Научная статья на тему 'РОЛЬ КЛАССИФИКАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОИЗВОДСТВА НА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВЕРФЯХ'

РОЛЬ КЛАССИФИКАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОИЗВОДСТВА НА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВЕРФЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ГРАЖДАНСКОЕ СУДОСТРОЕНИЕ / DOMESTIC (RUSSIAN) CIVIL SHIPBUILDING / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПРОИЗВОДСТВА / TECHNICAL PREPRODUCTION / КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА / CLASSIFICATION SOCIETIES / РОССИЙСКИЙ РЕЧНОЙ РЕГИСТР / RUSSIAN RIVER REGISTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галочкин Д.А.

В статье рассмотрены вопросы, связанные с повышением качества технической подготовки производства отечественной судостроительной промышленности. Обосновывается целесообразность участия Российского Речного Регистра в основных разделах технической подготовки производства в рамках технического наблюдения за строительством судов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE CLASSIFICATION SOCIETY IN PRE-PRODUCTION IN RUSSIAN SHIPYARDS

The article touches upon the issues connecting with improving technical pre-production in Russian shipyard industry. It is substantiated in details the advisability of Russian River Register taking part in the main stages of pre-production in technical supervision over shipbuilding.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КЛАССИФИКАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОИЗВОДСТВА НА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВЕРФЯХ»

УДК 629.122

Д.А. Галочкин, к.т.н, начальник Центра разработки Правил ФАУ «Российский Речной Регистр», Верхне-Волжский филиал Российского Речного Регистра 603001, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, 38в

РОЛЬ КЛАССИФИКАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОИЗВОДСТВА НА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВЕРФЯХ

Ключевые слова: отечественное гражданское судостроение, техническая подготовка производства, классификационные общества, Российский Речной Регистр.

В статье рассмотрены вопросы, связанные с повышением качества технической подготовки производства отечественной судостроительной промышленности. Обосновывается целесообразность участия Российского Речного Регистра в основных разделах технической подготовки производства в рамках технического наблюдения за строительством судов.

Организация судостроительного производства представляет собой сложную логистическую задачу. Сложность ее решения характеризуется необходимостью согласования и взаимоувязки различных технических, технологических и организационных подходов более чем по десяти видам производства, которые совместно функционируют не только в пространстве, но и во времени [1].

Одной из приоритетных задач Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу обозначено «...повышение конкурентоспособности и качества продукции судостроения, расширение высокотехнологического экспорта наукоемкой продукции» [2]. Реализация указанной задачи приобретает особую актуальность в силу известных событий на мировой политической сцене, и, как следствие, принятый на уровне государства курс на импортозаме-щение.

Наряду с этим на сегодняшний день судостроительное производство многих отечественных верфей характеризуется относительно низким уровнем механизации производственных процессов, высоким уровнем затрат ручного труда рабочих высокой квалификации и, главное, нестабильной загрузкой - как известно, «портфель заказов» верфи отчасти формируется «случайным» образом. При этом строительство судов зачастую ведется параллельно с разработкой конструкторской документацией на данный заказ. А это неизбежно влечет за собой увеличение объема корректировок, затрат на проектирование и строительство, конфронтации с Классификационным обществом (далее - КО), ведущим наблюдение за строительством, срыв сроков строительства заказа. Кроме того, должны быть точно в срок обеспечены поставки всех необходимых ресурсов, своевременное поступление материалов и изделий, в том числе с документами КО. Это также представляет собой непростую задачу, особенно с учетом высокой доли поставок импортных материалов, изделий и комплектующих. С другой стороны, состояние качественной составляющей кадрового потенциала на многих предприятиях судостроительной отрасли находится в зоне критических величин, а на некоторых - уже за пределами этих величин [2].

В сложившихся условиях необходим поиск резервов повышения эффективности производства и конкурентоспособности отечественных верфей на внутреннем и мировом рынках судостроительных услуг. Безусловно, на макроуровне таковым являются: размещение государственных заказов на отечественных верфях; целевые программы поддержки, ориентированные на модернизацию и техническое перевооружение

производства и субсидии; совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы.

На микроуровне эффективность функционирования судостроительного производства при всех равных условиях в значительной степени зависит от качества технической подготовки производства.

Специфика деятельности Российского Речного Регистра (далее - РРР) предполагает в рамках классификационной деятельности тесное сотрудничество с отечественными и зарубежными предприятиями судостроительной промышленности на всех циклах изготовления и эксплуатации судна (см. рис. 1), а именно: согласование технической документации; освидетельствование организаций; техническое наблюдение за изготовлением материалов и изделий, в том числе металлургии, машиностроения, приборостроения и целого ряда других отраслей промышленности; техническое наблюдение за постройкой, ремонтом, модернизацией и переоборудованием судов; освидетельствование судов в эксплуатации [3].

Судостроительные организации

Судоремонтные организации

Промышленность изготовления и ремонта изделий

Сектор транспортных услуг| (перемещение грузов и пассажиров)

Судовладелец

Флот внутреннего и

смешанного плавания --

Машиностроение

Промышленность изготовления изделий и материалов

с=

Система технического наблюдения за постройкой, ремонтом модернизацией, реновацией судов

1

Услуги РРР по обеспечению безопасности плавания, сохранения перевозимых грузов и охраны пассажиров и экипажа

Рис. 1. Особенности взаимодействия Речного Регистра с потребителями услуг

Очевидно, что обширная номенклатура перечисленных выше работ в значительной степени позволяет специалистам РРР комплексно решать поставленные в процессе классификационной деятельности задачи, ориентируясь на приобретенный в процессе взаимодействия с различными, в том числе и зарубежными, предприятиями судостроительной промышленности опыт.

Есть все основания полагать, что кадровый потенциал РРР, накопленный за многие годы классификационной деятельности опыт, имеющаяся научно-техническая база может являться серьезным подспорьем для повышения качества технической подготовки производства отечественной судостроительной промышленности.

Подготовка производства на верфи включает в себя несколько разделов [4]. На рис. 2 представлены основные разделы, участие КО в которых, как представляется, способно значительно повысить качество и сократить сроки подготовки производства на конкретной верфи.

Подготовка кадров и повышение их квалификации - обеспечение численного и квалификационного состава основных производственных и вспомогательных рабочих и инженерно-технических работников.

Известно, что квалифицированные кадры являются основным фактором форми-

рования механизмов устойчивого развития судостроительной отрасли. При подготовке кадров должен использоваться комплексный подход, ориентированный на интеграцию усилий всех заинтересованных сторон - правительства, предприятий судостроительной промышленности, высших и средних профессиональных образовательных учреждений, классификационных обществ.

Рис. 2. Возможные направления усиления роли КО при подготовке производства к постройке судов

Наиболее показательным является опыт работы в этом направлении зарубежных КО. К примеру, Lloyds Register (Лондон), Bureau Veritas (Франция), ClassNK (Япония), принимают активное участие в подготовке инженерно-технических работников и повышению их квалификации посредством проведения семинаров, курсов, лекций в высших учебных учреждениях, приемом студентов на стажировку.

Предлагаемый КО широкий спектр по обучению и повышению квалификации, в том числе персонала верфи, охватывает весь цикл постройки, эксплуатации и утилизации судов и включает в себя разъяснения требований, предъявляемых КО к проектированию, постройке, ремонту и эксплуатации судов, требований международных стандартов и конвенций [5].

Следует отметить положительный опыт работы в этом направлении и Российского морского регистра судоходства (далее - РМРС). В рамках сотрудничества РМРС с высшими учебными заведениями для студентов Санкт-Петербургского государственного морского технического университета специалисты РМРС преподают дисциплины: «Технические основы безопасности мореплавания» и «Технический надзор за судами в эксплуатации», подготовлено учебное пособие «Классификация. Общие сведения о классификационных обществах» [6].

Примером комплексного подхода подготовки кадров при участии РМРС может служить подписанное четырехстороннее соглашение о создании инновационного центра NUPAS-CADMATIC по обучение 3D-моделированию и разработке рабочих чертежей между ФГБОУ ВПО «ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова», РМРС, ООО «ПКБ «Петробалт» и голландской компанией Numeriek Centrum Groningen [7].

В косвенном виде к повышению квалификации кадров можно отнести и вводные совещания, проводимые зарубежными КО и РМРС перед началом постройки судна, на которых подробно, в рамках технического наблюдения за постройкой конкретного судна, рассматриваются требования КО к процессу и способам освидетельствований, применимые стандарты качества, организационные вопросы по ведению технического наблюдения.

Материально-техническая подготовка - обеспечение потребностей верфи в материалах и комплектующих, в том числе с документами КО, ведущего наблюдение за строительством заказа, с максимально возможной экономической эффективностью, выдерживание обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих изделий. Материалы и комплектующие, закупленные ранее намеченного срока, ложатся дополнительной нагрузкой на оборотные фонды предприятий, а задержка в закупках может сорвать производственную программу или привести к ее изменению (начало работ по закладке, постройке и спуску на воду, достройке, швартовных и ходовых испытаний).

Как отмечалось ранее, данный раздел подготовки производства в настоящее время является одним из проблемных для отечественного судостроения, в связи с высокой долей поставок материалов, изделий и комплектующих иностранными производителями. Свой отпечаток накладывают и санкционные ограничения, политика импорто-замещения.

К мероприятиям, в некоторой степени способствующим повышению качества материально-технической подготовки производства, можно отнести, в первую очередь:

- расширение границ деятельности КО;

- совершенствование нормативно-технической базы КО с целью усовершенствования и упрощения процедур освидетельствований;

- совершенствование процедур и повышение эффективности информационного обеспечения сотрудников КО в рамках технического наблюдения за строительством судов и изготовлением изделий и материалов для более оперативного и качественного взаимодействия между подразделениями КО (этапы строительства судна, требуемые строки поставки изделий и материалов, наличие согласованной с КО документации);

- разработка доступной для пользователей единой базы с информацией о номенклатуре изготавливаемых изделий и оказываемых услуг предприятиями отрасли, информацией о выданных (продленных) КО свидетельствах о признаниях, типовых свидетельствах и сертификатах.

В то же время следует отметить и положительные тенденции в сложившейся ситуации. Необходимо подчеркнуть, что в последние годы поставку и обслуживание импортных материалов, изделий и комплектующих осуществляли, как правило, отечественные компании (дилеры, представительства зарубежных производителей). А это, в свою очередь, способствовало образованию по всей стране сети сервисных центров европейского уровня с персоналом, проходившим обучение и стажировку за рубежом [8]. Очевидно, что отечественным предприятиям отрасли при разработке и изготовлении своей конкурентоспособной продукции целесообразно использовать приобретенный опыт, наработки и кадровый потенциал. Отечественные КО в данном случае могут оказывать содействие путем проведения консультаций в части вопросов технического наблюдения, анализа и разработке технической документации, документации системы качества.

Конструкторская подготовка производства - обеспечение верфи конструкторской документацией с минимумом правок и корректировок.

В настоящее время в области проектирования наблюдается тенденция использования современных компьютерных и информационных технологий, в том числе трехмерное проектирование на основе автоматизированных систем проектирования.

КО, в силу тесного взаимодействия с проектными организациями, не могут стоять в стороне от технического прогресса, более того, как представляется, повышение эффективности конструкторской подготовки производства напрямую зависит от степени развития в деятельности КО следующих направлений:

- разработка (или участие в разработке) технической документации непосредственно КО;

- повышение оперативности рассмотрения и согласования КО технической документации за счет использования программных комплексов для оценки правильности расчетов и выполнения требований Правил КО (далее - Правил);

- повышение оперативности обмена данными между проектной организацией, судостроительной верфью и КО путем активного использования информационных технологий;

- разработка КО программных комплексов для проектирования.

Уместно добавить, что все эти направления в той или иной степени уже освоены ведущими зарубежными КО. К примеру, DNV Software (дочерняя компания КО DNV GL) является ведущим мировым поставщиком программного обеспечения, охватывающего весь жизненный цикл морских объектов от проектирования, внесения данных о структурных изменениях и ремонтах до демонтажа и вывода судов из эксплуатации. Или Японское классификационное общество (ClassNK) на базе системы PrimeShip (набор прикладных программ и сервисов) предоставляют комплекс услуг для оптимизации процессов проектирования и сокращению сроков разработки проектов судов, в том числе комплекс приложений для выполнения расчетов в соответствии с требованиями Правил.

РМРС и NAPA (производитель программного обеспечения для проектирования и эксплуатации судов) объявили о сотрудничестве, в рамках которого РМРС может использовать программное обеспечение NAPA для оценки и одобрения расчетов, а также для подтверждения соответствия требованиям международных конвенций проектов судов [9].

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Одним из основных направлений деятельности любого КО является научно-техническая деятельность, формирующая основу для разработки и совершенствования нормативно-технической документации, Правил. Для рассмотрения, разработки и совершенствования нормативно-технической документации КО привлекаются ведущие ученые отрасли, высококвалифицированные специалисты научно-исследовательских, учебных, проектных, судостроительных и судоремонтных организаций, судоходных компаний.

В то же время КО обладают обширной базой данных, содержащей информацию о разработанной технической документации на строительство, ремонт, модернизацию судна, информации об эксплуатации, дефектациях, повреждениях и проведенных ремонтах за длительный период времени. В свою очередь, результаты анализа и мониторинга этой информации на предмет «проблемных» и «узких» мест могут использоваться в рамках технической подготовки производства, при новом проектировании и строительстве, оценке и прогнозировании технического состояния элементов судна в эксплуатации.

Резюмируя все вышеизложенное, можно отметить следующее. Ролью КО сегодня является не только выполнение работ (оказание услуг), направленных на обеспечение безопасности плавания судов, охраны жизни и здоровья пассажиров, экипажа, сохранности перевозимых на судах грузов, предотвращения загрязнения с судов, но и оказание дополнительных услуг, не регламентируемых Правилами.

В данном контексте уместно добавить, что РРР в части классификационной деятельности ориентирован преимущественно на российские судоходные компании и предприятия судостроительной промышленности, что позволяет внести свою лепту в повышение конкурентоспособности и качества продукции отечественного судостроения. Речь в данном случае идет не о предоставлении каких-либо преференций для отдельных отечественных предприятий и компаний, а об учете в своей классификационной деятельности специфики, состояния и развития отрасли в настоящее время.

Необходимо также подчеркнуть, что одним из стратегических приоритетов развития производственной деятельности РРР является дальнейшее расширение сферы его услуг [10].

Участие РРР в технической подготовке производства отечественных предприятий отрасли позволит повысить ее качество и сократить сроки за счет взаимной интеграции различных разделов, обеспечения тесного сотрудничества между заводом-строителем, проектантом и КО.

Как представляется, успешное движение по инновационному пути развития отечественного судостроения будет в значительной степени зависеть от участия РРР в технической подготовке производства, а именно от расширения деятельности РРР в сфере дополнительных услуг:

- образования и профессиональной подготовки студентов и персонала предприятий судостроительной промышленности, разработка программ обучения, проведения лекций, курсов, семинаров в учебных заведениях и на предприятиях отрасли. В рамках технической подготовки производства целесообразно рассматривать следующие темы: описание и разъяснения требований Правил, нормативно-технической документации РРР и другой документации, которую использует РРР в своей деятельности; принцип классификации, виды и порядок освидетельствований, проводимых РРР; особенности процесса технического наблюдения за постройкой, ремонтом, модернизацией судов, изготовления изделий и материалов и требований к нему; анализ повреждений и отказов элементов судна;

- технического консалтинга в отношении материально-технической подготовки производства при проектировании, изготовлении, ремонте, сервисном обслуживании изделий и материалов, а именно проведение консультаций и оказание информационных услуг в части вопросов технического наблюдения, анализа и разработки технической документации, документации системы качества;

- по разработке технической документации, выполнению расчетов и разработке программных комплексов для проведения и проверок на соответствие требованиям Правил расчетов;

- по выполнению экспертиз, исследований эксклюзивных изделий и изделий необычной конструкции или предназначенных для особых условий эксплуатации; услуг по проведению анализа и мониторинга информации по судам в эксплуатации, в рамках классификационной деятельности на предмет «проблемных» и «узких» мест для учета этой информации при новом проектировании и строительстве, оценке и прогнозировании технического состояния элементов судна в эксплуатации.

Для обеспечения высокого качества оказываемых РРР услуг целесообразно указанные мероприятия реализовывать комплексно в виде технического сопровождения подготовки производства в рамках технического наблюдения за строительством судна.

Список литературы:

[1] Галочкин Д.А., Огнев Н.В., Бурмистров Е.Г. Организация потоковых процессов и разработка средств механизации основных производств верфи с использованием методов имитационного моделирования и законов производственной логистики // Судостроение. - 2013. - № 2. -С. 49-53.

[2] Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу, утвержденная приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. - N° 354.

[3] Ефремов Н.А. Организационно-экономический механизм управления федеральным государственным учреждением. Вопросы теории и практики (на примере ФГУ «Российский Речной Регистр»): монография. - Москва: Академия транспорта Российской Федерации, 2003. - 129 с.

[4] Кулик Ю.Г. Технология судостроения и судоремонта: учебник для институтов водного транспорта / Ю.Г. Кулик, Ю.В. Сумеркин. - М.: Транспорт, 1988. - 352 с.

[5] ClassNK Academy [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.classnk.or.jp/ hp/en/activities/academy/indexhtml, свободный. - Загл. с экрана.

[6] РС развивает сотрудничество в области подготовки кадров для морской отрасли [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.korabel.ru/news/comments/rs_razvivaet_sotrudni-chestvo_v_oblasti_podgotovki_kadrov_dlya_morskoy_otrasli.html, свободный. - Загл. с экрана.

[7] РС участвует в создании центра NUPAS-CADMATIC [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rs-class.org/ru/register/news/detail.php?ID=7304, свободный. - Загл. с экрана.

[8] Пашин Г. Санкции сервису не помеха // www.Korabel.ru. - 2015. - Вып. 4 (30). -С. 6-7.

[9] РС и NAPA укрепляют сотрудничество [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rs-class.org/ru/register/news/detail.php?ID=7308, свободный. - Загл. с экрана.

[10] Трунин Е.Г. Российский Речной Регистр на современном этапе // Речной транспорт. - 2013. - № 18. - С. 15-18.

THE ROLE OF THE CLASSIFICATION SOCIETY IN PRE-PRODUCTION IN RUSSIAN SHIPYARDS

D.A. Galochkin

Keywords: domestic (Russian) civil shipbuilding, technical pre-production, classification societies, Russian River Register.

The article touches upon the issues connecting with improving technical pre-production in Russian shipyard industry. It is substantiated in details the advisability of Russian River Register taking part in the main stages of pre-production in technical supervision over shipbuilding.

Статья поступила в редакцию 30.06.2016 г.

УДК 629.5:532.59

С.Н. Гирин, к.т.н, профессор, ФГБОУВО «ВГУВТ» А.М. Фролов, к.т.н, доцент, ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

УЧЕТ ВЛИЯНИЯ ВОЛНОВОЙ ВИБРАЦИИ

СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ПЛАВАНИЯ ПРИ ВЫЧИСЛЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВОЛНОВОГО ИЗГИБАЮЩЕГО МОМЕНТА

Ключевые слова: корпус судна внутреннего плавания, изгибающий момент, волнении, волновая вибрация, Правила Речного Регистра

Приводится анализ требований, изложенных в Правилах Речного Регистра, по вычислению дополнительного волнового изгибающего момента судов внутреннего плавания. Показано, что коэффициент в формуле Правил, учитывающий влияние волновой вибрации, вычисляется недостаточно корректно. Даются рекомендации по уточнению вычисления данного коэффициента.

В работе [1] были высказаны замечания по учету вибрации на волнении при вычислении дополнительного волнового изгибающего момента МДВ судна внутреннего плавания в соответствии с Правилами Российского Речного Регистра [2].

Дополнительный волновой изгибающий момент в Правилах вычисляется по формуле

Мт =±(крМВ + МУ ) , (1)

где & - коэффициент, учитывающий влияние волновой вибрации корпуса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.