Научная статья на тему 'РОЛЬ КИНОФИЛЬМОВ В АКТУАЛИЗАЦИИ И ПРОЖИВАНИИ ЭМОЦИЙ'

РОЛЬ КИНОФИЛЬМОВ В АКТУАЛИЗАЦИИ И ПРОЖИВАНИИ ЭМОЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
943
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / КИНОФИЛЬМ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / АКТУАЛИЗАЦИЯ ЭМОЦИЙ / ПРОЖИВАНИЕ ЭМОЦИЙ / ПСИХОСОМАТИКА / КИНОТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лаврентьева М.Ю.

Данная статья посвящена рассмотрению роли кинофильмов в актуализации и проживании эмоций. Рассматриваются такие вопросы, как необходимость проживания разнообразных эмоций; последствия отказа от проживания эмоций; способность кинофильмов актуализировать эмоции и помогать человеку безопасно проживать их; психологические механизмы кино.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КИНОФИЛЬМОВ В АКТУАЛИЗАЦИИ И ПРОЖИВАНИИ ЭМОЦИЙ»

УДК 159.9

Лаврентьева М.Ю.

Тульский Государственный Университет (г. Тула, Россия)

РОЛЬ КИНОФИЛЬМОВ В АКТУАЛИЗАЦИИ И ПРОЖИВАНИИ ЭМОЦИЙ

Аннотация: данная статья посвящена рассмотрению роли кинофильмов в актуализации и проживании эмоций. Рассматриваются такие вопросы, как необходимость проживания разнообразных эмоций; последствия отказа от проживания эмоций; способность кинофильмов актуализировать эмоции и помогать человеку безопасно проживать их; психологические механизмы кино.

Ключевые слова: эмоции, кинофильм, психологические механизмы, актуализация эмоций, проживание эмоций, психосоматика, кинотерапия, вегетативные и соматические заболевания, накопление эмоций, подавление эмоций, идентификация, проекция, стратегии регуляции эмоций, потребность в безопасности.

В современном мире всё больше возрастает роль кино. Кино проникает в различные сферы жизни человека. Индустрия развивается, вовлекает людей. Кино является одним из самых молодых видов искусства, но одним из самых популярных, доступных и близких для людей.

Мы смотрим кино по телевизору, интернету, в кинотеатрах. Приходя вечером домой, в выходные. Одни, с семьёй, друзьями, партнёрами. Просмотр кино - одна из самых популярных форм отдыха, согласно опросам Левада-центра занимает первое место в качестве формы досуга людей. 79 % опрошенных смотрят фильмы и сериалы хотя бы один раз в неделю. [2]

Выявленные результаты опроса дают понять, что нельзя недооценивать роль кино в жизни человека, так как человек и кино взаимодействуют

практически ежедневно (согласно опросу каждый второй совершеннолетний ежедневно проводит время за просмотром кинофильмов [2]).

Кино выполняет развлекательные, познавательные функции, иллюстрирует разнообразные жизненные ситуации, позволяет нам наблюдать со стороны, как ведут себя герои и к чему это может привести. Одной из проблем, которую решает кино, является актуализация и проживание эмоций.

В процессе воспитания детей часто учат тому, что есть хорошие и плохие эмоции. Такие выражения, как «не злись», «не плачь» дают ребёнку понять, что есть эмоции, испытывать которые плохо. Однако такое разделение является неверным.

Все эмоции важны для человека и необходимы для его жизнедеятельности. Эмоции являются средствами сопровождения и отражения значимых адаптивных ситуаций в жизни человека.

Также они являются важным механизмом закрепления полезного поведения и предотвращение неполезного. С эволюционной точки зрения эмоции появились как способ адаптации к различным жизненным ситуациям. Так, например, эмоция отвращения позволяет отказаться от принятия неподходящего, а гнев даёт энергию для преодоления препятствий. В каждой эмоции заложены общие и специфические функции: оценка, мобилизация, побуждение и др. [7]

Будучи уже взрослыми, многие люди отрицают в себе «плохие» эмоции, а также пытаются избежать эмоций, доставляющих им боль и дискомфорт. Рано или поздно каждый человек сталкивается в своей жизни с событиями, которые вызывают у него чувство боли, но боясь быть уязвимым, человек может принять решение не чувствовать боль, запретить себе ощущать её. Люди отказываются от проживания данных эмоций. Однако непрожитые эмоции имеют свойство накопления.

З.Фрейд говорил, что невыраженные эмоции никогда не умирают, а сохраняются, продолжают изнутри влиять на человека и проявляться в дальнейшем в «уродливых отношениях».

Психосоматическая концепция предполагает единство «внешнего» и «внутреннего» компонентов эмоций. При подавлении «внешнего компонента» эмоций, что зачастую происходит под влиянием установившихся стереотипов, которые закрепляются воспитанием, возникает проблема поддержания соматического здоровья.

Происходит «перелив» способа выражения эмоций. От внешних способов, которые обеспечивают «бегство» или «борьбу», перевод осуществляется в сторону вегетативных и соматических компонентов, начинающих доминировать над психическими. [5]

У лиц, страдающих психосоматическими заболеваниями, зачастую наблюдается как усиление отрицательных эмоций, так и их подавление. Такие люди обычно характеризуются как собранные, целеустремлённые, сдержанные. Однако имеют также такие черты, как чрезмерная категоричность суждений, педантичность, прямолинейность в оценке поступков окружающих, повышенное чувство ответственности.

Возникновение состояния внутреннего конфликта зачастую бывает незаметно для окружающих и не всегда находит отражение во внешнем мире, но приводит к развитию психосоматических заболеваний. [5]

Эмоции нуждаются в отреагировании. Подавление эмоций негативно сказывается на состояние организма. Может привести к неврозам, депрессии, нервному напряжению, различным заболеваниям. [4] Так, У. Грейс и Д. Грэхем заметили, что больные бронхиальной астмой не проявляют чувства и не допускают эмоционально насыщенных отношений.

Позднее Т. Полянская экспериментально выяснила, что асматики имеют повышенный уровень самоконтроля и тратят большую часть усилий на подавление эмоций. [9]

Согласно теории Паркинсона и Тортердела существуют два основных способа регуляции негативных эмоций: ориентированные на уход и ориентированные на вовлечение (табл. 1). [6]

Таблица 1 - Стратегии регуляции эмоций по Паркинсону и Тотерделу [10]

Стратегии Когнитивные Поведенческие

Уход Уклонение Избегать мыслей о проблеме Избегать проблемной ситуации

Отвлечение Поиск удовольствия или разрядки Подумать о приятном Подумать о чем-то расслабляющем Сделать что-нибудь приятное Сделать что-нибудь расслабляющее

Перераспределение ресурсов Подумать о чем-то, что займет внимание Заняться трудным делом

Вовлечение Переоценка (обычно нацелено на аффект) Дать выход чувствам (обычно нацелено на аффект)

Подумать о том, как решить проблему (обычно нацелено на ситуацию) Искать помощь или утешение у других

Сделать что-либо для решения проблемы (обычно нацелено на ситуацию)

Чтобы человек был здоров, чтобы мог накапливать потенциал благоприятных отношений с собой, окружающими и миром в целом, необходимо своевременное проживание эмоций. Однако человек может испытывать различные страхи, связанные с проживанием эмоций: страх боли, страх показаться уязвимым, страх стать плохим в глазах окружающих и в своих и т.д. Фильм позволяет не только прожить накопленные эмоции, но и прожить их безопасно, скрыто.

Во второй половине прошлого века зародилось отдельное направление психотерапии, основанное на использовании кинофильмов в целях оказания психологической помощи клиентам - кинотерапия. Впервые кинотерапия была упомянута психиатрами в «Большой медицинской энциклопедии» в 1949 г. В 50-

е годы направление получило развитие. В 1972 г выходит первая книга, посвящённая данной теме и доступная большинству. Книга была написана итальянским психологом А Менегетти, который в будущем формирует собственный подход кинотерапии «синемалогию». [1]

Кино актуализирует наши чувства и помогает прожить ситуации, которые мы подавили в себе или которые уже являются актуальными для нас в настоящий момент. Во время просмотра фильма мы зачастую идентифицируем себя с его героем, с главным или с тем, с которым находим что-то общее с собой. Мы проживаем с героем все события, испытываем схожие эмоции, чувствуем. Однако чувствуют ли все люди одно и то же и чувствуют ли одни и те же люди одно и то же в разные периоды жизни? Нет. Жизненные ситуации героя, совпадающие с актуальными нашими, приносят нам более яркие эмоции. Чувства и эмоции девушки, переживающей расставание, и девушки, которая проживает сепарацию с родительской фигурой, будут различаться, даже при просмотре одного и того же фильма. Первая девушка будет испытывать боль, когда на экране будут транслироваться сцены расставания, но при этом она может не обратить внимание на переживания подростков по поводу переезда из родительского дома, в отличие от второй девушки. А. Менегетти отмечал, что наиболее эмоциональный отклик вызывают у зрителя те моменты фильма, которые соответсвуют его индивидуальным комплексам. [1] Он говорил, что зритель эмоционально соучаствует именно в том, что его идентифицирует.

Фильм может оказывать на зрителей сильные эмоциональные воздействия, благодаря актуализации во время его просмотра психологических механизмов, таких как проекция, идентификация, сопереживание и пр., которые и вызывают изменения в эмоциональных и психофизических состояниях кинозрителей.

Выделяют следующие психологические механизмы воздействия кино: идентификация, проекция, принцип «здесь и сейчас», актуализация значимой проблемы, «маска». [8]

Данные механизмы перекликаются с поднятой проблемой воздействия кинофильмов на актуализацию и проживание эмоций. С помощью механизма идентификации зритель находит в фильме героя, наиболее схожего с ним. Зритель и герой становятся едины. Человек, находящийся перед экраном, погружается в мир, в котором живёт персонаж и проживает всё вместе с ним, становится выбранным героем фильма.

Схожим механизмом является механизм проекции, который тоже объединяет героя и зрителя. В данном случае зритель переносит свои мысли, чувства, убеждения на героя, дарит ему свой внутренний мир.

Данные механизмы образуют из зрителя и персонажа фильма единое целое. Они начинают вместе проживать действия фильма, объединив свои знания, умения, эмоции и т.д.

Зритель оказывается эмоционально включён в происходящее в фильме. Проявляется третий механизм «здесь и сейчас». Несмотря на то, что все события происходят на экране, а не в реальной жизни, зритель воспринимает всё как происходящее с ним в настоящий момент.

Механизм актуализации проблемы предполагает, что из всех героев, ситуаций, разговоров человек выделит и запомнит то, что является для него наиболее значимым в данный момент.

И, наконец, механизм «маска» предполагает, что зритель находится в безопасности. Потребность в безопасности является фундаментальной потребностью человека. Приходящий на консультацию клиент зачастую хочет спрятаться, отстраниться, когда затрагиваются болезненные для него темы и ситуации. В кинофильме в качестве «маски», средства, позволяющего человеку спрятаться, является образ героя. Осознание, что всё происходит всё же не с самим человеком, а с героем, позволяет человеку скрыться и почувствовать себя в безопасности.

Данные механизмы объясняют вовлеченность зрителя в действия фильма и обращение его к собственным чувствам и эмоциям.

К тому же кинофильмы сами по себе бывают направлены на вызов определённых эмоций у зрителей. В основном центральное настроение фильма совпадает с его жанровой принадлежностью. [3] Так, драма вызывает грусть, печаль, беспокойство. В результате вызванного печальными действиями кинофильмов катарсиса, который зачастую сопровождается слёзной реакцией, у зрителей происходит освобождение и от собственных накопившихся тяжёлых чувств. При просмотре боевиков зритель получает возможность выразить гнев, который не позволяет себе испытывать в жизни. Рассмотрим подробнее, какие чувства вызывают различные жанры кино (табл. 2).

Таблица 2 - Взаимосвязь жанровой принадлежности фильма и его центрального настроения

Жанр кинофильма Преобладающие эмоции

Ужасы, триллеры Тревога, страх

Комедии Веселье, удовольствие

Фантастика, фентези, анимация, Интерес, удивление, воображение

исторические и документальные

фильмы

Фильмы-биографии Восхищение, любопытство

Драма Грусть, печаль, беспокойство, эмпатия

Романтические и семейные фильмы, Нежность, забота, любовь, счастье

мюзиклы

Приключения, экшн, боевик, Гнев, ярость, волнение, смелость,

вестерн, спорт, военный агрессия

Криминал, детектив Любопытство, страх, тревожное ожидание неизвестного

Таким образом, в процессе жизнедеятельности человеку приходится сталкиваться с различными ситуациями, которые вызывают разнообразные эмоции. Однако в силу воспитания, стереотипов и страхов, люди зачастую отказываются от их проживания. Стоит понимать, что все эмоции важны и нужны для человека, каждая из них появилась в процессе эволюции и выполняет определённые функции. Подавленные эмоции не исчезают, а продолжают

воздействовать на человека и способствуют возникновению различных соматических и вегетативных заболеваний. Кино позволяет актуализировать и безопасно прожить эмоции. В связи с тем, что данный вид искусства стал основной формой отдыха в обществе, стоит обратить на него особое внимание. При просмотре кинофильма зритель получает возможность испытать актуальные для него эмоции и актуализировать подавленные.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Березин С.В. Кинотерапия и кинотренинг Практическое пособие для психологов и социальных работников Березин С.В. Кинотерапия: практическое пособие для психологов и социальных работников. - Самара, 2003.

Досуг и развлечения - Левада-Центр [Электронный ресурс]: https://www.levada.ru/2019/07/01/dosug-i-razvlecheniya.

Кино и эмоции: как наш мозг реагирует на фильмы разных жанров [Электронный ресурс]:

https://www.meteor-city.top/kopiya-grammaticheskie-pravila-po-p.

Кулаков С.А. Психосоматика. - М: «Издательские решения», 2019.

Курпатов А.В., Аверьянов Г.Г. Психосоматика: психотерапевтический подход. - СПб: Олма Медиа Групп, 2007.

Падун М. А. Регуляция эмоций и её нарушения // Психологические исследования. 2015. Т. 8 (39) 5 [Электронный ресурс]: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n39/1089-padun39.html. Проявление и эволюционный смысл эмоций - Лекция 6 - Национальная платформа открытого образования [Электронный ресурс]: https://courses.openedu.ru/courses/course-v1:hse+PSYHO+spring_2020/courseware/

5e26cc1ab47c4a85a9d97879abc9c94e/8793f3538975412ba0f1ece62d642d93/ Психологическое консультирование: практ. пособие для вузов / Е. П. Кораблина, И. А. Акиндинова, А. Баканова, А. М. Родина. 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018 Рождественский Д.С. Психосоматика: психоаналитический подход: учебное пособие для вузов. - М: Издательство Юрайт, 2019

Parkinson B., Totterdell P. Classifying affect regulation strategies. Cognition and Emotion, 1999, 13(3), 277-303

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.