Научная статья на тему 'Роль кафедры физики технического университета в возобновлении преподавания астрономии в школе'

Роль кафедры физики технического университета в возобновлении преподавания астрономии в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСТРОФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ASTROPHYSICAL EDUCATION / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / METHODOLOGICAL SUPPORT / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ПРОБЛЕМЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ АСТРОНОМИИ / PROBLEMS OF ASTRONOMY RESTORATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заикин Станислав Федорович

Рассмотрена работа по возобновлению изучения астрономии в средних учебных заведениях г. Ухты. В этом контексте проанализирована сложившаяся в городе образовательная среда. Раскрыт опыт кафедры физики Ухтинского государственного технического университета в оказании содействия средним специальным учебным заведениям в организации астрономического образования. Показано, что эта работа кафедры вылилась в научно-практический педагогический проект, представляющий своего рода модель сотрудничества вуза и школы в деле повышения качества обучения учащихся.The work on the resumption of the study of astronomy in secondary schools of Ukhta is considered. In this context, the current educational environment in the city is analyzed. The experience of the Department of physics of Ukhta state technical University in assisting secondary special educational institutions in the organization of astronomical education is revealed. It is shown that this work of the Department resulted in a scientific and practical pedagogical project, which is a kind of model of cooperation between the University and the school in improving the quality of education of students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль кафедры физики технического университета в возобновлении преподавания астрономии в школе»

DOI: 10.25586/RNU.HET.18.09.P.39 УДК 378.1

С. Ф. Заикин,

Ухтинский государственный технический университет

Роль кафедры физики технического университета в возобновлении преподавания астрономии в школе

Введение

В июне 2017 года Министерство образования и науки Российской Федерации приняло решение о восстановлении изучения астрономии на базовом уровне полного среднего общего образования.

Согласно приказу Минобрна-уки России от 7 июня 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089» астрономия введена как отдельный учебный предмет, направленный на изучение школьниками достижений современной науки и техники, формирование основ знаний о методах и результатах научных исследований, фундаментальных законах природы небесных тел и Вселенной в целом. Определены объем изучения предмета (34 часа за весь период изучения), его место в учебном плане, цели, на достижение которых направлено его изучение, компетенции, которыми должен обладать в области астрономии выпускник средней школы.

Среди этих компетенций определяющее значение, по нашему мнению, принадлежит приобретению учащимися знаний о физической природе небесных тел

© Заикин С. Ф., 2018

Ухтинский государственный технический университет

и систем, строении Вселенной, ее пространственных и временных масштабах и эволюции. На основании этих знаний происходит формирование современной научной картины мира и естественнонаучной грамотности выпускников. К основополагающей цели и соответствующим ей компетенциям следует отнести практическое применение физических теорий и методов при использовании их для разработки современных инновационных инженерных технологий в исследовании космоса.

Процесс приобретения учащимися знаний по астрономии предполагает использование современных информационных технологий обучения, что обе-

спечивает развитие их познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Курс астрономии предоставляет большие возможности для профессиональной ориентации учащихся, пропаганды достижений отечественной науки и техники.

Возобновление изучения астрономии в школе невозможно без организации повышения квалификации по основам преподавания астрономии учителей физики общеобразовательных учреждений и усиления астрофизической компоненты в обучении учащихся. Решение этой задачи силами одних только средних общеобразовательных организаций требует большого времени

СТАНИСЛАВ ФЕДОРОВИЧ ЗАИКИН

кандидат технических наук, доцент кафедры физики Ухтинского государственного технического университета. Сфера научных интересов: бурение нефтяных и газовых скважин, методика преподавания физики и астрономии. Автор 35 опубликованных научных работ

Рассмотрена работа по возобновлению изучения астрономии в средних учебных заведениях г. Ухты. В этом контексте проанализирована сложившаяся в городе образовательная среда. Раскрыт опыт кафедры физики Ухтинского государственного технического университета в оказании содействия средним специальным учебным заведениям в организации астрономического образования. Показано, что эта работа кафедры вылилась в научно-практический педагогический проект, представляющий своего рода модель сотрудничества вуза и школы в деле повышения качества обучения учащихся.

Ключевые слова: астрофизическое образование, методическое обеспечение, повышение квалификации, проблемы восстановления астрономии.

The work on the resumption of the study of astronomy in secondary schools of Ukhta is considered. In this context, the current educational environment in the city is analyzed. The experience of the Department of physics of Ukhta state technical University in assisting secondary special educational institutions in the organization of astronomical education is revealed. It is shown that this work of the Department resulted in a scientific and practical pedagogical project, which is a kind of model of cooperation between the University and the school in improving the quality of education of students.

Key words: astrophysical education, methodological support, professional development, problems of astronomy restoration.

и сил, а также предполагает немалые затраты.

В статье дан анализ образовательной среды, подлежащей охвату астрономическим образованием, и освещен опыт кафедры физики Ухтинского государственного технического университета (УГТУ) в содействии восстановлению преподавания астрономии в учебных заведениях города Ухты и повышении астрофизической грамотности учащихся.

Характеристика образовательной среды

По сведениям Информационно-методического центра при Управлении образования города Ухты, которые приводятся нами в таблице, в городе и пригородной зоне действуют 23 средние общеобразовательные школы. В их числе выделим учебные заведения с углубленным изучением физики, а именно Ухтинский технический лицей имени Г. В. Рассохина (УТЛ), Гуманитарно-педагогический лицей (ГПЛ), средние общеобразовательные школы № 20 и № 21. Всего же в 10-11 классах школ города обучается 1140 школьников.

В городе функционируют три средних специальных учебных заведения, в их числе — Ухтинский индустриальный институт в

составе УГТУ, который ведет очное обучение по двадцати специальностям более 250 студентов.

Преподавание физики обеспечивают 36 учителей, из которых 22 привлечены к преподаванию астрономии и только четверо из них прошли соответствующую курсовую подготовку к преподаванию в 2017/2018 учебном году.

К изучению астрономии в десятых классах с сентября 2017 года приступили в семи общеобразовательных учебных заведениях, остальные ввели этот предмет со второго полугодия. Пять учебных заведений, в основном сельские школы с небольшим контингентом учащихся, отложили введение курса астрономии на 2018/2019 учебный год.

Изучение астрономии в 11-х классах в учебных заведениях нашего города не предполагается. Преподавание астрономии в подавляющем большинстве школ поручено учителям физики, среди которых 60% имеют педагогический стаж работы более двадцати четырех лет, то есть изучали астрономию и обучались методике преподавания этого предмета в педагогических вузах. В средних специальных учебных заведениях астрономия была прочи-

тана для первокурсников в половине групп в первом семестре, в остальных — во втором семестре. Во всех учебных заведениях города на начало учебного года отсутствовали учебники по астрономии, требовалось обновление материально-технического и методического обеспечения предмета.

Для оказания методической помощи учителям, ведущим астрономию, на базе музея космонавтики, открытого 23 сентября 2017 года при Гуманитарно-педагогическом лицее, создано методическое объединение, руководство которым осуществляет Ида Николаевна Горбачёва, учитель физики и астрономии этого инновационного учреждения. Она прошла курсы повышения квалификации по программе «Преподавание астрономии в условиях введения федерального образовательного стандарта основного среднего образования» в объеме 72 часа при корпорации «Российский учебник».

Музей космонавтики организован на средства гранта Конкурса социальных и культурных проектов «Лукойла» в Республике Коми и фонда «Общее культурное достояние». Для музея, где проводятся уроки астрономии для лицеистов, закуплены карты звездного неба, методические пособия, бинокли, астрономические таблицы, большой самонаводящийся телескоп «Селестрон», который подключается к компьютеру и отыскивает нужные точки на небе по заданным координатам. Музей оборудован современными техническими средствами, обеспечивающими видео- и аудио-трансляцию излагаемого материала и доступ к электронным образовательным ресурсам как преподавателям, так и учащимся.

В городе до 2002 года работал планетарий, который был необдуманно закрыт. Необходимость восстановления его работы, кроме всего прочего, определяется

Таблица

Характеристика образовательной среды средних учебных заведений г. Ухты в части преподавания астрономии

№ Учебные заведения Классы, группы К-во уч- ся Учитель, стаж предмет, курсы +/- Дата Наличие программы Наличие учебников Состояние МТБ

1 СОШ № 2 10 кл 27 Девяткова С. В., 24, физик, + 01.09.17 утверждена Нет неудовл.

2 СОШ № 3 10 а,б 48 Егорова Л. Ю., 43, физик, - 10.01.18 утверждена нет, подана заявка неудовл.

3 СОШ № 4 10 кл 12 Ильясов В. Х., 11, физик, - 10.01.18 утверждена нет, подана заявка удовлетв.

4 СОШ № 5 10 кл 27 Барандов А. Л., 15, физик, - 10.01.18 утверждена нет, подана заявка удовлетв.

5 СОШ № 7 Ярусов А. Н., 24, физик, - 01.09.18 нет нет, подана заявка неудовл.

6 СОШ № 9 Прокина Е. Н., 24, физик, - 01.09.18 нет нет, подана заявка неудовл.

7 СОШ № 10 10 а,б 51 Черных О. Ю., 5, физик, - 01.09.18 нет нет, подана заявка неудовл.

8 СОШ № 13 10 кл 19 Еналиева Г. Ш., 24, физик, - 01.09.17 утверждена нет, подана заявка неудовл.

9 СОШ № 14 10 кл 15 Прокопишина Е. Ю., 20, физик, - 01.09.18 нет нет неудовл.

10 СОШ № 15 10 а,б 34 Лапшина Н. А., 38, физик. + 01.09.17 утверждена нет, подана заявка удовлетв.

11 СОШ № 16 10 кл 28 Южакова С. А., 25, физик, - 10.01.18 утверждена нет, подана заявка удовлетв.

12 СОШ № 17 10 кл 3 Алексеев Д. В., 7 информа-тик, - 10.01.18 утверждена нет, подана заявка удовлетв.

13 СОШ № 18 10 а,б 42 Ахмадулина С. Е., 15, физик, - 10.01.18 утверждена нет, подана заявка неудовл.

14 СОШ№19 10 а,б 31 Подлекарева Л. А., 25, физик, + 10.01.18 утверждена нет, подана заявка неудовл.

15 СОШ № 20 10 кл 29 Лебедева Ю. В., 16, физик, - 10.01.18 утверждена нет, подана заявка неудовл.

16 СОШ № 21 10 а 10 б,в 60 Мамонтова Н. В., 30, физик, + Чупилов Е. Б., 8, физик, - 01.09.17 утверждена нет, подана заявка удовлетв.

17 СОШ № 22 10 кл 18 Буланова Е. Е., 22, математик, - 10.01.18 утверждена нет, подана заявка неудовл.

18 СОШ№31 10 кл 1 Жуковская И. Б., 33, физик, - 01.09.17 утверждена нет, подана заявка неудовл.

19 СОШ № 32 11 кл 1 Рочева Н. О., 33, физик, - 01.09.18 нет нет, подана заявка неудовл.

20 ГПЛ 10 а,б 50 Горбачёва И. Н., 35, физик, + 01.09.17 утверждена нет, подана заявка удовлетв.

21 УТЛ 10 а,б 48 Вишератин В. А., 47, физик, - 01.09.17 утверждена нет, подана заявка удовлетв.

22 Гимназия иностранных языков 10 кл 21 Пирожкова И. В., 25, физик, - 01.09.17 утверждена нет, подана заявка неудовл.

23 Вечерняя школа 10 а,б 32 Попова Л. В., 34, физик, - 01.09.17 утверждена нет, подана заявка неудовл.

24 УИИ УГТУ 4 групп 2 групп 147 Заикин С. Ф., 45, физик, -Тарсин А. В., физик, - 01.09.17 10.01.18 утверждена нет, подана заявка неудовл.

25 ж/д техникум АТС, С, Д, ПС 99 Гурьянова М. В., 20, физик, - 01.09.17 утверждена нет неудовл.

Итого 34 810 27

проблематичностью наблюдения и изучения звездного неба учащимися в условиях Крайнего Севера из-за белых ночей летом и сильного мороза в ясные ночи зимой. Новый директор Центра детско-юношеского творчества Л. В. Крас-ноперов ставит задачу в ближайшее время открыть современный планетарий и Школу юных космонавтов.

Участие кафедры физики в возобновлении преподавания астрономии

Кафедрой физики Ухтинского государственного технического университета руководит доктор физико-математических наук, профессор Владимир Оро-вич Некучаев. Кроме него в составе кафедры работают десять преподавателей, из них четыре кандидата физико-математических наук, два кандидата технических наук, два доцента и два старших преподавателя без ученой степени и звания.

Руководство университета и коллектив кафедры видят необходимость в тесном сотрудничестве с общеобразовательными и средними специальными учебными заведениями города по совершенствованию физико-математического образования учащихся и повышению квалификации педагогического состава. Поэтому у нас непрерывно ищутся формы взаимодействия кафедры с учителями физики города, на которых в основном возложено преподавание астрономии, а также с учащимися, особенно с теми, кто углубленно изучает этот предмет. Связь кафедры физики с городским методическим объединением учителей физики осуществляет заместитель заведующего кафедрой, доцент, кандидат физико-математических наук Н. П. Богданов; с городским методическим объединением учителей астрономии - доцент, кандидат технических наук С. Ф. Заикин.

Рассмотрим вклад кафедры в преподавание астрономии в учебных заведениях города. Во-первых, для преподавания астрономии в школе № 4 на условиях совместительства были делегированы доцент, кандидат физико-математических наук В. Х. Ильясов, а в Индустриальный институт на условиях почасовой оплаты — доцент С. Ф. Заикин и старший преподаватель А. В. Тарсин. В. Х. Ильясов прошел курсы повышения квалификации учителей физики при Коми республиканском институте развития образования и аттестацию. Суммарно преподавателями кафедры были обучены астрономии 159 учащихся средних специальных учебных заведений и школы № 4, что составляет 20% от всего контингента обучающихся, подлежащего обучению астрономии в городе.

Преподаватели кафедры многое сделали для повышения квалификации работников учебных центров дополнительного образования и учителей физики, обеспечивающих преподавание астрономии, а также по приобщению к новым достижениям в области астрофизики всех, кто заинтересован в познании таинств Вселенной.

На заседании клуба Любителей астрономии при Гуманитарно-педагогическом лицее 13 мая 2017 года в присутствии гостей из столицы Республики Коми автором этих строк были охарактеризованы успехи и опыт ухтинских преподавателей и работников дополнительного образования М. М. Шкет, М. В. Артее-вой, И. Н. Горбачёвой, В. Н. Евсю-гина, В. А. Вишератина и других в преподавании астрономии и развитии у детей творческих способностей. Благодаря их плодотворной работе в 90-е годы прошлого века и в начале 2000-х годов учащимися города Ухты были достигнуты значительные результаты во всевозможных мероприятиях, проводимых Евро-Азиатским астрономическим обществом, а также во

Всероссийской олимпиаде школьников по астрономии. Два выпускника Ухтинского технического лицея тех лет, Сергей Павлючен-ко и Евгений Канев, окончили Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и стали профессиональными астрофизиками.

23 сентября при открытии музея космонавтики в Гуманитарно-педагогическом лицее на первом заседании городского методического объединения учителей астрономии автор статьи поделился с собравшимися дидактическими материалами и особенностями изложения некоторых вопросов сферической астрономии, связанных с небесной сферой, а также с условиями и особенностями наблюдения осеннего звездного неба и небесных объектов в Ухте. Были даны рекомендации по планированию предмета и особенностями его изучения, связанными с последними теоретическими предсказаниями и практическими открытиями в исследовании космоса.

В октябре-ноябре была оказана индивидуальная методическая помощь учителям В. А. Вишерати-ну, Н. В. Мамонтовой и И. Н. Горбачёвой, работающим в классах с углубленным изучением физики, в изложении сложных вопросов, выносимых на муниципальный и региональный этапы Всероссийской олимпиады школьников по астрономии. Проведены двухчасовые занятия в Ухтинском техническом лицее с победителями и призерами городской олимпиады школьников по астрономии с целью их подготовки к региональному этапу.

В декабре Н. В. Мамонтовой было предложено выступить с обобщением опыта ее работы по преподаванию астрономии на региональном конкурсе «Интегра-ция—2018» в секции для учителей «Современные технологии в обу-

чении и воспитании». За доклад учителю присужден диплом второй степени.

В марте на заседании городского методического объединения учителей астрономии были даны рекомендации по разработке контрольно-измерительных материалов по астрономии, а также разобраны образцы предложенных заданий под № 24, включенных в единый госэкзамен по физике. Прочитаны лекции в Школе инженерных кадров, организованной УГТУ совместно с управлением образования города для 40 учащихся 10-х классов, отобранных на конкурсной основе, по теме «Космос - инженеру». В Ухтинском техническом лицее заведующим кафедрой физики В. О. Некучаевым для обучающихся и желающих учителей прочитан элективный шестичасовой курс «Космология».

В апреле-мае в семимесячных и пятимесячных группах довузовской подготовки УГТУ по физике проведен цикл лекционных и практических занятий по астрономии с целью подготовки учащихся к решению задачи № 24 единого госэкзамена по физике.

В течение всего учебного года осуществлялась информационно-методическая поддержка Центра творчества имени Г. А. Карчевско-го в работе по возобновлению деятельности при нем планетария и Школы юных космонавтов. Центр творчества участвует в двух гран-товых конкурсах, активизировал работу с социальными партнерами и потенциальными спонсорами. Идею восстановления планетария поддерживают Роскосмос, Центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина, Ассоциация планетариев, Русское космическое общество. С этими организациями налажен контакт, ведется деловая переписка. Роскосмос и Русское космическое общество пообещали помочь с учебно-методическими материалами и учебными экспонатами. Обо-

рудование планетария в 2019 году будет закуплено и установлено на средства общества «Газпром транс-газ Ухта». Кафедра физики поделилась учебно-методическими материалами, литературой и помогает в разработке программы школы в области астрономии, астрофизики, компьютерного обучения и моделирования. Для организации работы в планетарии направлен старший преподаватель нашей кафедры А. В. Тарсин.

Заключение

Средние общеобразовательные и специальные учебные заведения г. Ухты своевременно внесли изменения в основную образовательную программу, введя в нее предмет «Астрономия». Более 80% учебных заведений подготовили рабочие программы по предмету, назначили учителей астрономии, разработали графики повышения их квалификации и обеспечили изучение астрономии школьниками в 2017/2018 учебном году.

В соответствии с предоставленными возможностями выбора варианта изучения предмета только пять учебных заведений, в которых обучается менее 3% учащихся города, подлежащих обучению астрономии, введут его изучение в 2018/2019 учебном году. При этом все учебные заведения выбрали для изучения астрономии либо 10-е классы школы, либо первый курс среднего профессионального образования, что, несомненно, отвечает логике изложения и освоения этого предмета во взамосвязи с другими предметами. В частности, трудно представить, как может быть изложен всеволновый аспект исследования космоса и физические процессы внутри звезд, объясняющие их эволюцию, без изучения этих вопросов в курсе физике.

Преподавательский состав, обеспечивающий изучение астроно-

мии, более чем на 90% состоит из учителей физики, две трети их них имеют стаж педагогической работы более двадцати лет и все они преподавали астрономию в 90-е годы прошлого столетия. Только пять человек не преподавали предмет ранее и не изучали его при профессиональной подготовке, то есть для них желательна организация курсовой подготовки в очной форме.

Управление образования города и Информационно-методический центр при нем организовали методическую помощь и обмен опытом учителей в преподавании предмета.

Между тем материальное обеспечение предмета в средних специальных учебных заведениях полностью отсутствует, в общеобразовательных школах устарело и требует обновления. Только одно учебное заведение города, а именно Ухтинский технический лицей, своевременно обеспечило учащихся учебниками по астрономии.

Как было нами показано, существенную помощь учебным заведениям города в возобновлении преподавания астрономии и повышении астрофизической грамотности выпускников средних учебных заведений оказал профессорско-преподавательский состав кафедры физики Ухтинского государственного технического университета. Для нас эта работа вылилась во вполне реальный научно-практический педагогический проект, который может рассматриваться как своего рода модель взаимодействия высших и средних учебных заведений в, так сказать, предметно-дисциплинарном разрезе. Кафедра физики и наши коллеги из других подразделений Ухтинского государственного технического университета предполагают использовать этот опыт в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.