УДК 615. 322:547.9
РОЛЬ КАБИНЕТА СИСТЕМАТИКИ РАСТЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРЕ ФАРМАКОГНОЗИИ С БОТАНИКОЙ И ОСНОВАМИ ФИТОТЕРАПИИ САМАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА
© 2016 А.В. Куркина, Л.В. Тарасенко, В.М. Рыжов
Самарский государственный медицинский университет
Статья поступила в редакцию 14.11.2016
В статье обсуждается место и роль кабинета систематики растений как методологической составляющей учебной, научной, воспитательной и эколого-просветительской деятельности коллектива кафедры фармакогнозии с ботаникой и основами фитотерапии СамГМУ.
Ключевые слова: фармацевтическое образование, кабинет систематики растений, экология, учебный процесс, интегративность обучения
Современная система высшего фармацевтического образования основывается на совершенствовании качества подготовки провизоров как квалифицированных специалистов высокого уровня и широкого мировоззрения [6, 7]. Именно этому тезису стремится следовать коллектив кафедры фармакогнозии с ботаникой и основами и фитотерапии с начала её образования руководимый к.фарм.н. доцентом П.Е. Кривенчуком, и уже более 25 лет выпускником факультета, д.фарм.н. профессором В.А. Куркиным. Многолетняя работа коллектива кафедры всегда носила комплексный характер и имела наряду с традиционными задачами обучения выраженную эколого-просве-тительскую направленность. Экологическое воспитание и образование на сегодняшний день уже традиционно являются важными составными элементами в формировании профессионального мышления студентов фармацевтического факультета СамГМУ [1].
В основе изучения профильных (специальных) дисциплин лежат биологические дисциплины: основы биологии, экология, ботаника. Как базисная биологическая наука, ботаника является одной из древнейших наук в истории человечества. Сегодня это комплексная биологическая наука, которая содержит как общие, так и прикладные знания по цитологии, гистологии, анатомии, систематике растений. Знание основ ботаники необходимо при изучении общей
Куркина Анна Владимировна, доктор фармацевтических наук, доцент кафедры фармакогнозии с ботаникой и основами фитотерапии. E-mail: [email protected]
Тарасенко Любовь Владимировна, ассистент кафедры фармакогнозии с ботаникой и основами фитотерапии. E-mail: [email protected]
Рыжов Виталий Михайлович, кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры фармакогнозии с ботаникой и основами фитотерапии. E-mail: lavr_rvm@mail. ru
экологии и фармацевтической экологии, фармакогнозии, фитотерапии, ресурсоведения и др. Овладение основами профессиональных знаний сегодня требует не только усвоения разносторонних знаний. Совокупность теоретических знаний и профессиональных умений и навыков, высокий уровень владения современным инструментарием составляют неотъемлемую, значимую часть профессии, а значит, являются и целью, и задачей преподавания любой дисциплины. Именно комплексность подходов в обучении и экологическая направленность всего учебного процесса позволяет эффективно интегрировать знания и практические навыки базовых и специальных дисциплин, сформировать систему профессиональных компетенций [7].
Очевидно, что совершенствование обучения в преподавании любой дисциплины определяется высокой квалификацией преподавателя: на кафедре работают 5 докторов фармацевтических наук, 6 кандидатов фармацевтических наук. Читают лекции и ведут практические и лабораторные занятия высококвалифицированные специалисты, выпускники фармацевтического факультета разных лет. Их творческими усилиями совершенствуется методологическая составляющаяся учебного процесса. Кафедрой в соответствии с обновляющимися учебными программами преподаваемых курсов постоянно обновляется учебно-методическая литература, создаются, пособия, учебники, а также используются другие методы и способы наглядных форм обучения и формирования профессиональных навыков [2-5, 8-10]. Большое значение имеет количество и распределение часов в рамках преподавания таких разделов ботаники, как цитология, анатомия, систематика и др. Важна также продуманная последовательность изложения базовых биологических курсов (биология, ботаника, общая экология, фармацевтическая экология) и специальных дисциплин (фармакогнозия, основы фитотерапии, ресурсоведение).
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, том 18, №2(3), 2016
Практика показала, что комплексность изучения лекарственного растительного сырья в курсе фармакогнозии, в научных исследованиях в рамках СНК, СНО напрямую зависит от качества базовой теоретической и практической подготовки, умения студентов работать с оптическими приборами, другим инструментарием, анализировать морфологические, гистологические и анатомические составляющие изучаемых объектов, уметь интерпретировать полученные результаты. Большое значение в формировании профессионализма имеет актуализация уже имеющихся технологий и поиск новых форм и методов обучения, которые в полной мере стимулировали бы развитие творческой заинтересованности и творческой активности студентов [1, 6].
Значимым, заметным событием в совершенствовании учебно-методической работы, проводимой на кафедре, явилось создание в 1996 г. кабинета систематики растений, организованного по инициативе заведующего кафедрой фармакогнозии, профессора В.А. Куркина при поддержке администрации СамГМУ, академика РАН, профессора Г.П. Котельникова и директора Самарского ботанического сада к.б.н. С.А. Розно. Создание кабинета в значительной степени объединило цели и задачи всех учебных дисциплин кафедры, дало новый импульс воспитательной и просветительской работе преподавателей. Основу кабинета систематики растений составили учебные коллекции гербарного фонда кафедры, коллекция так называемых «комнатных» растений, используемых в качестве демонстрационных в учебном процессе и в озеленении кафедральных помещений. Составляющей кабинета систематики растений стал и фармакопейный участок кафедры, организованный на базе Самарского ботанического сада.
Кабинет систематики растений сегодня имеет несколько направлений деятельности и состоит из трёх отделов: «Гербарный фонд» - гер-барный фонд кафедры с коллекцией научно-консультационного гербария и учебными и тематическими гербарными коллекциями ботанического курса и курса фармакогнозии, «Зимний сад» с коллекцией лекарственных и декоративных, тропических и субтропических растений, а также фармакопейный экспериментальный участок по интродукции лекарственных растений. Данные структуры выполняют важные задачи в учебном процессе и учебно-методической работе кафедры фармакогнозии [5, 6].
Гербарный фонд кафедры формировался с момента её основания и продолжает активно обновляться. В рамках этой работы оформлены учебный гербарий, научный, консультационный, а также демонстрационные тематические коллекции, например, «морфологический гербарий», гербарий для УИРС по систематике растений, «Лекарственные растения, содержащие биологически активные вещества», «Дикорастущие ле-
карственные растения и их примеси» и др. В рамках учебной практики ведется оцифровка справочного научного гербарного фонда, формирование которого началось с первых лет существования кафедры. Только консультационная коллекция гербария, пополняемая ежегодно новыми видами и экземплярами, содержит образцы более 150 семейств, свыше 600 видов сосудистых растений. Количество гербарных листов значительно превышает одну тысячу экземпляров. Студенты работают с гербарным фондом в рамках учебных программ на лабораторных и практических занятиях, учебной и производственной практиках, при подготовке курсовых, дипломных работ, в рамках УИРС, СНО и НИР.
Фармакопейныт участок кафедры существует как место изучения студентами лекарственных растений в природных условиях. Коллекция представлена в основном лекарственными видами дикорастущих и интродуцируемых растений различных регионов, и насчитывает несколько десятков видов. Здесь студенты в рамках летней учебной и производственной практик знакомятся с лекарственными видами растений, агротехническими подходами к их выращиванию, осваивают особенности возделывания, культивирования, изучают особенности заготовки и сушки лекарственного растительного сырья.
Некоторые лекарственные растения не являются естественными компонентами флоры РФ, или не произрастают в нашем регионе. Знакомство с ними, начиная уже с младших курсов, происходит с помощью коллекции растений «Зимнего сада». Под руководством преподавателей и сотрудников в рамках УИРС и учебной и производственной практик студенты осваивают особенности интродукции растений разных экологических групп, наблюдают за фазами их развития, знакомятся с этимологией названий растений, с особенностями их морфологии и анатомии, систематики, изучают химический состав. Растения коллекции зимнего сада позволяют наглядно демонстрировать разные экологические и систематические группы высших растений на лабораторно-практических занятиях. Например, латинское название рода филодендрон происходит от греч. слов phileo - «любить» и dendron -«дерево», что дословно обозначает «любитель деревьев». Это название отражает жизненную форму растения, развивающегося в природе с опорой на стволы деревьев [8-10]. Знакомство с ареалами обитания, местами происхождения растений расширяет и углубляет базовые экологические знания, использование такого подхода, как лингвистический анализ названий растений поднимает студентов фармацевтического факультета на новый языковой уровень [8, 9, 10].
Приобретаемая в рамках УИРС профессиональная информация интегрирует все предыдущие знания студентов, комплексно формирует взаимосвязь между учебными дисциплинами.
Наличие уникального живого материала экзотической флоры тропиков и субтропиков позволяет решать многие задачи. С помощью растений «Зимнего сада» так же, как и фармакопейного участка, ведутся фитохимические исследования, научно-исследовательская работа, оформляются курсовые, дипломные работы. Научная информация о каждом виде растения внесена в электронный каталог коллекции кафедры.
Выводы: успешное функционирование кабинета систематики растений, междисциплинарная интеграция, как и поиск новых образовательных технологий, способствует более глубокому усвоению материала в рамках традиционных форм обучения. Это способствует формированию комплексных знаний, умений и навыков -профессиональных компетенций, является основой и составляющей учебного процесса, имеющего четко выраженную экологическую направленность, процесса, осуществляемого последовательно и логически от предмета к предмету, от общеобразовательных и теоретических дисциплин к специализированным разделам фармацевтического образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Тарасенко, Л.В. Новые подходы к эколого-просветительской деятельности в учебно-образовательном процессе на кафедре фармакогнозии с ботаникой и основами фитотерапии СамГМУ / Л.В. Тарасенко, А.В. Куркина // Теория и практика эколого-просветительской деятельности в природоохранных и образовательных учреждениях Российской Федерации: Мат-лы II Все-росс. науч.-практ. конф. - Тамбов, 2009. С. 55-58.
2. Куркин, В.А. Практикум по основам экологии и охраны природы: учебное пособие для студентов 1 курса фармацевтических вузов (факультетов) / В.А. Куркин, Е.В. Авдеева, О.Е. Правдивцева и др. -Самара: ООО «Офорт», 2014. 98 с.
3.
4.
5.
6.
7.
9.
10.
Куркин, В.А Основы экологии и охраны природы: учебное пособие для студентов 1-3 курсов фармацевтических вузов (факультетов) / В.А Куркин, Е.В. Авдеева, О.Е. Правдивцева и др. - Самара: ООО «Офорт», 2014. 150 с.
Куркин, В.А. Ресурсоведение лекарственных растений: учебное пособие для студентов 1-5 курсов фармацевтических вузов (факультетов) / В.А. Кур-кин, Е.В. Авдеева, А.В. Куркина и др. - Самара: ООО «Офорт», 2014. 174 с.
Красная книга Самарской области. Т. 1. Редкие виды растений, лишайников и грибов / под ред. чл.-корр. РАН Г.С. Розенберга и проф. С.В. Саксоно-ва. - Тольятти: ИЭВБ РАН, 2007. 372 с. Куркин, В.А Фармакогнозия: учебник для студентов фармацевтических вузов (факультетов) 3-е изд., перераб. и доп. - Самара: ООО «Офорт»: ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, 2016. 1279 с. Михина, Т.В. К вопросу о формировании профессиональной направленности личности студента // Сборник мат-лов Всеросс. учеб.-науч.-метод. конф. зав. кафедрами и курсами латинс. языка и основ терминологии «Научные и методические проблемы медицинской и фармацевтической терминологии» (2-7 октября 2006 г.). - Курск: КГМУ, 2006. С. 82-86.
Куркин, В.А. Иллюстрированный словарь терминов и понятий в фармакогнозии: учебное пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов, врачей и фармацевтических работников / В.А. Куркин, В.Ф.Новодранова, Т.В. Куркина // М.Самара: ГП «Перспектива», СамГМУ, 2002. 188 с. Куркин, В.А. Этимология названий лекарственных растений: учебное пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов (факультетов) / В.А. Куркин, Е.В. Бекишева, Т.В. Куркина; под ред. проф. Г.П. Котельникова. - М., 2000. 44 с. Куркин, В.А. Словарь лекарственных растений: Справочно-учебное пособие для студентов фармацевтических вузов (факультетов) / В.А Куркин, А.В. Куркина, М.Х. Ламрини. - Самара: ГОУ ВПО «СамГМУ»; ООО «Офорт», 2008. 58 с.
THE ROLE OF PLANTS SYSTEMATIZATION CABINET IN FORMATION THE ECOLOGICAL ORIENTATION OF SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL PROCESS AT THE DEPARTMENT OF PHARMACOGNOSY WITH BOTANY AND BASES OF PHYTOTHERAPY AT SAMARA STATE MEDICAL UNIVERSITY
© 2016 A.V. Kurkina, L.V. Tarasenko, V.M. Ryzhov
Samara State Medical University
In article the place and role of plants systematization cabinet as a methodological component of educational, scientific and ecological activity of staff of the department of pharmacognosy with botany and bases of phytotherapy of Samara state medical university is discussed.
Key words: pharmaceutical formation, plants systematization cabinet, ecology, educational process, training integrity
Anna Kurkina, Doctor of Pharmacy, Associate Professor at the Department of Pharmacognosy with Botany and Bases of Phytotherapy. E-mail: [email protected]; Lyubov Tarasenko, Assistant at the Department of Pharmacognosy with Botany and Bases of Phytotherapy. E-mail: [email protected]; Vitaliy Ryzhov, Candidate of Pharmacy, Associate Professor at the Department of Pharmacognosy with Botany and Bases of Phytotherapy. E-mail: [email protected]