Самарская Лука: Бюл. 2007. - Т. 16. - № 1-2(19-20). - С. 260-262.
©2007 В.А. Куркин, Л.В. Тарасенко, О.Е. Правдивцева, А.В. Куркина*
ФАРМАКОПЕЙНЫЙ УЧАСТОК КАФЕДРЫ ФАРМАКОГНОЗИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
Kurkin V.A., Tarasenko L. V., Pravdivtseva O.E., Kurkina A. V. THE PHARMACOPEOUS PLOT AS AN ELEMENT OF ECOLOGICAL EDUCATION OF STUDENTS. The information on forms of the pharmacope-ous site use in ecological education and professional training of students-pharmacists is presented.
Keywords: a pharmacopeous site, ecological education.
Куркин В.А., Тарасенко Л.В., Правдивцева О.Е., Куркина А.В. ФАРМАКОПЕЙНЫЙ УЧАСТОК КАФЕДРЫ ФАРМАКОГНОЗИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ. Представлена информация о формах использования фармакопейного участка в экологическом воспитании и профессиональной подготовке студентов-фармацевтов. Ключевые слова: фармакопейный участок, экологическое воспитание.
В настоящее время одним из актуальных направлений научных исследований в области ботаники является накопление и сохранение знаний о видовом многообразии растительного мира Земли в целом и каждого ее региона в отдельности. Кроме того, современная экология указывает на потерю связи человека с естественной средой обитания и на необходимость экологического и эстетического воспитания будущего поколения. В этой связи в число основных вопросов при решении природоохранных проблем входит необходимость развития человека как личности, усиление его творческой активности, самосознания (Куркин и др., 2001).
В этом отношении значительную ценность представляет тот факт, что экологическое воспитание и образование студентов фармацевтического факультета традиционно являются важными составными элементами обучения на кафедре фармакогнозии с ботаникой и основами фитотерапии Самарского государственного медицинского университета. На кафедре фармакогнозии растения и растительные сообщества являются объектом изучения как фундаментальных биологических дисциплин (ботаника, включающая систематику, основы биогеоценологии), так и прикладных наук (фитотерапия, ресурсоведение) (Куркин и др., 2001; Тарасенко, Правдивцева, 2001).
Необходимость биологизации и экологизации образования позволили создать на кафедре новое подразделение «Кабинет систематики растений».
* Самарский государственный медицинский университет Росздрава, г. Самара.
«Кабинет систематики растений» организован по инициативе заведующего кафедрой фармакогнозии, профессора В. А. Куркина (при поддержке ректора СамГМУ, академика РАМН, профессора Г.П. Котельникова, директора Самарского ботанического сада С. А. Розно, заместителя директора А.В. Помогайбина, заведующей оранжереей Самарского ботанического сада В.В. Корневой) и включает в себя несколько подразделений: фармакопейный участок, гербарный фонд, Зимний сад, лимонарий.
Создание фармакопейного участка лекарственных растений, организованного на базе Самарского ботанического сада, явилось важным шагом в формировании коллекции лекарственных и декоративных растений различных регионов и их систематизации. В рамках учебной практики по ботанике и фармакогнозии студентами I и III курсов изучаются основы возделывания, культивирования, интродукции лекарственных и декоративных растений. Данная коллекция в настоящее время насчитывает около 70 экземпляров, например, валериана лекарственная, солодка голая, алтей лекарственный, диоскорея ниппонская, маклейя мелкоплодная, шалфей лекарственный, ромашка аптечная, пион уклопяющийся, календула лекарственная, мать-и-мачеха. Особое внимание уделяется культивированию лекарственных растений: эхинацеи пурпурной (Echinacea purpurea (L.) Moench.), расторопши пятнистой (Silybum marianum (L.) Gaerth), мелиссы лекарственной (Melissa officinalis L.), полыни эстрагон (Artemisia dracuncu-lus L.), являющихся источниками создания лекарственных фитопрепаратов. Интересно, что студентами I-V курсов проводится работа по созданию фотоколлекции растений опытного фармакопейного участка и экзотических экземпляров Зимнего сада (Куркин и др., 2001; Куркин, 2004; Куркин и др., 2004).
Учебная практика по ботанике у студентов I курса закладывает основы подготовки к изучению специальных дисциплин: фармакогнозии, фитотерапии, ресурсоведения. Многобразие целей и задач учебной практики реализуется через классические методы освоения материала. Это знакомство с теоретическими основами некоторых разделов ботаники (фитоценологии, общая экологии и экология растений) (Природа..., 1990). Студенты на этой основе приобретают практические навыки и умения (включая наблюдения за растениями в природной обстановке, освоение алгоритма определения типов фитоценозов и их описания). Знакомство с лекарственными представителями дикой флоры, с методами интродукции и агротехники при введении лекарственных растений в культуру, изготовление и оформление тематического гербария при изучении морфологии и систематики высших растений, позволит студенту сформировать систему знаний и практических умений, необходимых для освоения специальных дисциплин, в частности, фармакогнозии, ресурсоведения.
Учебная практика по фармакогнозии у студентов III курса ставит своей целью закрепить и углубить теоретические знания по дикорастущим и культивируемым растениям, приобрести практические умения навыки по вопросам возделывания лекарственных растений, заготовки, сушки, хране-
ния и переработки лекарственного растительного сырья на основе рационального использования ресурсов лекарственных растений. В течение учебной практики по фармакогнозии студент определяет лекарственные растения в различных растительных сообществах и местообитаниях (лес, поле, луг, болото и др.), дает морфологическое описание важнейших ЛР и отличие от возможных примесей; изучает основные приемы заготовки ЛРС различных морфологических групп, условия агротехники важнейших лекарственных растений, а также основные виды сушки сырья различных морфологических и фитохимических групп (Куркин и др., 2004).
Успешное функционирование «Кабинета систематики растений» позволило в значительной мере объединить цели и задачи всех учебных дисциплин кафедры. На наш взгляд, фармакопейный участок является одним из важных инструментов экологического воспитания студентов.
Таким образом, экологические знания позволяют будущему специалисту наиболее эффективно интегрировать знания теоретических и прикладных наук в целях рационального использования природных ресурсов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Куркин В. А. Фармакогнозия: Учебник для студентов фармацевтических вузов. -Самара: ООО «Офорт», ГОУВПО «СамГМУ», 2004. - 1180 с. - Куркин В. А., Браслав-ский Б.В., Авдеева Е.В., Правдивцева О.Е., Супильникова А.В. Учебная практика по фармакогнозии: Методические рекомендации для студентов 3 курса фармацевтического факультета. - Самара, 2004. - 55 с. - Куркин В.А., Тарасенко Л.В., Астафьева Н.М., Правдивцева О.Е., Супильникова А.В., Бонцевич А.И. Учебная практика по ботанике: Учебное пособие для студентов 1 курса фармацевтического факультета. -Самара: ООО «Офорт», 2004. - 104 с. - Куркин В. А., Тарасенко Л.В., Какорина Г.И. Поиск нестандартных форм экологического воспитания студентов // «Экология и здоровье человека»: Труды VII Всероссийского Конгресса. СамГМУ. - Самара, 2001. - С. 104-105.
Природа Куйбышевской области / сост. М.С. Горелов, В.И. Матвеев, А.А. Устинова. - Куйбышев: Кн. изд-во, 1990. - 464 с.
Тарасенко Л.В., Правдивцева О.Е. Гербарий кафедры фармакогнозии с ботаникой и основами фитотерапии // «Экология и здоровье человека»: Труды VII Всероссийского Конгресса. СамГМУ. - Самара, 2001- С. 183-184.
Поступила в редакцию 11 ноября 2006 г.