Научная статья на тему 'Роль катепсина d в патогенезе гестоза'

Роль катепсина d в патогенезе гестоза Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
180
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Борзова Н. Ю., Герасимов А. М., Скрипкина И. Ю., Кузьменко Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль катепсина d в патогенезе гестоза»

проспективного характера, связанных с личной независимостью, построением семьи, планов на будущее, и семантических структур ретроспективного характера. Другим менее выраженным источником конфликта у пациентки является наличие ассоциативной связи между семантическим элементом «мой отец» и эмоциональным маркером «обида».

Психотерапевтическая тактика заключалась в проведении неосознаваемой аудиальной психокоррекции в 2 этапа, каждый сроком по 2 недели. На каждом этапе пациентка ежедневно дважды прослушивала аудиальную психокоррекционную программу длительностью б0 минут. На 1-м этапе маскированные в фоновый звук неосознаваемые суггестивные установки (НСУ) направлены на коррекцию общепсихологического состояния (на снижение тревоги, напряженности, на повышение активности). 2-й этап был направлен на личностно-реконструктивные изменения и касался воздействия на интрапсихические зоны конфликта индивидуальной системы значений. НСУ на этом этапе имели характер положительного психосемантического и десенсибилизирующего действия, направленного на принятие сложившейся ситуации и активного отношения к будущему.

По завершении курса психотерапии состояние пациентки улучшилось, на приеме не предъявляет жалоб ни психологического, ни соматического характера. Отмечает, что в последние две недели ощущает психологический комфорт, стала с желанием встречаться с подругами, перестали беспокоить воспоминания о пережитом. Стала встречаться с молодым человеком (Женя), с которым вместе работала. При беседе обращает на себя внимание активность и жизнерадостность пациентки, не скрывает, что сама удивлена этому состоянию, которое не испытывала больше года. Осанка ровная, смотрит прямо на собеседника. Мимика живая, ведет себя свободно и доверительно. Будущие описывает оптимистично. Прошлые переживания осознаются с позиции принятия и понимания. Уровень депрессии по клинической шкале Гамильтона составил 4 балла.

OПK (рис. 2) выявило личностно-реконструктивные изменения. Позитивное перемещение значимых семантических объектов отражает трансформацию зоны конфликта в ресурсные зоны (изоляция семантического комплекса «Леонид» и «прошлое», включение в семантическую структуру «идеальный муж», «радость», «будущее», «независимость» элементов «Женя» и «Я», разрушение семантической структуры, образовывавшей зону конфликта «мой отец» - «обида»). Итог психологического обследования соответствуют динамике клинической картины. ^тамнес™-ческое обследование (на приеме через б мес. и через год): состояние стабильное, настроение ровное, активная жизненная позиция. Улучшились отношения с родителями, стала более терпимой к их замечаниям («на что раньше реагировала бурным протестом, сейчас вызывает улыбку»).

OПK позволяет объективно зафиксировать как текущее состояние пациента, его образ мира (статическая картина семантического пространства пациента), так и динамику происходящих изменений, что дает возможность оценить эффективность психотерапевтического процесса (динамическая картина).

Литература

1. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики.-М., 1980.

2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением.- М., Медицина, 1989

3. ПетренкоВ.Ф. Психосемантика сознания.- МГУ, 1988.

4. Osgood Ch.E. Semantic differential technique in the Comparative Study of Cultures/ L.A. Jakobovite & M.S. Miron (eds). Readings in the Psychology of Language. Englewood Cliffs, Prentic-Hall, 19б7.

УДК 618.3-008.6-092

РОЛЬ КАТЕПСИНА Б В ПАТОГЕНЕЗЕ ГЕСТОЗА

Н.Ю.БОРЗОВА, А.М.ГЕРАСИМОВ, И.Ю.СКРИПКИНА, Г.Н.КУЗЬМЕНКО*

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные проблеме гестоза, частота этого осложнения беременности не снижается, внося основной вклад в структуру материнской и перинатальной заболеваемости и смертности. Вопросы патогенеза гестоза остаются спорными. Актуальным является поиск прогностических маркеров гестоза в ранние сроки гестации, которые позволят проводить эффективную профилактику до запуска всех патогенетических механизмов данной патологии.

Одним из перспективных направлений в понимании механизмов развития гестоза является исследование лизосомальных ферментов, к которым, в частности, относится катепсин Б. Лизо-

* 153731; г. Иваново, ул. Победы, 20. ФГУ «Ивановский НИИ материнства и детства им. В.Н. Городкова Росздрава»

сомальные ферменты играют большую роль в метаболизме организма, и различные патологические процессы сказываются на функционировании этой системы. Свободные радикалы регулируют проницаемость мембран лизосом [1]. Так, патологическая активация процессов ПОЛ может приводить к нарушению целостности мембран и выходу внутриклеточных компонентов, например гидролитических ферментов лизосом в окружающую среду, что приводит к патологическому протеолизу и повреждению тканей [1,2,3]. На сегодняшний день доказана роль катепси-на D в программированной гибели клеток [4 ,5, б, 7]. Именно катепсин D является индуктором апоптоза, вызванного ПОЛ [4] Под действием свободных радикалов идет перемещение катепси-на D из лизосом в цитозоль клетки, затем с их апоптозом [б].

Изменение активности катепсина D может вести к осложнениям беременности. Работ по его исследованию крайне мал, что делает нужным изучение катепсина D у беременных для выявления новых патогенетических механизмов гестоза.

Цель — исследование активности катепсина D для уточнения патогенеза гестоза и раннего его прогнозирования.

Материал и методы исследования. Было проведено обследование 95 женщин в III триместре беременности, в том числе 73 с гестозом (основная группа), которые были разделены на три подгруппы в зависимости от степени тяжести гестоза, и 22 женщины, у которых течение гестационного процесса не было осложнено развитием гестоза (контрольная группа). Из 95 вышеуказанных беременных б4 женщины были обследованы в динамике, начиная с ранних сроков (до 13 недель) беременности. Ретроспективно в основную группу были включены 47 женщин, дальнейшее течение гестационного процесса у которых осложнилось развитием гестоза: у 39 женщин (первая подгруппа) - легкой и у 8 женщин (вторая подгруппа) - средней степени тяжести, ни у одной пациентки, обследованной в первом триместре, не развился гестоз тяжелой степени. У 17 женщин, обследованных в ранние сроки гестации, в течение беременности, родов и послеродового периода развития гестоза не было (контроль).

Степень тяжести гестоза определяли по балльной шкале Гоека в модификации Г.М.Савельевой [8]. Обследованным наряду со сбором анамнеза, акушерского, общепринятого лабораторного и биохимического обследования проводилось наблюдение за состоянием плода с использованием УЗ-сканирования на приборе SSD-2000 фирмы «Aлока to. ЛТД» (Япония) и кардиотоко-графического исследования на аппарате Sonicaid Oxford с компьютерным анализом по критериям Dawes/Redman.

Исследование активности катепсина D велось по стандартной методике. Материалом для исследования являлась кровь из локтевой вены беременных в 1 и 3 триместрах беременности. Aктивность катепсина D определяли по гидролизу 1% раствора гемоглобина в ацетатном буфере по стандартной методике (Дингл Дж., 1980). Ферментную активность рассчитывали по разнице Е 280 между опытным и контрольным вариантами. Величина в единицах оптической плотности (ед.оп.пл.) при длине волны спекторофотометра 280 равна единице активности фермента в час (ЕД.акт.ф./ч). Статобработка данных велась на ПK Intel Pentium II-500 с набором стандартных программ в системе Windows 2000. Данные обрабатывались методом вариационной статистики при помощи программы Microsoft Exel из комплекта Microsoft Office 2000. Kорреляционный анализ проводился с использование программного пакета «Statistica б.0».

Результаты исследования. Группы не отличались по ср. возрасту (25,78±0,37 лет в основной и 2б,б2±0,57 - контроль), профпринадлежности и уровню образования. При сравнении семейного положения отмечено, что гестоз достоверно чаще был у женщин, беременность которых протекала вне брака (11,11%; р<0,001 по сравнению с контролем). При оценке акушерско-гинекологического анамнеза, развитие гестоза, особенно с легким и среднетяжелым течением, чаще отмечалось у повторно беременных первородящих женщин (38,52%, р<0,02) по сравнению с контролем (21,б7%). Перинатальные потери в анамнезе и наличие гестоза при предыдущей беременности были только у женщин основной группы в 4,44% (р<0,02). Часто у беременных с гесто-зом выявлялись гиперполименорреи (10,37% и 3,33%; р<0,05).

Экстрагенитальная патология выявлялась в 2 раза чаще при гестозе. Наиболее часто у женщин основной группы встречалась артериальная гипертония (24,45% против б,б7% в контроле, p<0,01), хронический пиелонефрит (25,19%, и 10,0%; р<0,01), гиперплазия щитовидной железы без нарушения функции

(32,59% и 16,67%; р<0,02) и ожирение (13,33% и 5,0%; р<0,05), с наибольшей частотой при тяжелом гестозе. Двумя и более экст-рагенитальными заболеваниями страдали чаще женщины основной группы (49,63%, в контроле - 25%, р<0,01), особенно часто -со среднетяжелым (58,82%, р<0,01) и тяжелым гестозом (60%, р<0,01). Данные об активности катепсина D в сыворотке крови в сравниваемых группах представлены в табл.

В контроле показатель активности катепсина Б в 1-м триместре беременности составил 0,019±0,004 Ед.акт.ф./ч. Уже в ранние сроки гестации у беременных основной группы активность катепсина Б в сыворотке крови была выше по сравнению с контролем (0,058±0,005; р<0,001) и не зависела от степени гестоза. Этот показатель активности был выше такового показателя в контроле как в 1-й, так и во 2 подгруппах (р<0,001 и р<0,01, соответственно). Такое различие активности катепсина Б в сыворотке крови в 1-м триместре беременности позволило использовать этот показатель для прогнозирования гестоза. При его значении гестации >0,021 Ед.акт.ф./ч в 6-13 недель (единиц активности фермента в час) возможно прогнозирование развития гес-тоза в 3 триместре с точностью 80,64%, чувствительностью 84,44% и специфичностью 70,58% [9].

В третьем триместре гестации при беременности, не осложненной развитием гестоза, активность катепсина Б составила

0,049±0,005 Ед.акт.ф./ч. При гестозе отмечалось достоверное повышение активности катепсина Б в сыворотке крови по сравнению с контрольной группой до 0,079±0,005 Ед.акт.ф./ч (р<0,001). При сравнительном анализе показателя в зависимости от степени тяжести гестоза достоверные различия с показателем группы беременных без гестоза были получены только для подгрупп с гестозом легкой (р<0,02) и средней (р<0,01) степени тяжести, отмечалось увеличение этого показателя с утяжелением тяжести гестоза. При тяжелом гестозе, несмотря на высокие значения активности катепсина Б, изменения носили лишь характер тенденции к росту (р>0,05) за счет увеличения разброса индивидуальных показателей и большой ошибки среднего значения.

Оценивая динамику показателя при увеличении гестацион-ного срока при неосложненном течении беременности к 3-у триместру, активность катепсина Б возрастала и была выше, чем в ранние сроки беременности (р<0,001). У женщин с гестозом в динамике беременности активность катепсина Б также увеличивалась по сравнению с параметрами 1-го триместра (р<0,05), при этом изменения зависели от степени тяжести гестоза. При гестозе легкой степени тяжести можно говорить лишь о тенденции к росту активности катепсина Б в ходе гестационного процесса к 3-му триместру беременности по сравнению с таковым в ранние сроки беременности (р>0,05), тогда как при гестозе средней степени тяжести изменения носили достоверный характер.

Суммируя данные, можно сделать вывод, что при гестозе активность катепсина Б в сыворотке крови явно повышена по сравнению с контролем, причем эти изменения появляются уже в ранние сроки беременности до клинических проявлений гестоза и сохраняются в 3-м триместре беременности. При нормально протекающей беременности повышение активности катепсина Б отмечается лишь к 3-му триместру, оставаясь во 2-м триместре на уровне 1-го. Катепсин Б - один из маркёров лизосомальной дезинтеграции, которая лежит в основе одного из путей апоптоза [10]. Это повышение активности данной протеиназы может приводить как к инициации процессов апоптоза, так и к его реализации на уровне дезинтеграции ядерного вещества. Так же на локальном уровне повышение активности катепсина Б оказывает влияние на ангиогенез и на процессы плацентации [11,12]. Это в

свою очередь может вторично ограничивать инвазию трофобла-ста в спиральные артерии, неблагоприятно влиять на сам неоан-гиогенез и приводить к дефектам плацентации, а в дальнейшем -к развитию ишемии плаценты и преэклампсии [14, 15].

При гестозе рост активности катепсина D в большей степени служит отражением усиления процессов ПОЛ, чья роль в патогенезе гестоза на сегодняшний день не вызывает сомнений [1-3]. Катепсин D является реализатором одного из путей апоптоза, инициирующим моментом которого являются продукты ПОЛ [6]. Апоптоз, увеличиваясь и по мере прогрессирования неосложненной беременности, играет роль в нормальном развитии и старении плаценты. К концу физиологической беременности отмечается повышение уровня свободно-радикальных процессов на фоне роста активности антиокисли-тельной системы [1]. Подтверждением этого может служить выявленное нами повышение активности катепсина D в динамике беременности в контроле. Но при гестозе эти процессы носили характер гиперактивации, начиная с ранних сроков беременности. Возможно, что изменение активности катепсина D при гестозе, является одним из патогенетических звеньев его развития. А повышение активности катепсина D в 1-м триместре беременности можно использовать в качестве прогностического критерия развития гестоза, что позволит провести комплекс профилактических мероприятий в более ранние сроки.

Литература

1. Абрамченко В.В. Антиоксиданты и антигипоксанты в акушерстве.- СПб.: ДЕАН.- 2001.- 400 с.

2. Пасечник И.Н.// Вест. интенсивной тер.- 2001.- №4.-С.3-9.

3. Levitina E. V.// Klin. Lab. Diagn. - 2001.- №12.- P.36-37.

4. Roberg K., OUinger K. //Am. J. Pathol.- 1998.- Vol.152, №5.- P.1151-1156.

5. Kagedal K.et al.H Biochem J.- 2001.- Vol. 15,№.359.-

P.335-343.

6. Roberg K.// Lab. Invest.- 2001.- Vol.81,№3.- P.149-158.

7. DeissL.P. et al.// EMBO J.- 1996.- Vol.1, №15.- P.3861.

8. Сидорова И.С. Поздний гестоз. М., 1996.- 236 с.

9. Патент 2263913 Россия. Способ прогнозирования гестоза /Борзова Н.Ю. и др.// БИПМ.- 2005.- №11.- С.215.

10. Yuan X. et al.//Free. Radic. Biol. Med.- 2000.- Vol. 15, № 28(2).- Р.208-218

11. Tsukuba T. et al. // Mol. Cells.- 2000.- Vol. 31, №10(6).-Р. 601-611

12. Moses E.K. et al.// Mol. Hum. Reprod.- 1999.- Vol. 5, №10.- Р. 983-989

13. Reister F. et al. // Lab. Invest.- 2001.- Vol.81, №8.-P. 1143-1152.

14. Neale D. et al.// J. Matern. Fetal. Neonatal. Med.- 2003.-Vol. 13,№1.- P.39-44.

15. MyattL.// Endocrine.- 2002.- Vol.19,№1.- P 103-111.

УДК 616.24-008.47

«ЯЗЫК ОДЫШКИ» И ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ У БЕРЕМЕННЫХ

О. А. ЗУЙКОВА*

Проведен анализ субъективных ощущений диспноэ у беременных при дисфункциональном дыхании с помощью устного опроса и заполнения стандартной таблицы моделей описания одышки. Эти данные совпали с таковыми в результате анализа субъективных ощущений в зависимости от концентрации СО2 в выдыхаемом воздухе, полученными на этапе расспроса. Это подчеркивает диагностическую ценность обычного расспроса пациента.

Актуальной, малоизученной и практически значимой проблемой является оценка функциональных нарушений дыхания (ФНД) и диспноэ у беременных. Диспноэ испытывают около 60-

* Поликлиника УФСБ РФ, 390000, г. Рязань, ул. Семинарская, 8

Таблица

Сравнительная характеристика активности катепсина D (Ед/акт.ф./ч ) в сыворотке крови

(M±m)

Срок гестации (триместр) Группы наблюдения

Kонтроль n=22 Основная группа n=73 1 подгруппа n=38 2 подгруппа п=26 3 подгруппа п=9

1 0,019±0,004 0,058±0,005 **** 0,059±0,006**** 0,055±0,008***

3 0,049±0,005 0,079±0,005**** 0,069±0,006 ** 0,081±0,010 *** 0,072±0,02

Примечание: * - коэффициент достоверности разности результатов по сравнению с контролем (* - р<0,05, ** - р<0,02, *** - р<0,01, **** - р<0,001)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.