Научная статья на тему 'ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАЗАНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ В 70-80-Е ГОДЫ XIX ВЕКА: АСПЕКТ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАЗАНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ В 70-80-Е ГОДЫ XIX ВЕКА: АСПЕКТ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
86
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА II / ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА 1870 Г / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ибнеева Гузель Вазыховна, Якупов Альберт Гумарович

В статье представлены результаты комплексного исследования функций Казанской городской думы, направленных на развитие местного предпринимательства в 70-80-е годы ХIХ в. Изучен механизм выдачи предпринимательских свидетельств: торговых, промысловых и приказчичьих свидетельств, свидетельств на торговлю золотыми и серебряными изделиями и торговых доверенностей. На основе анализа делопроизводственной документации из фондов Государственного архива Республики Татарстан сделан вывод о том, что выдача торговых свидетельств и свидетельств на торговлю золотыми и серебряными изделиями проводилась стабильно, причем количество выданных доверенностей увеличилось за период 1870-1876 гг., что объясняется развитием торговли между городами. По данным за 1876-1880 гг. установлено снижение объемов выдачи всех типов документов, разрешавших предпринимательскую деятельность. Подобная тенденция обусловлена снижением финансирования гражданских отраслей в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC ACTIVITY OF THE KAZAN CITY DUMA IN THE 1870S-1880S: CONSIDERING THE DEVELOPMENT OF LOCAL ENTREPRENEURSHIP

This article discusses the results of a complex study of the Kazan City Duma’s steps to advance local entrepreneurship during the 1870s-1880s under the conditions of the city reform initiated by Alexander II. The mechanism of issuing the following types of entrepreneurial certificates is analyzed: trade certificates, capture and estate manager’s certificates, certificates for the trade in gold and silver items, and trade powers of attorney. The quantitative data obtained from the research of clerical documents stored in the National Archives of the Republic of Tatarstan show that trade certificates and certificates for the trade in gold and silver items were granted on a stable basis. The number of trade powers of attorney issued in 1870-1876 increased substantially, which is explained by the active development of trade with various cities. In 1876-1880, the volume of all types of documents that allowed the entrepreneurial activity decreased. This trend was driven by the reduction in civil industry funding during the Russo-Turkish War of 1877-1878, as well as by the spread of conservative sentiments within the ruling elite by the end of Alexander II’s reign.

Текст научной работы на тему «ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАЗАНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ В 70-80-Е ГОДЫ XIX ВЕКА: АСПЕКТ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

2022, Т. 164, кн. 3 С.187-198

ISSN 2541-7738 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

УДК 94(47)

doi: 10.26907/2541-7738.2022.3.187-198

ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАЗАНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ В 70-80-е ГОДЫ XIX ВЕКА: АСПЕКТ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия

В статье представлены результаты комплексного исследования функций Казанской городской думы, направленных на развитие местного предпринимательства в 70-80-е годы XIX в. Изучен механизм выдачи предпринимательских свидетельств: торговых, промысловых и приказчичьих свидетельств, свидетельств на торговлю золотыми и серебряными изделиями и торговых доверенностей. На основе анализа делопроизводственной документации из фондов Государственного архива Республики Татарстан сделан вывод о том, что выдача торговых свидетельств и свидетельств на торговлю золотыми и серебряными изделиями проводилась стабильно, причем количество выданных доверенностей увеличилось за период 1870-1876 гг., что объясняется развитием торговли между городами. По данным за 1876-1880 гг. установлено снижение объемов выдачи всех типов документов, разрешавших предпринимательскую деятельность. Подобная тенденция обусловлена снижением финансирования гражданских отраслей в период русско-турецкой войны 1877-

Ключевые слова: реформы Александра II, городская реформа 1870 г., местное самоуправление, предпринимательство

Великие реформы Александра II, затронувшие все сферы жизнедеятельности российского населения, обеспечили модернизацию социально-экономического состояния страны во второй половине XIX в. Направленные на отмену крепостного права, на кардинальные изменения в области высшего и среднего образования, военного дела, финансов, судебной системы и цензуры преобразования 60-70-х годов XIX в. предусматривали и комплекс мер по городскому развитию и институционализации местного самоуправления. Городская реформа 1870 г. предложила новые условия функционирования города, закрепив функции местных органов власти по развитию предпринимательства. Вместе с тем представленные в «Городовом положении» 1870 г. (Г.п.) полномочия носили общий характер и не содержали конкретизации деятельности и процедурных правил для органов местного самоуправления, которые начали формироваться эмпирическим путем на местах.

Г.В. Ибнеева, А.Г. Якупов

Аннотация

1878 гг.

Цель настоящей статьи - установление роли Казанской городской думы, являвшейся органом городского управления крупного губернского города, в реализации политики развития предпринимательства в 70-80-е годы XIX в.

Как известно, основы функционирования города как экономического субъекта были заложены Екатериной II еще в «Грамоте на права и выгоды городам Российской империи» (иначе «Жалованной грамоте городам») от 21 апреля 1785 г. (Грам., с. 23). В ст. 81, формирующей новый облик города, городским жителям предписывалось заниматься предпринимательством для обеспечения собственной жизнедеятельности. В то же время создавалась принципиально новая система управления городом: отныне «градское общество» должно было заниматься муниципальным хозяйством исходя из нужд города и желаний его жителей (Грам., с. 7).

В городах учреждались общая городская дума, являвшаяся распорядительным органом, и шестигласная дума, выполнявшая исполнительные функции. Шестигласная дума избиралась из членов общей городской думы, полностью ей подчинялась и выполняла ее поручения. При этом полномочия общих городских дум (ст. 167) реализовывали как социальные («доставление жителям города нужных пособий к их прокормлению или содержанию»), так и экономические («наблюдение и поощрение привоза в город и продажу благ») функции, что соответствовало социально-экономической политике той эпохи (Грам., с. 42).

Статьи 146-150 «Жалованной грамоты городам» определяли также доходы городских дум, формирующих городской бюджет: таможенные сборы, питейный сбор, выморочное имение мещан, сборы с мельниц и рыбной ловли, штрафы (Грам., с. 39). Таким образом, были закреплены источники формирования городского бюджета, которым городская администрация распоряжалась исходя из нужд конкретного города.

В конце ХУШ - первой половине XIX в. органы местного самоуправления во многом подвергались исключительно институциональным изменениям. Это проявилось в отмене «Жалованной грамоты» 1785 г. и учреждении ратгауза - городского правления при Павле I, восстановлении «Жалованной грамоты» Александром I, а также изменении сословного представительства городской думы Санкт-Петербурга по положению 1846 г. во время правления Николая I. Вместе с тем вышеозначенные изменения не повлияли на исполнение экономических, финансовых и хозяйственных функций городскими думами, а их деятельность в этом направлении была недостаточно эффективной, малоудовлетворительной [1, с. 159].

Новой вехой в развитии местного самоуправления и экономической составляющей в управлении городом стали реформы Александра II, в частности земская реформа 1864 г. и городская реформа 1870 г. Значимость реформирования органов местного самоуправления была обусловлена не только несостоятельностью крепостнической экономики и поражением в Крымской войне 1853-1856 гг. [2, с. 350], но и необходимостью создания правовых условий как для реализации государственной фискальной политики России, так и для организации предпринимательской деятельности в городах.

Новое «Городовое положение» от 16 июня 1870 г. значительно расширило полномочия городских дум, в том числе и в хозяйственно-экономических вопросах. С этого момента городские думы начали осуществлять лицензионную

деятельность, разрешавшую предпринимательство. В ст. 128 «Городового положения» устанавливалось право городских дум по взиманию сборов с документов на право торговли и промыслов (Г.п., с. 134). Кроме того, подобными сборами облагались и трактирные заведения, постоялые дворы, съестные лавки. Денежные средства, полученные при взимании сборов, направлялись непосредственно в городской бюджет для распоряжения ими городской думой самостоятельно без решений царской или губернской администрации. Данный механизм концентрировал в себе фискальные и лицензионные функции городских дум и ускорял финансирование городского развития.

Исследование хозяйственно-экономической деятельности Казанской городской думы как органа городского самоуправления представляет особый интерес ввиду специфики экономического положения Казани того периода. С 1870 г. ремесленники Казани были объединены в 7 цехов: хлебный, серебряный, портной, сапожный, столярный, кузнечный, печной [3, с. 430]. В 80-е годы XIX в. Казанская губерния считалась центром переработки зерна на территории Поволжья. Только в Казани действовало 5 крупных мельниц; 2 из них работали на паровых двигателях [4, с. 101]. Заметное развитие в этот период получают традиционные для Казани отрасли производства, поставлявшие товары на общеимперские рынки: кожевенное, мыловаренное, свечное, мануфактурное, обработка сырья и мукомольная промышленность. Через Казань, транзитный город, проходила и дорога, соединявшая Санкт-Петербург и Москву с Уралом и Сибирью (Москва - Казань - Екатеринбург - Тюмень). Таким образом, Казань обладала достаточно высоким экономическим потенциалом и развитой на тот момент времени инфраструктурой. Поэтому изучение хозяйственно-экономической деятельности Казанской городской думы дает возможность выявить роль органов местного самоуправления в реализации государственной фискальной политики и развитии предпринимательства.

Изучение подобных вопросов невозможно без исследования делопроизводственных документов Казанской городской думы за период с 1871 по начало 80-х годов XIX в., отложившихся в Государственном архиве Республики Татарстан (ГА РТ). Именно в этот временной промежуток начал формироваться механизм выдачи документов, разрешавших предпринимательскую деятельность, стала проявляться роль Казанской городской думы в развитии предпринимательства пореформенного периода. Среди документов данной группы важными стали следующие делопроизводственные документы Казанской городской думы: объявления, справки, приказы, постановления, свидетельства, ходатайства и отчеты.

Казанская городская дума начала осуществлять выдачу торговых и промысловых свидетельств в 1871 г. Организацией выдачи свидетельств занимался исполнительный орган городской думы - Казанская городская управа. Ею выдавались различные документы, разрешавшие предпринимательскую деятельность: торговые и промысловые свидетельства, торговые доверенности и приказчичьи свидетельства. Казанская городская управа также предоставляла разрешения на торговлю золотыми и серебряными изделиями, выдавая соответствующие свидетельства. Следует отметить, что деятельность управы по выдаче разрешающих предпринимательскую деятельность документов была многоплановой. Вся эта работа концентрировалась на местном уровне, что свидетельствует о желании Александра II ускорить и упростить процессы организации собственного дела в России.

Роль Казанской городской думы в развитии предпринимательства в исследуемый период можно выявить путем рассмотрения порядка выдачи торговых и промысловых свидетельств. Желающий получить свидетельство должен был написать «объявление» в адрес Казанской городской управы о необходимости получения свидетельства с обязательным указанием вида документа, количества заведений или работников, которое по своей сути являлось «заявлением» в современном понимании этого слова. Кроме того, на данном этапе заявитель обязан был внести пошлину для обеспечения возможности дальнейшего рассмотрения своего объявления. Так, например, крестьянин Казанской губернии Гавриил Борисов запросил на 1871 г. торговое свидетельство на реализацию своей продукции, указав, что в его предприятии будет трудиться не более четырех человек. Он внес 20 копеек серебром за бланк, на котором заполнялось объявление (20 копеек возвращались после окончания процедуры получения свидетельства), и уплатил 30 рублей пошлины (ГА РТ1, д. 192, л. 133).

Здесь стоит отметить, что, как следует из теории предпринимательского права, обязательный порядок для осуществления какой-либо деятельности может быть уведомительным или заявительным. В случае уведомительного характера субъект предпринимательской деятельности должен проинформировать государство в установленный законом срок о начале работы. При заявительном же порядке процесс согласования организации своего дела предшествует началу работы. Уведомительный характер является более удобным для предпринимателей, поскольку делает возможным параллельную регистрацию предприятия и осуществление непосредственной предпринимательской деятельности, в результате начало функционирования фабрик, заводов или магазинов происходит в короткие сроки. Казанская городская дума организовала заявительный порядок выдачи торговых и промысловых свидетельств, не разрешив начинать предпринимательскую деятельность без получения соответствующей санкции. Возможно, это свидетельствует о довольно консервативном подходе думы к порядку организации выдачи свидетельств.

Как было указано выше, Казанской городской думой выдавались торговые и промысловые свидетельства, свидетельства на торговлю золотыми и серебряными изделиями, торговые доверенности и приказчичьи свидетельства. Промысловыми свидетельствами регулировалась оптовая, розничная и мелкая торговля. Оптовая торговля предусматривала поставки исключительно партиями, а отпуск товаров производился из складов, амбаров и с речных судов. Розничная торговля осуществлялась из лавок, магазинов и других торговых заведений. Под мелкой торговлей понималась реализация раздробительных товаров, а также развозная торговля мануфактурными товарами. Торговые же свидетельства выдавались на огромный спектр хозяйственной деятельности, указанный в ст. 2 «Положения о пошлинах за право торговли и других промыслов» 1863 г. (Пол.пошл., с. 12). К их числу, например, относились, свидетельства на содержание страховых и справочных контор, извозничество, содержание ремесленных заведений, фабрик и заводов и т. д. Разница между торговыми доверенностями и приказчичьими свидетельствами заключалась в том, что торговые доверенности наделяли их владельцев более широкими полномочиями: имеющему подобный документ разрешалось выступать в качестве торгового агента и реализовывать товар

производителя в любом месте, где это не запрещено. Приказчичьи же свидетельства выдавались для реализации товара в определенной лавке, магазине производителя.

После получения объявления предпринимателя о выдаче свидетельства третий стол Казанской городской управы (отдел, занимающийся выдачей свидетельств) готовил справку (заключение) с пояснениями относительно вида деятельности, размера возможных поступлений в бюджет города, создания предпринимателем рабочих мест. В справке также указывался размер пошлины и делался вывод об отсутствии факторов, препятствующих выдаче запрашиваемого свидетельства. Заключение заверялось столоначальником и секретарем Казанской городской думы. Эмпирические данные третьего стола свидетельствуют, что в одну справку могли включаться заключения по нескольким объявлениям предпринимателей. Например, в 1871 г. была сформирована справка по отдельным заявкам мещан Екатерины Васильевой Ивановой и Сергея Нестерова Иванова для выдачи свидетельства мелочного сбора (промысловое свидетельство). Подобная же справка для выдачи промыслового свидетельства была подготовлена по нескольким объявлениям: мастера Андрея Геоцера, мещанина Йогана Ларсона, крестьянина Абдей Фёклы Семёнова. Практику объединения в одном заключении данных разных объявлений можно отнести к положительным чертам регулирования предпринимательской деятельности, поскольку этим орган местного самоуправления ускорял процесс получения соответствующего документа (ГА РТ1, д. 192, л. 122).

Весь комплект документов: объявление предпринимателя, справка третьего стола Казанской городской управы и проект приказа о выдаче свидетельства -передавался для визирования городскому голове, который осуществлял фискальный контроль над распределением уплаченных заявителями пошлин. Городской голова распределял денежные средства в губернское казначейство, на земские повинности в земскую управу и в городские доходы. Таким образом, уплаченная предпринимателем пошлина распределялась по трем уровням бюджета, а ее распределением занимался руководитель органа местного самоуправления, что отражает ключевую роль городских дум в реализации фискальной политики Александра II.

Как осуществлялось распределение пошлин, можно проследить на примере постановления Казанской городской управы (по третьему столу) от 15 января 1871 г. казанскому мещанину Александру Исаеву. Ему было выдано промысловое свидетельство на 1871 г., а распределение уплаченной пошлины по счетам соответствующих бюджетов было осуществлено следующим образом: 26 руб. было приписано в губернское казначейство, 2 руб. отчислений - в земскую управу, 2 руб. осталось на городские расходы (ГА РТ1, д. 192, л. 6), то есть поступило в городской бюджет. Указанные денежные средства уплачивались заявителем при подаче объявления, а их распределение по уровням бюджета осуществлялось после завершения получения запрашиваемого свидетельства. Фискальная политика Александра II не предоставляла больших свобод органам местного самоуправления, поскольку в городской бюджет поступало не более 7.5% от пошлинных сборов. Предоставление большей суммы в городской бюджет могло бы, конечно, способствовать более быстрым темпам развития городов.

Табл. 1

Количество выданных документов в 1871, 1876 и 1880 гг.

Вид документа 1871 г. 1876 г. 1880 г. Общее количество

Торговые свидетельства 120 (4%) 134 (4%) 90 (4%) 344

Промысловые свидетельства 1628 (54%) 1458 (48%) 936 (46%) 4022

Свидетельства на торговлю

золотыми и серебряными 31 (1%) 29 (1%) 17 (1%) 77

изделиями

Торговые доверенности 200 (7%) 289 (10%) 193 (9%) 682

Приказчичьи свидетельства 1015 (34%) 1123 (37%) 810 (40%) 2948

Всего 2994 (100%) 3033 (100%) 2046 (100%) 8073

*

Составлено по данным: ГА РТ1, д. 89, 188, 192, 194, 320 (т. 1), 320 (т. 2), 344 (т. 2), 1226, 1463, 2125, 2225; ГА РТ2, д. 223, 1530; ГА РТ3, д. 111.

Окончательное решение по выдаче свидетельства принималось городским головой и двумя членами городской управы. На специальном заседании ими анализировались объявление предпринимателя, справка третьего стола и приказ городского головы о выдаче свидетельства и распределении пошлинного сбора по бюджетным уровням и заверялось постановление о выдаче свидетельства, которое предоставлялось заявителю. На данном этапе завершалась процедура выдачи свидетельств.

В ходе анализа делопроизводственных документов Казанской городской управы за 1871, 1876, 1880 гг., хранящихся в Государственном архиве Республики, определено количество выданных свидетельств по их типам в соответствующий год. Выбор дел за эти конкретные годы был обусловлен следующими факторами. Анализ документов за 1871 г. обусловливается тем, что именно в этом году Казанская городская дума начала работать по новому «Городовому положению» 1870 г. (в этот период реформа только запускалась). Статистические данные за этот год более полно отражают начальное положение дел в области выдачи предпринимательских свидетельств. Исследование документов за 1876 г. позволяет рассмотреть динамику работы Казанской городской думы за пять полных лет после проведения городской реформы 1870 г. Материалы 1880 г. содержат информацию о работе Казанской городской думы в последний год правления Александра II, который погиб 11 марта 1881 г. Количественные изменения в выдаче документов, разрешающих предпринимательскую деятельность в 1871, 1876, 1880 гг., сведены в табл. 1.

Анализ данных, представленных в табл. 1, свидетельствует о наличии нескольких тенденций в работе Казанской городской думы за период с 1871 по 1876 г. и с 1876 по 1880 г.

Во-первых, выдача торговых свидетельств и свидетельств на торговлю золотыми и серебряными изделиями отличается стабильностью в процентном отношении от общего числа выданных документов, позволявших предпринимательскую деятельность. Доля торговых свидетельств в общем количестве документов, выданных в 1871, 1876, 1880 гг., неизменно составляла 4%. Аналогичная ситуация наблюдается и с документами, разрешавшими торговлю золотыми и серебряными изделиями, - 1% от общего количества документов за каждый представленный

год. Подобная стабильность объяснима характером деятельности, которая велась по этим документам. Как уже отмечалось выше, торговые свидетельства выдавались на широкий спектр услуг, который требовал сложной корпоративной организации и затрат на содержание рабочих мест и нежилых помещений, а торговля золотыми и серебряными изделиями нуждалась в специальных условиях хранения и знаниях. Не каждый человек мог себе позволить содержать такие компании, поэтому не наблюдался рост в их регистрации, а люди занимались более простым видом предпринимательства - промысловой торговлей. Вместе с тем стабильность в процентном соотношении не означает того же в количественном выражении.

Во-вторых, наблюдается небольшой рост в выдаче торговых доверенностей и приказчичьих свидетельств к 1876 г. и значительное снижение к 1880 г. Рост в 1871-1876 гг. объясним развитием в этот хронологический период предпринимательства в России в целом [5, с. 300], когда открывались новые рынки сбыта продукции и требовались доверенности на реализацию товаров в разных точках одного города или за его пределами.

Из табл. 1 видно, что к 1880 г. устанавливается снижение количества всех выданных документов, разрешавших предпринимательскую деятельность. На наш взгляд, подобная тенденция вызвана двумя факторами социально-экономической жизни России того периода: 1) во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. было сокращено финансирование гражданских отраслей экономики России, а после ее окончания требовались средства на восстановление экономики до показателей довоенного периода [6, с. 102]; 2) под влиянием консерваторов в конце своего правления Александр II начал процесс приостановления земской и городской реформ, что сказалось в числе прочего и на процессах выдачи документов и, соответственно, развития предпринимательства в городах.

В табл. 1 количество разрешающих предпринимательскую деятельность документов, выданных в 1871, 1876 и 1880 гг., представлено по каждому виду документа. На основании этих данных может быть подсчитан коэффициент роста (Кр) для каждого вида документа за определенный промежуток времени . В нашем случае взяты два временных промежутка: с 1871 по 1876 г. и с 1876 по 1880 г. Обоснование выбора таких временных отрезков дано выше.

Наиболее значительный рост в первый временной период (1871-1876 гг.) демонстрируют показатели по торговым доверенностям (Кр = 1.45), подтверждающие довод о том, что в целом по территории Российской империи того периода наблюдаются рост предпринимательства, поиск новых рынков сбыта продукции и способов реализации товаров на новых рынках. Рост наблюдается также и по торговым (Кр = 1.17) и приказчичьим свидетельствам (Кр = 1.11).

Второй временной период (1876-1880 гг.) характеризуется уменьшением выдачи каждого вида документа. Причины подобной тенденции также были указаны выше. Наиболее значительное снижение замечено по показателям свидетельств, разрешающих торговлю золотыми и серебряными изделиями (Кр = 0.59). Уменьшаются на почти одинаковые показатели коэффициенты роста количества

1 Формула для коэффициента роста: Кр = Yt / Yt-1 (цепной); Кр = Yt / Y0 (базисный), где Y0 - исходный, или начальный уровень ряда, Yt - конечный уровень временного ряда, см. URL: https://univer-nn.ru/statistika/ pokazateli-dinamiki-temp-rosta-i-prirosta, свободный.

торговых свидетельств (Кр = 0.67), промысловых свидетельств (Кр = 0.64), торговых доверенностей (Кр = 0.67), приказчичьих свидетельств (Кр = 0.72).

По завершении процедуры выдачи торгового или промыслового свидетельства делопроизводственные документы (объявление (заявление) предпринимателя, справка третьего стола, приказ и постановление о выдаче свидетельства) передавались в отдел бухгалтерской отчетности Казанской городской управы, который должен был исполнить распределение денежных средств по уровням бюджета и по результатам составить отчет. В фискальной политике Александра II основная роль отводилась бухгалтерским отделам городских дум, которые фактически исполняли функции по межбюджетным трансфертам, осуществляя перечисление денежных средств со счетов города на счета губернских казначейств и земств.

По подобному же порядку выдавались свидетельства о праве торговли золотыми и серебряными изделиями. В данном случае уплачивалась не только пошлина за право вести предпринимательскую деятельность, но и сборы за написание объявления в размере 20 копеек и выдачу свидетельства в размере 40 копеек.

Александр II желал ускорить и упростить процесс организации собственного дела, и, хотя прохождение бюрократических процедур требовало некоторого времени, вышеописанный процесс выдачи свидетельства велся достаточно оперативно - получение предпринимателями разрешающих документов не занимало более 20 дней. Столь короткий срок оформления и выдачи свидетельства в условиях отсутствия высоких технологий и электронных средств коммуникаций можно отнести к достоинствам государственного регулирования предпринимательской деятельности исследуемого периода.

Свидетельства выдавались на один год с указанием даты истечения их действия. После того как срок свидетельства истекал, предприниматель должен был снова предоставить Казанской городской управе объявление, уплатить пошлину и получить свидетельство.

В практике Казанской городской думы были случаи, когда предприниматель был не в состоянии заплатить пошлину в установленном размере. В то время вопросы предоставления льгот при получении свидетельства решались непосредственно в канцелярии императора. Заявитель должен был направить прошение с обоснованием причин невозможности уплаты пошлины. Так, например, прошение Александру II временнообязанных крестьян Алексея Григорьева, Якова Нужды и других о невозможности уплаты пошлины в полном объеме, обусловленной их тяжелым финансовым положением, в 1872 г. было рассмотрено в императорской канцелярии. В результате им была предоставлена скидка в размере 10% на оплату пошлины (ГА РТ1, д. 192, л. 120). Роль Казанской городской думы заключалась при этом в коммуникации с верховной властью и получении санкции от вышестоящих органов для запуска процедуры выдачи свидетельства. Срок рассмотрения подобных объявлений растягивался, поскольку требовалась отсылка документов и ознакомление с ними в канцелярии императора, а также обратное отправление в орган местного самоуправления. В таком случае можно было избрать уведомительный характер выдачи свидетельства, который позволял бы предпринимателю вести свою деятельность параллельно с процедурой получения разрешения.

Другой важной функцией Казанской городской управы являлась выдача дубликатов свидетельств, например, в случае утраты первоначального документа. Так, в 1874 г. мещанину Николаю Ильину был выдан дубликат свидетельства в связи с его утратой (ГА РТ1, д. 192, л. 166). При этом дополнительная пошлина не взималась, что свидетельствует о щадящей политике в отношении предпринимателей.

В этот период развиваются и способы ведения предпринимательской деятельности, позволяющие расширять свое дело, выходить за границы одного города и начинать бизнес при отсутствии собственного предприятия или ремесла. Немаловажная роль в этом была отведена городским думам, которыми выдавались приказчичьи свидетельства и торговые доверенности, предоставляющие право осуществлять торговлю не своим имуществом и не от своего имени. Такую форму организации предпринимательства избирали большее количество человек, чем было желающих получить торговое или промысловое свидетельство. Например, в 1871 г. Казанской городской думой было выдано 200 торговых доверенностей, тогда как торговых свидетельств только 120. Данный факт объясним тем, что организация своего дела является все же более сложным процессом, включающим помимо непосредственной продажи еще и закупку сырья, производство и хранение продукта.

Выдача торговых доверенностей сопровождалась справкой Казанской городской управы и постановлением Казанской городской думы, заверенным ее печатью, подписью городского головы и его секретаря. Порядок оформления торговой доверенности был проще получения торгового свидетельства и не предполагал созыв городского головы и двух членов Казанской городской управы.

В период реформ Александра II Казань становится развитым экономическим центром, где развивались и усиливались хозяйственные связи между его жителями, а городское управление было направлено на реализацию фискальной политики государства и развитие предпринимательства. Городская администрация была заинтересована в выдаче свидетельств в силу ряда причин. Во-первых, в казну города поступали денежные средства, которыми можно было распоряжаться исходя из нужд города, не оглядываясь на мнение имперской или губернской администрации. Во-вторых, после открытия заведений создавались рабочие места, что снижало социальную напряженность и уровень безработицы.

Положительными чертами в деятельности Казанской городской думы можно считать концентрацию всей работы по выдаче предпринимательских документов на местном уровне. Подобной политикой верховная власть желала ускорить процессы выдачи документов и развития предпринимательства. Однако органы местного самоуправления в своей практической деятельности не развили правительственный реформизм в части предоставления более удобных услуг предпринимателям по выдаче свидетельств и не закрепили уведомительный характер открытия своего дела, сделав выбор в пользу заявительного. К положительным характеристикам работы органов местного самоуправления по выдаче предпринимательских документов следует также отнести оперативный процесс выдачи разрешений на осуществление предпринимательской деятельности и возможность бесплатного получения утерянного свидетельства. Кроме того, городская власть занималась распределением пошлин по уровням бюджета самостоятельно, что

демонстрирует ее автономность и ключевую роль в реализации фискальной политики России по городской реформе 1870 г. В части предоставления торговых доверенностей наблюдается небольшой рост в 1870-1876 гг., что связано с развитием сетей субъектов предпринимательской деятельности в Казани. Вместе с тем в 1876-1880 гг. отмечено сокращение обращений казанских предпринимателей за всеми типами свидетельств, что было вызвано негативными экономическими последствиями русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и консервативными настроениями правительственной элиты к концу правления Александра II.

Источники

ГА РТ1 - Государственный архив Республики Татарстан (ГА РТ). Ф. 98: Казанская Городская управа, г. Казань. Оп. 1. Д. 192. 248 л.; Д. 89. 166 л.; Д. 188. 248 л.; Д. 194. 46 л.; Д. 320 (т. 1). 25 л.; Д. 320 (т. 2). 34 л.; Д. 344 (т. 2). 41 л.; Д. 1226. 42 л.; Д. 1463. 27 л.; Д. 2125. 21 л.; Д. 2225. 265 л.

ГА РТ2 - ГА РТ. Ф. 98: Казанская Городская управа, г. Казань. Оп. 2. Д. 223. 17 л.; Д. 1530. 14 л.

ГА РТ3 - ГА РТ. Ф. 98: Казанская Городская управа, г. Казань. Оп. 6. Д. 111. 23 л. Грам. - Грамота на права и выгоды городам Российской империи. - М.: Гор. тип., 1885. -46 с.

Г.п. - Городовое положение, выс. утв. 16 июня 1870 г.: [С прил. ст. законов, на которые сделаны ссылки, и разъяснений М-ва вн. дел]. - Тула: Тип. Н.И. Соколова, 1871. - VIII, 142 с.

Пол.пошл. - Положение о пошлинах за право торговли и других промыслов со всеми позднейшими изменениями и дополнениями. - Харьков: А.В. Скалон, 1869. - С. 3-82.

Литература

1. Кошман Л.В. От жалованной грамоты городам к городовому положению 1870 г.: социально-правовые аспекты жизни города // Московская городская дума. 17851862 гг. От Екатерины II до Александра II: Материалы науч.-практ. конф. - М.: Парламентская б-ка Моск. гор. думы, 2018. - С. 157-166.

2. Шацилло М.К. Эволюция налоговой системы России в XIX веке // Экономическая история: Ежегодник. 2002. - М.: РОССПЭН, 2003. - С. 345-383.

3. Воробьев Н.И., Хисамутдинов Г.М. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. - М.: Наука, 1967. - 537 с.

4. История России XIX - XX веков: новые источники понимания / Под ред. С.С. Секи-ринского. - М.: Прогресс. - 2001. - 304 с.

5. Самохин Ю.М. Экономическая история России. - М.: ГУ ВШЭ. - 2001. - 405 с.

6. Степанов В.Л. Цена победы: русско-турецкая война 1877-1878 гг. и экономика России // Рос. история. - 2015. - № 6. - С. 99-119.

Поступила в редакцию 15.02.2022

Ибнеева Гузель Вазыховна, доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории

Казанский (Приволжский) федеральный университет ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия E-mail: Guzel.Ibneyeva@yandex.ru

Якупов Альберт Гумарович, аспирант кафедры отечественной истории Казанский (Приволжский) федеральный университет ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия E-mail: alba22095@gmail.com

ISSN 2541-7738 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)

UCHENYE ZAPISKI KAZANSKOGO UNIVERSITETA. SERIYA GUMANITARNYE NAUKI (Proceedings of Kazan University. Humanities Series)

2022, vol. 164, no. 3, pp. 187-198

ORIGINAL ARTICLE

doi: 10.26907/2541-7738.2022.3.187-198

Economic Activity of the Kazan City Duma in the 1870s-1880s: Considering the Development of Local Entrepreneurship

G. V. Ibneyeva , A. G. Yakupov

Kazan Federal University, Kazan, 420008 Russia

* **

E-mail: Guzel.Ibneyeva@yandex.ru, alba22095@gmail.com Received February 15, 2022 Abstract

This article discusses the results of a complex study of the Kazan City Duma's steps to advance local entrepreneurship during the 1870s-1880s under the conditions of the city reform initiated by Alexander II. The mechanism of issuing the following types of entrepreneurial certificates is analyzed: trade certificates, capture and estate manager's certificates, certificates for the trade in gold and silver items, and trade powers of attorney. The quantitative data obtained from the research of clerical documents stored in the National Archives of the Republic of Tatarstan show that trade certificates and certificates for the trade in gold and silver items were granted on a stable basis. The number of trade powers of attorney issued in 1870-1876 increased substantially, which is explained by the active development of trade with various cities. In 1876-1880, the volume of all types of documents that allowed the entrepreneurial activity decreased. This trend was driven by the reduction in civil industry funding during the Russo-Turkish War of 1877-1878, as well as by the spread of conservative sentiments within the ruling elite by the end of Alexander II's reign.

Keywords: reforms of Alexander II, city reform of 1870, local governance, entrepreneurship

References

1. Koshman L.V. From the Charter to the Cities up to the Municipal Regulation of 1870: Socio-legal aspects of the city life. In: Moskovskaya gorodskaya duma. 1785-1862 gg. Ot Ekateriny II do Ale-ksandra II: Materialy nauch.-prakt. konf. [Moscow City Duma. 1785-1862. From Catherine II to Alexander II: Proc. Sci.-Pract. Conf.]. Moscow, Parlamentskaya Bibl. Mosk. Gor. Dumy. 2018, pp. 157-166. (In Russian)

2. Shatsillo M.K. Evolution of Russian tax system in the 19th century. In: Ekonomicheskaya istoriya. Ezhegodnik. 2002 [Economic History: Yearbook. 2002]. Moscow, ROSSPEN, 2003, pp. 345-383. (In Russian)

3. Vorob'ev N.I., Khisamutdinov G.M. Tatary Srednego Povolzh 'ya i Priural 'ya [Tatars of the Middle Volga Region and the Cis-Urals]. Moscow, Nauka, 1967. 537 p. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Istoriya Rossii XIX - XX vekov: novye istochniki ponimaniya [The History of Russia in the 19th-20th Centuries: New Sources for Understanding]. Sekirinskii S.S. (Ed.). Moscow, Progress, 2001. 304 p. (In Russian)

5. Samokhin Yu.M. Ekonomicheskaya istoriya Rossii [Economic History of Russia]. Moscow, GU VShE, 2001. 405 p. (In Russian)

6. Stepanov V.L. The price of victory: The Russo-Turkish War of 1877-1878 and the Russian economy. Rossiiskaya Istoriya, 2015, no. 6, pp. 99-119. (In Russian)

<Для цитирования: Ибнеева Г.В., Якупов А.Г. Хозяйственно-экономическая деятельность Казанской городской думы в 70-80-е годы XIX века: аспект развития местного предпринимательства // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2022. - Т. 164, кн. 3. - С. 187-198. - doi: 10.26907/2541-7738.2022.3.187-198.

<For citation: Ibneyeva G.V., Yakupov A.G. Economic activity of the Kazan City Duma in the 1870s-1880s: Considering the development of local entrepreneurship. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2022, vol. 164, no. 3, pp. 187-198. doi: 10.26907/2541-7738.2022.3.187-198. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.