазах зарубежных и отечественных исследователей. Причем многие авторы связывают профессиональное становление и личностное развитие человека (М.Я. Басов, Л.М. Митина, Е.И. Рогов, Е.А. Климов и др.). По мнению ученых, в ходе овладения профессией человек самоактуализируется, приобретает необходимые умения и навыки, корректирует свои жизненные представления, проявляет интересы, склонности, удовлетворяет потребности и, конечно, самосовершенствуется.
Сложный процесс преобразования человека в профессионала в ходе обучения в техникуме, вузе, выявление факторов, влияющих на профессиональное становление обучающегося, и другие важнейшие вопросы освещены в трудах В.С. Мерлина, Э.Ф. Зеера, К.К. Платонова,
В.Д. Шадрикова и др.
Профессионально становление имеет стадийный характер. Нас интересует тот факт, что одной из важнейших стадий профессионального становления является период получения профессионального образования, где осуществляется процесс профессиональной самоидентификации.
На этом этапе в центр выдвигается учебно-профессиональная деятельность, в ходе которой обучающийся совершенствуется в этическом, интеллектуальном и эс-
тетическом плане. Он более глубоко осознает общечеловеческие ценности, познает свой внутренний мир, формирует отношение к окружающему. При этом значительно изменяется социальная ситуация развития: студент также, как и школьник овладевает системой знаний, умений, навыков, но они носят специализированный характер и их учебная деятельность все больше связывается с профессиональной деятельностью (появляется более дифференцированное представление о профессии, развивается профессиональное мышление, память) [1].
На старших курсах в мотивационной сфере обучающихся начинают доминировать компоненты, непосредственно связанные с профессиональной деятельностью. Образ человека как представителя профессии складывается у студента на психологическом уровне (готовность брать на себя профессиональные обязанности, осознание собственных профессионально-значимых качеств, ресурсов), интеллектуальном уровне (наличие системы профессионально ориентированных знаний, умений и навыков) и на социальном уровне (осознание престижности профессии, мнение о социальном статусе и роли ее представителей) [1].
Одним из ключевых моментов профессионального становления специалиста выступает формирование у него профессиональной идентичности, которая закладывается еще на этапе профессионализации.
На становление профессиональной идентичности, как отмечает А.А. Озерина, влияют как внешние, так и внутренние факторы, то есть важны и личностные особенности, и внешние специально созданные условия [2].
Профессиональная идентичность рассматривается как динамичное образование, призванное сконструировать в сознании человека устойчивое представление о профессии, профессиональной группе, месте человека в этой группе, обязательно имеющее эмоциональный компонент (переживания относительно своей профессиональной принадлежности) [2].
Как отмечают авторы (Е.П. Ермолаева, Л.Б. Шнейдер), профессиональная идентичность имеет в своей структуре три компонента. Первый из них - когнитивный, он представляет собой совокупность профессиональных знаний, убеждений, включает идеальный образ профессионала. Второй компонент - эмоционально-ценностный, он предполагает наличие определенного отношения к профессии, а также собственную профессиональную самооценку. Третий компонент - мотива-ционно-ценностный. Он содержит профессиональные установки, цели, планы и ожидания. Еще раз подчеркнем динамическую составляющую структуры профессиональной идентичности: содержание каждого компонента на разных этапах развития может меняться [2].
Отметим, что исследователи выделяют различные факторы профессионального становления. Так, Е.В. Деева в качестве существенного фактора успешности профессионального становления называет социальную успешность. Это понятие можно трактовать по-разному, как экономическое благополучие; устойчивый карьерный рост; популярность и т.д. У молодежи социальная успешность, как правило, определяется стремлением к известности, уважению, признанию; к достижению высоких результатов в значимой деятельности; к устойчивому социальному положению, влиянию в социальной или профессиональной среде [3].
Психологической основой социальной успешности выступает потребность достижения как стремление превзойти свои предыдущие результаты, также важную роль играют волевые качества, уверенность в себе [3].
Однако существует много факторов, которые ограничивают стремление студентов к успешности, что негативно сказывается на процессе профессионального становления. Это возрастная конкуренция, высокие требования к личности профессионала и т.д. [3].
Становление любой профессиональной деятельности человека соответствует двум линиям: общей (аспекты профессионального становления, присущие каждой профессии) и специфической (характерной для определенной профессии или типа профессии) [4].
Профессия психолога обязывает ее носителя обладать целым спектром качеств, обеспечивающих эффективность выполнения профессиональных обязанностей. Это высокий уровень нравственности, ответственности. Также сюда можно отнести воспитанность, сдержанность, находчивость, прогностические умения, широкий кругозор, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию [4].
При этом выделим качества, мешающие психологу эффективно исполнять свои профессиональные обязанности. Это чрезмерная неуравновешенность, нерешительность, замкнутость, отсутствие стремления работать с людьми, неспособность понять другого человека, адаптироваться к изменяющимся условиям среды, а также недостаточно высокий уровень психологической культуры [4].
Некоторые видные зарубежные исследователи (Дж. Бьюдженталь, И. Ялом, Д. Коттлер) прямо высказываются о том, что для психолога личностные качества оказываются даже важнее, нежели владение новейшими технологиями. Если в других профессиях типа «человек-человек» также большое внимание уделяется формированию личности, то при подготовке психолога эта задача становится первостепенной, она реализуется в большей степе-
ни в форме саморазвития за счет ресурсов Я - концепции [5].
Важная составляющая Я-концепции -профессиональная Я - концепция, которую С.М. Гусева и Е.Н. Юрасова определяют как «представление о себе и своих особенностях в рамках требований, предъявляемых данной специальностью, а также представление об идеальном профессионале» [5, с. 1]. Она закладывается еще на допрофессиональном уровне и должна быть достаточно сформированной к моменту окончания профессиональной подготовки, однако будет претерпевать изменения и на последующих этапах профессионального становления [5].
Данные исследований показывают, что с возрастом наблюдается динамика профессиональной Я - концепции. При этом образ идеального Я все больше приближается к образу идеального психолога.
Как отмечает Н.Б. Никитина, «профессиональное становление субъекта выражается в развитии его личности и индивидуальности за счет приобретения профессионализма и формирования индивидуального стиля деятельности» [4, с. 71].
Еще на этапе профессионализации должна закладываться психологическая готовность к будущему выполнению профессиональных обязанностей. Профессия должна вызывать у молодого человека стойкий интерес, желание принести пользу людям, не нужно пугаться романтизации профессии, увлеченности ее. Она должна вызывать положительные эмоции, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию в рамках нее [4].
Уже в ходе профессиональной подготовки может (а в будущем даже должна) проявиться устойчивая мотивация на достижения высоких результатов в определенной профессиональной сфере [6].
Среди факторов, определяющих привлекательность профессии психолога, относят работу с людьми, возможность развиваться и совершенствоваться, проявлять творчество и др. [6].
Для психолога профессиональное и личностное развитие - неразделимые линии, ведь психолог не сможет квалифици-
рованно выполнять свой труд без высокого уровня профессионального самосознания [4].
Если говорить о профессии психолога, то здесь нельзя среди факторов профессионального становления не упомянуть о возможностях самоактуализации личности в ходе профессионального обучения. Ведь если современные условия и ритм жизни требуют, чтобы каждый человек умел правильно трактовать свое психическое состояние, знать свои ресурсы, управлять своим психологическим и социальным здоровьем, выстраивать гармоничные отношения с другими людьми, то для психолога это является профессионально значимыми качествами [7].
Впервые термин «самоактуализация» был использован в начале ХХ века нейрофизиологом К. Гольдштейном, а уже затем перенят и переосмыслен его учеником А. Маслоу. Для него самоактуализация представляла собой стремление к реализации внутреннего потенциала личности. Психолог полагал, что обычный человек, в отличие от самоактуализирущегося, держит свои способности и таланты в подавленном состоянии [7].
А.З. Узденов пишет о важности самоактуализации педагогов и психологов для их успешной последующей профессиональной деятельности. Автор совершенно справедливо отмечает: «Современные педагоги и психологи должны иметь максимальную самореализацию, осознавать перспективы своего личностного и профессионального развития, открытости для профессионального обучения и педагогического творчества, реализации принципов гуманизации образования, проявлений толерантности, психологической грамотности и компетентности» [7, с. 6].
Таким образом, для будущих педагогов-психологов в ходе получения образования в условиях вуза важно решить следующие стратегические задачи:
1. Сформировать положительное отношение к своей будущей профессии.
2. Утвердиться в правильности своего профессионального выбора.
3. Приобрести необходимый набор компетенций, обязательный для успешного выполнения своей будущей профессиональной деятельности.
4. Достичь определенного уровня самоактуализации и самореализации в важных для себя видах деятельности.
5. Сформировать устойчивую мотивацию будущей профессиональной деятельности.
6. Выстроить примерный образ профессиональной Я-концепции.
7. Усвоить личностные и профессиональные ценности, которые будут способствовать дальнейшему успешному профессиональному становлению.
Одним из ключевых условий дальнейшего успешного профессионального становления выпускника является формирование у него профессиональной идентичности. Мы не вынесли ее в качестве отдельной задачи, так как покомпонентно она представлена в обозначенных выше позициях.
Однако прежде чем выстраивать работу по развитию мотивации к будущей профессиональной деятельности важно определить, какими мотивами руководствовалась молодежь, когда выбирала для себя профессию психолога (педагога-психолога).
Мы на эту задачу посмотрели через призму тех субкультурных сообществ, в которые включена учащаяся молодежь: это студенческая субкультура и учебно-профессиональная субкультура.
Студенческая субкультура находится в сложной взаимосвязи с молодежной субкультурой. По сути, являясь частью молодежной субкультуры, она отличается от нее по содержанию, деятельности и многим другим параметрам, что позволяет говорить о самостоятельности этого явления [9].
На пересечении студенческих и молодежных субкультур находятся учебно-профессиональные субкультуры (неформальные объединения студенческой молодежи: клубы, отряды), они, являясь относительно автономными, испытывают постоянное влияние факторов студенческой
субкультуры. Однако они создают собственные условия для самореализации и самопроявления личности в деятельности, приближенной к профессиональной. К тому же, далеко не каждый современный студент готов уделить время и силы для реализации себя в такой просоциальной добровольческой деятельности [9].
Выявляя психологические характеристики представителей студенческой субкультуры и учебно-профессионального объединения обучающихся, можно наметить тот воспитательный и развивающий резерв, которым наделено современное образовательное пространство вуза. Мы хотели бы привести результаты исследования мотивации профессионального выбора представителей студенческой и учебно-профессиональной субкультур.
Цель исследования: изучить мотивацию профессионального выбора представителей студенческой и учебно-профессиональной субкультур.
Объект исследования: мотивационная сфера личности представителей студенческой и учебно-профессиональной субкультур.
Предмет исследования: мотивация профессионального выбора представителей студенческой и учебно-профессиональной субкультур.
Опытно-экспериментальной базой исследования выступили студенты факультета педагогики и психологии, а также члены студенческого психологического клуба «Бумеранг» (ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»).
Отметим, что студенческий психологический клуб «Бумеранг» на протяжении 16 лет успешно занимается психологическим просвещением молодежи, его добровольческая профессионально-ориентированная деятельность отмечена на муниципальном и областном уровне.
Общий объем выборки составил 83 человека, из них студенческую субкультуру представляют 72 человека, 11 - учебно-профессиональную молодежную субкультуру. 94% опрошенных - представительницы женского пола, 6% составляют юно-
ши. Возраст исследуемых - от 18 до 20 лет.
Подчеркнем, что мы намеренно изучали именно тех членов психологического клуба, которые только вступили в него (1 -2 курс) с целью проследить динамику исследуемых параметров.
Для достижения поставленной цели исследования нами использовалась методика «Мотивы выбора профессии», разработанная Р.В. Овчаровой.
Анализ мотивации профессионального выбора исследуемых начнем с изучения внутренних мотивов респондентов. Сюда относится личная и общественная значимость выбранной профессии, удовлетворение от ее творческого характера, возможность реализации лидерского потенциала, коммуникативных потребностей. Так как эти мотивы органично вытекают из потребностей самого человека, он в будущем сможет успешно трудиться без внешнего давления.
Проанализируем степень выраженности у респондентов внутренних индивидуально-значимых мотивов. Высокий уровень выраженности данной группы мотивов наблюдается в равной степени в студенческой и учебно-профессиональной субкультуре (по 64%). Чуть более трети исследуемых в каждой субкультуре имеют средний уровень значимости этих мотивов (у студенческой субкультуры - 35%, у членов психологического клуба - 36%). Если говорить о том, для какого числа респондентов эта группа мотивов не является значимой, то только в 1% случаев у представителей студенческой субкультуры, а в учебно-профессиональной субкультуре этот уровень не представлен вовсе.
Таким образом, можно говорить о высокой выраженности в исследуемых группах внутренних индивидуально-значимых мотивов.
Далее проанализируем внутренние социально-значимые мотивы молодежи. У исследуемых в большей степени наблюдается средний уровень выраженности данных мотивов. Как видно из рисунка 60% представителей студенческой субкультуры имеют средний уровень этого показателя,
в учебно-профессиональной субкультуре этот показатель составляет 55%.
Несколько реже фиксируется высокий уровень данного вида мотивации. У представителей студенческой субкультуры он наблюдается в 36% случаев, у членов студенческого психологического клуба - в 45% случаев. Низкий уровень значимости данных мотивов встречается крайне редко (45% в студенческой субкультуре и не выявлен в учебно-профессиональной субкультуре).
Таким образом, внутренние социально-значимые мотивы имеют в большинстве случаев средний уровень выраженности в исследуемых группах.
Перейдем к рассмотрению внешних мотивов профессионального выбора исследуемых. Сюда входят внешние положительные мотивы (материальное стимулирование, карьерный рост, престиж профессии и т.д.), а также внешние отрицательные мотивы (воздействие на личность путем давления, санкций, критики).
Средний уровень выраженности внешних положительных мотивов является доминирующим. У представителей студенческой субкультуры этот показатель составляет 63%, а у членов студенческого психологического клуба - 73%. Низкий уровень выраженности внешних положительных мотивов регистрируется у 31% членов студенческой субкультуры и у 27% исследуемых из числа представителей учебно-профессиональной субкультуры. Высокий уровень данного типа мотивации встречается достаточно редко: в 6% случаев у представителей студенческой субкультуры и не выявлен у членов студенческого психологического клуба.
Следовательно, у респондентов преобладает средний уровень выраженности внешних положительных мотивов.
Нами было также установлено, что у респондентов преобладает низкий уровень выраженности внешних отрицательных мотивов. Действительно, согласно полученным данным, он фиксируется практически у половины опрошенных в каждой группе (51% в студенческой субкультуре и 55% в учебно-профессиональной). Сред-
ний уровень представлен у 43% исследуемых в студенческой субкультуре и 36% исследуемых в учебно-профессиональной субкультуре.
Если говорить о высоком уровне выраженности внешней отрицательной мотивации, то он наблюдается только в 6% случаев среди представителей студенческой субкультуры и 9% представителей студенческого психологического клуба.
Таким образом, можно говорить о низком уровне значимости этой группы мотивов для большинства исследуемых.
Если в целом говорить о ведущем виде мотивации профессионального выбора, то это внутренняя мотивация.
Перейдем к количественной оценке полученных показателей. Для этого мы обратимся к статистическим методам обработки полученных данных, применив непараметрический критерий х2 Сравним две группы, студенческую и учебно-профессиональную субкультуру. Сразу заметим, что и студенческая, и (в особенности) учебно-профессиональная субкультура находится в стадии становления, так как нами исследовались обучающиеся младших курсов.
Продемонстрируем, существуют ли различия в уровне выраженности внутренних индивидуально-значимых и социально-значимых мотивах. Как показали результаты исследования, в данном случае статистически достоверные различия не были выявлены (р>0.05).
Если говорить о внешних мотивах (положительных и отрицательных), то статистически достоверные различия зафиксированы только в группе положительных мотивов (р<0.05).
Принимая во внимание тот факт, что внешними мотивы для обеих групп исследуемых не являются ведущими, то можно сделать вывод о схожести мотивации профессионального выбора как представителей студенческой, так и учебно-профессиональной субкультур.
Этот факт вызывает для нас научный интерес в том плане, что проведенные ранее исследования показали качественное своеобразие ценностно-смысловой сферы двух исследуемых групп [10]. Поэтому мы первоначально были склонны предполагать, что и в мотивации профессионального выбора существуют статистически достоверные различия.
Таким образом, объединяя результаты двух исследований, можно говорить о том, что молодежь при выборе профессии психолога (педагога-психолога) внутренне мотивированна (причем индивидуально-значимые мотивы преобладают над социально-значимыми). На этапе профессионализации большее количество молодежи становится частью студенческой субкультуры и только меньшинство - членами профессионально-ориентированного субкультурного сообщества. При этом ценностно-смысловая сфера этих двух исследуемых групп качественно своеобразна.
Библиографический список
1. Болучевская В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: Монография. - Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010.
2. Озерина А.А. Специфика профессиональной идентичности студентов-бакалавров // Вестник ВолГУ. Серия 11. - 2011. - №1. - С. 100-104.
3. Деева Е.В. Социальная успешность как фактор профессионального становления молодежи // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - №6. - С. 205-209.
4. Никитина Н.Б. Становление и профессионализм психолога // Гуманитарный вектор.
- 2010. - №2. - С. 70-74.
5. Гусева С.М., Юрасова Е.Н. Динамика профессионального становления психологов // Ярославский педагогический вестник. - 2003. - №2. - С. 1-4.
6. Цыганкова Л.М., Демидова И.Ф. К проблеме профессионального становления психологов // Научные материалы международного форума и школы молодых ученых ИП РАН.
- Электронный ресурс: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_3_a/zygankova_.ht ml (дата обращения 20.10.2016).
7. Узденов А.З. Самоактуализация психологов в процессе обучения в вузе: Автореф. дисс. ... канд. п. наук. - Ставрополь, 2006.
8. Забелина А.В. Проблема самоактуализации личности // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2013. - №3. - С. 26-32.
9. Логвинов И.Н., Логвинова М.И., Логвинова Т.И. Ценностные ориентации представителей современных молодежных субкультур досуговой и учебно-профессиональной направленности // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2014. - С. 26662670.
10. Логвинова М.И., Логвинова Т.И. Субкультурные факторы профессионального становления: смысложизненные ориентации // Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов XXI века (к 95-летию Л.И. Уманского): монографические материалы Всерос. симп. Кострома, 27-29 окт. 2016 г. / отв. ред., сост. Н.П. Фетискин, А Л. Журавлев: в 2 т. Т. 2. - Кострома: КГУ, 2016. - С. 285-294.
MOTIVATION OF CHOICE OF PROFESSION OF PSYCHOLOGIST: THE SUBCULTURAL ASPECT
M.I. Logvinova, graduate student T.I. Logvinova, graduate student Kursk state university (Russia, Kursk)
Abstract. The article deals with the question of the future of professional formation of the psychologist, the formation of his professional identity in the course of professionalization. With a focus on motivating professional choices, the results of empirical research in two groups - the student subculture, educational and professional subculture.
Keywords: motivation, motivation of the professional choices, subculture, student subculture, educational and professional subculture.