Научная статья на тему 'РОЛЬ КАЗАНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО БАНКА КАЗАНИ (1863-1880 ГГ.): АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ'

РОЛЬ КАЗАНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО БАНКА КАЗАНИ (1863-1880 ГГ.): АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
141
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА 1870 / ГОРОДСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ БАНКИ / КАЗАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Якупов Альберт Гумарович

Работа посвящена исследованию административной роли Казанской городской думы в работе общественного банка в 1863-1880 гг. Научная новизна работы обусловлена попыткой выявления административных функций Казанской городской думы в отношении деятельности общественного банка в эпоху великих реформ Александра II. Использовались различные методы исторического исследования, такие как ретроспективный и статистический методы. Использование ретроспективного метода заключается в восстановлении процесса взаимодействия Казанского общественного банка и думы на основе рассмотрения делопроизводственной документации, отложившейся в Государственном архиве Республики Татарстан. Статистический метод применялся при анализе финансовых показателей Казанского общественного банка. В ходе исследования обоснованы выводы о лояльности Казанской думы в кадровой политике, амбивалентном характере деятельности временных и постоянных комиссий общественного банка, многостороннем круге вопросов, которые рассматривались временной комиссией. Деятельность Казанской городской думы по администрированию хозяйственно-экономической работы общественного банка Казани способствовала росту свободной денежной массы у населения, увеличению рабочих мест в банке и установлению доверия граждан к финансовым институциям органов местного самоуправления города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE KAZAN CITY DUMA IN THE ACTIVITIES OF THE PUBLIC BANK OF KAZAN (1863-1880): ADMINISTRATIVE PRACTICES

The work is devoted to the study of the administrative role of the Kazan City Duma in the work of the public bank in 1863-1880. The scientific novelty of the work is due to an attempt to identify the administrative functions of the Kazan City Duma in relation to the activities of the public bank in the era of the great reforms of Alexander II. As part of the work on the article, various methods of historical research were used, such as retrospective and statistical methods. The use of the retrospective method is to restore the process of interaction between the Kazan Public Bank and the Duma on the basis of consideration of office documentation deposited in the State Archive of the Republic of Tatarstan. The statistical method was used in the analysis of financial indicators of the Kazan Public Bank. In the course of the study, the authors came to conclusions about the loyalty of the Kazan Duma in personnel policy, the ambivalent nature of the activities of the temporary and permanent commissions of the public bank, the multilateral range of issues that were considered by the temporary commission. The activity of the Kazan City Duma on the administration of the economic and economic work of the public bank of Kazan contributed to the growth of the free money supply among the population, the increase of jobs in the bank and the establishment of citizens' trust in the financial institutions of local self-government of the city.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КАЗАНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО БАНКА КАЗАНИ (1863-1880 ГГ.): АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ»

5. Yakovlev E.K. Etnograficheskij obzor inorodcheskogo naseleniya doliny Yuzhnogo Eniseya i ob"yasnitel'nyj katalog etnograficheskogo otdela Minusinskogo muzeya. - Minusinsk: tipogr. V.I. Kornakova, 1900.

6. Sibirskij vestnik. - 1889. - №42

7. Vostochnoe obozrenie. - 1884. - .№20.

8. Sibirskaya gazeta. - 1881. - №19.

9. Vostochnoe obozrenie. - 1902. - №139.

10. Vostochnoe obozrenie. - 1902. - №133.

11. Vostochnoe obozrenie. - 1902. - №137.

12. Sibirskij vestnik. - 1889. - №142.

13. Sibirskaya gazeta. - 1881. - №20.

КУСКАШЕВ ДМИТРИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент Красноярского государственного аграрного университета, кафедра теории и истории государства и права (kenig-1977@mail.ru).

KUSKASHEV, DMITRIY V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Krasnoyarsk State Agrarian University, Department of theory and history of state and law (kenig-1977@mail.ru).

УДК 94(47).081:352(470.41) DOI: 10.24412/2308-264X-2022-5-59-68

ЯКУПОВ А.Г.

РОЛЬ КАЗАНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО БАНКА КАЗАНИ (1863-1880 ГГ.): АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ

Ключевые слова: местное самоуправление, городская реформа 1870, городские общественные банки, Казанская городская дума.

Работа посвящена исследованию административной роли Казанской городской думы в работе общественного банка в 18631880 гг. Научная новизна работы обусловлена попыткой выявления административных функций Казанской городской думы в отношении деятельности общественного банка в эпоху великих реформ Александра II. Использовались различные методы исторического исследования, такие как ретроспективный и статистический методы. Использование ретроспективного метода заключается в восстановлении процесса взаимодействия Казанского общественного банка и думы на основе рассмотрения делопроизводственной документации, отложившейся в Государственном архиве Республики Татарстан. Статистический метод применялся при анализе финансовых показателей Казанского общественного банка. В ходе исследования обоснованы выводы о лояльности Казанской думы в кадровой политике, амбивалентном характере деятельности временных и постоянных комиссий общественного банка, многостороннем круге вопросов, которые рассматривались временной комиссией. Деятельность Казанской городской думы по администрированию хозяйственно-экономической работы общественного банка Казани способствовала росту свободной денежной массы у населения, увеличению рабочих мест в банке и установлению доверия граждан к финансовым институциям органов местного самоуправления города.

YAKUPOV, AG.

THE ROLE OF THE KAZAN CITY DUMA IN THE ACTIVITIES OF THE PUBLIC BANK OF KAZAN (1863-1880):

ADMINISTRATIVE PRACTICES

Key words: local self-government, city reform of1870, city public banks, Kazan city Duma.

The work is devoted to the study of the administrative role of the Kazan City Duma in the work of the public bank in 1863-1880. The scientific novelty of the work is due to an attempt to identify the administrative functions of the Kazan City Duma in relation to the activities of the public bank in the era of the great reforms of Alexander II. As part of the work on the article, various methods of historical research were used, such as retrospective and statistical methods. The use of the retrospective method is to restore the process of interaction between the Kazan Public Bank and the Duma on the basis of consideration of office documentation deposited in the State Archive of the Republic of Tatarstan. The statistical method was used in the analysis of financial indicators of the Kazan Public Bank. In the course of the study, the authors came to conclusions about the loyalty of the Kazan Duma in personnel policy, the ambivalent nature of the activities of the temporary and permanent commissions of the public bank, the multilateral range of issues that were considered by the temporary commission. The activity of the Kazan City Duma on the administration of the economic and economic work of the public bank of Kazan contributed to the growth of the free money supply among the population, the increase of jobs in the bank and the establishment of citizens' trust in the financial institutions of local self-government of the city.

60-70-е гг. XIX в. ознаменовались проведением великих реформ Александра II, долженствовавших коренным образом изменить облик Российской империи. Особое внимание император уделял реформированию института местного самоуправления, изменения в котором были ощутимы не только в результате проведения городской реформы 1870 г., но и в силу перемен в сфере финансового сектора экономики, последовавших за финансовой реформой 1860-1864 гг.

С конца XVIII века в некоторых городах Российской империи уже функционировали городские общественные банки, деятельность которых, согласно Грамоте городам 1785 г. Екатерины II, заключалась в распоряжении остатками денежных средств местных бюджетов. К периоду великих реформ городские общественные банки представляли собой, в целом, неэффективную институцию в финансовом секторе городов Российской империи. Подобная конструкция сформировалась из-за небольшого количества располагаемых общественными

банками денежных средств, выраженных в малой доле сумм бюджетных доходов, оставшихся после городских расходов, а также в недостаточности правовой базы их деятельности и расплывчатости полномочий. Ввиду объективного значения деятельности городских банков, как на финансовые институты страны, так и на органы местного самоуправления, администрацией Александра II было принято решение их реформировать.

В 1862 г. вышло Положение о городских банках, непосредственно касающееся института местного самоуправления, и углубляющее начавшуюся финансовую реформу Александра II. Данным актом городским общественным банкам предоставлялось право самостоятельного распоряжения крупными денежными средствами, заложенными в городском бюджете, исходя из нужд различных социальных групп города, в том числе и предпринимателей. Ввиду повышения финансовой ответственности общественных банков и возрастания их роли в экономическом развитии городов, особое значение начало уделяться организации их деятельности. Поскольку вектор правительственного реформирования был направлен на предоставление больших свобод и автономии органам местного самоуправления, функции контроля над работой общественных банков были отведены городским думам. Городской общественный банк Казани оказался подконтролен Казанской городской думе.

Городской общественный банк Казани был создан в 1848 г., хотя идея о необходимости его основания «зрела» долгое время - еще с 1834 г. [1]. Период работы Казанского общественного банка до времени великих реформ Александра II не отличался серьезной хозяйственно-экономической плодотворностью, что соответствовало общеимперским тенденциям того периода. Возрастание роли Казанского общественного банка в хозяйственно-экономической жизни города совпадает с финансовой и городской реформами Александра II, радикально изменившими местную финансовую сферу.

Накануне издания Положения 1862 г. в Поволжье существовало лишь 3 городских банка, в том числе 1 - в Казани, а к 1877 г. их количество возросло до 31 [2]. Ценность анализа деятельности городских банков на примере Казанского общественного банка позволит проследить динамику его функционирования на протяжении всего периода реформирования страны с 1863 по 1880 гг. Кроме того, ввиду хозяйственно-экономической масштабности данного губернского города, исследование материалов Казанского общественного банка позволит проанализировать разнообразный административный инструментарий городской думы в деле контроля местного финансового учреждения.

Возрастающая функциональная роль общественных банков периода реформ Александра II фактически отражала работу и состояние органов городского самоуправления. Хотя в Положении 1862 г. закреплялось только 3 вида операций, проводимых общественным банком (прием вкладов, учет векселей, ссуды под разного рода залоги), эмпирические данные Казанской городской думы, отложившиеся в делопроизводственной документации, находящейся в Государственном архиве Республики Татарстан, свидетельствуют о том, что банк выполнял весьма широкий спектр действий. Городской общественный банк Казани, помимо классических финансово-денежных операций, занимался внутренними хозяйственными вопросами и ревизионной деятельностью, делами о наследовании граждан, анализом их кредитной истории, взаимоотношениями с другими банками, как внутри Казани, так и за ее пределами и т.д. Ключевая роль в работе банка была закреплена за Казанской городской думой, которая определяла многие аспекты работы банка - от структурной организации до отчетной деятельности.

Обратимся к структуре Казанского общественного банка, закрепленной уставом этого финансового учреждения [3, л. 24]. Положение о городских банках 1862 г. установило, что руководство банком должно осуществлять Правление банка, состоящее из директора банка и двух его товарищей. Положение 1862 г. не имело содержательных требований к структуре общественных банков, а лишь подчеркивало невозможность одновременного замещения должностей головы городской думы и директора банка. Действительно, совмещение подобных разноплановых должностей не может сказаться положительным образом на работе системы органов местного самоуправления. Более того, Положение о городских банках 1862 г. не содержало сведений о системной организации банка, поскольку экономическая политика российского государства была направлена на предоставление больших полномочий органам

местного самоуправления, а городской банк фактически являлся одной из структур Казанской городской думы.

Еще одним звеном управленческой системы в деятельности банка, кроме директора и двух его товарищей, являлись комиссии, которые классифицировались по сроку их работы и были либо временными, либо постоянными. Временные и постоянные комиссии Казанского общественного банка формировались и контролировались непосредственно городской думой и были ей подотчетны, с разницей лишь в том, что сотрудники постоянных комиссий являлись работниками финансового учреждения, а временных комиссий - нет.

Постоянно действующими комиссиями в структуре Казанского общественного банка являлись ревизионная комиссия и исполнительная комиссия. Первая из них занималась контролем над действиями работников банка и выявляла потенциально опасные и коррупционные сделки. Отметим, что при анализе делопроизводственных документов не удалось выявить значимые материалы, проявляющие результаты работы ревизионной комиссии. Это вовсе не означает, что проблем в банке не было, а лишь может свидетельствовать о том, что «проблемные» документы использовались узким кругом сотрудников банка и утилизировались перед передачей отчетности в архив. Ревизионная комиссия реализовывала разноплановые задачи и осуществляла контроль как над должностными лицами банка, так и над работой финансового учреждения в целом, что свидетельствует о выполнении амбивалентных административно-надзорных функций в автономном (постоянном) режиме от имени Казанской городской думы.

Важная обязанность ревизионной комиссии заключалась в контроле директоров банка и проверки их деятельности, успешности выполнения ими должностных обязанностей. Результатом деятельности этой комиссии, которая носила конфиденциальный характер, могло стать даже увольнение директора, как это произошло в 1873 г. в случае с руководителем Казанского общественного банка Василием Ефимовичем Соломиным.

В.Е. Соломин не проработал и более двух лет на посту директора Казанского общественного банка, а причиной столь скорого увольнения могли стать претензии к нему по качеству его трудовой деятельности со стороны работодателя - Казанской городской думы. Нам неизвестно доподлинно, что стало причиной ухода В.Е. Соломина с поста директора общественного банка Казани - коррупционные издержки или его профессиональное несоответствие занимаемой позиции, но скорее всего, именно ревизионная комиссия настояла на его отставке. Об этом свидетельствует то, что заявление В.Е. Соломина от 31 марта 1873 г. было написано на бланке ревизионной комиссии. В нем он просил Казанскую городскую думу уволить его в связи с домашними делами и продолжительным отъездом из Казани [3, л. 3]. Уход с должности Соломина не повлиял на его дальнейшую жизнь. В том же году он становится депутатом правления Казанского купеческого банка, присяжным заседателем в окружном суде, членом ревизионной комиссии Общества взаимного кредита в Казани, то есть «не уезжает из города по семейным обстоятельствам» [4, с. 146-149].

В то же время, Казанская городская дума не увольняет его по причинам профессиональной непригодности или совершения финансового преступления, а предоставляет возможность уйти с работы по собственному желанию. Таким образом, кадровая политика Казанской городской думы в части деятельности должностных лиц общественного банка носила осторожный характер. Как видно, увольнение директора не привело к его профессиональному остракизму и деклассированию, позволив ему избираться на многие другие ключевые посты.

С другой стороны, важным является и то, что вопросами увольнения директоров общественного банка Казани занимался непосредственно городской голова Казанской думы. Это напоминает современный процесс организации юридического лица, имеющего разветвленную сеть компаний, когда происходит назначение управляющих (руководителей) в дочерние компании (например, Казанский общественный банк) руководителем головной компании (например, Казанская городская дума).

Касаясь кадровой политики в отношении Казанского общественного банка, следует отметить, что городской голова Казанской думы занимался также увольнением кандидатов товарищей директора (т.е. лиц, претендующих на позицию товарища директора). Если же кандидат являлся еще и гласным Казанской городской думы, то это объясняло его увольнение непосредственно руководителем органа местного самоуправления. Показательным является факт

увольнения одного из подобных кандидатов - Петра Анисимовича Месетникова по собственному желанию в связи с необходимостью быть в продолжительной отлучке из города в 1873 г. Он был уволен из Казанского общественного банка и отправлен на работу в Нижегородскую ярмарку по торговым делам. Как и в случае с Василием Ефимовичем Соломиным, увольнение Петра Анисимовича Месетникова не сопровождалось каким-либо наказанием и передачей дела в правоохранительные органы, а сам провинившийся работник получил другую, хотя и менее важную должность. Данный пример кадровой политики Казанской городской думы еще раз подтверждает известную мягкость думы в отношении сотрудников, которые либо не справились со своей работой, либо были заподозрены в порочащих их имя делах.

Еще одним важным направлением работы ревизионной комиссии являлся контроль над финансовой стабильностью общественного банка. В этой связи, ревизионная комиссия, проверяя отчеты Казанского общественного банка, выступала с докладами перед Казанской городской думой. В них она делала замечания, которые в основном содержали в себе обзор вопросов экономико-финансового характера, таких как проверка наличности кассы, ее соответствия оборотной ведомости, расходы на содержание банка, бухгалтерские книги, документы об опротестованных векселях и пр. Особое внимание Казанской городской думы к финансовым показателям банка обусловливалось тем, что орган местного самоуправления был заинтересован в планомерном улучшении его экономических параметров, поскольку показатели финансового учреждения отражали хозяйственно-экономическое состояние Казани в целом.

Другой постоянной комиссией в структуре Казанского общественного банка была исполнительная комиссия, также формировавшаяся Казанской городской думой и работавшая под ее административным контролем. Деятельность исполнительной комиссии осуществлялась в автономном порядке и обеспечивала штатное функционирование всего банка в обычном режиме. Исполнительная комиссия представляла собой структуру из нескольких подразделений: работников касс, кредитного отдела, отдела взыскания, отдела по вопросам наследования, залогового отдела, отделов по работе с компаниями, населением и взаимодействию с другими банками, отчетного отдела и т.д.

Отдельного внимания заслуживает деятельность отчетного отдела исполнительной комиссии Казанского общественного банка, который готовил для городской думы Казани отчеты (доклады) о финансово-экономических показателях города и динамики его хозяйственного развития. Ранее, при анализе деятельности ревизионной комиссии, нами было установлено, что Казанская городская дума, в частности, требовала от нее надежного контроля за финансовым состоянием города. Орган местного самоуправления также настаивал на необходимости учета роста финансово-хозяйственных показателей Казани и в работе исполнительной комиссии, которая подготавливала отчеты, направлявшиеся в городскую управу для рассмотрения на очередных заседаниях Казанской городской думы.

Казанская городская дума занималась техническим сопровождением отчетной деятельности исполнительной комиссии общественного банка, поскольку представляла форму для общей структуры отчета. Доклад содержал в себе сообщение правления банка и комиссий об основных показателях деятельности, информацию о кассовом движении сумм (поступления, выдача, остаток наличности), о собственных капиталах банка, объемах членских взносов и благотворительных капиталах, а также о суммах, находящихся на процентных текущих счетах (счета Казанской городской думы и благотворительных учреждений Казани). Наиболее объемной частью отчета являлась часть, касавшаяся операций: процентные вклады, текущий счет, переходные (временные) суммы, учет векселей, ссуды по залоги, покупка и продажа процентных бумаг за собственные капиталы банка, покупка процентных бумаг за счет резервного капитала, счет векселей, переданных на комиссию [5, л. 3].

Особенностью отчетной работы Казанского общественного банка являлась точность в организации итогового доклада, в который скрупулёзно вписывались все экономические показатели городского хозяйства за соответствующий финансовый год. Подобный подход к отчетности свидетельствует о внимательности банка к городу, как самостоятельному и автономному муниципальному образованию, которое само формирует свой бюджет и распоряжается им без высокой санкции. Более того, Казанская городская дума требовала отчетность не только за конкретный финансовый год, но и за другие периоды, чтобы проследить

динамику развития общественного банка. Данная политика позволяла прогнозировать дальнейшее развитие города, устанавливать объемы необходимых пополнений и финансирования и анализировать состояние городского хозяйства текущего времени и прошлых лет. Таким образом, Казанская городская дума ориентировала на улучшение финансовых показателей, а ее административный инструментарий в формате координации отчетной деятельности исполнительной комиссии общественного банка позволял получать необходимую для этого экономическую информацию в сжатом и структурированном виде.

Так, при представлении доклада от 13 февраля 1871 г. директор Казанского общественного банка Иван Петрович Карпов сообщал об оборотных капиталах, собственном капитале, о вкладах и выданных по ним процентах и прибылях Казанского общественного банка за 1863-1870 гг. На основе анализа отчета Ивана Петровича Карпова от 13 февраля 1871 г. и финансово-экономической документации Казанского общественного банка (ведомости, журналы, справки, постановления, указания) за период 1863-1880 была составлена следующая таблица 1, демонстрирующая структуру показателей деятельности общественного банка Казани за 1863, 1871 и 1880 гг.

Таблица 1.

Структура развития Казанского общественного банка за 1863, 1871, 1880 гг. [7]

Показатель/Год 1863 год 1871 год 1880 год

Оборотный капитал 82 761 (17%) 191 004 (7%) 201 722 (5%)

Собственный капитал 132 600 (27, 5%) 490 578 (18%) 510 003 (12%)

Выданные проценты по вкладам 48 392 (10%) 94 250 (3%) 198 274 (4%)

Объем вкладов 88 400 (18%) 1 570 849 (58%) 3 050 381 (70%)

Прибыли 132 600 (27, 5%) 384 291 (14%) 401 203 (9%)

Итог имущественного оборота 484 753 (100%) 2 730 972 (100%) 4 361 583 (100%)

В этой связи необходимо отметить, что данные общественного банка Казани отражали финансово-экономическое состояние города в целом, а значит подвергались оценке и с точки зрения эффективности или неэффективности работы самой Казанской городской думой, как органа, реализующего городскую хозяйственную политику. Ввиду этого, финансовые показатели Казанского общественного банка интересны именно с позиций исследования успешности хозяйственно-экономического состояния Казани пореформенного периода.

Обоснование выборки за годы заключается в следующем. Анализ данных 1863 г. обусловлен необходимостью исследования полных в годовом выражении данных, а 1863 г. - это первый полный финансовый год с начала действия Положения о городских банках 1862 г. Следует отметить, что в 1870 г. - год начала проведения городской реформы - был принят новый закон о городских общественных банках, который касался ссудных вопросов. Вместе с тем, закон о городских общественных банках 1870 г. существенно не отличался от Положения 1862 г. и не повлиял значительно на работу этих банков [6].

В ходе рассмотрения делопроизводственной документации общественного банка Казани были проанализированы данные за 1871 г. Необходимость выборки 1871 г. обусловлена тем, что к этому моменту Городской общественный банк функционировал в условиях Положения 1862 г. уже 8 лет, что позволило проследить динамику развития его административных отношений с Казанской городской думой. Более того, 1871 г. - это год, следующий за годом принятия Городового положения, которым представлялась автономия для деятельности городских дум. Эти два фактора обосновывают необходимость анализа данных за 1871 год. Срез данных произведен и за 1880 г., поскольку этот год является последним полным годом правления Александра II, ввиду того, что он погиб 1 марта 1881 г. В этой связи вполне логично рассматривать финансовые показатели за полный финансовый отчетный период 1880 г.

Представленная таблица демонстрирует несколько тенденций, которые можно проследить в результате анализа данных за 1863, 1871 и 1880 годы.

Во-первых, приведенные данные фиксируют неуклонный рост сумм оборотного капитала Казанского общественного банка, хотя в процентном соотношении этот показатель снижался. Если в 1863 г. доля оборотного капитала составляла 17 % (82 761 р.), то к 1880 г. она снизилась до 5% (но увеличилась в числовом выражении, составив 201 722 р.). С одной стороны, данные цифры

фиксируют, что правление банка не поднимало зарплаты собственным сотрудникам, а увеличение числового выражения обосновываются необходимостью создания временных комиссий, формировавшихся не из работников банка, которые оплачивались из зарплатного фонда финансовой организации. Кроме того, руководство этого учреждения должно было расширять собственный штат для обеспечения его функционирования в условиях роста количества вкладчиков. С другой стороны, процентное «падение» является следствием того, что все большую долю в структуре имущественного оборота Казанского общественного банка составляли объемы вкладов. Если в 1870 г. их объем составлял 1 570 849 рублей, то в 1880 г. - 3 050 381 рублей. За счет возрастания доли вкладов в структуре имущественного оборота наблюдалось процентное снижение по всем строкам (общая тенденция). Постепенное увеличение объемов вкладов в общественный банк свидетельствует о возрастании свободной денежной массы у населения Казани, что характерно для экономики, функционирующей в условиях роста доходов граждан.

Во-вторых, за выбранный период существенно увеличился собственный капитал Казанского общественного банка с 132 600 в 1863 г. до 510 003 в 1880 г., что свидетельствовало об укреплении его финансового положения. С другой стороны, увеличивалось количество вкладов и для их обслуживания нужны были не только дополнительные и новые сотрудники - кассиры, юристы, финансисты, охранники, но и имущество для обеспечения функционирования. Таким образом, в Казани в период великих реформ увеличилась количество рабочих мест в финансовом секторе, что свидетельствует о развитии института наемного труда в этой области.

В-третьих, при значительном росте вкладов, не отмечалось резкого увеличения выплаченных банком процентов. Подобное положение дел объясняется тем, что деятельность Казанского общественного банка не была сфокусирована на коммерческой работе, как, например, работа Казанского отделения Волжско-Камского банка. Казанский общественный банк представлял собой коммерческую кредитно-финансовую организацию с социальными функциями, занимающуюся не только обслуживанием предпринимателей и граждан, сколько проблемами городского развития. Поэтому вклады хранились лишь до востребования, а выдаваемые проценты не превышали минимума, позволявшего банку не работать себе в убыток. Заинтересованность вкладчиков Казани даже при «невыгодных» процентных ставках может быть объяснена доверием жителей к финансовому учреждению города, а значит и ко всему институту местного самоуправления. В противном случае, нам бы не удалось зафиксировать стол заметный рост вкладов в Казанский общественный банк.

Помимо постоянных комиссий, в структуре Казанского общественного банка действовали и временные комиссии, которые также оказывали существенное влияние на деятельность финансового учреждения. Данные комиссии создавались Казанской городской думой не из числа сотрудников банка и не функционировали на постоянной основе. К таковым относятся временная комиссия по наблюдению за действиями Казанского общественного банка (временная комиссия) и особая комиссия. Необходимость данных комиссий в структуре общественного банка для Казанской городской думы объясняется необходимостью оценки происходящего в банке «свежим» и обособленным взглядом, с целью доклада о каких-либо негативных явлениях в его деятельности непосредственно в думу. Таким образом, дума контролировала работу банка не только по принятой процедуре отчетности правления банка, а в любой момент, когда считала это нужным.

Подобная политика может оцениваться по-разному. С одной стороны, непредвиденные проверки, поддерживали в рабочем тонусе сотрудников банка, тем самым заставляя Казанский общественный банк работать по установленным правилам. С другой стороны, создавались целые бюрократические структуры со штатными обязанностями сотрудников, дополнительными окладами и затраченными человеко-часами. И все-таки создание временных комиссий тогда было, видимо, необходимым способом контроля деятельности организации, которая распоряжалась всеми городскими денежными средствами.

Как уже отмечалось, некоторые комиссии, как может показаться, дублировали полномочия. Это касалось, например, ревизионной комиссии и временной комиссии по наблюдению за деятельностью банка. Однако если ревизионная комиссия проверяла лишь экономический аспект деятельности Казанского общественного банка, то временная комиссия по наблюдению за деятельностью банка затрагивала более широкий круг вопросов.

Рассмотрим деятельность временной комиссии и круг интересующих вопросов на примере ее доклада за 1873 г. [3, л. 48]. В нем были представлены рекомендации по совершенствованию процедурных начал, а также предложения, улучшающие документооборот и т.д.: избавление от излишнего канцелярского стиля в официальных документах банка, установление процессуальных правил для развития коллегиальности в принятии решений организации, укоренение гласности и увеличение самостоятельности финансового учреждения. Кроме того, временная комиссия затрагивала экономические и социальные сферы.

Сначала обратимся к позиции временной комиссии относительно стиля составления юридических документов. Комиссия предлагала изменить некоторые формулировки ввиду того, что в действующих официальных документах банка отсутствовали ясность и четкость [3, л. 49]. В данном смысле временная комиссия серьезно опередила свое время, поскольку лишь с недавних пор специалисты в области права и экономики начали задумываться о необходимости ясных формулировок, как средства улучшения качества работы государственных органов и снижения коррупционных издержек.

Временная комиссия обратилась и к вопросу развития коллегиальности в принятии банком решений [3, л. 50]. Подобная политика, по мнению временной комиссии, должна была реализовываться посредством создания системы специальных процедур, в рамках которых директор банка совместно с другими сотрудниками организации разрешал проблемные задачи. Комиссия указала, что по всем вопросам необходимо коллегиальное решение, а не единоличное решение директора банка. Эта мера соответствует духу того времени, когда начали развиваться демократические институты. Указание временной комиссии на коллегиальность принятия решений является подтверждением развития либеральной политики и вовлечения многих субъектов в управленческий процесс.

Другим важным аспектом, который был предметом обсуждения временной комиссии, являлся вопрос о гласности деятельности Казанского общественного банка. В этой связи временная комиссия указала на необходимость печатания ведомостей и отчетов о деятельности банка в популярных местных газетах, таких как «Губернские ведомости» и «Правительственный вестник» [3, л. 50]. Данное предложение развивало политику государства в направлении повышения значимости института местного самоуправления и открытости власти перед обществом, когда жители могли не только знакомиться с финансовой отчетностью, отражающей развитие города, но и выступать с заявлениями, предложениями, в том числе критического характера, на основе опубликованных материалов.

Важной позитивной стороной деятельности временной комиссии явилась ее нацеленность на предоставление Казанскому общественному банку большей автономности и финансовой самостоятельности относительно думы. Это следует из предложения о необходимости руководствоваться биржевыми ценами со скидкой в 10% и своими соображениями, а не стеснительными условиями высшей нормы при оценке ценных бумаг [3, л. 50]. Временная комиссия подобной инициативой настаивала на повышении самостоятельности банка, поскольку в условиях рыночной экономики ждать высших санкций из-за серьезных временных издержек было крайне затратно. Также временная комиссия в качестве еще одного доказательства необходимости автономности банка предложила дать право кредитному учреждению уменьшать размер выдаваемых ссуд под залог земель и строений.

Характерно, что временная комиссия в своей работе обращалась и к социальным проблемам. Так, в Российской империи функционировала система сиротских судов, представлявших собой структуру органа местного самоуправления, которая занималась попечительством над сиротами и вдовами. Согласно правилам Казанского общественного банка, внести пожертвование для сиротского суда можно было в сумме от 50 рублей, предоставлять же меньшую сумму не представлялось возможным. Таким образом, сиротские суды недополучали денежные средства от тех лиц, которые желали внести сумму меньше 50 рублей. Временной комиссией было предложено исключить обязательность внесения суммы в размере от 50 рублей для сиротского суда и других подобных социальных организаций [3, л. 51]. Согласно предложению временной комиссии, могла вноситься и меньшая сумма, например, от тех людей, которые не были способны пожертвовать 50 рублей. Данная мера была вполне рациональной и отвечала требованиям доступности граждан к институту пожертвований.

Не обходила временная комиссия стороной и экономические проблемы деятельности банка. Например, в вышеназванном докладе было предложено размещать наличные денежные средства банка не только в государственных банках, но и в банках коммерческих - под более высокие проценты с целью заработка денежных средств [3, л. 51]. Таким образом, временная комиссия, сама изыскивала средства для пополнения городского бюджета, исходя из тех инструментов, которые были созданы финансовой реформой и реформой местного самоуправления. Подобная политика, безусловно, являлась позитивной, направленной на решение нескольких проблем. Во-первых, ее результатом стало пополнение бюджета города, а, во-вторых, денежные средства не лежали на беспроцентных счетах и не теряли своей стоимости с учетом инфляционных издержек.

В последующих предложениях данного доклада также прослеживается желание временной комиссии улучшать финансовые условия для граждан и бизнеса. Так, ею было рекомендовано продлевать отсрочки платежей, но не более шести месяцев [3, л. 52]. Это давало возможность предпринимателям работать на протяжении шести месяцев, не задумываясь об обязательном платеже в банк, а расплачиваться по кредиту в тот момент, когда дело будет налажено и даст первые финансовые «плоды».

Данные рекомендации были высказаны при подготовке проекта нового Положения о деятельности банка. Заострение внимания на этих инициативах демонстрирует веяния свободной экономической политики того времени, что, конечно, соответствует духу изучаемой эпохи.

Необходимо отметить, что работа Казанского общественного банка, в конечном счете, была направлена на выдачу кредитных средств на нужды граждан, которые обосновывали социальную необходимость в денежных средствах, в том числе и на выдачу денег предпринимателям, которые развивали экономику города. Верховная власть Российской империи эпохи великих реформ отводила важную роль органам местного самоуправления в развитии городского предпринимательства. Таким образом, формирование условий для коммерческой реализации гражданами своих идей становилось в это время важной задачей и в деятельности Казанской городской думы. Однако зачастую Казанский общественный банк препятствовал выдаче кредитов, из-за чего предприниматели теряли возможность ведения своего дела.

В связи с этим, значительную роль в урегулировании споров между предпринимателями и банками в тот период играл городской голова Казанской думы. Об этом свидетельствует, в частности, пример с казанским купцом Семеном Ивановичем Пчелиным, который 28 января 1877 г. выступил с обращением в Казанскую городскую думу. Семен Иванович Пчелин занимался выращиванием, продажей и перепродажей чая. В своем заявлении он указал, что при неоднократном устном (словесном) обращении в Казанский общественный банк ему было отказано в выдаче кредитных средств, в связи с невозможностью банком взять в залог чай. По мнению Семена Ивановича Пчелина, возможность брать в залог чай не запрещена положениями устава Казанского общественного банка, а само кредитное учреждение должно помогать товаровладельцам в «трудное время торговой заминки и безденежья» [3, л. 69]. В данном случае он имел в виду негативные финансовые последствия русско-турецкого конфликта, переросшего в апреле 1877 г. в войну. После обращения в Казанскую городскую думу Семену Пчелину все же был выдан кредит под залог чая, однако не в той сумме, которую хотел получить заявитель. Данный прецедент демонстрирует ключевую роль Казанской городской думы в разрешении конфликтов между предпринимателями и Казанским общественным банком.

Значение выполнения Казанской городской думой функции посредника между банком и предпринимателями видится в следующем. Во-первых, происходило «погашение» конфликта между гражданином и финансовой организацией, не возбуждалось производство в суде. Работники банка не тратили свое время на юридические тяжбы, а занимались непосредственно банковской работой по экономическому обеспечению деятельности города. Во-вторых, сам предприниматель получал желаемое и продолжал вести свою работу внутри города, позитивно влияя на его экономику. В-третьих, осведомленность Казанской городской думы о проблемах в коммуникации общественного банка и предпринимателей, своевременное внесение изменений в устав финансовой организации или дача ей оперативных указаний в служебных записках позволяли избегать конфликтных ситуаций в последующем. Это также благоприятно влияло на городское развитие.

Приведенный выше пример свидетельствует и о правильной административной политике думы в отношении общественного банка, поскольку у работников финансовой организации формировалась правовая сознательность. В итоговом варианте вопрос с получением кредита С.И. Пчелиным разрешился в письменной задокументированной форме. Заметим, что С.И. Пчелин являлся гласным Казанской городской думы. Однако его устные переговоры с Казанским общественным банком не получили успеха. Настаивание общественного банка на соблюдении установленных процедур по выдаче кредита исключало коррупционные и иные неправовые способы получения денежных средств, что было бы чревато негативными последствиями в последующем для многих субъектов - бюджета города, а значит для каждого жителя Казани, самого Семена Ивановича Пчелина, Казанского общественного банка, репутации Казанской городской думы.

В ходе исследования места Казанской городской думы в работе общественного банка можно прийти к следующим выводам. Казанская городская дума играла ключевую роль в администрировании общественного банка на каждом этапе организации его деятельности - от определения структуры банка до проверки отчетных документов. Причем, проверка итоговой документации не ограничивалась показателями отдельного финансового года, а сопровождалась их динамическим анализом за предшествующие годы и прогнозированием ситуации. В то же время, структурная организация финансового учреждения, установленная Казанской городской думой, была дополнена как средствами внутренних проверок (постоянные комиссии), так и внешних (временные комиссии), направленных на анализ институционального развития общественного банка. Казанская городская дума, с одной стороны, проводила взвешенную кадровую политику и не применяла суровых санкций к собственным сотрудникам, не справившимся с работой или уличенным в неправомерных сделках. С другой стороны, Дума всегда выступала арбитром в урегулировании споров между предпринимателями и банком, что свидетельствует о ее ключевой роли не только как элемента баланса городской организации, но и как стержня финансовой стабильности города того периода.

Представленные выводы открывают перспективы для дальнейшего изучения роли Казанской городской думы в организации банковской деятельности в целом, поскольку, помимо общественного банка, в Казани функционировали и коммерческие финансовые организации, для которых роль думы была довольно значительной. Вполне успешное администрирование Казанской городской думой общественного банка содействовало увеличению количества рабочих мест в финансовой организации, росту доходов населения города, доверию общества к финансовым институтам органов местного самоуправления. Более того, необходимо подчеркнуть положительное влияние работы по развитию гласности в работе общественного банка, что способствовало открытию органов местного самоуправления обществу и совместному взаимодействию Казанской городской думы и граждан по хозяйственно-экономическому развитию города.

Литература и источники

1. Отчет о деятельности Казанского городского общественного банка за пятьдесят лет: С 1848 по 1898 г. - Казань: типо-лит. В.М. Ключникова, 1897. - 539 с.

2. Статистический временник Российской империи. Статистика русских банков / Сост. И.И. Коуфман. - СПб.: Тип. В. Безобразова и К, 1875. - Ч. 2. - С. 481-489.

3. Государственный архив Республики Татарстан (ГАРТ). Ф. 98. Оп. 1. Д. 95.

4. Хайрутдинов Р.Р. Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана. - Казань: Яналиф, 2001. - Т.2.

5. ГАРТ. Ф. 98. Оп. 2. Д. 18. Л. 3.

6. Ганжов Е.А., Мошкин А.Н., Касаткин В.П. Из истории городских общественных банков (на материалах положений о городских общественных банках и полного свода законов Российской империи) // Via in tempore. История. Политология. -Белгород. - 2012. - №1 (120). - С. 152-157.

7. ГАРТ. Ф. 98. Оп. 1. Д. 95, 1621, 1823, 2060; Оп. 2. Д. 18; Оп. 7. Д. 47, 63.

References and Sources

1. Otchet o deyatel'nosti Kazanskogo gorodskogo obshchestvennogo banka za pyat'desyat let: S 1848 po 1898 g. - Kazan': tipo-lit. V.M. Klyuchnikova, 1897. - 539 s.

2. Statisticheskij vremennik Rossijskoj imperii. Statistika russkih bankov / Sost. I.I.Koufman. - SPb.: Tip. V. Bezobrazova i K, 1875. - CH. 2. - S. 481489.

3. Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Tatarstan (GART). F. 98. Op. 1. D. 95.

4. Hajrutdinov R.R. Zolotye stranicy kupechestva, promyshlennikov i predprinimatelej Tatarstana. - Kazan': YAnalif, 2001. - T.2.

5. GART. F. 98. Op. 2. D. 18. L. 3.

6. Ganzhov E.A., Moshkin A.N., Kasatkin V.P. Iz istorii gorodskih obshchestvennyh bankov (na materialah polozhenij o gorodskih obshchestvennyh bankah i polnogo svoda zakonov Rossijskoj imperii) // Via in tempore. Istoriya. Politologiya. - Belgorod. - 2012. - N°1 (120). - S. 152-157.

7. GART. F. 98. Op. 1. D. 95, 1621, 1823, 2060; Op. 2. D. 18; Op. 7. D. 47, 63.

ЯКУПОВ АЛЬБЕРТ ГУМАРОВИЧ - аспирант кафедры Отечественной истории Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального универстета (alba220495@gmail.com).

YAKUPOV, ALBERT G. - Ph.D. student, Department of National History, Higher School of Historical Sciences and World Cultural Heritage, Institute of International Relations, Kazan (Volga region) Federal University (alba220495@gmail.com).

УДК 94(47).08:611.1:61 (091) DOI: 10.24412/2308-264X-2022-5-68-73

КОНДРАШКИНА Л.Г., КОЛОМЕЙЦЕВА Е.Б. ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ: ВКЛАД ВРАЧЕЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ТУРКЕСТАНЕ (1860-1890-е гг.)

Ключевые слова: Туркестан, Средняя Азия, здравоохранение, военная медицина, госпиталь, амбулатория, история медицины.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье рассмотрены отдельные аспекты становления современной системы здравоохранения в Туркестане после его присоединения к Российской империи. Отмечается, что первыми в Туркестане появились военные врачи, которые и внесли основной вклад в развитие военной и гражданской медицины среднеазиатского региона. Показано, что изначально все население «русского Ташкента» обслуживалось военном госпитале. Вместе с тем, в Туркестанском крае была создана сеть лечебных учреждений, которые оказывали медицинскую помощь не только военнослужащим и переселенцам, но и представителям местного населения. За короткое время были открыты лечебницы разного типа - госпитали, приемные покои, лазареты, аптеки, гражданские больницы, была организована система здравоохранения. За сравнительно небольшой исторический период медицина Средней Азии сделала огромный шаг вперед, что позволяет рассматривать присоединение региона в позитивном ключе.

KONDRASHKINA, L.G. KOLOMEYTSEVA, E.B.

THEY WAS THE FIRST: THE CONTRIBUTION OF DOCTORS OF THE RUSSIAN EMPIRE TO THE FORMATION OF THE HEALTH CARE SYSTEM IN TURKESTAN (1860-1890s)

Key words: Turkestan, Central Asia, healthcare, military medicine, hospital, outpatient clinic, history of medicine.

The article discusses certain aspects of the formation of a modern health care system in Turkestan after its accession to the Russian Empire. It is noted that military doctors were the first to appear in Turkestan, who made the main contribution to the development of military and civilian medicine in the Central Asian region. It is shown that initially the entire population of "Russian Tashkent" was served in a military hospital. At the same time, a network of medical institutions was created in the Turkestan region, which provided medical assistance not only to military personnel and migrants, but also to representatives of the local population. In a short time, hospitals of various types were opened - hospitals, emergency rooms, infirmaries, pharmacies, civilian hospitals, and a healthcare system was organized. For a relatively short historical period, medicine in Central Asia has made a huge step forward, which allows us to consider the accession of the region in a positive way.

Вопрос организации системы здравоохранения в Средней Азии - до и после ее присоединения к Российской империи во второй половине XIX - начале ХХ века - на сегодняшний день изучен недостаточно. Данная проблематика лишь эпизодически рассматривалась в историографии Узбекистана [1, 2]. Возможно, историки не обращались к ней по причине отсутствия материала, дающего полную информацию о врачебном деле в Среднеазиатском регионе. Тем не менее, уже современниками - очевидцами и непосредственными участниками событий того периода, такими как А.И. Добросмыслов, Г.А. Колосов, В.И. Кушелевский, Е.Н. Мандельштам, А.П. Пославская, И.Б. Тейх, А.Л. Шварц, А.П. Шишов [3, 4] - были сделаны первые попытки систематизировать и обобщить имеющиеся данные.

Вопросы организации медицинской помощи населению, создания системы здравоохранения в Средней Азии изучались и в советский период, например, когда в Ташкенте с 1917 по 1940 гг. работал врач-подвижник В.Ф. Войно-Ясенецкий (Святитель Лука), сделавший прорыв в медицине и подготовивший здесь первое издание учебника по гнойной хирургии [5, с. 204]. В работах современных авторов, в целом, утвердилось единое мнение: медицина Средней Азии после присоединения к Российской империи стала развиваться по европейскому типу. При этом если одна часть ученых делает акцент на применении военной силы со стороны Российской империи при присоединении Средней Азии, то другие полагают, что оно дало толчок прогрессу среднеазиатского региона во всех сферах [6, с. 211-213]. В частности, с этим было связано и появление современной системы здравоохранения, искоренившей десятки опасных и экзотических болезней. В данном контексте любопытно, что современники событий зачастую видели в присоединении Средней Азии к имперской России больше минусов [7], нежели плюсов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.