УДК 15
РОЛЬ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ЦЕНТРА ЗДОРОВЬЯ
© Татьяна Владиславовна ЮРЬЕВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой клинической психологии, e-mail: [email protected] © Мария Владимировна МАЛЫГИНА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, студентка академии социальных и образовательных технологий,
e-mail: [email protected] © Евгения Романовна ТУРЧЕНКО Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, студентка академии социальных и образовательных технологий,
e-mail: [email protected]
В статье освещается деятельность клинического психолога в Центре здоровья. Раскрываются особенности психологической скрининг-диагностики в Центре здоровья. Изучаются эмоциональные особенности лиц с разным уровнем здоровья. Описываются личностные особенности пациентов с низким уровнем здоровья. Приводится краткое содержание психокоррекционной программы для лиц с низким уровнем здоровья.
Ключевые слова: клинический психолог; психологическая скрининг-диагностика; уровень здоровья; психокоррекционная программа.
На протяжении всей своей истории медицина испытывала потребность в использовании психологических воздействий на больных людей, а последнее столетие - потребность в союзе с психологией, в применении знаний и методов психологической науки [1, с. 20].
Клиническая психология как область профессиональной деятельности психологов всегда была одной из наиболее практически значимых областей приложения психологических знаний. И сегодня клинические психологи направляют свои научные исследования, практическую работу для решения задач
охраны психического здоровья людей, психопрофилактической и психогигиенической работы, помощи врачам в лечении людей и возвращении к трудовой и профессиональной деятельности [2, с. 108].
В настоящее время существующий уровень здоровья нации не соответствует требуемому. На современном этапе развития общества среди общемедицинских проблем особую актуальность приобретает проблема патологии аффективной сферы, особенно тревожных и депрессивных расстройств. По данным ВОЗ, более чем у 110 млн человек в мире - 3-6 % популяции - выявлены те или
2І6
иные клинически значимые проявления таких расстройств [3, с. 10]. Возрастающая актуальность проблемы депрессий, обусловленная их распространенностью, объясняется существенным влиянием болезни на качество жизни и социальное функционирование человека, а также наибольшим среди психических расстройств уровнем вызванных ими суицидов.
Эпидемиологические исследования последних десятилетий свидетельствуют о высокой распространенности непсихотических психических расстройств в общемедицинской практике, намного превышающей частоту этих расстройств в популяции. Согласно данным масштабного эпидемиологического международного исследования, проведенного ВОЗ, различные расстройства психической сферы присутствуют у каждого четвертого (24 %) пациента общемедицинской сети здравоохранения, расстройства депрессивного спектра - у каждого пятого (21 %) больного. Из расстройств депрессивного спектра чаще всего отмечаются собственно депрессивные (10,4 %) и тревожные (10,5 %) расстройства. По данным многолетнего многоцентрового популяционного исследования в территориальных поликлиниках нескольких городов России, около 30 % обращающихся за помощью к участковым врачам имеют нарушения, соответствующие критериям депрессивного эпизода по МКБ-10, а при учете тревожных расстройств и субсиндромальных депрессивных нарушений эта пропорция достигает 50 % [1, с. 20]. В связи с этим весьма актуальным является исследование эмоциональной сферы у лиц, проходящих обследование в Центре здоровья; разработка рекомендаций по профилактике возникновения тревожных и депрессивных расстройств; подбор наиболее эффективных методик для психологической скрининг-диагностики в Центре здоровья, выявление эмоциональных и личностных особенностей пациентов Центра здоровья, а также разработка профилактических коррекционных программ.
В Тамбовской областной клинической больнице Центр здоровья создан в декабре 2009 г. как организационно-методический центр в рамках реализации национального проекта «Здоровье». Основной целью его деятельности является сохранение индивидуального здоровья граждан и формирование у
них здорового образа жизни. В Центре работают многопрофильные специалисты, в т. ч. и клинические психологи. За это время обследование в центре прошли 4631 человек. Комплексное обследование наряду со многими методиками включает в себя и психологическую скрининг-диагностику. Согласно полученным данным, у 20 % обследованных наблюдается депрессивное состояние, у 40 % -повышенная тревожность. 22 % пациентов были направлены на индивидуальное психологическое консультирование. Индивидуальное психологическое консультирование представляет собой непосредственную работу с пациентом, направленную на решение его социально-психологической проблемы. При этом основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.
Индивидуальное консультирование состоит из 3 блоков:
1) информационного, где пациенты Центра здоровья получают сведения о факторах риска, которые могут оказывать негативное влияние на психологическое здоровье; информируются об отрицательном влиянии стрессовых воздействий на организм; узнают о необходимости овладения навыками управления стрессовой реакцией и ее преодоления;
2) диагностического, где граждане получают интерпретацию результатов тестирования и при необходимости проходят дополнительное психологическое обследование;
3) обучающего, в рамках которого пациенты под руководством психолога Центра здоровья осваивают методы саморегуляции, направленные на снижение психоэмоциональных нагрузок: релаксационные упражнения, аутогенную тренировку, упражнения когнитивно-поведенческого направления.
С целью оптимизации работы психологов Центра здоровья и повышения ее эффективности нами было проведено исследование пациентов Центра здоровья ГУЗ «Тамбовская областная клиническая больница», в котором приняли участие 300 человек, обратившихся в Центр здоровья, средний возраст пациентов - 47 лет.
Обследование испытуемых осуществлялось при помощи опросника «Экспресс-диагностика депрессии рио -9», методики «Интегративный тест тревожности. Ситуа-
тивная и личностная» и методики «Госпитальная шкала тревоги и депрессии». На основании данных аппаратного комплексного обследования был произведен подсчет коэффициента уровня здоровья по Апанасенко.
На основании анализа результатов по методике «Интегративный тест тревожности. Личностная и ситуативная» можно сказать, что в среднем по всей выборке выявлен высокий уровень личностной тревожности (у 55 % испытуемых). Анализ результатов по методике «Госпитальная шкала тревоги и депрессии» показал, что по госпитальной шкале тревожности испытуемые в основном имеют низкий уровень, при этом 18 % имеют высокий, клинически выраженный уровень тревожности. По госпитальной шкале депрессии у 74 % констатируется низкий уровень депрессии, у 16 % испытуемых - субклинически выраженная депрессия и у 10 % - клинически выраженная депрессия.
При использовании методики «Экспресс-диагностика депрессии» были получены следующие результаты: у большинства испытуемых отсутствует депрессивное состояние, выраженное депрессивное состояние выявлено только у 1 % испытуемых.
Подсчет коэффициента уровня здоровья по Апанасенко показал, что 11 % пациентов Центра здоровья относятся к первой группе здоровья (нуждаются в углубленном исследовании), 35 % - ко второй группе здоровья (нуждаются в углубленном исследовании), 37 % - к третьей (состоят в группе риска), 15 % - относятся к 4 группе здоровья (люди с уровнем здоровья выше среднего) и всего 2 % - это здоровые лица (5 группа) (рис. 1). В итоге 83 % пациентов Центра здоровья имеют проблемы со здоровьем.
Сравнивая результаты методики «Интегративный тест тревожности» и результаты по Госпитальной шкале тревоги, мы видим, что показатели подтверждаются полностью. При этом результаты по Госпитальной шкале депрессии не совпадают с методикой «Экспресс-диагностика депрессии», которая содержит больше вопросов и является более развернутой. Полученные данные позволили сделать вывод о наибольшей пригодности для психологической скрининг-диагностки в Центре здоровья методики «Интегративный тест тревожности. Ситуативная и личност-
ная» и методики «Экспресс-диагностика депрессии РИ0-9».
Следующим этапом нашей работы стало проведение сравнительного анализа по Т-критерию Стьюдента. Мы сравнивали результаты испытуемых с низким индексом здоровья (первая и вторая группы здоровья, 138 человек) с результатами испытуемых с высоким уровнем здоровья (четвертая и пятая группы здоровья, 51 человек).
При сравнительном анализе (табл. 1) были получены достоверные различия по всем шкалам (< 0,005). Полученные результаты позволяют сделать вывод, что чем ниже уровень здоровья, тем выше уровень тревоги и депрессии. Лица с низким уровнем здоровья более интенсивно переживают беспокойство и волнение, ощущают выраженное снижение настроения. Таким образом, все пациенты с низким уровнем здоровья нуждаются в профилактических и психокоррекционных мероприятиях, направленных на снижение интенсивности и предупреждение возникновения тревожных и депрессивных состояний.
С целью изучения личностных особенностей пациентов Центра здоровья и разработки на основании полученных результатов психокоррекционной программы испытуемым с низким индексом здоровья было предложено пройти более полное психологическое обследование. Для этой цели нами были выбраны 2 методики - Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич), Опросник мини-мульт (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного перечня ММРІ).
Анализ результатов по методике Яхина-Менделевич (табл. 2) показал, что у 33 % испытуемых диагностирован болезненный уровень истерического типа реагирования. Это характеризует 1/3 пациентов с низким уровнем здоровья как нервозных, стремящихся обратить на себя внимание, переживающих плохое настроение на момент проведения обследования. 20 % испытуемых свойственны выраженные вегетативные нарушения, что указывает на снижение трудоспособности, нарушение концентрации внимания. Для 30 % обследованных характерны обсессивно-фобические нарушения, которые проявляются в виде страхов, фобий, навязчивых мыслей и нарушения нормальной семейной жизни.
Рис. 1. Распределение пациентов Центра здоровья по группам здоровья по Апанасенко
Сравнительный анализ по Т-критерию Стьюдента
Таблица 1
Методика Группы Количество испытуемых Среднее значение Значимость
Госпитальная шкала тревоги Низкий уровень здоровья 138 7,565 0,002
Высокий уровень здоровья 51 4,235
Госпитальная шкала депрессии Низкий уровень здоровья 138 6, 609 0,005
Высокий уровень здоровья 51 3,353
Интегративный тест тревожности (ситуативная) Низкий уровень здоровья 138 4,521 0,003
Высокий уровень здоровья 51 2,353
Интегративный тест тревожности (личностная) Низкий уровень здоровья 138 7,804 0,000
Высокий уровень здоровья 51 4,706
Экспресс- диагностика депрессии Низкий уровень здоровья 138 6,326 0,001
Высокий уровень здоровья 51 2,529
Таблица 2
Процентное соотношение показателей по методике Яхина-Менделевича
Болезненный характер, % В пределах нормы, % Благоприятный характер, %
Шкала тревоги 27 13 60
Шкала невротической депрессии 30 20 50
Шкала астении 23 17 60
Шкала истерического типа реагирования 33 13 53
Шкала обсессивно-фобических нарушений 30 40 30
Шкала вегетативных нарушений 20 10 70
Анализ результатов методики Мини-Мульт (рис. 2) показал, что шкала ипохондрии имеет высокий показатель по выборке -9 баллов (72 Т). Это говорит о том, что у данных испытуемых присутствует склонность к преувеличению тяжести своего состояния, у некоторых проявляется ипохонд-ричность. Шкала психастении - 13 баллов (82 Т) - высокие показания по выборке. Это указывает на переживание различных проблем, на преувеличенную концентрацию внимания на своих дурных привычках на момент проведения обследования в Центре здоровья. Шкала шизоидности имеет высокий показатель в среднем по выборке - 13 баллов (77 Т). Это, возможно, связано с тем, что у пациентов с низким уровнем здоровья проявляется ориентирование на внутренние критерии, снижение способности к интуитивному пониманию окружающих, к проигрыванию их ролей, т. е. неспособность поставить себя на место окружающих людей и, в связи с этим, недостаточность адекватного эмоционального реагирования.
Таким образом, анализ результатов исследования позволяет говорить о том, что у лиц с низким уровнем здоровья присутствует болезненный уровень истерического типа реагирования (у 33 % испытуемых), вегетативные нарушения (у 20 % испытуемых) и обессивно-фобические (у 30 %). Также для них характерна ипохондричность, психастения и шизоидность.
На основании полученных данных нами была разработана психокоррекционная программа. Психологическая коррекция как одна из форм деятельности клинического психолога приобретает в последнее время большое значение. Психологическая коррекция направлена преимущественно на лиц, не находящихся в клинически выраженном состоянии болезни. Из такого понимания психологической коррекции вытекает ее непосредственная включенность в решение задач психопрофилактики на всех ее этапах, особенно при осуществлении вторичной и третичной профилактики.
На основе результатов эмпирического исследования, анализа литературы и уже имеющихся коррекционных программ нами была составлена программа коррекционных занятий, направленная на снижение интенсивности тревожных и депрессивных состояний, перестройку особенностей личности, улучшение социальной адаптации.
Реализация данной коррекционной программы проводилась в отделении Центр здоровья ГУЗ «Тамбовская областная клиническая больница».
Цель: психологическая помощь и поддержка лиц с низким уровнем здоровья, обучение их приемам саморегуляции.
Задачи:
- диагностика актуального состояния;
- установление контакта с больным, установление положительной психологической, рабочей атмосферы в группе;
14
12
10
8
6
4
2
0
□ шкала
□ шкала
□ шкала
□ шкала
□ шкала
□ шкала
□ шкала
□ шкала
ипохондрии
депрессии
истерии
психопатии
паранойяльности
психастении
шизоидности
гипомании
Рис. 2. Личностные особенности пациентов Центра здоровья по данным профиля опросника Мини-Мульт
- обучение приемам и методам снижения интенсивности негативных переживаний;
- перестройка особенностей личности, самооценки и мотивации.
Практическая значимость программы заключается в том, что она обеспечивает комплексный подход к коррекции негативных эмоциональных состояний и личностных особенностей, а также позволяет сделать психокоррекционный процесс более полным, развернутым и эффективным.
В нашей программе использованы различные методы работы: арт-терапия; методики саморегуляции; методы нейролингвистического программирования, телесно-ориентированной психотерапии.
Новизной программы является адаптация современных психотехник для работы с лицами с низким уровнем здоровья. Программа коррекционных занятий включает в себя индивидуальную и групповую работу.
На предварительном этапе при подготовке к участию в программе проводилась индивидуальная работа. С каждым больным был налажен контакт, выяснена актуальная ситуация и обсуждены результаты диагностики эмоциональных и личностных особенностей.
Индивидуальная работа включала две консультации с каждым участником группы до начала занятий (1-я консультация - установление контакта и выяснение ситуации, 2-я консультация - диагностика и обсуждение результатов).
Групповая работа с пациентами с низким уровнем здоровья включала семь занятий, направленных на коррекцию психоэмоционального состояния, перестройку личностных особенностей, выработку навыков общения и выражения собственных эмоций.
Проблема проверки эффективности психокоррекции очень сложна. Снятие симптоматики (высокой тревожности, депрессивного состояния) может быть кратковременным, тем более что наиболее яркие, заметные изменения отмечаются обычно через 6-7 месяцев после завершения психокоррекционой работы. Поэтому вопрос о критериях эффективности проведенной психокоррекции до настоящего времени остается открытым [4].
Оценка результативности программы опирается на анализ следующих показателей:
- представления пациента о навыках, приобретенных в групповой работе;
- оценка изменений поведения и деятельности, эмоционального состояния, даваемая родственниками и медперсоналом.
В процессе работы и по окончании курса занятий и медперсонал отмечал позитивные изменения в поведении пациентов - они стали более контактными, выровнялся фон настроения. Сами же участники психокоррекционной программы заметили, что улучшилось качество общения между собой и с родственниками, эмоциональный фон стал более ровным и стабильным.
Таким образом, в настоящий момент среди общемедицинских проблем особую актуальность приобретает проблема патологии аффективной сферы, особенно тревожных и депрессивных расстройств. Сегодня клинические психологи направляют свои научные исследования, практическую работу для решения задач охраны психического здоровья людей, психопрофилактической и психогигиенической работы, помощи врачам в лечении людей и возвращении их к трудовой и профессиональной деятельности. Одной из эффективных форм работы клинического психолога является скрининг-диагностика. Среди задач, решаемых сегодня при помощи психологической скрининг-диагностики, следует особо отметить группу задач, связанных с проведением массового скринингового обследования в любом возрасте; направлением людей с риском психических нарушений к узким специалистам для углубленного обследования и оказания лечебной помощи; оказанием консультативной помощи по интересующим вопросам; с группой задач, связанных с разъяснительной работой среди населения о необходимости проведения скрининга и оказания своевременной коррекционно-развивающей помощи.
1. Лурия А.Р., Зейгарник Б.В., Поляков Ю.Ф. Психология и ее роль в медицине // Вопросы психологии. 1978. № 1.
2. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. М., 1971.
3. Погосова Г.П. Современные подходы к диагностике и лечению расстройств депрессивного спектра в общемедицинской практике: методологическое пособие для врачей / Издано
при поддержке компаний КРКА и Солвей Фарма. М., 2007.
4. Ярославцева Л. Психокоррекционные занятия с тревожными детьми младшего школьного
возраста // Школьный психолог. 2007. № 6. иКЬ: http://1september.ru. Загл. с экрана.
Поступила в редакцию 10.10.2011 г.
UDC 15
ROLE OF CLINICAL PSYCHOLOGIST IN PREVENTION WORK OF HEALTH CENTER
Tatiana Vladislavovna YURYEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of sychology, Associate Professor, Head of Clinical Psychology Department, e-mail: [email protected]
Maria Vladimirovna MALYGINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Student of Social and Educational Technologies Academy, e-mail: [email protected]
Yevgeniya Romanovna TURCHENKO, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Student of Social and Educational Technologies Academy, e-mail: [email protected]
The article highlights the work of clinical psychologist in the health center. The peculiarities of psychological screening in the diagnosis of heart health are revealed. The emotional characteristics of persons with varying levels of health are studied. The personal characteristics of patients with low health are described. A summary of psycho programs for individuals with low health is given.
Key words: clinical psychologist; psychological screening-diagnostics; level of health; psycho-correctional program.